Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 13:18, курсовая работа
Цель моей работы сформировать стратегию решения конфликтных ситуаций.
Задачи которые я перед собой поставила:
дать понятие конфликтной ситуации и конфликта;
рассмотреть все виды внутриорганизационных конфликтов;
раскрыть особенности поведения в конфликтных ситуациях;
рассмотреть различные способы и методы разрешения конфликтных ситуаций;
показать разрешение конфликтных ситуаций на примере организации.
Введение..............................................................................................................3
1.Понятие и классификация внутриорганизационных конфликтов.......................5
1.1. Понятие конфликта..............................................................................................5
1.2. Виды конфликтов в организации.......................................................................7
1.3. Существование конфликтов в компании..........................................................12
2. Формирование стратегий преодоления конфликтов..........................................16
2.1. Методы разрешения конфликтов......................................................................16
2.2. Стратегии преодоления конфликта...................................................................18
Заключение...............................................................................................................23
Список используемой литературы..........................................................................25
Наиболее значимые конфликты могут возникнуть:
а) между профсоюзом и администрацией,
б) между линейным и штабным персоналом,
в) между разными подразделениями, например, между юридической службой и бухгалтерией, службой производства и службой маркетинга, между отделом персонала и производством и т. п.
С точки зрения
Переплетение
внутриорганизационных
По сфере возникновения и развития конфликты можно разделить на деловые, связанные с выполнением человеком должностных обязанностей, и личностные, затрагивающие его неофициальные отношения.
По распределению между сторонами потерь и выигрышей конфликты можно разделить на симметричные и асимметричные. В первом случае они делятся примерно поровну; во втором — одни выигрывают или теряют существенно больше, чем другие.
Существование конфликтов в компании.
В любой организации, существуют различные конфликты. И это отнюдь не всегда является отрицательным показателем, какой бы то ни было деятельности этой организации. Из некоторых конфликтов можно почерпнуть что-то положительное, с помощью них можно выявить и исправить недостатки как системы организации в целом, так и разногласия между отдельными членами коллектива. Причем изменения, которые влечет само разрешение конфликта, не всегда могут быть направлены именно на улучшение ситуации, они могут просто нормализовать ее или привести к исходному состоянию.
Итак, рассмотрим несколько примеров конфликтов, действительно имевших место в компании.
1. Один из руководителей
при общении со своими
В данном случае наслоение
заданий, неумение или нежелание
определить приоритеты и последовательность
выполнения заданий, требование выполнить
все сразу и при том срочно,
то есть повышенные и необоснованные
требования – все это имеет
отрицательный характер: нервирует
работников, вносит отрицательный климат
в отдел, что, безусловно, отбивает желание
трудиться и не способствует качественному
и продуктивному труду
В условиях существования определенных сложностей при устройстве на работу и в силу своей скромности, сотрудники долгое время не решались высказать претензии своему начальнику. Но такая ситуация продолжаться в скрытой форме бесконечно не могла, и в какой-то момент претензии были частично высказаны.
Ненормальная, накаленная обстановка в отделе, как и следовало ожидать, в итоге привлекла внимание высшего руководства организации. Здесь надо также отметить, что сам этот руководитель является хорошим работником и отлично выполняет свою работу, и просто увольнять его не было смысла, – хорошего специалиста не так-то просто найти. В этой ситуации была сделана попытка организовать откровенный разговор-беседу руководителя и его сотрудников, но, к сожалению, она должного результата не имела. Конечно, определенные улучшения появились, но в полной мере устранить конфликтную ситуацию не удалось. Поэтому для полной нормализации обстановки в отделе сейчас проводятся индивидуальные доверительные беседы с руководителем отдела и с каждым из сотрудников.
Из этого примера хорошо видно, что разрешить конфликт, возникший из-за каких-то личностных проявлений, порой бывает сложнее, чем производственный, поскольку его успешный исход зависит не только от знаний руководителя и умения правильно вести себя в критической ситуации (анализ ситуации, управление ей, прогноз последствий, принятие оптимального решения, устранение отрицательных последствий), но и от желания самих конфликтующих.
2. В организацию после
окончания вуза пришел молодой
специалист-маркетолог. Ему был назначен
оклад, равный окладу опытных
старых маркетологов. Его вполне
хорошо встретили в коллективе.
Но почти сразу стали замечать
некоторые ошибки в его работе,
отклонения от привычных им
методик и способов
Вообще, по описанию создаётся впечатление
неразберихи, кто кого должен обучать,
а также отсутствия работающего механизма
поощрения. Кто в организации должен заниматься
разрешением конфликтов?
