Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 18:13, контрольная работа
Управление трудом, трудовыми и материальными ресурсами, равно как и информационными ресурсами, отнюдь не новые понятия, с которыми мы имеем дело. Однако существенные сдвиги в рыночной экономике и ее динамичное развитие заставляют последовательно изучать и формировать различные оптимизационные модели управления трудовыми ресурсами. Управление появляется там, где необходимо наладить или осуществить какой-либо процесс. Оно формируется там, где хотя бы два человека объединяются для достижения общей цели, при этом возникает необходимость в координации их совместной деятельности, и одному приходится брать на себя обязанности руководителя, управлять, а другому становиться подчиненным и исполнять все его распоряжения.
Введение 2
1. Сущность и характеристика человеческих ресурсов 3
2. Основы управления человеческими и трудовыми ресурсами 7
Заключение 16
Список использованной литературы 19
Труд как экономический ресурс обычно характеризуется численностью работников, их квалификацией, длительностью и интенсивностью выполнения производственных функций. Затраты труда принято оценивать количеством отработанных человеко-часов и расходами на персонал, включающими заработную плату и социальные выплаты.
Труд – это процесс преобразования ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага, осуществляемый и (или) управляемый человеком либо по принуждению (административному, экономическому), либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.
Труд – это всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы (А.Маршалл). Автор рассматривал тесную связь между трудом как источником экономических ресурсов и капиталом. Маршалл в своих работах анализировал те силы, которые действуют на стороне предложения труда, что ведет к нарастающей «слабости» рыночных позиций труда.
Рабочая сила – это способность к труду, совокупность физических и духовных сил, которыми обладает живой организм и использует в производстве. Наиболее убедительной является точка зрения тех экономистов, которые рассматривают рабочую силу как действующие (функционирующие) ресурсы труда, а трудовые ресурсы (трудовой потенциал) как совокупность ресурсов труда общества, коллектива, их потенциальную способность к труду.
Трудовые ресурсы любой страны включают в себя качественные и количественные характеристики. Так, количественный состав зависит от численности и темпов роста населения страны, от состояния здоровья, миграционной подвижности и т.д.; включает в себя следующие трудовые ресурсы, участвующие в производстве:
- основные, представленные населением трудоспособного возраста (в РФ это мужчины 16-59 лет, женщины 16-54 лет);
- дополнительные, представленные лицами нетрудоспособного возраста (учащиеся и пенсионеры).
Трудоспособное население – это основная часть трудовых ресурсов в трудоспособном возрасте, обладающая необходимым психофизическим развитием, знаниями и практическим опытом, способная полноценно участвовать в физическом и интеллектуальном труде. В мировой статистике трудоспособным считается население в возрасте 15-64 лет, и по данным ООН оно составляет около 3/5 всего населения мира.
В любом современном обществе трудоспособное население состоит из 2-х групп: экономически активного и неактивного населения. К экономически активному населению относят людей, занятых общественно полезной деятельностью во всех сферах трудовой деятельности (в общественном или частном секторе), играющих решающую роль в развитии любой страны. Включает в себя 3 категории граждан: занятые, безработные и частично занятые, причем последнюю категорию можно условно разделить на 2 части:
- частично занятые по собственному желанию (т.е. студенты, домохозяйки, пенсионеры);
- занятые неполный рабочий день или неполную рабочую неделю по независящим от них причинам.
В условиях рынка первую часть следует отнести к занятым, а последнюю - к безработным. К экономически неактивному населению относят трудоспособных граждан, занятых учебой с отрывом от производства, домашним хозяйством и воспитанием детей, а также просто бездельников, сознательно не работающих. Качественный состав трудовых ресурсов определяется общеобразовательной, специальной и научной подготовкой, квалификацией работников, их возрастным составом, опытом работы, творческим отношением к труду и т.д. Важное значение для характеристики трудовых ресурсов имеют демографические факторы. Экономико-демографическая научная информация позволяет прогнозировать численность, состав и динамику трудовых ресурсов, их потенциальные возможности как элемента производительных сил общества. На основе демографических данных государство разрабатывает и проводит в жизнь политику в области роста народонаселения, намечает перспективы изменения соотношения численности сельского и городского населения, его миграции и закрепления в малонаселенных регионах; осуществляет программы, обеспечивающие экологическое благополучие, финансирование образования, подготовку кадров, медицинское обслуживание населения и т.д.
Управление человеческими (трудовыми) ресурсами рассматривает людей как достояние производственной организации, как ресурс, который (как и другие ресурсы) надо эффективно использовать для достижения целей. При таком подходе работники рассматриваются как источник неиспользованных резервов. Наиболее часто управление человеческими ресурсами трактуется как мобилизация сотрудников посредством активной работы менеджеров. Для этого применяются следующие подходы:
- отношение к труду как источнику доходов организации;
- создание для каждого сотрудника простора для деятельности, чтобы он мог внести свой личный вклад в общее дело;
- активная социальная политика.
Цель управления человеческими ресурсами – воспитание компетентных и заинтересованных сотрудников, умение их удержать, совершенствование их профессиональной подготовки соответственно всем функциям управления. Именно человек как разумное, мыслящее существо выступает главным факторам не только производства, но и всей организации. Человек – это не только затраты, но и фактор доходов, повышения производительности труда, качества принимаемых решений, а потому экономически целесообразны «капиталовложения» в человека (работника предприятия) с целью поддержания его трудоспособным, создания условий для полного раскрытия его возможностей.
