Финансовый менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 12:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - разработка финансового плана предприятия на основе сопоставления его доходов и расходов, затрат и источников их финансирования. Баланс доходов и расходов является основным финансовым документом предприятия. Он представляет собой сводную характеристику его финансового состояния, раскрывающую источники формирования капитала предприятия и средства его размещения и использования в текущем или плановом периоде.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты финансовой стратегии 5
1.1. Понятие и сущность финансовой стратегии 5
1.2. Элементы финансовой стратегии 9
1.3 Задачи и методы финансовой стратегии 10
2. Финансовый учет 14
2.1. Расчет плановой суммы амортизационных отчислений и ее распределение 17
2.2. Расчет объема реализации продукции и прибыли предприятия 19
2.3. Расчет плановой потребности в оборотных средствах. 26
2.4. Расчет источников финансирования 28
2.5. Составление баланса доходов и расходов предприятия 30
Рекомендации по совершенствованию финансового планирования на предприятии. 32
Заключения 36
Список литературы 38
Приложения 39

Вложенные файлы: 1 файл

Приложение m3.doc

— 394.00 Кб (Скачать файл)

Формирование и реализация финансовой стратегии как основы финансового планирования предприятия базируются на использовании инструментов:

    1. финансового управления — финансовый анализ, бюджетирование, финансовый контроль;
    2. рынка финансовых услуг — факторинг, страхование,лизинг.

Финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизведения и является основной формой реализации главных целей предприятия. Перспективное планирование является важной частью финансовой стратегии предприятия и включает в себя разработку и прогнозирование его финансовой деятельности3.

В условиях рыночной экономики  возникает объективная необходимость  выявления тенденций развития финансового  состояния и перспективных финансовых возможностей предприятия.

Разработка финансовой стратегии — это часть общей  стратегии экономического развития, в силу чего она должна согласовываться с ее целями и направлениями. В свою очередь, финансовая стратегия оказывает существенное влияние на общую экономическую стратегию предприятия, поскольку изменение ситуации на макроуровне и на финансовом рынке является причиной корректирования не только финансовой, но и общей стратегии развития предприятия.

Внутри корпоративных  финансовых инструментов реализации стратегию  развития обеспечивают методы финансового  планирования и управления предприятием: «гибкого бюджета», процента от продаж, анализа безубыточности, управления расходами, а также ситуационные планы.

Метод «гибкого бюджета» предусматривает определение капитальных  затрат по проектам программы развития не в виде фиксированных сумм, а в виде нормативов расходов, используемых как базу определения показателей деятельности предприятия.

Метод процента от продаж используется для получения по каждому  элементу прогнозируемого бюджета  и уровня прибыли с запланированных  объемов продаж. В качестве отправных процентных отношений выбираются отношения, которые имеют место в текущей деятельности, полученные по ретроспективным или прогнозным данным.

Метод безубыточности (break-even-point) — метод анализа точки разрыва  — разрешает:

определить объемы производства и продажи, которые удовлетворяют условиям безубыточности;

получить информацию для определения размера прибыли, обеспечивать гибкость долгосрочных финансовых планов за счет возможностей вариации расходов, цен, объемов продажи.

Метод управления расходами, в основе которого лежат три принципа: полуфабрикатный метод учета расходов, системосоставляющая деятельность главного экономического управления предприятием и использование мотивационных установок отдельных производств (сегментов деятельности), которые выделены в самостоятельные центры ответственности. Данный метод эффективно используется для уже постоянной номенклатуры предприятия и может распространяться на управление расходами по крупным контрактам. Каждый центр ответственности может принимать участие в одном или нескольких контрактах предприятия.

Практика показывает, что механизмы адаптации планов предприятия к внешним условиям целесообразно строить на основе ситуационных планов. Традиционно ситуационные планы рассматривались, как методический прием обеспечения гибкости общекорпоративной стратегии.

