Усадебно-парковые комплексы в туристическо-экскурсионном потенциале РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 22:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является определение туристских возможностей старинных дворцово-парковых ансамблей Беларуси и выдвижение некоторых предложений по более рациональному их использованию как объектов туристических маршрутов и как самостоятельных культурно-исторических и архитектурных достопримечательностей.
Задачи исследования:
Изучить по литературным источникам и интернет-ресурсам старинные усадьбы и дворцы, их историю возникновения, архитектуру и парковую культуру; Выявить их территориальное распределение в привязке к дорожной инфраструктуре и к туристической инфраструктуре, т.е. к зонам прохождения туристических маршрутов либо к зонам отдыха;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1: Туристско-экскурсионный потенциал Республики Беларуси………5
1.1 Структура туристических объектов Беларуси, их познавательная ценность, известность и выразительность……………………………………..5
1.2 Основные направления развития культурно-исторического туризма в Беларуси…………………………………………………………………………11
Глава 2: Усадебно-парковые комплексы в туристическо-экскурсионном потенциале страны……………………………………………………………...17
2.1 Наиболее перспективные дворцово-парковые комплексы ……………...17
2.2 Предложения по использованию культурно-исторического потенциала дворцово-парковых комплексов……………………………………………….31
Заключение……………………………………………………………………...34
Список использованной литературы……………………………………….....36

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент в туризме.docx

— 75.51 Кб (Скачать файл)

 

- Усадьба генерал-лейтенанта Гатовского

Эта усадьба в то время  принадлежала генерал-лейтенанту Михаилу  Гатовскому и включала дворец, флигель, хозяйственный комплекс, парк с садом и березово-липовые аллеи. Дворец был построен в 1890-1893 годах и соединил в себе черты неоготики и французского неоренессанса. Анфилада залов дворца представляет разнообразные стили. Есть залы, оформленные в «романском», «ренессансном», «арабском» стилях. В бальном зале присутствуют черты стиля эпохи Людовика XVI.Здесь же находится и богатая галерея живописи (в основном XIX века) — произведения Семирадского, Айвазовского, Кондратенко. В архитектурном стиле, подобном дворцу, оформлен и двухэтажный флигель. Рядом с дворцом на площади около 10 га был разбит «английский парк» пейзажно-регулярного типа и высажен сад. Сеть дорожек и прогулочный маршрут делят парк на несколько зон, одна из которых примыкает к реке Добасна. Из сада через парк к реке прорыт канал, который можно преодолеть по трем мостикам. Возведенный по заказу генерала Гатовского в конце XIX века, дворцово-парковый ансамбль и сегодня сохранил свой неповторимый шарм.

- Дворцовый комплекс Сапегов (руины)

