Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 18:18, курсовая работа
Целью данной работы является изучение периода становления научного менеджмента и социального развития организации.
В рамках этой цели нужно обозначить следующие задачи:
- Изучить этап формирования основ научного управления социальным развитием.
- Рассмотреть основные теоретические концепции Ф.У. Тейлора, А. Файоля, Г. Эмерсона, Г. Форда и их вклад в социальное управление.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Формирование основ научного управления социальным развитием на рубеже XIX-XX вв. Идеи основоположников научного менеджмента
1.1. Формирование основ научного управления социальным развитием……………………………………………………………….5
1.2. Идеи основоположника менеджмента – Фредерика Уинслоу Тейлора………………………………………………………………….7
1.3. Основатель административной (классической) школы управления - Анри Файоль…………………………………………………………..10
1.4. Вклад Гаррингтона Эмерсона в развитие школы научного управления………………………………………………………….…..12
1.5. Генри Форд - великий менеджер XX века……………………….14
2. Воплощение идей научного менеджмента на примере предприятия Г. Форда «Ford motors company»
2.1. Политика Генри Форда в 1910-х гг. Программа «пять долларов за рабочий день»……………………………………………………………17
2.2. Гуманизация методов управления в 1916 г………………………29
2.3. Свертывание программы «пять долларов за рабочий день»….…34
Заключение………………………………………………………………………37
Список литературы…………………………………………………………….38
Содержание:
Введение…………………………………………………………
2.1. Политика Генри Форда в 1910-х гг. Программа «пять долларов за рабочий день»……………………………………………………………17
2.2. Гуманизация методов управления в 1916 г………………………29
2.3. Свертывание программы «пять долларов за рабочий день»….…34
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Данная курсовая работа посвящена изучению периода формирования менеджмента и социального управления и рассмотрению попыток внедрения основных идей в организацию.
Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что теоретики и практики менеджмента оставили заметный след в развитии менеджмента, и не только европейского. Разработанные ими теории, принципы поведения до сих пор активно применяются в практической деятельности.
Проблемы организации
и совершенствования
Объектом курсовой работы выступает процесс формирования управленческой науки и социального развития организации. Предметом – деятельность основоположников менеджмента на рубеже XIX – XX вв.
Целью данной работы является изучение периода становления научного менеджмента и социального развития организации.
В рамках этой цели нужно обозначить следующие задачи:
- Изучить этап формирования основ научного управления социальным развитием.
- Рассмотреть основные теоретические концепции Ф.У. Тейлора, А. Файоля, Г. Эмерсона, Г. Форда и их вклад в социальное управление.
- Проанализировать практический опыт предприятия «Ford Motor Company» и его влияние на процесс формирования управления социальным развитием организации.
Интерес к проблеме развития
менеджмента и социального
В первой части работы рассматриваются
теоретические аспекты
Во второй части работы рассматриваются цели, ход выполнения, последствия и результаты программы «пять долларов за рабочий день». Сопоставление известных публике и не афишируемых обстоятельств позволяет выявить общие тенденции развития и изменения взаимоотношений между руководством «Ford Motor Company» и рядовыми рабочими.
Проблемы повышения
На рубеже XIX–XX вв. началась разработка основ НОТ и рационализации управления производством. В это время управление персоналом становится самостоятельным направлением в науке управления. Практики и ученые начинают уделять внимание условиям социальной среды, оказывающим существенное влияние на эффективность работы персонала.
Ф. Тейлор установил важнейший
принцип НОТ: стремление человека к
материальной выгоде должно обеспечить
максимальную прибыль для организаций.
Поощрение лучших работников, по его
суждению, нельзя ограничивать повышенной
выплатой денег – желательно дополнять
его устройством рабочих
Г. Эмерсон, в свою очередь, считал, что в целях повышения производительности труда, эффективности производства администрация предприятия должна проявлять заботу о рабочих. По его мнению, заработная плата, премия – только часть вознаграждения за производительный труд; необходимо, чтобы работа доставляла также и удовольствие, а не воспринималась как бремя. Оплата должна быть основана на принципе справедливости.
