Участие предприятий малого бизнеса в ФПГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 11:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определить проблемы и роль в экономике малых предприятий и ФПГ, установить возможные пути коммуникационных связей между этими контрагентами.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
установить условия существования и развития предприятий малого бизнеса;
определить преимущества и недостатки деятельности малых предприятий;
рассмотреть роль предприятий малого бизнеса в экономике России;
изучить формы интеграции больших и малых предприятий;
изучить сущность ФПГ и процесс взаимодействия предприятий малого бизнеса с ними

Вложенные файлы: 1 файл

21- МАРИНА.doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

ПРОФЕССИАНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ  И ИНФОРИАТИКИ»

МИНСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

КАФЕДРА ______вписать___________

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По предмету «Менеджмент финансово-промышленных групп»

На тему: «Участие предприятий малого бизнеса в ФПГ»

 

 

 

Выполнила:

Экстерн группы №61, __вписать_ курса

Специальность МО

Соловьева Марина Александровна

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

Минск 2013

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Важную роль в формировании антимонопольной структуры рынка, в преодолении не только ведомственного, но и экономического монополизма  играют малые предприятия. Им принадлежит  особое место в становлении новой  социальной структуры нашего общества, в решении социально-экономических проблем, которые не могут быть решены более крупными хозяйственными структурами в силу громоздкости их аппарата управления, неповоротливости в условиях рыночной экономики, отсутствия у них обратных связей с потребителями. Наличие малых предприятий в экономике значительно децентрализует всю систему управления и способствует более рациональному распределению функций в системе общественного разделения труда.

Малые предприятия, как  правило, относят к сфере рискового бизнеса, так как из каждых десяти выживают только два-три. Часто их возглавляют ученые, инженеры, изобретатели, желающие как можно быстрее внедрить свои идеи, изобретения или разработки. Кроме того, малый бизнес позволяет решить и некоторые из социальных проблем, возникающих в условиях рыночного хозяйства, например проблемы занятости, увеличения доходов, активизации творческого потенциала человека, его семьи или небольшой группы людей, объединенных общим интересом.

Вместе с тем крупные  фирмы на определенном этапе своего роста начинают страдать от так называемого "синдрома большого бизнеса", связанного с усложнением системы управления, падением ее эффективности в установлении прямых и обратных связей с окружающей средой, в реакции на запросы потребителей. В этом случае крупные фирмы сознательно упрощают структуру управления, освобождая ее от начинающей работать на себя бюрократической пирамиды вычленением нескольких малых предприятий и наделением их самостоятельностью. Эти малые предприятия дополняют большой бизнес, повышая его мобильность и эффективность.

Таким образом, малый бизнес возникает, как правило, либо самостоятельно, при поддержке государства и  различных финансовых фондов, либо как зависимый от большого бизнеса, и нацелен на повышение эффективности последнего.

Малое предприятие - это  предприятие, основанное на предпринимательских  принципах. Это предприятие, которое  характеризуется максимальной гибкостью  и независимостью, в котором владелец, как правило, сам выполняет административно-управленческие обязанности. Это предприятие, которое воздействует, прежде всего, на локальный рынок. Конечно, в таком предприятии ограничено количество занятых работников, объемы производства или услуг, хозяйственный оборот, стоимость активов, размер уставного капитала. Феномен малых предприятий, являющийся устойчивым фактором экономического развития, основан на возрождении созидательного потенциала личности, на стремлении противостоять гигантомании в производстве, на децентрализации управления и распределения финансовых рынков.

Актуальность темы работы заключается в том, что дальнейшее развитие рыночной экономики непосредственно  связано с дальнейшим совершенствованием деятельности предприятий малого бизнеса, их активном сотрудничестве с финансово-промышленными группами (ФПГ). Одной из проблем является установление и расширение интеграционных связей малого и крупного бизнеса.

Цель работы: определить проблемы и роль в экономике малых предприятий и ФПГ, установить возможные пути коммуникационных связей между этими контрагентами.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие  задачи:

  • установить условия существования и развития предприятий малого бизнеса;
  • определить преимущества и недостатки деятельности малых предприятий;
  • рассмотреть роль предприятий малого бизнеса в экономике России;
  • изучить формы интеграции больших и малых предприятий;
  • изучить сущность ФПГ и  процесс взаимодействия предприятий малого бизнеса  с ними

Предметом исследования является процесс взаимодействия предприятий малого бизнеса и ФПГ.