Проблема выбора финансовой стратегии деятельности предприятия  является актуальной в связи с  необходимостью принятия решений в  рыночных условиях. Здесь основное внимание отводится оценке текущего состояния субъекта хозяйственной деятельности. Приоритетными в данном направлении исследований являются обоснованный прогноз направлений развития предприятия, выработка конкретных рекомендаций для недопущения возможных ошибок и просчетов и констатирование фактического состояния дел. Прежде всего, нужно определить финансовую стратегию деятельности, как рекомендацию относительного изменения финансово-хозяйственного состояния в долгосрочной перспективе на базе количественных характеристик фактического финансово-хозяйственного состояния в текущем и последующих периодах.4

В современных условиях наиболее эффективной стратегией развития для крупных предприятий является стратегия диверсификации. Суть ее в том, что деятельность разнообразных  подразделений предприятия организуется в разных областях, что усиливает его конкурентные позиции. Предприятия, особенно работающие в стратегически важных для экономики страны областях, должны формировать собственные финансовые механизмы и инструменты, исходя из особенностей как каждого контракта, так и конкретных условий рыночной среды: законодательной базы, конъюнктуры рынка и других факторов. Качественно разработанные и реализованные механизмы финансовой стратегии, как правило, обеспечивают синергичный эффект: сформированные в результате льготы и преференции для предприятия ведут, в конечном счете, к более крупному суммарному результату для экономики государства в целом (платежи в бюджет на всех уровнях, занятость работников предприятия, развитие потенциала предприятия).

Основой любых финансовых расчетов, финансового анализа, финансового  стратегического и текущего планирования являются данные финансовой отчетности, основой которой, в свою очередь, являются данные финансового учета, более известного в нашей стране как бухгалтерский учет. Задача учета — точное выявление финансовых результатов деятельности предприятия за определенный отрезок времени и на определенную дату. Поскольку законодательно установлено составление и представление квартальной отчетности нарастающим итогом с начала года, что больше соответствует целям контроля, а не управления деятельностью предприятия, то все больше надежд в настоящее время возлагается на так называемый управленческий учет, который оперативно должен обслуживать цели экономического управления деятельностью предприятия. При этом в литературе описывается достаточно много схем и образцов организации управленческого учета (Management accounting) по «западным моделям». В целом, ничего плохого в изучении западного опыта нет, но рассматривать и создавать управленческий учет изолированно, как третий вид учета (бухгалтерский, он же финансовый; учет для целей налогообложения, он же налоговый; и учет для целей управления, он же управленческий учет) более, чем нерационально. Ко всякому делу следует подходить прагматично, и прежде, чем его начинать, следует подсчитать затраты и сравнить с источником их покрытия.

 

 

 

 

 

 

2. Финансовый учет

 

В финансовом учете предусмотрен метод начисления, то есть определение  финансового результата по отгрузке продукции, выполнению работ независимо от факта и даты оплаты. Как и предусмотрено международными нормами, хотя и за определенными исключениями, что вытекает из структуры работ и рисков. Основным недостатком такого учета является обслуживание интересов составления официальной финансовой отчетности в установленные государством сроки. Результатом такой направленности является его неоперативность и практическая ненужность для управления. Но кто мешает сделать его оперативным?

Для этого и существует учетная политика, чтобы не создавать новый вид учета и организовывать лишние учетные рабочие места (и так их много), поскольку это накладные расходы в прямом смысле. Нужно организовать ведение финансового учета таким образом, чтобы результаты деятельности стало возможным выводить каждый день.5 Для этого нужно немного: организовать ежедневную передачу всех документов обо всех хозяйственных операциях в бухгалтерию и обеспечить их ежедневную бухгалтерскую обработку на основе принятых в стране методологических принципах.

Теоретическую концепцию, принятую всеми высокоразвитыми странами, можно определить так: финансовый учет необходим для исчисления финансовых результатов хозяйственной деятельности отдельно взятого предприятия. Вопрос: противоречит ли он целям управленческого учета? Нет. Поскольку управленческий учет и должен служить тому, чтобы эффективность управления деятельностью предприятия увеличивалась, но эффективность деятельности построена на выяснении финансового результата. Вся проблема только в том, что финансовый результат нужен для управления не через месяц или квартал после окончания производства, а день в день. Но методы подсчета результата должны быть именно те, которые применяются в бухгалтерском учете и определены государством.

Сегодня в финансовом учете практически нет различий при использовании метода начисления между нашей страной и экономически развитыми странами. Система начисления (accrual accounting system) понимается во всем мире одинаково, причем сущность ее в признании доходов и расходов в те периоды, когда эти факты имели место, а не тогда, когда были получены денежные средства. Таким образом, движение денежных средств не приводит к признанию доходов. Система включает в себя два приема:

    • констатацию — признание доходов в момент их получения и расходов в момент их возникновения;
    • трансформацию счетов — преобразование сальдо счетов пробного баланса в целях получения информации, необходимой для заполнения отчетных форм.

