Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:30, шпаргалка
Его цель состоит в том, чтобы объединять и развивать усилия работников, принимая во внимание благосост-е каждого работника и рабочих групп, добивается, чтобы они эффективно работали на благо компании.
УП связано с орг-ей и развитием след.функций упр-я:
1)планир-е ЧР,привлечение,набор,комплект-е штата,увольнение
2)обучение и подготовка, проф.рост
3)усл-я найма, нормы и методы поощрения
4)усл-я труда и предоставление услуг работникам
УЧР-стратегия и целостный подход к упр-ю
наиб. ценными активами орг-и(людьми),кот.
УП-часть
менеджмента,касающаяся работающих сотрудников
и их взаимоотн-й в рамках предприятия.Его
цель состоит в том, чтобы объединять и
развивать усилия работников, принимая
во внимание благосост-е каждого работника
и рабочих групп, добивается, чтобы они
эффективно работали на благо компании.
УП связано с
орг-ей и развитием след.функций упр-я:
1)планир-е ЧР,привлечение,набор,комплект-
2)обучение и подготовка, проф.рост
3)усл-я найма, нормы и методы поощрения
4)усл-я труда и предоставление услуг работникам
5)формал.и неформ.коммуникации в пределах
орг-и и консульт-и м/у представителями
нанимателя и раб-ми на всех уровнях орг-и
6)переговоры и применение соглашений
по з/п и усл-ям труда, процедуры разрешения
или предотвращения споров
Жесткий
подход к УЧР делает акцент на колич.,
измерительном и стратегич.аспектах упр-я,
численностью раб.силы и осущ-ся методами,кот.прим-ся
к любому др.эк.фактору.
Гибкий
подход берет начало в школе чел. взаимоотн-й;
делает акцент на коммуникациях, мотивации
и лидерстве. Вкл-т в себя «обращение с
раб-ми, как с ценным видом активов, источником
конкурентного преимущества в случае,
если они приверженны компании, адаптивны
и обладают выс.кач-вом труда».При таком
подходе центром внимания явл-ся «взаимность»-убежденность,что
интересы работников и рук-ва могут и должны
совпадать.
Цели
УЧР:
* помощь орг-и в приобретении
и удержании необх. квалифицир-ой, приверженной
и мотивир-й раб. силы;
* максимизацию и развитие внутренних
способностей людей-их вклада, потенциала
и статуса на рынке труда - путем создания
возм-тей для обучения и развития;
* развитие высокоэфф-х раб.систем, кот.
вкл-ют «четко структурированные процессы
найма и отбора, системы компенсаций и
стимулов на основе рез-тов труда, деят-ть
по обучению и развитию управленч.кадров,
связанную с потребностями орг-и»;
* становление действенной практики, ориентир-ой
на признание менеджерами ценности сотрудников
как одной из осн. заинтерес-х сторон в
орг-и, и стимулир-е развития сотрудничества
и доверия;
* создание климата, способствующего становлению
эффективных партнерских отношений м/у
менеджерами и их подчиненными;
* культивирование среды, благопр. для
командной работы, и обеспечение гибкости
процессов;
* помощь компании в разработке сбалансированного
и адаптивного подхода к удовл-ю потребностей
заинтерес-х сторон (владельцев, гос.учреждений
или доверительных управляющих, рук-ва,
сотрудников, потребителей, поставщиков
и общества в целом);
* создание усл-й для оценки и вознаграждения
людей по результатам их действий и достижений;
* упр-е разнообразием, присущим трудовым
коллективам, учитывая индив. и групповые
различия в трудовых отн-ях, стилях поведения
и устремлениях;
* создание усл-й для проведения политики
равных возм-тей применительно ко всем
сотрудникам орг-и;
* осущ-е этического подхода к упр-ю, основанного
на заботе о людях, справедл-ти и прозрачности
деят-ти;
* поддержание и совершенствование физического
и морального благополучия работников.
