Формы и методы мотивации деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 17:52, реферат

Краткое описание

Мотивация - это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов его коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации.
Основные задачи мотивации:
• формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации в процессе труда;
• обучение персонала и руководящего состава психологическим основам внутрифирменного общения;
• формирование у каждого руководителя демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...2
Глава 1: Потребности в жизни человека, их классификация……………..4
Глава 2: Формы и методы мотивации деятельности……………………..13
Глава 3: Специфика потребностей жителей Российской Федерации…...21
Заключение………………………………………………………………….30
Список использованной литературы……………………………………...31

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика.реферат.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

Потребности бывают также экономическими и неэкономическим. Для удовлетворения экономических потребностей необходимо производство. Неэкономические потребности могут быть удовлетворены без наличия общественного производства, например, потребность в воздухе, чтобы дышать.

Экономические потребности имеют исторический характер. Они органически связаны с условиями существования общества, социальных групп и отдельных людей.

Экономические потребности динамичны. Они изменяются с прогрессом общества. К. Маркс и В. Ленин назвали этот процесс законом возвышения потребностей, в соответствии с которым происходит их постоянный и качественный рост.

Трудность и неопределенность выделения устойчивых групп потребностей не останавливает многочисленных исследователей искать наиболее адекватную классификацию потребностей. Но мотивы и основания, с которыми походят различные авторы к классификации, совершенно разные. Одни основания - у экономистов, другие - у психологов, третьи - у социологов. В итоге получается: каждая классификация - оригинальна, но узкопрофильна, непригодна для общего употребления.

 

 

 

 

Таблица 1 показывает различие потребностей

                                                                                                                 Таблица 1

по сферам

по объекту потребностей

по функциональной роли

по происхождению

по субъекту потребностей

биологические,

трудовые,

познания,

общения,

отдыха;

физиологические (пища, вода, воздух, и т. п.)

материальные, (жилище, одежда, орудия производства и т.п.)

социальные (общение, общественное признание и т. п.)

духовные, (знания, создание прекрасного, и т. п.)

этические,

эстетические,

другие;

доминирующие/

второстепенные,

центральные/

периферические,

устойчивые/

ситуативные;

врожденные,

простые

приобретенные

сложные

приобретенные

групповые,

индивидуальные,

коллективные,

общественные.


 

 

 

 

 

 

Стадии развития потребностей:

Стадии развития потребностей – этапы, которые проходят потребности, в процессе развития. Выделяют четыре стадии: зарождение потребности, её интенсивное развитие, стабилизация и угасание.

Понятие стадий наиболее применимо к потребностям в конкретных товарах. Потребность в каждом новом изделии проходит все эти стадии. Сначала при зарождении потребность существует как бы в потенции, в основном у лиц, связанных с разработкой и опытной проверкой нового изделия.

Когда оно освоено для массового производства, спрос начинает быстро возрастать. Это соответствует стадии интенсивного развития потребности.

Затем по мере роста производства и потребления товара  потребность в нем стабилизируется, становясь привычкой для большинства потребителей.

Развитие научно-технического прогресса ведет  к созданию более совершенных предметов, удовлетворяющих ту же потребность. В результате потребность в конкретном изделии переходит в стадию угасания, начинает сокращаться. Одновременно возникает потребность в, усовершенствованном изделии, которая так же, как и прежняя, попеременно проходит все рассмотренные стадии.

В основе данного закона лежат потребности конкретного человека, а они характеризуют потребности всего общества. И в то же время этот закон является движущей силой экономического роста, в силу того, что человеку требуется всегда больше, чем он достиг.

 

 

 

 

 

 

Глава 2: Формы и методы мотивации деятельности.

 

В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же не осознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые  воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь также могут влиять на его реакцию на воздействия, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием.

Принимая во внимание сказанное, можно попытаться дать более детализированное определение мотивации. Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение  человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.  

Для того чтобы всесторонне раскрыть понятие мотивации, необходимо рассмотреть три аспекта этого явления:

·   что в деятельности человека находиться в зависимости от мотивационного воздействия.

·   каково соотношение внутренних и внешних сил;

·   как мотивация соотносится с результатами деятельности человека.  

Прежде  чем  приступить  к  рассмотрению  этих   вопросов, остановимся  на  уяснении  смысла  основных понятий,  которые будут использованы в дальнейшем.  

