Феномен «лидерство»: понятие и сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 16:45, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотреть основные характеристики лидера, его стиль, методы и типы влияния.
Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач:
- определить понятие и сущность лидера;
- разобрать становления понятия лидерства;
- выделить основные концепции личностных качеств лидера

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА В СИСТЕМЕ РУКОВОДСТВА.
1.1.Феномен «лидерство»: понятие и сущность
1.2. Специфика организационного лидерства
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ЗНАЧЕНИИ ЛИДЕРСТВА.
2.1.Характеристики способствующие формированию лидерства в группе
2.2. Роберт Свои – лидер группы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Вложенные файлы: 1 файл

Структурные теории лидерства 1.docx

— 58.41 Кб (Скачать файл)

А.А. Урбанович выделяет следующие различия между руководством и лидерством:

- « функционирование: руководство выступает как процесс правовой организации и управления совместной деятельностью членов организации, а лидерство – как процесс внутренней социально-психологической самоорганизации коллектива и управления общением и деятельностью;

- социальная роль руководителя и лидера: руководитель является посредником социального контроля и власти, лидер – субъектом групповых норм и ожиданий, которые спонтанно формируются в межличностных отношениях;

- регламентация деятельности: деятельность руководителя регламентируется соответствующим правовым обеспечением, деятельность лидера обеспечивается морально-психологическими нормами совместной деятельности;

- режим внешних связей: руководитель представляет группу во внешней организации и решает вопросы, связанные с ее официальными отношениями вовне, лидер в своей активности ограничен внутригрупповыми отношениями;

- стабильность, устойчивость: руководство – явление более стабильное, лидерство подвержено влиянию во мнениях и настроениях членов группы, организации».10

Таким образом, в настоящее  время в отечественной литературе различаются как минимум два  концептуальных взгляда на лидерство:

- классический западный, где под организационным лидером преимущественно понимается первое лицо организации;

- классический отечественный, где лидерство традиционно разделяется на формальное (должностное) и неформальное (социальное).

Несомненно, разделение лидерства  на формальное (руководство) и неформальное очень удобно для рассмотрения особенностей его проявления в неформальных группах, так как позволяет выделить социально-психологическую составляющую данного определения. Можно утверждать, что отечественная психология значительно продвинулась в изучении закономерностей проявления и становления неформального лидерства в малых группах, о чем свидетельствует множество работ и диссертаций, защищенных по подобной тематике в последние десятилетия.11

Однако подобное разделение вносит путаницу при рассмотрении организационного лидерства. Как отмечал Суньцзы, «разделение большого на многое малое превращает это большое в малое»12. И в контексте организационного лидерства сложно рассматривать формальное и неформальное лидерство раздельно, так как эти феномены взаимопереплетаются и дополняют друг друга. В любом конкретном случае нельзя точно сказать, что сотрудник подчиняется руководителю исключительно только потому, что последний наделен формальными, должностными, правами, или потому, что руководитель обладает авторитетом как лидер. Поэтому реальное лидерское поведение руководителя бывает неотделимо от руководящей позиции, которую он занимает, управляя группой, мобилизуя и направляя ее на выполнение общегрупповой задачи.

В контексте организационного лидерства более плодотворно оказывается не противопоставление этих феноменов, а рассмотрение их в совокупности. Ведь, несмотря на ряд очевидных различий, выделяется и прямое сходство между лидерством и руководством.

По мнению Р.Л. Кричевского: 

– «во-первых, оба феномена по сути представляют собой две стороны единого процесса управления людьми;

– во-вторых, они тождественны в элементарном выражении. Так, лидерство описывается «вертикальным» отношением «лидер – последователи», а руководство – аналогичным отношением «руководитель – подчиненные»;

– в-третьих, для обоих  феноменов характерна реализация влияния  в системе неформальных (психологических) отношений»13.

Делая вывод, можно сказать, что все функции руководителя опираются на искусство лидерства и их успешное выполнение зависит от овладения руководителем методами и навыками лидерства. К тому же в деятельности любого руководителя присутствует психологическое, в том числе лидерское, начало, которое преломляет все инструкции и алгоритмы взаимодействия с подчиненными.

Интересным является подход Г. Минцберга, где социальное лидерство – это одна из ролей, которую играет руководитель в практической деятельности. Соответственно, руководитель может как использовать эту роль, так и отвергать по различным причинам, то есть может быть лидером, а может и не быть им. В случае объединения этих двух ролей руководитель получает возможность влиять на процессы самоорганизации коллектива, сближает личностные и групповые потребности, а также может более полно отражать интересы коллектива во внешних инстанциях.14

 

 

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ЗНАЧЕНИИ ЛИДЕРСТВА.