Дворец в Ружанах прекрасен, насколько прекрасными могут  быть руины. Подобно римскому Колизею  романтические развалины  бывшей резиденции рода магнатов Сапег украшают пейзаж белорусского местечка. Ажурные аркады, портик дворцового фасада, многоэтажные подземелья (говорят, что подземные ходы ведут  к Березе, Коссово, Слониму, а сами подвалы настолько глубоки, что на самой их глубине от недостатка кислорода гаснут свечи) и въездная  брама, выполненная  в виде триумфальной арки, — это все, что осталось от былого величия. Между тем, в Ружанах знали  как принимать титулованных особ и делали это с успехом. Предания  известной белорусской семьи, всерьез претендовавшей на престол, утверждают, что в Ружанском замке Иван Сапега принимал короля и великого князя Жигимонта Старого еще в начале 16 века. Здесь же хранился знаменитый родовой кубок Сапег. Сосуд, сделанный из горного хрусталя,  вмещал  более трех литров вина. Его подносили, угощая исключительно коронованных особ. Первоначально резиденция Сапег напоминала скорее неприступный замок, нежели утонченный дворец. Двухэтажное здание было укреплено тремя башнями, в подземельях хранился солидный военный арсенал, запасы продовольствия и бочки с вином, государственные документы,  казна княжества и архив рода. В 1655 году в стенах замка нашла убежище  Виленская капитула, спасавшаяся  от войск царя Алексея Михайловича. Тогда в Ружаны привезли  мощи Св. Казимира — небесного покровителя Великого княжества Литовского.  В память об этом событии в 1791 году на кладбище была возведена часовня. Междуусобные войны между влиятельными белорусскими фамилиями в конце 17 века ввергли Ружаны в упадок. Осенью 1700 года в кровавой битве под Олькениками на ошмянской земле наемные войска Сапег были полностью разбиты двадцатитысячным шляхетским ополчением. Конфедераты разграбили Ружаны и разрушили замок. Весной 1706 года, во время Северной войны, в Ружаны вошел шведский король Карл XII. Он был разочарован, увидев разграбленный еще до его прихода замок. Во второй половине 18 века канцлер Александр Сапега поднял из руин родовую резиденцию. Перестройка разрушенного замка в дворцовый ансамбль связана с именем Яна Самуэля Беккера, придворного архитектора Сапеги. Комплекс был задуман как сочетание главного и двух вспомогательных корпусов, объединенных мощной аркадой монументальных въездных ворот-брам между флигелями. Общий барочный характер архитектуры переплетается с элементами классицизма, проникшими в белорусское зодчество с 70-х годов XVIII в. Планировочное построение ансамбля имеет выраженный симметричный характер. В замкнутом пространстве обширного парадного двора (его площадь около 1,5 га) центральное место отведено под главный корпус. Он представляет собой сочетание двух объемов разной величины, в большем из которых сосредоточены зал, вестибюль и парадная лестница. Расположение главных и более высоких помещений в бельэтаже обусловило основное членение фасада на цоколь, парадный этаж и верхний полуэтаж, объединенные общим коринфским ордером. Нарастающая к центру декорация фасада подчеркивает главенствующее значение его средней части, а применение спаренных колонн и раскрепованных карнизов еще более увеличивает ее пластику. Окна дворца богато оформлены, скульптурные детали изящно прорисованы. Внушительно исполнены главные въездные ворота, представляющие настоящую триумфальную арку. Они имеют центральный проезд и два боковых прохода. Нижняя часть ворот рустована, а верхняя — украшена картушем и гирляндами, вырезанными из мореного дуба. Дерево использовано также в полуциркульной ажурной аркаде между дворцовыми корпусами.

Перестроенная резиденция из неприступного замка превратилась в утонченный дворец — белорусский Версаль. За участие Сапег в восстании против русских войск в 1830 — 1831 гг. ружанские владения были конфискованы, вывезены в Россию  уникальная библиотека и архив. Более столетия в дворцовых залах располагалась ткацкая фабрика. В годы Первой мировой войны здание вновь подверглось разрушениям. Реставрацию 1930-х годов прервала Вторая мировая. После боев 1944 года древние стены восстанавливать не стали. Но даже развалины продолжают манить искателей приключений. До сих пор в ходу легенды о сундуках с золотом, "забытых" в тайных хранилищах.

 

- Дворцово-парковый  комплекс «Несвиж»

Несвиж -  зто город в центре Беларуси, который прочно вошел в историю страны, став ее неотъемлемой частью. Самой грандиозной постройкой города стал  Несвижский замок-дворец. Этот дворец сохранился в Несвиже до наших дней. Он является одной из составляющих Несвижского дворцово-паркового ансамбля. Несвиж, согласно летописям, известен с XIII в. Один из его князей - Юрий Несвижский - в 1224 г. принимал участие в битве с татарами на Калке. После включения земель Белоруссии в состав Великого княжества Литовского несвижские князья владели своим уделом с XIII по XV вв. на условиях несения военной службы. В 1492 г. великий князь Александр передал город князьям Кишкам, а в 1513 г. княжна Анна из этого рода вступила в брак с Яном Радзивиллом («Бородатым»), к которому и перешел Несвиж. Теперь неясно, какие причины заставили несвижского князя Николая Радзивилла («Сиротку») приказать в мае 1583 г. начать на месте старого деревянного замка строительство современной фортеции. Вполне вероятно, что причиной послужил неожиданный пожар. Однако не исключено, что на князя оказала влияние европейская фортификационная практика. В пользу этого свидетельствует и то, что зиму 1580-81 гг. Радзивилл провел в Италии, где мог собственными глазами видеть и должным образом оценить тогдашние достижения итальянского военного зодчества14. И, думается, совсем не случайно новый замок было поручено построить итальянскому архитектору Джиованни Бернардони. Неизвестно, сооружал ли он ранее фортеции. Тем не менее, вера в его способности и талант были настолько велики, что Николай Радзивилл даже выехал в паломническое путешествие в Палестину, разрешив вести строительные работы без него. Несвижский замок возвели на полуострове, на правом берегу реки Уши, подпертой плотиной, которая образовала два пруда - Паненский и Пионерский. Окруженный широким водяным рвом, где уровень воды регулировался, Несвижский замок был фактически островным, с двумя водными рубежами. Попасть в замок из города можно было только по длинному деревянному мосту, который шел через озеро, и в случае опасности легко разбирался. Этот мост доходил до оборонительного рва с переброшенным через него подъемным мостом. За замковыми укреплениями стояло три отдельных каменных корпуса, образующих внутренний двор.