Потребности - это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для  разных людей,  но в  то же  время имеет определенное  индивидуальное  проявление  у  каждого   человека. Наконец, это то, от чего человек стремится освободиться, так как, пока потребность существует,  она дает  о себе  знать и  “требует” своего устранения.  Люди  по-разному  могут  пытаться  устранять потребности, удовлетворять их, подавлять или не  реагировать на  них. Потребности могут  возникать как  осознанно, так  и неосознанно.  При этом не  все  потребности  осознаются  и  осознанно  устраняют.  Если потребность не  устранена, то  это не  предполагает, что  она устранена навсегда.   Большинство   потребностей   периодически  возобновляются, хотя при  этом они  могут менять  форму своего  конкретного проявления, а также степень настойчивости и влияния на человека.

Мотив  -  это  то, что  вызывает определенные  действия человека. Мотив  находится “внутри”  человека,  имеет  “персональный”  характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к  человеку  факторов,  а  также  от  действия других,  возникающих параллельно  с  ним  мотивов. Мотив  не только  побуждает человека  к действию, но и определяет,  что надо  сделать и  как будет  осуществлено это  действие.  в  частности  если  мотив  вызывает  действия по устранению потребности  то  у  различных людей  эти действия  могут быть совершенно отличны, даже если они испытывают одинаковую потребность. Мотивы поддаются осознанию - человек может воздействовать на  свои  мотивы,  приглушая  их  действие  или   даже  устраняя их  из своей мотивационной совокупности.    

Поведение  человека  обычно  определяется  не  одним  мотивом, а  их совокупностью,  в  которой  мотивы  могут  находиться   в  определенном отношении  друг  к  другу  по  степени  их  воздействия   на  поведение человека. Поэтому мотивационная структура человек может рассматриваться  как  основа   осуществления  им   определенных  действий.

Мотивационная   структура   человека  обладает определенной  стабильностью.  Однако  она  может  меняться,  в  частности,   сознательно  в процессе воспитания человека, его образования.     

Мотивирование - это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование составляет сердцевину и  основу управления человеком. Эффективность управления в очень  большой  степени  зависит  от  того,  насколько  успешно  осуществляется процесс мотивирования. 

 В зависимости от того  что преследует мотивирование, какие задачи оно решает можно выделить два основных метода мотивирования.

Первый метод состоит в том, что путем внешних воздействий на человека   вызываются   к   действию  определенные   мотивы,  которые побуждают  человека  осуществлять  определенные   действия,  приводящие к желательному для мотивирующего субъекта результату. При данном типе мотивирования надо хорошо знать то, какие мотивы могут побуждать человека к желательным действиям и то, как вызывать эти мотивы. Этот тип мотивирования во многом напоминает вариант торговой сделки: “Я даю тебе то, что ты хочешь, а ты даешь мне то, что хочу я”. Если у двух сторон не оказывается точек взаимодействия, то и процесс мотивирования не сможет состояться. 

Второй  метод  мотивирования  своей  основной  задачей  имеет формирование   определенной   мотивационной   структуры   человека.  В этом  случае основное внимание  обращается на  то, чтобы  развить и усилить  желательные  для  субъекта  мотивирования  мотивы  действии человека,  и наоборот,  ослабить те  мотивы, которые  мешают эффективному  управлению  человеком.  Этот  тип мотивирования  носит характер воспитательной и  образовательной работы  и часто  не связан с  какими-то  конкретными  действиями  или  результатами,  которые ожидается получить от человека в виде итога его  деятельности. Второй  тип  мотивирования  требует больших усилий,  знаний и способностей  для  его  осуществления.  Однако  и его  результаты в целом  существенно  превосходят  результаты  первого  типа мотивирования. Организации, освоившие  его и использующие в  своей практике, могут гораздо  успешнее и  результативнее управлять  своими членами. 

 Первый  и  второй типы  мотивирования не  следует противопоставлять,  так как в современной  практике управления  прогрессивно управляемые организации  стремятся сочетать  оба эти  типа мотивирования.    

 Стимулы  выполняют роль   рычагов  воздействия   или  носителей «раздражения»,  вызывающих  действие  определенных  мотивов.  В качестве стимулов могут выступать  отдельные предметы,  действия других людей, обещания, носители обязательств и  возможностей, предложено человеку в компенсацию за его действия или что он желал бы  получить в результате определенных действий. Человек  реагирует на многие  стимулы  не обязательно  сознательно. На  отдельные стимулы его реакция даже может не поддаваться сознательному контролю. 