2.1.Характеристики способствующие  формированию лидерства в группе

Сложность роли лидера, находящегося в стадии становления, может быть раскрыта путем рассмотрения тех многообразных функций, которые входят в позицию лидера.

Специфика функций лидера обусловлена особенностями группы, которой он руководит: в демократичных" группах решающее значение имеют совершенно другие функции, нежели в "авторитарных". Однако, это не значит, что руководить группами с демократичной структурой легче, чем с авторитарной, просто эти функции заметно различимы.

 

Функции лидерства  формальных руководителей первичных  коллективов и крупных организаций15.

Лидер как администратор. Наиболее очевидной для лидера является роль верховного координатора деятельности группы. Независимо от того, сам ли он разрабатывает основные направления деловой политики или они предписываются ему сверху, в круг его ответственности неизменно входит функция наблюдения за, исполнением. Причем сущность административной функции заключается не в самостоятельном выполнении работы, а в предписании ее другим членам группы.

Лидер как планировщик. Лидер часто принимает обязанности разработчика методов и средств, при помощи которых группа достигает целей. Эта функция может включать в себя как определение непосредственных шагов, так и разработку долгосрочных планов деятельности. Часто лидер является единственным хранителем плана действий, он один знает дальнейшие пути, все остальные члены группы знакомы лишь с отдельными, не связанными между собой частями плана.

Лидер как политик. Одной из важнейших функций лидера является установление целей и основной линии поведения группы. В основном групповые цели и методы их достижения имеют три источника:

1. Указания сверху, получаемые группой от руководства в соответствии с субординацией. Однако лидеры низшего уровня привлекаются в качестве консультантов, с правом совещательного голоса при выработке этих установок.

2. Указания снизу, т. е. решения самой группы. Хотя цели и средства определены снизу, лидер тем не менее несет ответственность за их реализацию, поскольку он, будучи членом группы, также вовлечен в выработку этих целей и методов.

3. Указания самого лидера (при условии, что он обладает автономией в принятии решений).

Таким образом, независимо от источника, определение групповых целей и методов их достижения является обязательной функцией лидера.

Лидер как эксперт. Лидер часто является тем лицом, к которому обращаются как к источнику достоверной информации или квалифицированному специалисту. Безусловно, при высокой степени разделения функций в больших группах лидеры (руководители организаций) прибегают к услугам различных заместителей, специалистов и консультантов.

Лидер как представитель группы во внешней среде. Лидер является официальным лицом группы, выступающим во внешней среде от имени всех. Поэтому участникам группы не безразлично кто и как их будет представлять. Лидер в этом случае отождествляет собой всех членов группы, их коллективный разум, волю и т. д.

Лидер как регулятор  отношений внутри группы. Регулирование личностных и деловых отношений внутри группы осуществляется через коммуникативную сеть, которая может иметь различный вид, вся информация проходит через лидера; иногда существуют в группе приближенные к лидеру лица, которые замыкают на себе эту сеть.

Лидер как источник поощрений и наказаний. Особенно важным обстоятельством, с точки зрения члена группы, является система поощрений и наказаний, которую лидер применяет для контроля за деятельностью участников группы. Эта функция предъявляет высокие требования к личностным качествам лидера, особенно в группах, где большее внимание уделяется не материальному, а моральному фактору. Лидер должен знать индивидуальную мотивацию деятельности каждого члена группы, соизмерять силу воздействия поощрительных и пенитенциарных мер по отношению к каждому из участников группы.

Лидер как третейский судья и миротворец. Это функция в известной" мере связана с предыдущей. В условиях конфликтов между членами группы лидер должен выступать как судья и утешитель одновременно, т. е. кого-то поощрять и кого-то наказывать.

Лидер как пример. В некоторых типах групп лидер может служить моделью поведения для остальных членов группы, т. е. обеспечивает их наглядным указанием того, кем они должны быть и что они должны делать.

Особое место  в сознании людей занимают лидеры эталонных групп.

Лидер как символ группы. Группы с высокой степенью сплоченности стремятся не только к внутренним, но и внешним отличиям от остальных индивидуумов. Члены таких групп прибегают к различным знакам отличия в одежде и поведении (например, члены масонских лож, политических партий, клубов и т. д.). Лидеры, являясь ядром таких групп, начинают выполнять функцию символов: их имена присваивают всему движению (и косвенно его участникам), часто в промышленном мире владельцы фирм сами осуществляют такую символизацию, рассматривая свое дело как продолжение своей личности, религиозные течения и секты продолжают носить имена своих основателей весьма продолжительное время и т. д.

