Формирование стратегии деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 20:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление и обоснование подходов к формированию стратегии компании в условиях развивающегося рынка.
Для реализации заданной цели в работе поставлены следующие задачи:
· изучить литературу по теме исследования;
· оценить состояние и перспективы развития предприятия;
· определить позиции предприятия на товарном рынке;
· рассмотреть процесс установления долгосрочных целей и задач;
· исследовать выбор базовой стратегии деятельности предприятия;
· определить возможные варианты реализации базовой стратегии;
· дать оценку ресурсоемкости вариантов;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Долгосрочные цели и задачи деятельности предприятия………………..5
Оценка состояния и перспектив развития предприятия…………………5
Позиционирование предприятия на товарном рынке…………………...6
Установление долгосрочных целей и задач……………………………...10
Выдвижение вариантов стратегии деятельности предприятия…………..13
Выбор базовой стратегии деятельности предприятия…………………..13
Определение возможных вариантов реализации базовой стратегии…...16
Оценка и выбор варианта реализации стратегии деятельности предприятия…………………………………………………………………….18
Оценка ресурсоемкости вариантов……………………………………….18
Прогнозирование результатов деятельности предприятия…………….20
Выбор варианта реализации стратегии……………….………………….23
Заключение……………………………………………………………….25
Список литературы……………………………………………………….27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по статег менеджментуууууу.docx

— 62.84 Кб (Скачать файл)

ТННЦ, обладая полной информацией  о запасах углеводородного сырья  Компании, а также высококвалифицированными специалистами, выполняет для недропользователей работы по Управлению запасами по российской классификации. Информация об изменениях запасов собирается в ТННЦ, анализируется  и заносится в соответствующие  корпоративные базы данных. Ежегодно на основе собранной информации готовятся  и передаются на утверждение в  государственные органы балансы  запасов по двадцати дочерним предприятиям Компании. Формируется консолидированный  баланс запасов ТНК-ВР, являющийся основой  независимого аудита запасов.

Как показывает мировая практика, корпоративный  лабораторный центр  по исследованию керна и флюидов  – это ценный стратегический ресурс для крупных нефтяных компаний. Керн – главный источник прямой геологической  информации о недрах, а лабораторные исследования – это высокопотенциальный  и наиболее надежный путь к анализу  будущих возможностей месторождений.

Лабораторный центр ТННЦ по исследованию керна и пластовых  флюидов реализует полный цикл работ  с керновым материалом – начиная  от транспортировки и долгосрочного  хранения керна с месторождений  и заканчивая проведением широкого спектра разнообразных исследований для нужд заказчиков добывающих предприятий  ТНК-ВР.

К числу основных конкурентов  ООО «Тюменский нефтяной научный  центр» относят: ОАО "НПЦ "ПОЛЮС" (г.Томск), АНО ЦНИС "ТРУБЫ-НЕФТЬ" (г.Самара), ОАО "НАМИ-СЕРВИС" (г.Москва), ФГУП ОКБ "СПЕКТР" (г.Рязань), ООО "КУЛОН" (Московская область).

 

 

1.3 Установление долгосрочных целей и задач

 

Цели, заложенные в  пятилетней стратегии предприятия ОАО ТНК BP, были всесторонне проанализированы и сопоставлены с целым рядом реальных финансовых показателей, для того чтобы проверить их достижимость. Ожидается, что капиталовложения в существующие активы (не включая приобретение новых активов) достигнут 5 млрд долл. в 2013году. Также существует вероятность значительных капиталовложений в приобретение новых активов.

При планировании в организации используются различные  методы целеполагания (моделирования  последовательно и параллельно  взаимосвязанных цепочек целей) и выработки стратегических приоритетов  в их достижении. При этом самым лучшим считается дерево целей, которое характеризует все нюансы бизнеса и является сквозным элементом в оперативной деятельности. Определение комплекса целей является базой для системы управления MBO (управление по целям) и управление качеством (TQ).

Дерево  целей – это структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням, ранжированная) совокупность целей экономической системы, программы, плана, в которой выделены: генеральная цель ("вершина дерева"); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней ("ветви дерева"). Название "дерево целей" связано с тем, что при схематическом представлении совокупность распределенных по уровням целей напоминает по виду перевернутое дерево.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.1. Дерево целей предприятия

 

Представленное  дерево целей показывает комплекс подцелей, которые обеспечивают реализацию генеральной  цели – повышение прибыли. В области  производства предлагается увеличить  объем добычи и снизить материальные затраты, в области маркетинга – увеличить долю, занимаемую на рынке, в области сбыта – увеличение объемов реализации, в области персонала – повышение производительности труда.

