Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 18:01, реферат
Цель – рассмотреть более подробно специфические формы кредитного обслуживания внешнеэкономических отношений: лизинг, факторинг, форфетирование.
ВВЕДЕНИЕ 3
I . СУЩНОСТЬ И ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЛИЗИНГА 4
II . ФАКТОРИНГ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УСЛУГ И РАСЧЁТОВ 14
III . ФОРФЕТИРОВАНИЕ: ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ, МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 19
IV. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЗИНГА В РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
Лизинговые
платежи включаются в
II . ФАКТОРИНГ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УСЛУГ И РАСЧЁТОВ
Банк, осуществляя обслуживание клиентов, может оказывать им также факторинговые услуги. Факторинг (англ. factoring от factor – агент, посредник) представляет собой переуступку банку неоплаченных долговых требований, возникающих между контрагентами в процессе реализации продукции (товаров, работ, услуг), и является разновидностью торговокомиссионной операции. Цель факторинговых операций своевременное инкассирование долгов для снижения потерь от отсрочки платежа и предотвращения появления безнадёжных долгов. Использование факторинга ускоряет получение большей части платежей, гарантирует полное погашение задолженностей, снижает расходы, связанные с ведением счетов, и обеспечивает своевременность поступления платежей поставщикам при наличии временных финансовых трудностей у плательщиков. В России факторинговые операции стали применяться впервые в СанктПетербурге (Ленинграде) в 1989 г. и в дальнейшем получили распространение во многих банках страны. Для проведения таких операций в банках создаются отделы или группы факторинга. Они являются обособленными структурными подразделениями банков и обладают оборотными фондами, источником формирования которых являются собственные средства банка (прибыль, фонды), привлечённые факторингом средства. Соотношение между ними устанавливается правлением банка. Кроме того, если у факторингового отдела возникнет потребность в привлечении дополнительных источников для выполнения своих обязательств, банк предоставляет ему краткосрочный кредит. Хозяйственные органы могут также предоставлять факторинговому отделу временно свободные средства на определённый срок за плату, которая определяется в договорах по соглашению сторон.
Существуют также и другие способы привлечения средств для деятельности факторингового отдела. Например, привлечение различных депозитов или выпуск и продажа облигаций с фиксированным годовым доходом. За счёт своей прибыли факторинговый отдел (группа) банка создаёт резервный фонд. Все операции факторингового отдела учитываются на отдельном активнопассивном счёте «Расчёты банка по факториговым операциям». В аналитическом учёте ведутся отдельные счета в разрезе поставщиков. Результаты деятельности факторингового отдела включаются в общий баланс банка. Факторинговый отдел можно условно назвать «банк внутри банка». В факторинговых операциях участвуют три стороны: факторпосредник, в роли которого выступает банк в лице своего факторингового подразделения; поставщик; покупатель. Также имеются и положительные стороны факторинга, они представлены на схеме.
Факторинг
это рискованная, но
Конфиденциальный
факторинг предусматривает
III . ФОРФЕТИРОВАНИЕ: ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ, МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Операцией, сходной с факторингом, является форфейтинг (от франц. Аforfait целиком, общей суммой) форма банковского кредита продавцам, применяемая чаще всего во внешнеторговых операциях и предусматривающая приобретение права требования по оплате поставок товаров и оказанию услуг, принятия риска исполнения этих требований и их инкассирование. Банк (форфейтор) выкупает у экспортёра (продавца) денежное обязательство импортёра (покупателя) об оплате купленного товара сразу же после его поставки и сам производит полную или частичную оплату стоимости товара экспортёру. В последующем денежные средства банкуфорфейтору в оплату товара перечисляет импортёр, покупатель. За досрочную оплату банкфорфейтор взимает с экспортёра проценты. Форфейтинг, в отличие от факторинга, является однократной операцией, связанной с получением денежных средств путём перепродажи при обретённых прав на товары и услуги. Возникновение операции форфетирования относится к периоду существенных изменений в структуре и конъюнктуре международной торговли в конце 50-х начале 60-х годов 20 века , когда условия реализации продукции постепенно из рынка продавца превратились в рынок покупателя. Это время характеризуется постепенной отменой торговых ограничений, возникших в период политики "холодной войны" в начале 50-х годов. Возобновление активных торговых взаимоотношений западноевропейских государств с