В условиях движения в  сторону Европы, ЕС, с целью включения  в свободную мировую экономику  надо серьезно задуматься над снижением себестоимости продукции, работ, услуг, а не над обоснованием цены. К вступлению в ВТО отечественные предприятия должны быть внутренне готовы, иначе мировой рынок их проглотит. Уже сегодня видно, что значительную часть товаров, несмотря на высокие таможенные пошлины, транспортные расходы, дешевле привезти, чем произвести в своей стране, и можно выгоднее продать. Более того, качество произведенных товаров не только известных брендов, но и неизвестных китайских, турецких и польских производителей оказывается выше, чем у национального производителя. А все это вместе и есть конкурентоспособность товара, как продукта труда, и предприятия. Поэтому сегодня надо обеспечить такой учет, чтобы каждый день, а не через месяц или два после производства продукции руководство знало результат от этого производства, и не всего по предприятию, а по каждому виду произведенного товарного продукта могло выяснить, насколько этот продукт конкурентоспособен, и как можно повысить эту конкурентоспособность. Сегодня призывы поддержать своего производителя, не подкрепленные соответствующим качеством и ценой товара, повиснут в воздухе.

Управление уже требует  организации учетной работы по географическим и хозяйственным сегментам отчетности или центрам ответственности. А значит, необходима разработка четкой учетной политики в интересах предприятия, с использованием всех законодательных возможностей, выбора амортизационной политики, изменений кадровой политики. К сожалению, не все сегодня осознали эту необходимость, гром еще не грянул.

Нельзя судить о показателях  результативности деятельности по данным налоговых деклараций, хотя стремление к уменьшению суммы налогов для  бизнеса является нормальным. Но не только налогами живет предприятие. И не их размер влияет на себестоимость продукции и цену.6 Важно не только получить прибыль, но и, прежде всего, вернуть вложенный капитал, то есть начислить амортизацию так, чтобы обеспечить не только простое, но и расширенное воспроизводство, причем в условиях инфляции и при немонетарности основных средств как активов.

Разработка финансовой стратегии предприятия зависит  от целей и задач, поставленных собственником  предприятия, поэтому финансовый план (бюджет) предприятия может быть или бюджетом «проедания», или бюджетом развития. Практика показывает, что только у серьезных стратегических инвесторов финансовой стратегией предусматривается постоянное развитие предприятия, инвестирование в обновление его основных фондов, переориентация экономики предприятия в сторону уменьшения энергозатрат и увеличения расходов на оплату труда, и даже переориентация производства.

 

 

 

 

2.1. Расчет плановой суммы амортизационных  отчислений и ее распределение

Сумма амортизационных  отчислений определяется исходя из среднегодовой стоимости амортизируемых основных фондов в плановом периоде и средней нормы амортизационных отчислений.

Под амортизацией понимают процесс накопления по мере реализации продукта денежных сумм, соответствующих перенесенной стоимости основных фондов и последующее возмещение за счет этих сумм изношенных основных средств .

Под основными средствами понимают созданные общественным трудом вещественные ценности, используемые в качестве средств труда в  неизменной натурально-вещественной форме в течение длительного периода времени. К основным производственным фондам относят фонды, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и по частям переносящие свою стоимость на товар в виде амортизационных отчислений.

Амортизационные отчисления по основным средствам начисляются  в течение нормативного срока их службы или срока, за который балансовая стоимость этих фондов полностью переносится на издержки производства (обращения). После этого начисление амортизации прекращается (независимо от того, будут ли дальше эксплуатироваться основные средства или подлежат списанию) .

Исходными данными для  расчета плановой суммы амортизации  являются:

  • стоимость основных фондов на начало года;
  • годовые планы по вводу в действие основных фондов;
  • годовые планы по выбытию основных фондов;
  • норма амортизации.

При этом выполняют следующую  последовательность операций:

        1. группируются основные фонды, предусмотренные в единых нормах амортизации, и определяется их стоимость;
        2. определяется среднегодовая стоимость вводимых и выбывающих основных фондов;
        3. определяется среднегодовая стоимость всех амортизируемых средств по формуле:

Информация о работе Финансовый менеджмент