Г. Форд, выдающийся бизнесмен и изобретатель конвейера, одним из первых установил на своих заводах высокий размер сменного заработка и 8 часовой рабочий день, создал в своей автомобильной компании социологический отдел, исследующий наряду с условиями труда жилищное обустройство и домашний быт рабочих, их запросы и материальное положение, формы проведения досуга, социологические выводы использовались в управлении компанией.
Достижения научного менеджмента способствовали появлению на предприятиях служб, призванных поддерживать социальное партнерство, противодействовать деструктивной деятельности профсоюзов, собирать информацию о настроениях рабочих и их требованиях к руководству, поощрять наиболее усердных и преданных фирме сотрудников, проводить корпоративные празднества и т. п. Эти же подразделения решали некоторые жилищные проблемы и вопросы рабочего быта.
Основные теоретические положения концепции Ф.У. Тейлора изложены в его работах: «Сдельная система» (1895), «Управление фабрикой» (1903), «Принципы научного управления» (1911), «Показания перед специальной комиссией Конгресса» (1912). Труды Тейлора являются обобщением его собственного практического опыта. В них были сформулированы методы научной организации труда, основанные на анализе рабочего времени и рабочих движений, стандартизации приемов и орудий труда. Эффективность совместного труда в организации рассматривалась с позиций затрат времени и движения. Расчленение работы на автономные, полностью программируемые элементы и последующее оптимальное объединение их в единое целое - обязательные условия, которые в соответствии с концепцией школы научного управления формируют высокопроизводительную организацию.
Тейлор утверждал, что менеджмент - это истинная наука, базирующаяся на определенных законах, правилах и принципах. Их правильное использование позволяет решить проблему роста производительности труда. Если на научной основе отобрать людей, обучить их, применяя прогрессивные методы, активизировать их деятельность с использованием различных стимулов и соединить воедино работу и человека, тогда можно получить совокупную производительность, превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой. Его основная заслуга в том, что он:
В 1885 г. Тейлор становится членом Американского общества инженеров-механиков, которое сыграло большую роль в организации движения за научные методы управления производством в США.2
Созданную, им систему Тейлор называл по-разному: «сдельная система», «система управления рабочими на основе задач».
В основу своей теории
Тейлор положил принцип
Тейлор сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих:
· научный подход к выполнению каждого элемента работы;
· научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;
· кооперация с рабочим;
· разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.
Мотивы поведения Тейлор
считал таким же важным
Социальная философия Тейлора послужила фундаментом американской теории менеджмента. Среди ее основополагающих принципов можно выделить:
· цель производства – увеличение комфорта и благосостояния человечества;
· миссия научного управления состоит в конструктивном вкладе в экономический и социальный прогресс общества;
· ответственность лидеров бизнеса перед обществом за соблюдением интересов частного капитала будет расти;
· разумный эгоизм, филантропия не должна иметь места ни в одной системе управления (оплата труда должна соответствовать вкладу в производство, вести к расширению производства);
· необходимо повышать индивидуальную ответственность человека за собственное благополучие.
Родоначальником административной школы управления считается Анри Файоль (1841-1925), французский горный инженер, выдающийся менеджер – практик, один из основоположников теории управления.
В отличие от школы научного управления (Ф. У. Тейлор; Ф. и Л. Гилберт; Г. Гантт), которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего, представители административной школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом. Подобный подход в известной мере объясняется и тем обстоятельством, что Ф. Тейлор и Л. Гилберт начинали свою деятельность простыми рабочими, в то время как А. Файоль и его последователи имели опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Так, А. Файоль на протяжении тридцати лет (1888-1918) был управляющим большого французского горнодобывающего и металлургического концерна «Комамбо». Когда он принял руководство, концерн находился на грани краха. К моменту выхода Файоля в отставку концерн превратился в один из крупнейших, эффективно работающих предприятий, что способствовало укреплению обороноспособности Франции во время первой мировой войны.
Итак, работая в организации
на разных уровнях управления, представители
школы научного управления и административной
школы имели различные взгляды
на проблемы управления организацией.
Создатели школы научного управления
основное внимание уделяли повышению
эффективности производства, тогда
как представители
В своих исследованиях А. Файоль исходил не из американского, а из европейского, в частности французского опыта организации и управления производством. Главное внимание он уделял непосредственно самому процессу управления, который он рассматривал как функцию администрирования, предназначенную для оказания помощи административному персоналу в достижении целей организации.3