Управление человеческими ресурсами включает ряд взаимосвязанных ключевых элементов, которые вместе образуют цикл:
- анализ рынка труда и управление деятельностью;
- отбор, прием и адаптация работника;
- планирование карьеры кадров организации, их профессионального и административного роста;
- анализ затрат и результатов труда;
- обеспечение рациональных условий труда, создание социально-психологического климата;
- разработка системы мотивации работника; участие в переговорах с профсоюзами;
- разработка социальной политики организации, пенсионная политика;
- разрешение конфликтов.
Обобщая позиции ученых-экономистов по данному вопросу, можно прийти к выводу о том, что управление людьми имеет большое значение для всех организаций и что без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить.
В основу практической политики многих предприятий в области трудовых ресурсов положена теория человеческого капитала, т.е. человек рассматривается в качестве важнейшего вида капитала фирмы, а затраты на оплату труда, создание благоприятных условий деятельности, подготовку и переподготовку, повышение квалификации – как особый вид инвестиций. Согласно данной теории, различия в заработной плате являются направлением неодинаковых инвестиций в человеческий капитал по категориям работников. В результате увеличения таких инвестиций доходы работников возрастают, улучшаются и показатели экономической деятельности фирмы. В настоящее время предприниматели рассматривают затраты на образование, подготовку и переподготовку рабочей силы не как издержки производства, которые необходимо минимизировать, а как производственные инвестиции. «Благосостояние предпринимателей невозможно, если оно не будет сопровождаться благосостоянием рабочих», – писал Ф.Тейлор.
Поэтому вид и количество вознаграждений, предлагаемых организацией, имеет важное значение для оценки качества трудовой жизни, т.е. той степени, до которой работники могут удовлетворить свои важные личные потребности посредством их работы в этой организации. Структура заработной платы в организации определяется с помощью анализа обследования уровня заработной платы, условий на рынке труда, а также производительности и прибыльности организации. Помимо заработной платы, организация предоставляет своим работникам различные дополнительные льготы. Необходимо заметить, что в систему поощрений работников, влияющих на их производительность, должны входить не только деньги, но и профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе.
На основании вышеизложенного процесс управления трудовыми ресурсами можно представить в виде следующей схемы:
Планирование ресурсов:
разработка плана
Набор (наем) персонала: создание
резерва потенциальных
Отбор: оценка кандидатов на рабочие места и отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора.
Определение заработной платы и льгот: разработка структуры заработной платы и льгот в целях привлечения, найма и сохранения служащих.
Профориентация и адаптация:
введение нанятых работников
в организацию и ее
Обучение: разработка
программ для обучения
Оценка трудовой деятельности:
разработка методик оценки
Повышение, понижение, перевод,
увольнение: разработка методов
перемещения работников на
Подготовка руководящих
кадров, управление продвижением
по службе: разработка программ,
направленных на развитие
Заключение
Управление персоналом — область знаний и практической деятельности, направленная на обеспечение организации «качественным» персоналом (способным выполнять возложенные на него трудовые функции) и оптимальное его использование. Оптимальное использование персонала с точки зрения «управления персоналом» достигается за счёт выявления положительных и отрицательных мотивов индивидуумов и групп в организации и соответствующего стимулирования положительных мотивов и «погашения» отрицательных мотивов, а также анализа таковых воздействий. Управление персоналом является неотъемлемой частью качественных систем управления (менеджмента) в концепции контроллинга. В различных источниках могут встречаться и другие названия: управление трудовыми ресурсами, управление человеческим капиталом, кадровый менеджмент, менеджмент персонала.
Управление персоналом включает в себя:
I. Поиск и адаптацию персонала:
Поиск персонала
Знакомство с компанией, правилами, оргструктурой, порядком взаимодействия
II. Оперативную работу с персоналом:
Обучение и развитие персонала
Оперативная оценка персонала
Управление бизнес-коммуникациями
Мотивацию персонала и его оплату
Организацию труда
III. Стратегическую (только долгосрочную) работу с персоналом:
Управление корпоративной культурой
Управление персоналом — одна из важнейших составляющих частей современного менеджмента.
Современное управление персоналом — это система идей и приемов эффективного построения и управления организациями и проектами, при наличии соответствующих контроллинговых систем. Например, системы менеджмента качества, системы (мульти-)проектного управления и т. д. и т. п.
Деятельность по управлению персоналом — целенаправленное воздействие на человеческую составляющую организации, ориентированное на приведение в соответствие возможностей персонала и целей, стратегий, условий развития организации.
К основным методам управления персоналом относят:
Экономические методы — приемы и способы воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена).
Организационно-
Социально-психологические методы (мотивация, моральное поощрение, социальное планирование и т. п.).
При этом необходимо отметить краткосрочность эффективности «негативного» мотивирования.
Эффективность систем оперативного управления персоналом, если используется системный подход, определяется при соответствующем взаимодействии с менеджментом, ответственным за контроллинговую функцию в организации. В общем можно отметить низкую эффективность воздействий на персонал при отсутствии соответствующих систем менеджмента. Например, эффективность воздействий на персонал с целью повышения качества производимой продукции или услуги будет низка, если в организации отсутствует система менеджмента качества. То же касается и эффективного управления проектами и др. видов деятельности. С другой же стороны недостатки и проблемы систем менеджмента легче обнаруживаются и устраняются с помощью грамотного оперативного управления персоналом.