Цель  ТНК-ВР — стать нефтегазовой компанией  мирового уровня. Для ее достижения компания сосредоточит усилия на следующих  ключевых направлениях:

А) Разведка и добыча.

От ресурсов к запасам, от запасов — к добыче.

Для обеспечения  прироста объемов производства, каждый год до 80% от общей суммы инвестиций компании направляется в сектор разведки и добычи. ТНК-ВР планирует каждый год замещать не менее 100% годовой  добычи новыми запасами. Для этого  при поиске новых запасов используются передовые промысловые технологии и современные методы компьютерного  моделирования. Действующие месторождения  ТНК-ВР в Западной Сибири и Волго-Уральском  регионе все еще обладают значительным потенциалом и компания продолжит  там геологоразведочные работы.

ТНК-ВР, как и раньше, будет вкладывать дополнительные средства в крупные  новые проекты в Западной и  Восточной Сибири, которые обеспечат  стабильность добычи на годы вперед. Будут  продолжены геологоразведочные работы в России (в Тимано-Печоре и в  Астраханской области) и Венесуэле (по договору с PDVSA — государственной  нефтяной компанией Венесуэлы). ТНК-ВР отличает опыт успешного освоения зрелых и трудноизвлекаемых запасов  и высокая эффективность работы.

Б) Переработка и торговля.

Увеличение  нормы прибыли

ТНК-ВР осуществляет целевые капиталовложения в сегменты транспортировки, переработки и  торговли с целью расширения максимально  эффективного присутствия на розничных  рынках России и Украины. Компания стремится  предложить клиентам продукты высшего  качества через АЗС, работающие под  брендами ТНК и ВР, а также через  продажи корпоративным клиентам (B2B). ТНК-ВР продолжит реализацию инвестиционных проектов на НПЗ для выпуска новой, более качественной продукции и увеличения объемов производства светлых нефтепродуктов, соответствующих постоянно повышающимся требованиям международных стандартов.

В) Газ

Превращение в крупную нефтегазовую компанию

В настоящее  время ТНК-ВР ведет работу по монетизации  крупных ресурсов свободного и попутного  газа. Цель — достичь 95-процентного  уровня утилизации попутного нефтяного  газа в 2012 году, увеличив объемы утилизации газа путем строительства электростанций в сотрудничестве с энергетическими  компаниями. Для эксплуатации имеющихся  и строительства новых электрогенерирующих  мощностей в Нижневартовске (Западная Сибирь) ТНК-ВР и генерирующая компания ОГК-1 создали совместное предприятие. Кроме того, ТНК-ВР намерена построить  электростанции на крупных нефтепромыслах (Каменное месторождение и Уватский проект в Западной Сибири, Верхнечонское  нефтяное месторождение в Восточной  Сибири) для того, чтобы перерабатывать попутный нефтяной газ и вырабатывать электроэнергию для собственных  нужд.

Одна  из долгосрочных целей ТННЦ – создание эффективного механизма отбора, проработки и реализации инновационных предложений. С этой целью постоянно проводятся интервью с различными специалистами добывающих предприятий ТНК-ВР, являющимися экспертами в своих областях. Перечень предлагаемых ими работ затронул практически все области подземного проектирования, а также проектирование и сопровождение строительства объектов наземной инфраструктуры и проведение новых видов лабораторных исследований керна.

 

 

2 ВЫДВИЖЕНИЕ ВАРИАНТОВ СТРАТЕГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1 Выбор базовой стратегии деятельности предприятия

 

Целью разработки стратегии развития предприятия является выявление  основных направлений его эффективного функционирования на основании максимальной реализации существующего научно-технического потенциала во взаимосвязи с внутрипроизводственными  резервами и внешней окружающей средой. 

Основными задачами формирования стратегии  предприятия являются: 

- выбор эффективных направлений  хозяйственной деятельности, которые  необходимо развивать; 

- определение размера капитальных  вложений и других ресурсов, необходимых  для осуществления выбранных  направлений хозяйственной деятельности; 

- оценка результатов отдачи. 

Стратегия предприятия разрабатывается  на различные периоды времени  в зависимости от степени предсказуемости  будущего, продолжительности периода  внедрения идеи, отраслевой принадлежности предприятия и уровня технической  оснащенности (от 3 до 10 лет). 