Лидер как фактор, отменяющий индивидуальную ответственность. Нередко лидер играет важную роль для членов группы в освобождении их от ответственности за личные решения и действия,' которой они хотели бы избежать. Любимые выражения лидеров - "все претензии – ко мне", "действуйте моим именем", "передайте, что я приказал" относятся именно к этой функции. Таким образом, в ответ на преданность последователя лидер берет на себя труд принимать за него решения. Причем последователи довольно охотно передают свою свободу лидерам (Фромм назвал это явление "бегством от свободы").

Лидер как проводник  мировоззрения. Лидер, в большинстве случаев, служит источником ценностей и норм, составляющих групповое мировоззрение. В целом оно отражает идеологию того общества, к которому принадлежит группа. В масштабах Организации частное мировоззрение группы обычно больше соответствует образу мышления руководства, нежели отдельных рядовых членов. Взгляды в большей степени просачиваются вниз, чем наоборот; это особенно верно в тех случаях, когда лидер контролирует информацию, поступающую в группу из внешней среды.

Лидер как "отец". Многочисленные функции лидера получают интеграцию во всеобъемлющей роли "отца" для членов группы. Истинный лидер - это фокус всех положительных эмоций членов группы, идеальный объект идентификации и чувства преданности. Если лидер в некоторых отношениях не соответствует идеалам последователей, они могут его мысленно "переделать" на свой манер. "Отеческая" роль во многом объясняет ту почти беспредельную власть, которую иногда приобретают лидеры при определенных условиях.

Лидер как "козел  отпущения". Насколько лидер может быть объектом положительных чувств в случае достижения группой поставленных целей, настолько же он может служить мишенью для агрессии со стороны членов группы в случае неудачи. Когда группа находится в состоянии фрустрации, лидер может оказаться тем замещающим объектом, на который "без разбору все шишки валятся".

Категории, которые перечислены  выше, Предложил рассмотреть Д.Я. Райгородский в своей хрестоматии  «Психология и психоанализм власти. Том2.» Здесь функции лидеров имеют неодинаковое значение применительно к различным типам групп. Поэтому трудно выделить среди названных ролей лидера главные и второстепенные, их значение колеблется в зависимости от внутренних и внешних факторов, всего того, что мы называем жизнью коллектива.

 

2.2. Роберт Свои – лидер группы.

По мнению исследований, многие лидеры обладают особыми личностными  характеристиками. Рассматривая личность Роберта Свона, можно предположить, что настоящим ли­ дером его делают такие черты, как смелость, уверенность в собственных силах, настойчивость, решительность, готовность рисковать.

Роберт Свои — известный исследователь, оказывающий влияние на молодежных лидеров, представителей бизнеса, а также на организации различных стран мира. Он ведет активную общественную и научную деятельность, отстаивая свои убеждения, вдохновляя окружающих и вовлекая их в свою работу. Участники его экспедиций, возвращаясь в свои организации, привносят в них приобретенный во время путешествия опыт, распространяя таким образом влияние Роберта Свона.

С детства Свои мечтал попасть на Южный Полюс, следуя по маршруту Роберта Фалькона Скотта, проложенному в 1912 году. В молодости Свои в течение семи лет работал водителем такси, садовником, мойщиком посуды в ресторане, пытаясь накопить денег и мечтая найти источники финансирования будущей экспедиции. Первое путешествие в Антарктику в 1986 году полностью изменило его жизнь. Целью экспедиции было наблюдение за разрушением озонового слоя и загрязнением среды (собственно, на это спонсоры и выделили деньги). Эти наблюдения заставили Роберта Свона погрузиться в вопросы экологии. Целью второй экспедиции — на Северный Полюс — было обнаружение способов защиты полярного региона от разрушения в результате деятельности человека.

Одна из экспедиций Свои следовала на Северный полюсь. Экспедиция с участием восьми человек из разных стран была тщательно спланирована Своном, но она превратилась в настоящий кошмар, когда неожиданно в апреле, на четыре месяца раньше обычного, началось таяние льда, где группа сбилась с пути и провалилась по пояс в ледяную воду. Именно в такой ситуации Роберт Свои проявил свои лидерские качества и благодаря ему группа выжила. Экстраординарные лидерство Роберта Свона, его честность, спокойствие, уверенность в себе, стремление достичь цели, несмотря на угрозу жизни и постоянно меняющиеся условия, помогли воодушевить и мотивировать команду. После завершения путешествия Свои стал первым человеком, которому удалось добраться и до Южного, и до Северного Полюса. Теперь он рассказывает о своих приключениях людям из всех стран мира, в том числе и бизнесменам, желающим научиться быть лидерами в условиях угрожающей и враждебной внешней среды.

Информация о работе Феномен «лидерство»: понятие и сущность