Эволюция
УЧР:
1)Соц реформатор-критика частного
предприним-ва и лишений, на кот.фабриканты
обрекают рабочих, способоствовали появлению
первых управл-х кадрами и опред-ю сферы
их деят-ти (нач.XIX)
2)Служитель благотворит-сти(кон.XIX-нач.
3)Человечный бюрократ-переход от полной
сосредоточенности на благосостоянии
и соц.защите к др.разнообр.орг.задачам(
4)Договаривающийся о согласии-кадровики
добавили к набору своих навыков умение
вести переговоры. Возникли профсоюзы
(после II мировой войны). Правит-во поощряет
назнач-е чиновников по кадрам и учреждает
в университетах 1-е курсы по их подг-ке.
5)Человек орг-и-в конце 1960-х внимание спец-ов
по кадрам переместилось от работы с рядовыми
работниками от лица рук-ва к работе с
рук-вом и интегрир-ю руковод-й деят-ти.
6)Кадровый аналитик-на последнем этапе
перед появлением HR-менеджмента спец-ты
по кадрам пытались применить методики
планир-я труд.ресурсов
Развитие
концепции УЧР
Модель
соответствия УЧР: Мичиганская
школа выдвинула предпол-е, что УЧР и упр-е
орг.структурой должны соответствовать
орг.стратегии (отсюда назв.«модель соотв-я»).
Цикл ЧР состоит из:
1.Отбор - поиск оптимального соответствия
ЧР разл.видам работ.
2.Оценка - управление эффективностью.
3.Вознагр-е: «система вознагр-я – наим.
эффективно и корректно используемый
управленч.инструмент из тех, что применяются
для повышения эфф-ти компании».
4. Формирование высокоэффективных сотрудников.
|àвознагр-е ß |
Отбор àупр-е эфф-ю |
| рез-ты труд.деят-ти
|à формир-еß |
Гарвардская модель: Представители гарвардской школы—М. Биер др.,первыми подчеркнули, что осн.роль в УЧР принадлежит менеджерам сред.звена. Они заявили, что «упр-е ЧР охватывает все управленч.решения и действия, которые влияют на характер отн-й между орг-ей и ее работниками—ее ЧР». Гарвардская школа считала, что УЧР обладает двумя характерными особенностями: 1)большая часть ответственности за обеспечение конкурентно способной стратегии и политики в отношении персонала лежит на рук-лях сред.звена; 2)работники должны вырабатывать правила, кот. направляют развитие деят-ти персонала и прим-ся таким образом, чтобы взаимно усилить оба уровня.
Модель
4С
По мнению исследователей из
Гарварда, эфф-ть рез-тов УЧР следует оценивать
по четырем направлениям:
1)Корпоративная преданность-лояльность
сотрудников по отношению к орг-ии, личная
мотивация и привязанность к своей работе.
Степень преданности работника своей
компании можно оценить, изучив взгляды
работников, уровень текучести кадров,
статистику прогулов, а также проведя
последнюю беседу с сотрудниками, берущими
расчет.
2)Компетентность касается ур-ня квалиф.
работников, их проф.навыков, необх-ти
их подготовки и переподг-ки и потенциала
для исполнения работы более выс. уровня.
Показатель м.оценить через системы аттестации
и подг-ку перечня проф.навыков.
3)Командная согласованность рук-во и
сотрудники разделяют взгляды на цели
орг-и и работают совместно для их достижения.
4)Корпоративная эфф-ть в отн-и затрат касается
эфф-ти операций компании. ЧР должны исп-ся
таким образом, чтобы с наиб. продуктивностью
исп-сь бы их преимущества. Объем выпуска
продукции должен максимизироваться с
наим.затратами ресурсов и материалов,
орг-я должна уметь оперативно реагировать
на возм-ти, предлагаемые рынком, и на изменения
среды бизнеса.