Существуют следующие разновидности  базовых стратегий: 

- стратегия роста, обосновывающая  намерения предприятия увеличивать  объем производства, продаж, капитальных  вложений и т.п.; 

- стратегия стабилизации - это план  деятельности предприятия в условиях  нестабильности объемов продаж  и доходов; 

- стратегия выживания - это оборонительная  стратегия, применяемая в условиях  глубокого кризиса деятельности  предприятия. 

Стратегическое  планирование - это процесс осуществления  совокупности систематизированных  и взаимосвязанных работ по определению  долгосрочных целей и направлений  деятельности предприятий.

Базовая стратегия ООО  «ТННЦ» и в целом ТНК-BP основана на следующих принципах:

1. Эффективный перевод ресурсов в запасы, запасов в добычу:

  • Поддержание органического роста добычи нефти и газа в среднесрочной перспективе на среднеотраслевом уровне 1%–2%;
  • Стабильное восполнение доказанных запасов углеводородов на уровне не ниже 100% в год в долгосрочном горизонте;
  • Стабилизация и последующее снижение темпов падения добычи

на зрелых месторождениях Западной Сибири;

  • Продвижение разработки месторождений Ямала как будущего

центра роста добычи компании;

  • Увеличение доли добычи с новых месторождений до 20–25% к 2015 году.

2. Рост маржи:

  • Сбалансированное покрытие объемов добычи мощностями переработки;
  • Увеличение глубины переработки, выхода светлых нефтепродуктов и улучшение качества топлива;
  • Расширение ассортимента продукции для обеспечения конкурентной позиции на рынке;
  • Развитие розничной автозаправочной сети в соответствии с объемом производства светлых нефтепродуктов и ростом потребления; присутствие компании в наиболее привлекательных направлениях бизнеса B2B.

3. Развитие газового бизнеса:

  • Монетизация портфеля газовых активов;
  • Поэтапное увеличение доли газового бизнеса в портфеле компании; рост добычи газа до 35 млрд куб. м в год к 2020 году;
  • Полномасштабное освоение месторождений «Роспана» является первоочередной задачей.

4. Развитие портфеля зарубежных активов в сегменте «Разведка и добыча»:

  • Достижение в долгосрочном горизонте оптимального баланса между материальностью/риском/доходностью;
  • Приобретение целевых и новых компетенций и технологий через участие в международных проектах (шельф, тяжелая нефть, нетрадиционный газ/нефть);
  • Приоритетное внимание на следующие два-три года;
  • Интеграция существующих международных активов и потенциальное дальнейшее развитие в трех странах текущего присутствия (Вьетнам, Венесуэла, Бразилия).

5. Соответствие высоким  стандартам корпоративного управления в соответствии с лучшими мировыми практиками и внедрение улучшений на постоянной основе:

  • Охрана труда, промышленная безопасность и охрана окружающей среды;
  • Бизнес-этика;
  • Управленческие процессы.

6. Технологии:

  • Внедрение передовых технологий, зарекомендовавших себя на мировом уровне,— создание конкурентных преимуществ;
  • Продвижение инновационного мышления в компании.

7. Люди и потенциал  для осуществления международной деятельности:

  • Развитие собственных управленческих кадров.

 

 

2.2 Определение  возможных вариантов реализации  базовой стратегии

 

Базовая стратегия как генеральное  направление является стержнем любого стратегического плана предприятия. По отношению к циклу развития предприятия можно выбрать одну из таких базовых стратегий.

Стратегия роста, которая выражает намерения предприятия увеличивать  объемы продаж, прибыли, капиталовложений.

Резервы производства – это возможности  улучшения использования ресурсов предприятия путем дальнейшего  совершенствования техники, технологии и организации производства. Возникают  они вследствие постоянного, но неодновременного совершенствования техники, технологии и организации производства во всех подразделениях предприятия, внедрения  достижений науки и передового опыта. В каждый период времени на предприятии  технический и организационный  уровень одних подразделений  выше, чем других. Это приводит к  образованию резервов на отдельных  участках производства.

Основываясь на оценке выявленных резервов и изучении состояния организации производства на предприятии, для реализации стратегии  роста компании разработан комплекс мероприятий, направленных на совершенствование  организации производства, и как  следствие улучшение результирующих показателей деятельности объекта  исследования. Предложены следующие  мероприятия для компании ООО «ТННЦ» и в целом ТНК-BP:

Информация о работе Формирование стратегии деятельности предприятия