Формирование инновационного климата в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 14:43, контрольная работа

Краткое описание

Целью исследования данной работы является оценка инновационного климата и разработка направлений для совершенствования системы управления инновационными климатом в целях повышения конкурентоспособности организации на рынке.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность инновационного климата организации;
- рассмотреть методы их оценки;

Содержание

ВВЕДЕ-НИЕ.......................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЗИЦИИ
ОРГАНИЗАЦИИ.................................................................................................. 5
1.1. Понятие и сущность инновационного климата.......................................... 5
1.2. Организационный климат как составляющая
организационной культуры................................................................................. 8
1.3. Понятие и сущность инновационного потенциала....................................11
ГЛАВА 2. ВНЕШНЯЯ СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ И ОЦЕНКА
ИННОВАЦИОННОГО КЛИМАТА.................................................................. 14
2.1. Анализ инновационного климата предприятия ........................................14
2.2. Основные условия для поддержания инновационного климата
в организации ..................................................................................................... 16
2.3.Современное состояние инновационного климата в РФ ......................... 18
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ КЛИМАТОМ ............. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................................................................. 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................................

Вложенные файлы: 1 файл

К.Работа.Инновац. менеджмент.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Менеджмент организации »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

По предмету: Инновационный менеджмент

На тему: Формирование инновационного климата в организации

Вариант № 24

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 4 курса

8 семестр

Шлыков Максим Геннадьевич

 

 

 

Ташкент  2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................... 3

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ  ИННОВАЦИОННОЙ ПОЗИЦИИ

ОРГАНИЗАЦИИ.................................................................................................. 5

1.1. Понятие и сущность  инновационного климата.......................................... 5

1.2. Организационный климат как  составляющая

организационной культуры................................................................................. 8

1.3. Понятие и сущность инновационного  потенциала....................................11

ГЛАВА 2. ВНЕШНЯЯ СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ  И ОЦЕНКА

ИННОВАЦИОННОГО КЛИМАТА.................................................................. 14

2.1. Анализ инновационного климата предприятия ........................................14

2.2. Основные условия для поддержания  инновационного климата 

в организации ..................................................................................................... 16

2.3.Современное состояние инновационного  климата в РФ ......................... 18

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ КЛИМАТОМ ............. 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................................................................. 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................................ 26

ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................................................................. 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          ВВЕДЕНИЕ

         

          Актуальность темы исследования. В современных условиях основой динамичного развития любой экономической системы выступает инновационная деятельность, обеспечивающая высокий уровень ее конкурентоспособности.

          Во всем мире инновации сегодня — это не прихоть, а необходимость выживания, сохранения конкурентоспособности и дальнейшего процветания. Зарубежные компании придают большое значение вложению средств в инновационную деятельность, которая дает хороший экономический эффект, особенно из-за повышения степени конкурентоспособности их продукции.

Инновационная деятельность организации способствует экономическому росту и повышению качества жизни его сотрудников. Основными параметрами оценки инновационной деятельности компаний являются инновационный климат и инновационный потенциал, которые позволят определить готовность компании к внедрению инновации.  

       Особое значение сейчас в России приобретает создание атмосферы, так называемого инновационного климата, стимулирующего поиск и освоение нововведений. Инновационный климат является частью общей организационной культуры организации. Чаще всего инновационным климатом понимается комплекс условий, способствующий усилиям работников в выдвижении и реализации новых идей, в результате человек чувствует себя свободным, полностью мотивированным и готовым к творческой работе.

  Актуальность данного  исследования состоит в динамичном  развитии промышленности и стремлении  собственника получить абсолютное  доминирование на своем секторе рынка. А поскольку инновационная деятельность есть одно из основных преимуществ сохранения  и расширения доли рынка, то она должна быть под контролем, т.е. необходимо оценивать потенциал и климат в организации. Такой анализ позволит выявлять сильные и слабые стороны работы организации, которые и необходимо усилить.

          Целью исследования данной работы является оценка инновационного климата и разработка направлений для совершенствования системы управления инновационными климатом в целях повышения конкурентоспособности организации на рынке.

  Для достижения поставленной цели  необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть сущность  инновационного климата организации;

- рассмотреть методы  их оценки;

- определить взаимосвязь  инновационного климата с организационной культурой;

- проанализировать систему  управления инновационным климатом  и потенциалом в организации;

- провести оценку инновационного  климата в компании;

- разработать мероприятия  для совершенствования системы  управления инновационным климатом в организации.

          Объект исследования составляет инновационная деятельность организации, предметом исследования является инновационный климат в организации.

Теоретической базой  исследования являются труды российских и зарубежных авторов, самыми значимыми из которых являются: А.В. Сурин,

Р.А. Фатхутдинов, Ф.Котлер и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЗИЦИИ

ОРГАНИЗАЦИИ

 

1.1. Понятие и сущность инновационного климата

 

       Оценкой фактического состояния организации в рамках двух векторного стратегического инновационного пространства, в котором один вектор - стратегический инновационный потенциал, а другой - стратегический инновационный климат, называют инновационной позицией. Стратегическая инновационная позиция организации определяется при совместном рассмотрении внутренней и внешней среды.  Особое значение сейчас в России приобретает создание атмосферы, так называемого инновационного климата, стимулирующего поиск и освоение нововведений.

Инновационный климат. 

Инновационный климат – это интегральная оценка состояния компонентов внешней инновационной среды.