Проблемы,
связанные с моделью 4С
Гарвардская модель предполагает,
что политика в области ЧР должна быть
направлена на повышение уровня каждого
С. В связи с этом основными проблемами
данного подхода являются след.:
• Как точно измерить эти 4 основные переменные.
• Вероят-ть возникновения конфликтов
между эфф-ю с т.зр. затрат и согласованностью
(если стремление к первому означает более
низкий заработок).
• Разнообразие переменных, подходящих
практически к любой ситуации с ЧР. Зачастую
просто невозможно выделить ключевые
факторы, опред-е настоящий характер конкретной
ситуации с ЧР.
• Признание того, что иногда технология
или условия работы делают практически
невозможным повышение уровня любого
из четырех С. Некоторые виды работы являются
грязными, скучными, повторяющимися, и
все равно они должны кем-то выполняться.
УЧР
в разных странах:
Осн.различия
в практике УЧР обусл-ся след.факторами:
а) Культурные факторы, в том числе отношение
к работе, представления о взаимоотношениях
работника с его рабочей группой, понятия
справедливости и честности , роль з/п
и прочих видов матер.вознаграждения как
факторов мотивации.
б) Законодательные. В разных странах существенно
различаются законы и инструкции по предоставлению
равных возм-тей в области занятости, порядок
увольнения,охрана здоровья,техника безоп-ти
на пр-ве
г) Система взаимоотн-й с раб-ми, вкл-я степень
участия гос-ва в разрешении трудовых
споров и конфликтов.
д)Роль гос-ва в обеспечении проф-тех. обеспечения.
Если гос-во уделяет мало вним-я обуч-ю
работников, то компаниям,испытывающим
потребность в квалиф. раб.силе, приходится
уделять их обуч-ю и подготовке больше
своих рес., чем компаниям в развитых странах
с хор.гос.системой проф-тех.образ.
УП
и УЧР
Общие черты:
• Стратегии УП, как и стратегии УЧР, вытекают
из орг. стратегии.
• Оба подх.признают,что
лин.менеджеры отвечают за упр-е раб-ми.
•Кадровая служба предоставляет менеджерам
необходимую консультационную поддержку
для выполнения своих обязанностей.
• Ценности как УП, так и «гибкой» версии
УЧР идентично трактуют «уважение к личности»,
равновесие орг-х и индив-х потребностей
и развитие людей для достижения ими макс.уровня
компетентности, способствуя росту личной
удовл-ти и достижению целей компании.
• Оба подхода признают, что 1 из наиб.существенных
процессов состоит в подборе людей, соответствующих
постоянно меняющимся потребностям компании
- подбор подходящих людей для соответствующих
позиций и развитие работников на местах.
• Оба подхода используют один и тот же
набор инструментов для проведения отбора,
анализа компетентности, упр-я эфф-ю труда,обучения,развития
управленч-х кадров и процесса вознагр-я.
• УП, подобно «гибкой» версии УЧР, придает
большое значение коммуникационным процессам
и активному участию работников в системе
трудовых отношений в компании.
Различия:
1. УП как деят-ть
нацелено на сотрудников, не занимающих
рук. посты, в то время как УЧР, не имея
достаточно четкой направленности, определенно
нацелено на штат рук. работников.
2. УЧР гораздо в большей степени представляет
собой интегрированную деят-ть линейных
менеджеров, в то время как УП пытается
влиять на линейных менеджеров.
3. УЧР подчеркивает важность участия менеджеров
высшего звена в процессе формирования
культуры, в то время как УП всегда подозрительно
относилось к развитию компании и связанным
с ним идеям унитарного и соц-психол.характера.
Сущ-ет и ряд др.отличий и взаимосвязей:
1)УП является практической, утилитарной
и инструментальной областью, сосредоточено
на администрировании
и применении кадровой
политики. УЧР имеет стратегические
параметры и рассм-ет общее размещение
ЧР в пределах компании.
2)УЧР занимается более глобальными аспектами
менеджмента перемен, а не просто последствиями
изменений для принятой в компании практики
работы. УЧР стремится к активному стимулированию
перемен и принятию новых методов
работы.