 Реакция на конкретные стимулы  не одинакова у различных людей. Поэтому сами по себе стимулы  не имеют  абсолютного значения или смысла, если люди не реагируют на  них. Например,  в условиях  развала  денежной системы,  когда практически  ничего невозможно купить за деньги, заработная  плата и  денежные знаки  в целом теряют свою роль стимулов и могут  быть очень  ограниченно использованы в управлении людьми. 

 Процесс  использования  различных  стимулов  для мотивирования людей   называется   процессом стимулирования.   Стимулирование имеет  различные  формы.  В  практике  управления одной  из самых распространенных  его   форм  является   материальное  стимулирование.  Роль  данного  процесса стимулирования  исключительно велика.  

Однако  очень  важно  учитывать  ситуацию,  в  которой  материальное стимулирование  осуществляется,  и  стараться  избрать преувеличения его возможностей,  так как  человек имеет  очень сложную  и не однозначную   систему   потребностей,   интересов,  приоритетов  и целей. 

 Стимулирование принципиально  отличается от мотивирования. Суть  этого отличия состоит в  том, что  стимулирование -  это одно из  средств,  с  помощью  которого  может  осуществляться мотивирование. При  этом, чем  выше уровень  развития отношений  в организации, тем реже в качестве средств управления людьми применяется стимулирование.  Это  связано с  тем, что  воспитание и  обучение как один  из  методов  мотивирования  людей приводят  к тому  что члены организации  сами  проявляют  заинтересованное  участие в  делах организации, осуществляя необходимые действия не дожидаясь или же  вообще  не  получая  соответствующего   стимулирующего  воздействия.   

 Если посмотреть, на что в  деятельности человека  оказывает воздействие мотивация, то выяснится что это следующие характеристики деятельности:

·   усилие;   

·   старание;  

·   настойчивость;   

·   добросовестность;

·   направленность.    

 Одну и ту же работу  человек может  делать, затрачивая различные усилия. Он может работать в  полную силу, а может работать  в полсилы.  Также  он может  стремиться  брать  работу немного проще,  а может браться  за сложную и тяжелую  работу, выбирать более легкое  решение, а может искать и браться за сложное решение.  Все это  отражает то, какие усилия готов затрачивать человек. И зависит это от того, на сколько он мотивирован на затрату больших усилий при выполнении своей работы.  

Существуют различные способы мотивации, в том числе: 
Нормативная мотивация — побуждение человека к определенному поведению посредством идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования, психологического заражения и т.п.  
Принудительная мотивация, основывающаяся на использовании власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований. 
Стимулирование — воздействие не непосредственно на личность, а на внешние обстоятельства с помощью благ, стимулов, побуждающих работника к определенному поведению. 
Первые два способа мотивации являются прямыми, ибо предполагают непосредственное воздействие на человека, третий способ - стимулирование - косвенный, поскольку в его основе лежит воздействие внешних факторов - стимулов. 
Центральное место в теории мотивации занимает понятие мотив. Мотив — это преимущественно осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетворение ею тех или иных потребностей. Актуализация мотива означает превращение его в главный импульс психологической активности, обусловливающий поведение. Мотив характеризует, прежде всего, волевую сторону поведения, т.е. он неразрывно связан с волей человека, представляет собой преимущественно осознанное побуждение. Мотив порождается определенной потребностью, выступающей конечной причиной человеческих действий. Иногда имеет место борьба мотивов, в которой побеждает и актуализируется наиболее сильный из них. Мотивация представляет собой процесс создания системы условий или мотивов, оказывающих воздействие на поведение человека, направляющих его в нужную для организации сторону, регулирующих его интенсивность, границы, побуждающих проявлять добросовестность, настойчивость, старательность в деле достижения целей. 
Мотивы, являясь личностным побуждением к активности, тесно связаны со средой жизнедеятельности. В ней содержится вся совокупность потенциально возможных стимулов. Индивидуальность человека появляется в выборе стимулов. 
Мотивы могут быть внутренними и внешними; последние обусловлены стремлением человека обладать какими-то не принадлежащими ему объектами или, наоборот, избежать такого обладания. Внутренние мотивы связаны с получением удовлетворения от уже имеющегося у человека объекта, который он желает сохранить, или неудобствами, которые приносит обладание им, а следовательно стремление от него избавиться. 
Мотивы формируются, если:

Информация о работе Формы и методы мотивации деятельности