Из практики российского бизнеса можно
сказать, что столь изысканным видом деятельности,
как разрешение конфликтов внутри организации,
никто по должности просто не занимается.
Обычно происходит так, что разрешением
конфликта занимаются сами участники
этого конфликта, в том числе с помощью
своих коллег. Если конфликт более-менее
серьёзен, то в дело вмешивается руководитель.
А обычно - стремятся прибегать к услугам
консультантов "со стороны", благо
их помощь не бывает, нужна постоянно.
Внутренние же сотрудники (директор по
персоналу, тренинг-менеджер, специалист
по корпоративной культуре, специалист
по рекламе и PR, менеджер по персоналу
и т.д.) могут заниматься лишь профилактикой
возникновения конфликтов, и организовывать
деятельность на предприятии соответствующим
образом.
Итак, мы рассмотрели несколько примеров конфликта в организации. Естественно, существует множество различных видов конфликтов, но основных все-таки два: возникших по объективным причинам или возникших по субъективным причинам. Так, например, производственный конфликт может перерасти в межличностный (если из-за недоработанной системы труда возникают разногласия между людьми, затем перерастающие в личную неприязнь) или наоборот (если из-за личностных противоречий появляются негативные изменения в системе организации или происходят постоянные сбои в ее работе). Так же могут произойти конфликты между группами людей, целыми организациями, могут развиваться по линии руководитель – подчиненный или подчиненный – подчиненный; бывают так же и другие конфликты. Но каков бы ни был конфликт не стоит его избегать и надо помнить, что он является своего рода сигналом к действиям, которые должны изменить ситуацию и в результате должны в той или иной степени привести к улучшению работы организации, к ее усовершенствованию в целом.
ФОРМИРОВАНИЕ
СТРАТЕГИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Методы разрешения конфликтов.
В зависимости от
поведения участников
1) уклонение — человек,
предвидя возникновение
2) сглаживание конфликта
— используются разные
3) принуждение — противника
заставляют принять другую
4) поощрение, предоставление преимущества человеку в обмен на его согласие с предполагаемым решением.
Хотя этот вид поведения
можно рассматривать как
5) компромисс — одна
сторона принимает точку
Способность к
компромиссам — важнейшая
Однако компромисс
нецелесообразен на ранних
Стратегии преодоления конфликта.
Любой руководитель заинтересован в том, чтобы конфликт, возникший в его организации или подразделении, как можно быстрее был преодолен (исчерпан, пресечен или прекращен), так как его последствия могут принести немалый моральный или материальный ущерб. Этот процесс может происходить как без его непосредственного участия силами самих сторон, так и при активном вмешательстве и управлении.
Конфликт может быть разрешен в результате трех типов действий: односторонних, осуществляемых каждым из участников на свой страх и риск; взаимно согласованных, результатом чего является компромисс; совместных, или интегративных. В их основе может быть совпадение мнений участников, превосходство одного из них или вмешательство третьей силы (физической или юридической).
В результате
формируются три модели
Обобщенная классификация
форм поведения участников
Если последний
имеет субъективные причины,
Если одна из
сторон в предмете конфликта
не заинтересована, а ранг ее
оказывается более высоким,
В случае, когда
ранг оказывается более
Такая стратегия может реализоваться, например путем дезинформации, провокации, передачи правовой информации, воспринимаемой в качестве ложной, и проч. Применение такой стратегии часто сопровождается недозволенными силовыми приемами, запугиванием, шантажом и т.п.
Если она дает
возможность заблаговременно
Поскольку, как правило, проигравшая сторона с поражением не смиряется, конфликт в любой момент может вспыхнуть с новой силой и неизвестно, чем впоследствии закончиться. Таким образом, при проигрыше одного оппонента выигрыша для другого, а следовательно, для организации в целом быть не может.
Если ранг оппонентов одинаков и они в равной мере заинтересованы в преодолении конфликта, то могут применять стратегию примирения через поиск компромисса, в рамках которого принимается решение с разделением примерно поровну выгод и потерь. Поскольку при этом обе стороны оказываются не в проигрыше, такая стратегия считается целесообразной и широко используется на практике, но оптимального решения при этом принять, как правило, не удается, так как сама проблема сохраняется. Иногда на компромисс идут и оппоненты, находящиеся в разных рангах, но заинтересованные в достижении договоренности, помогающей сэкономить время и силы, сохранить отношения и что-то приобрести, вместо того чтобы все потерять.
Идеальной же
является стратегия
Информация о работе Формирование стратегий разрешения конфликтных ситуаций