3)УП носит реагирующий и диагностический
характер. Оно реагирует на изм-я в трудовом
законодательстве, в конъюнктуре рынка
труда, на действия профсоюзов, рекомендуемые
гос-вом кодексы практики и прочие элементы
влияния среды бизнеса. УЧР носит предписывающий
характер и касается стратегий, развития
новых видов деят-ти и разработки свежих
идей.
4)УЧР определяет общие направления
политики компании в области взаимоотношений
в сфере наёмного труда в рамках предприятия.
Т.о., возникает необходимость создания особой культуры в пределах
орг-ии, которая благоприятствовала бы
сотрудничеству и взаимоотн-ям м/у
работниками, обеспечивала бы их приверженность
целям бизнеса. УП, напротив, подвергалось
критике за преимущ.направленность на
коммерч.цели.
5)Расширение и углубление соц.партнёрства
и трудовых отн-й становится всё более
важной функцией УЧР. В эк-ке партнёрство
рассм-ся не только как этическое понятие,
но и как орг.принцип.
6)УП хар-ся краткоср. перспективами, а
УЧР имеет долгосроч. перспективу,стремится
к концентрированию всех аспектов ЧР орг-и
в единое целое и установлению выс. целей
для работников.
7)Подход, характерный для УЧР, предусматривает
необходимость:
-прямых коммуникаций
с работниками;
-разраб. орг.культуры,благопр.для внедр-я
гибких методов работы;
-регулирования конфликтов лидерами рабочих
групп;
-групповой работы и участия раб-в в выработке
коллект. решений;
-улучшения долгосроч.возм-тей работников;
а не только достиж-я уровня конкурентосп-сти
в вып-и своих текущих обязанностей.
ПРАКТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ
Роль менеджера по
персоналу
Служебные функции менеджера
по УП включают работу по подготовке рекл.объявлений
о наборе персонала, по орг-и курсов по
проф.обучению и подг-ке, ведение кадровых
записей, системы з/п, забота о «моральном
здоровье» компании и технике безоп-ти
и т.д. Среди функций менеджера по перс.можно
выделить:
1) Контрольная функция:
• анализ ключевых показателей в области
персонала, в том числе текучесть рабочей
силы, затраты на з/п, кол-во прогулов и
проч.;
• мониторинг эфф-ти деятельности работников
(аттестации);
• подготовка рекомендаций по корректирующим
действиям для линейных менеджеров.
2) Консультативная функция, заключающаяся
в предоставлении отделом личного состава
консультаций в области кадровой политики
и методов работы с персоналом, например:
• кто из работников готов для карьерного
продвижения;
• кого следует направить на те или иные
курсы подготовки;
• какова методика работы и решение трудовых
споров;
• правовое толкование трудовых договоров,
положений техники безопасности и охраны
здоровья работников и т.д.
Работа с
персоналом сопряжена с решением целого
ряда проблем:
(а) Линейные менеджеры могут
усмотреть в действиях менеджера по персоналу
посягательство на свой авторитет и полномочия.
(б) Весьма трудно определить четкие границы
роли персонала, т.е. до какой степени при
принятии операционных произв-х решений
следует учитывать соображения, связанные
с персоналом.
(в) Отдел персонала (отдел кадров) относится
к рук. звену орг-и, но отдельные менеджеры
по персоналу, в силу своих обязанностей
напрямую контактирующие с работниками
орг-и, могут в ряде вопросов в большей
степени принимать сторону работников,
а не рук-ва. В подобной ситуации менеджер
по персоналу будет вынужден проводить
диктуемую рук-вом кадровую политику,
которую лично он полностью не одобряет.
Этические
аспекты управления человеческими
ресурсами
Этика поведения представляет
собой моральные принципы и характер поведения
людей в процессе общественных взаимоотношений.