Центральный корпус, поставленный напротив въездных ворот, занимал сам  Радзивилл. Это было трехэтажное здание с небольшими восьмигранными башнями по углам (сохранились с незначительными изменениями до сегодняшних дней). Слева от него трехэтажный казарменный корпус с высокой дозорной башней, а справа — двухэтажное хозяйственное здание. Разобщенные корпуса в последующие века перестраивались и объединялись архитектурными вставками, образовав замкнутый парадный двор.

Центральный корпус, перестроенный  в XVIII в., выделяется своим архитектурно-художественным решением. Фасад его пластичен  благодаря применению пилястр, рельефной  декорации, скульптурных заставок. Особенно обильна лепка высокого фронтона с гербом. В это же время с  тыльной стороны корпуса появляется двухэтажная пристройка с террасой и башенками. Башня с аркой въезда в замок вынесена вперед к мосту через ров в виде парадной брамы, характерной для белорусского зодчества. Арка переходит в тоннель со сводами, который прорезает насыпной вал и выходит во двор напротив центрального корпуса. Такой прием создал интересную глубинную перспективу. Живописный вид открывается на дворцово-замковый комплекс с дальних точек обзора: сложное сооружение со стройными башнями и башенками, поставленное на высокий земляной стилобат среди воды и зелени парка. Дворец интересен не только своими наземными сооружениями, но и многочисленными подвалами, подземельями и склепами. В вале, который окружал замок, были сделаны многочисленные помещения для прислуги и хозяйственные склады. Здесь даже размещались конюшни.  Парковый ансамбль Несвижа представляет собой пять различных по художественному облику и настроению парковых композиций общей площадью более ста гектаров. Замковый или Антониев парк окружает дворцовые корпуса. Старый парк или озерина разместился подле замка - отличается большим разнообразием пород деревьев и кустарников. За старым парком по той же стороне пруда тянулся Японский сад. На противоположной стороне пруда - напротив Старого парка находится Новый, или Марысин парк - там когда-то находился Лебединый луг с круглым прудом и Островом любви посредине.  С востока Марысин  парк  завершается  Русским  лесом. Несвиж овеян тайнами и легендами. Своей таинственностью он обязан в первую очередь клану Радзивиллов. Судьба знатного рода тесно переплелась с судьбой города. Среди городских легенд самые известные – это история о Черной Даме - призраке Несвижского замка, и о сокровищах  Радзивиллов.  Дворец Радзивиллов в Несвиже - это не только резиденция князей. Это мистический палац и одно из самых загадочных мест в Беларуси. Несвижский замок - одна из трех достопримечательностей Беларуси, внесенная в список мирового наследия Юнеско. Внесение в список произошло совсем недавно, в 2005 году. Это стало важным событием в культурной жизни Беларуси. Несвижский замок (или Несвижский дворец) - это свидетель ярчайших и важнейших событий в истории Беларуси. Несвижский замок, родовое гнездо местных Радзивиллов, в свое время был не только великосветским замком, но и богатым культурным центром, средоточием средневекового искусства. В 12 величественных залах размещалась библиотека на 20 тыс. томов, портретная и картинная галереи, которые насчитывали более тысячи полотен, принадлежавших кисти различных известных и неизвестных художников, богатая коллекция европейского, арабского, японского и китайского оружия, знаменитые слуцкие пояса, кореличские и несвижские шпалеры, огромная коллекция монет и медалей, роскошная мебель и другие предметы.

В 1706 году Замок был разрушен шведами и восстановлен лишь в 1726 году. На этот раз он приобрел менее  воинственный и более утонченный внешний вид. Архитекторы, отстраивавшие  замок заново, придали ему черты  стиля барокко. Свой окончательный вид Несвижский дворец приобрел лишь во второй половине 18 века. Замок был реконструирован я после сильного пожара в 2002 году. Параллельно здесь также проводились археологические раскопки. Некоторые принимают их за склепы или знаменитые Радзивилловские подземелья. Однако, по словам археологов, это лишь малая часть того, что действительно находится под дворцовым фундаментом.