 

Глава 1. МАЛЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ: РОЛЬ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

1.1 Условия существования предприятий малого бизнеса

Исторический опыт развития малого предпринимательства в российской экономике свидетельствует о  том, что предприятия малого бизнеса не могут развиваться, если не созданы условия вообще для функционирования предпринимательства, если не создано в экономике то, что называется предпринимательской средой и закреплено стабильностью экономики. Этот опыт свидетельствует и о том, что мелкое производство не может развиваться само по себе вне связи со всей системой экономических отношений. Малое предпринимательство не может развиваться в полном объеме при ограниченности его форм. Если какие-либо формы малого бизнеса игнорируются, не учитываются, сдерживаются, то деформируются и те, что разрешены [1].

Для России развитие предприятий малого бизнеса - жизненно важная задача, так как именно он может стать той важной основой, с помощью которой будет осуществлен поворот к позитивным хозяйственным процессам. С помощью малого бизнеса может быть создана предпринимательская хозяйственная среда, т.е. реальное становление рынка: освоение ресурсов; расширение сфер, развитие которых возможно на базе малых хозяйственных форм; создание новых рабочих мест; организация новых услуг.

Становление предпринимательской  среды предполагает не выбор отдельных  сфер, где должно развиваться предпринимательство  и не выделение отдельных предпринимательских  структур, создание многообразных предпосылок  для того, чтобы предпринимателем мог стать каждый, кто на это способен. Единственным приоритетом в развитии предпринимательства в современных условиях должно стать производство, что в принципе не означает осуждение, административное или экономическое, сдерживание других видов предпринимательской деятельности. Причем развитие многообразных форм предпринимательства должно сопровождаться постоянным отслеживанием и отработкой тактических шагов по стимулированию его определенных видов сугубо экономическими методами, иначе возникает опасность усиления теневых и криминальных процессов. Опасность этих процессов возникает также и тогда, когда ослаблено экономическое государственное регулирование, когда игнорируется учет стратегического выбора и выбираются неадекватные потребностям хозяйства тактические шаги. Роль государства в данном случае трудно переоценить, поскольку оно выбирает стратегию и тактику развития.

В основе тактических шагов  государства должен лежать принцип  наращивания предпринимательского опыта, укрепления и расширения предпринимательской  среды, формирование предпринимательского менталитета как формы хозяйственной идеологии. Только в таких условиях малый бизнес справится с задачами, которые могут быть решены на его основе: демонополизацией экономики, устранением в ней консерватизма, развитием конкуренции; приватизацией и созданием гибких производственных структур разнообразных форм собственности, развитием хозяйственной инициативы; расширением динамизма экономики, сочетанием крупного и малого бизнеса в осуществлении структурных сдвигов, формированием системы горизонтальных связей, созданием локальных и межрегиональных рынков; формированием приоритетов в восстановлении товарного рынка, развитием научно-технического прогресса и внедрением его результатов в экономику; ослаблением безработицы, разрешением проблем беженцев, инвалидов, малоимущих и т.п.

Малый бизнес в экономической  хозяйственной структуре не должен вырываться из общей системы хозяйственной  политики в стране по схеме -ему "карт-бланш", а крупному производству - преграды. Развитие и поддержка малого и крупного производства должны диктоваться хозяйственной целесообразностью и эффективностью [2].

При определенных условиях развитие малого бизнеса может послужить стимулом общего подъема экономики, преодоления спада производства, экономического и социального кризиса и в связи с этим ему необходимы четко определенные льготы и преференции.

Из опыта стран с  рыночной экономикой известно, как  влияет на роль, место, положение малого бизнеса общее состояние и  социально-экономический уровень  развития страны. Интенсивный рост в них числа малых предприятий, обусловленных появлением новых технологий, видов оборудования и техники, научных разработок, эффективно используемых именно в малом производстве, качественными переменами в развитии многообразных отраслей инфраструктуры, создании их новых форм и особенно в средствах связи и информации, с одной стороны, а также рост образовательного и квалификационного уровня населения и работников, с другой стороны, привели поистине к революционному скачку в малом бизнесе и в рыночной экономике. Этому же способствовала и индивидуализация потребления, изменившая во многом направленность производства, его привычные и устоявшиеся ранее приоритеты.