Примеры этических проблем, которые могут
возникнуть в ходе работы специалиста
по персоналу:
(а) Конфликт между желанием менеджера
по персоналу улучшить качественное содержание
работы и твердым намерением других менеджеров
как можно более широко поддерживать разделение
труда и/или сохранять на постоянном уровне
размера оплаты труда и условий работы.
(б) Под давлением высшего руководства
менеджер по кадрам вынужден прибегать
к намеренным искажениям (подтасовкам
фактов), чтобы обеспечить «протаскивание»
несправедливой кадровой политики в отношении
работников компании.
(в) Менеджер по кадрам лучше других работников
компании осознает имеющую место в компании
несправедливость: некоторые работники
не получают справедл. вознагр-я за труд;
(г) На менеджера по кадрам ложится тяжелая
обязанность принятия решения о сообщении
в правоохранительные органы (в полицию)
о правонарушениях работников компании
(скажем, о фактах воровства) или о нарушениях
законодательства самой компанией-работодателем
(например, серьезные систематические
нарушения законодательства об охране
здоровья на производстве или нарушениях
техники безопасности).
Основные функции системы УЧР:
1) Орг-я: «Орг.дизайн» - процесс развития орг-и,обеспечивающей вып-е всех треб.функций,комбинируя их т.о,чтобы способствовать интеграции и кооперации, и орг-и, которая гибко реагирует на изм-я и способствует развитию эфф.процессов коммуникации.
Планир-е труда-решения по конкрет.должностям, раб.обяз-тям и полномочиям,отн-м м/у раб-ом данн.должности и др.сотрудниками.
Орг.развитие - это процесс стимулир-я, планир-я и реализации программ, направленных на повыш-е уровня эфф-ти функционир-я орг-и и способности гибкого реагирования на изменения.
2) Трудовые отн-я-улучшение кач-ва трудовых отн-й посредством формир-я доверия, развитие позитивного психол.климата.
3) Обеспечение ресурсами
Планир-е ЧР - планир-е будущей
потребности в ЧР с точки зрения количества,
квалификации и компетентности, формулирование
и выполнение планов по удовл-ю этих потребностей.
Наем и отбор - привлечение нужного количества людей, соответствующих требованиям компании.
4) Управление эффективностью труда-достижение макс.рез-тов работы компании, команд и индивид. работников путем упр-я эфф-ю и проведения аттестаций в рамках согласованных целей и требований к компетентности; оценка эфф-сти и повыш-е уровня производит-ти; опред-е и удовл-е потребностей в обуч. и развитии.
5) Развитие человеческих ресурсов
Обучение на орг.и
индивид.уровнях - систематич.развитие
бизнеса по принципу обучающейся орг-и;
предоставление возм-тей для обучения
раб-ов,развития их способностей,карьерного
роста и повышения статуса работника на
рынке труда.
Развитие управленч.кадров – предоставл-е менеджерам возм-ти для обучения и развитие их способности вносить существенный вклад в достижение целей компании.
Упр-е карьерным ростом - планир-е и развитие карьеры людей, обладающих необходимым потенциалом.
6) Управление системами вознаграждения
Системы оплаты труда - развитие структур и систем оплаты труда на основе равенства, справедливости и прозрачности.
Оплата личного вклада - вознаграждение на основе затраченных усилий, полученных результатов, уровня компетентности и умений.
Вознагр-е нефин. характера - признание, повышение степени ответственности и предоставление возм-тей для достижения более выс.трудовых показателей, а также для проф.и личностного роста.
7) Система взаимоотношений
Внутриотрасл.отн-я – упр-е формал. и неформал. отн-ми с проф.союзами и их членами и поддержание этих отн-й.
Вовлеченность и активность сотрудников – предоставл-е раб-ам возм-ти высказывать мнение, обеспеч-е их информ-ей и консультир-е по вопросам, представляющим взаимный интерес.
Коммуникации - генерирование и передача информации, представляющей интерес для сотрудников.