В скором будущем это прекрасное историческое место откроет свои двери для всех желающих. В Несвижском замке будет располагаться гостиница, что позволит туристам наиболее глубоко прочувствовать  дух эпохи,  присутствующий в этом старинном ансамбле, и насладиться видами чудеснейшей природы Беларуси. А если захочется культурных  развлечений, то можно посетить Мирский Замок, который являлся летней резиденцией Радзивиллов. Там регулярно организуются всевозможные музыкальные концерты,  конкурсы, феерические представления.

 

2.2 Предложения по использованию культурно-исторического потенциала дворцово-парковых комплексов

 

После  всех  изученных  мной  литературных  материалов  по  данной  теме,  после  ознакомления  с  печатными  статьями     и использования  информационных  интернет - ресурсов,  с  одной  стороны,  мне  бы  хотелось обобщить все  уже  имеющиеся возможные  пути использования  культурно-исторического,  познавательного, эстетического  потенциала дворцово-парковых  комплексов, а с другой стороны, наверняка среди них окажутся  какие-то новые предложения:

- включение дворцово-парковых  комплексов как объектов в  уже имеющиеся познавательные маршруты;

- создание различных тематических  маршрутов, куда будут включены  только родовые дворцы и усадьбы,  но которые будут отвечать  заданной тематике, например, по  определенному архитектурному стилю,  либо  все усадьбы одного старинного рода

- создание на базе дворцово-парковых комплексов различного рода музеев: краеведческий, этнографический, либо  музей, в котором собраны уцелевшие коллекции владельцев;

- организация в уцелевших  зданиях дворцов своеобразных  кинотеатров с показом ретроспективных фильмов;

-   использование   старинных  дворцов и усадеб  для проведения конференций;

-  создание на базе  дворцово-парковых ансамблей или  вблизи их домов отдыха, санаториев, пансионатов;

- одним из возможных  способов повышения эффективности  использования потенциала дворцово-парковых  комплексов в туристском освоении  может стать создание территориальных  образований (культурно-исторические  территории, национальные или рекреационные  парки, представляющие собой целостную  экономическую структуру), где в  комплексе сочетались бы культурно-исторические объекты, культурные ландшафты, умения ремесленников, поваров, а также национальные праздники, традиции15;

- создание литературно-музыкальных  салонов, постановка любительских  спектаклей, проведение балов, организация  фестивалей, посвященных памятным  датам, приглашение в усадьбу  известных писателей, художников, артистов, которым предоставлялся  бы творческий отдых в усадьбе;

- в расположенных вблизи  усадебных комплексах возможно  создание природно-исторических  парков. В основу их создания  может быть положен географический  принцип, исторический (серия комплексов, связанных одним историческим  событием), мемориальный (серия комплексов, объединенных памятью об одной  и той же исторической личности, места работы одной группы художников).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Результатом данной работы подтверждается высокий культурно-исторический потенциал Беларуси,  в  частности, потенциал дворцово-парковых комплексов – высокая историческая ценность, интересные и оригинальные архитектурные  исполнения, эстетическая привлекательность. В  процессе проведения исследований по территориальному распределению  историко-культурных объектов было определено,  что наиболее перспективными направлениями  развития туризма в целом являются западные и северо-западные районы с  концентрацией исторических объектов по районам:  Берестейская земля, Пружанско-слонимский район, дорога Замков (Лида – Несвиж), Гольшанская земля, Нарочанский край, Браславщина, Полоцкая земля.

К сожалению, проделанные  мною исследования показали, что достаточно большая часть архитектурных  памятников не сохранилась до наших  дней либо находиться в плачевном состоянии. На этот счет ЮНЕСКО уже давно бьет тревогу по поводу: «проблемы сохранения ценных природных и историко-культурных территориальных комплексов. И это проблема не только последних лет, уже с начала 1990-х годов в мире особое внимание начинает уделяться культурным ландшафтам как особому типу наследия, обеспечивающему взаимодействие, взаимопроникновение и взаимозависимость природных и культурных компонентов наследия. В качестве культурно-ландшафтных феноменов начинают исследоваться выдающиеся по художественным характеристикам и исторической значимости дворцово-парковые ансамбли, дворянские усадьбы, монастырские комплексы, поля сражений, археологические комплексы». Одним из возможных путей сохранения культурно-исторических объектов может быть создание так называемой СЭЗ «Золотое кольцо Беларуси».

Информация о работе Усадебно-парковые комплексы в туристическо-экскурсионном потенциале РБ