Производственные возможности  малых форм состоят из тех ниш, которые большие фирмы оставили пустыми, а малые видят в них возможность добиться наибольшей прибыльности. Причем малый бизнес не выступает чем-то изолированным от общей экономической системы, он - ее органическая и неотъемлемая часть. Он содействует становлению новой социально-экономической среды и является одновременно ее продуктом . Экономические возможности всегда будут существовать в экономических системах, поскольку возможности связаны с потребительскими нуждами, а они, в свою очередь, бесконечны. Поэтому, если верно то, что малый бизнес не мог бы существовать, если бы не было разных уровней эффективности в экономической системе, то ясно также и то, что малый бизнес не существовал бы без свободы бизнеса вообще, или, если бы социальная система не признавала ценность предпринимательства, или, если бы индивиды, как главный ресурс любой системы, не имели бы мотиваций к собственному бизнесу [3]. Малый бизнес органично включается в хозяйственную структуру, в конкурентную среду, в общественное разделение труда, не подменяя собой те сферы, где эффективно развитие других форм организации предпринимательства - среднего, крупного национального, а также транснационального, кроме того, малое предпринимательство оказывает влияние на экономическое поведение крупных фирм. Это выражается и в том, что крупные предприятия, используя опыт малого бизнеса, структурируют свои подразделения в пользу мелких, во-первых. Во-вторых, это выражается и в том, что, опираясь на опыт предприятий малого бизнеса, крупные предприятия предоставляют своим подразделениям большие хозяйственные свободы, большую самостоятельность в выборе и принятии тактических решений. В-третьих, у крупных предприятий (впрочем, так же, как у малых) появляется стремление к взаимовыгодному взаимодействию (отношениям субподряда, венчурному финансированию, выполнению определенных заказов)[4]. Учет опыта деятельности предприятий малого бизнеса в крупном бизнесе вовсе не означает, что последний поступается какими-либо из своих принципов. Крупные предприятия строят свою предпринимательскую деятельность на иных, чем малый бизнес, началах, но их взаимодействие в рыночных экономиках дает положительный хозяйственный эффект.

С точки зрения отношений  собственности, малые предприятия  могут быть государственными, акционерными, кооперативными, частными. Но чтобы стать малыми предпринимательскими структурами, их деятельность должна, независимо от социальной принадлежности, носить отчетливо выраженный частно- предпринимательский характер. Если этого не будет, такие предприятия не будут иметь к малому бизнесу прямого отношения. Это будут структуры некоммерческой направленности, выполняющие определенные общественные функции, но могущие существовать и воспроизводиться только при условии, если основная часть предприятий страны, т.е. предприятий их окружающих, будет носить предпринимательский характер. Независимо от того, кто является собственником предприятия малого бизнеса - государство, кооператив, акционерное общество или частный владелец, он собственник и он руководит деятельностью малого предприятия, берет на себя бремя ответственности за него и пускается на предпринимательский риск [3].

Единство собственника и управленца обеспечивает преимущества предприятию малого бизнеса, его адаптивность к меняющимся условиям, быструю на них реакцию, эффективность хозяйствования.

Гибкость и мобильность предприятий малого бизнеса определяется небольшой численностью занятых на них работников. Здесь важно отметить возможность реализации творческого хозяйственного начала в малом бизнесе. Малое предпринимательство можно квалифицировать как особый творческий тип экономического поведения. Оно базируется на энтузиазме, свободе выбора решений, продуманном или интуитивно выбранном риске, с одной стороны, и создании атмосферы взаимопонимания, доверия, неформального общения, дружеских пожеланий и советов при достижении общих целей предприятия, с другой. Именно поэтому малому предпринимательству свойственна инициативная творческая деятельность, связанная в то же время со значительным риском, ограниченного числа заинтересованных лиц. При известном разграничении функций между всеми работниками малого предпринимательского коллектива важным условием его эффективной работы является взаимозаменяемость работников, их дублирование в случае необходимости, взаимопомощь и поддержка друг друга, т.е. основная часть тех начал, которые неприемлемы или мало приемлемы для крупного производства, где четкость и разграниченность функций решают все [6]. Мобильность важна не только в реакции на внешние условия, но и во внутренней структуре, быстрая реакция и переориентация внутри предприятия дают не меньший эффект, чем подвижность внешняя. Однако для использования таких принципов во внутрихозяйственной организации и получения на их основе экономического эффекта в масштабе страны должно пройти достаточно много времени в становлении и развитии малого предпринимательства. Отсюда следует несколько выводов. Первый - нельзя напрямую заимствовать и переносить на неподготовленную почву организационные структуры малого предпринимательства других стран, в том числе и накопившие большой и эффективный опыт развития. Второй - предпринимательство - целая наука и в одночасье малое государственное предприятие не станет структурой малого бизнеса. Поэтому простое разделение крупного предприятия на более мелкие структурные части еще не означает становления малого бизнеса. Третий - при всей демократичности малого бизнеса, в его конкретной организационной структуре отношения собственности и управленческого начала должны быть отрегулированы правовыми методами. Четвертый - малым бизнесом могут заниматься любые собственники, но важно, чтобы отношения собственности были четко определены законодательными и правовыми актами [6].

Информация о работе Участие предприятий малого бизнеса в ФПГ