Инновационный климат является частью общей организационной  культуры организации. Однозначного определения понятия инновационного климата не имеется. Чаще всего под ним понимается комплекс условий, способствующий усилиям работников в выдвижении и реализации новых идей. Наиболее благоприятный инновационный климат характеризуется общей направленностью на инновационность, как ясно выраженную цель, достигаемую общими усилиями, а также с помощью высокой степени взаимного доверия, децентрализации принятия решений и финансового контроля.

Инновационный климат - это  состояние внешней среды организации, содействующее или противодействующее достижению инновационной цели. Многие авторы под инновационным климатом понимают совокупность внешних условий, влияющих на инновационный потенциал предприятия1:

  • возможности для производства новых или улучшенных видов продукции или услуг (процессные и технологические инновации);
  • возможности для изменения социальных отношений на предприятии (кадровые инновации);
  • возможности для разработки новых методов управления (управленческие инновации);
  • возможности для создания новых механизмов продвижения продукции на рынок (рыночные инновации);
  • возможности приобретения ноу-хау, патентов;
  • законодательная база, низкая ставка рефинансирования, льготное налогообложение;
  • взаимодействие власти и бизнеса;
  • практика коммерциализации технологий.

       Барьеры инновационного климата выступают, таким образом, в роли фильтров, проходя через которые направленное действие векторов инновационного потенциала предприятия существенно снижается.

Чаще всего  в инновационный климат организации  включают такие параметры, как:

• «видение» персоналом фирмы основных направлений и будущих ориентиров научно-технического и рыночного развития;

• целенаправленные усилия по выдвижению новых идей, преодолению бюрократических организационных барьеров, развитию творческих способностей персонала, расширению полномочий инноваторов, усилению внимания всех работников к «достижению высокого качества и образцового состояния фирмы»;

• понимание каждым работником своей роли в общих усилиях по реализации технической стратегии;

• восприятие динамичных научно-технических и организационных изменений на всех уровнях руководства компании.

Создание благоприятного инновационного климата предполагает атмосферу доверия, выявление и преодоление факторов, «блокирующих» творческие усилия и совместную поисковую работу персонала, расширение полномочий инноваторов на рабочем месте, использование организационных и психологических инструментов, помогающих «генерировать» новые идеи.

В структуре  внешней среды организации выделяют макросреду и микросреду.

В макросреде выделяются четыре стратегические сферы: социальная (С), технологическая (Т), экономическая (Э) и политическая (П).    

1. Социальная, природно-географическая  и коммуникационная сфера (социальная  напряженность, доступ к сырьевым, топливным, энергетическим и материально-техническим  ресурсам, транспорт, доступ к информационным ресурсам).

2. Технологическая  и научно-техническая сфера (рынок  технологий и научно-технической  информации, наличие НИИ, консалтинговых, инжиниринговых, венчурных и других фирм).

3. Экономическая  и финансовая сфера (налоги, льготы  на проведение НИОКР, инвестиционный климат на федеральном уровне, наличие заинтересованных в инновационных разработках инвесторов).

4. Политическая  и правовая сфера (федеральные  и региональные  планы и программы, законодательная база, регулирующая проведение НИОКР).

       Составляющие инновационного микроклимата предприятия подразделяются также на четыре основные зоны.  

          1. Зона хозяйствования, сегмент рынка: скорость появления инновации на данном сегменте рынка, уровень конкуренции, отношения с потребителями, поставщиками и партнерами. 

      2. Зона капиталовложений – инвестиции в развитие новых технологий.          

         3. Зона новых технологий и научно-технических информационных ресурсов. 

          4. Зона трудовых ресурсов – рынок труда специалистов, менеджеров, высококвалифицированных рабочих. 

       Создание благоприятного инновационного климата предполагает атмосферу доверия, выявление и преодоление факторов, «блокирующих» творческие усилия и совместную поисковую работу персонала, использование организационных и психологических инструментов, помогающих «генерировать» новые идеи. Любые мотивирующие системы будут эффективны в тех случаях, когда они увязаны между собой и целенаправленно используются для поддержки инновационного климата организации в целом.

 

1. 2. Организационный климат как составляющая

организационной культуры

 

Как уже было отмечено, инновационный  климат является частью общей организационной культуры организации. Организационная культура – это убеждения, нормы поведения, установки и ценности, которые являются теми неписанными правилами, определяющими как должны работать и вести себя люди в данной организации.

          Эдгар Шейн, имя которого, пожалуй, наиболее тесно связано с зарубежными исследованиями в области организационной культуры, определяет ее как «... совокупность основных убеждений - сформированных самостоятельно, усвоенных или разработанных определенной группой по мере того, как она учится разрешать проблемы адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, - которые оказались достаточно эффективными, чтобы считаться ценными, а потому передаваться новым членам в качестве правильного образа восприятия, мышления и отношения к конкретным проблемам»2

 

Организационная культура, включает более устойчивые характеристики, чем организационный климат. Она в меньшей степени подвержена внешним и внутренним влияниям. Например, при общей организационной культуре фирмы организационный климат в двух ее отделах может значительно различаться. Предположим, что это связано с жестким, авторитарным, иногда просто грубым стилем управления одного из начальников отдела, который поступил на работу в фирму недавно. Если культура данной фирмы предполагает наличие между руководителями и подчиненными отношений, характеризующихся взаимоуважением, демократичностью, широким делегированием полномочий и ответственности, то со временем климат в этом отделе обратит на себя внимание вышестоящих руководителей, а поведение начальника отдела вступит в противоречие с установившимися в организации нормами. Под влиянием организационной культуры сначала будут устранены причины противоречий: начальник отдела либо уволится, либо будет вынужден изменить стиль управления, либо его уволят, а затем климат в отделе придет в соответствие с культурой фирмы.

Информация о работе Формирование инновационного климата в организации