социалистическими странами, повышение значения их торговли с развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки поставили перед западноевропейскими экспортёрами ряд дополнительных финансовых проблем. Кроме того, активизация действий западноевропейских стран на новых рынках сбыта пришлась на период роста производственных инвестиций фирмэкспортёров, что в значительной мере ограничило собственные возможности экспортё ров по предоставлению покупателям среднесрочных и долгосрочных коммерческих кредитов. Дело в том, что структура финансовых операций на традиционных денежных рынках не отвечала их возросшим потребностям в заёмных средствах и условиям привлечения последних. В результате в начале 60-х годов и возник феномен "форфейт и н г ого кредитования" как один из путей удовлетворения возросших потребностей в предоставлении международного кредита. Первоначально центр подобного рынка сформировался в Швейцарии, где исторически зарождалась многие новые формы банковского кредитования международной торговли, а первым из крупных западных банков включился в форфетирование швейцарский финансовый колосс "Креди Сюисс". Характерные черты форфетир ования представляется возможным сформулировать следующим образом: взаимосвязь с реальными торговыми операциями; форфетируемая задолженность оформляется средне или долгосрочным платёжными обязательствами, например, простыми векселями; кредитование осуществляется на дисконтной основе, т.е. путём учёта упомянутых платёжных обязательств; процентная ставка по предоставляемым кре дитам является фиксированной; кредитование осуществляется преимущественно на долгосрочной основе (как правило, на срок от одного до пяти лет); чаще всего форфетирование связано с продажами машин, оборудования и других товаров инвестиционного назначения.
К числу общих вопросов, решаемых при форфетировании, относятся:
а) порядок погашения кредита. Покупатель товара, получивший долгосрочный кредит на оплату поставленных товаров, как правило, стремится равномерно распределить его погашение в течение всего срока кредита, добиваясь тем самым рассредоточения во времени числящейся у него на балансе задолженности. В результате этого происходит сокращение среднего срока кредита в целом и некоторое снижение тех рисков, с которыми сопряжено его предоставление для кредитора. Погашение возникающей задолженности несколькими равными платежами принято считать наиболее приемлемой формой погашения. В тех случаях, когда задолженность оформлена простыми векселями, погашение задолженности достигается путём выписки партии векселей с разными сроками платежа, как правило, распределёнными через шестимесячные интервалы. В результат е форфетируемый "портфель" платёжных обязательств может, например, включать 10 простых векселей, выписанных на равные суммы, причём срок платежа по первому из них наступит через шесть месяцев после даты отгрузки товаров, а по последнему через пять лет от той же даты;
б) учёт векселей. Векселя должны быть индоссированы (т.е. иметь передаточную надпись) поставщиком товара в пользу банкафорфейтора , который затем вычитает стоимость предоставляемого финансирования за весь период действия кредита из совокупного номинала выписанных векселей, а разницу выплачивает поставщику немедленно. С точки зрения поставщика товара сделка полностью завершена, поскольку ему оплачена вся стоимость поставленных им товаров. Таким образом, он освобождён от каких бы то ни было обязательств в отношении остающейся непогашенной задолженности покупателя, так как в передаточную надпись (индоссамент) включена оговорка "без оборота на меня" ("без права обратного требования"). Банкфорфейтор же сохраняет учтённые им обязательства в своё м "портфеле" и может предъявить их к оплате по очереди, т.е. по мере наступления соответствующих сроков платежей, либо может привлечь ограниченное число институциональных или частных инвесторов к участию (на аналогичных условиях) в более крупных сделках.
IV. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЗИНГА В РОССИИ
1. Использование банками лизинга
Несмотря на то, что законодательство в области регламентирования лизинговых операций пока не развито и сроки его принятия не определены, эта сфера банковского бизнеса не осталась без внимания большинства крупнейших банков: лизинговые компании созданы Сбербанком России, Инкомбанком, Мосбизнесбанком, банком “Санкт-Петербург” и другими.
а) Мосбизнесбанк.
Компания “Лизингбизнес”, основным учредителем которой является Мосбизнесбанк, начала действовать в мае 1992 года. Ее учредителями, помимо банка, выступают еще более 20 юридических и физических лиц, общая доля которых в капитале компании не превышает 20%. В настоящее время уставной фонд компании составляет 100 млн. рублей (8,4 млн. рублей по состоянию на 1 января 1993 года), а сумма баланса - 51,4 млрд. рублей (122,4 млн. рублей на 1 января 1993 года).*
Как сообщил
“Ъ” вице-президент
б) “Балтлиз”.
АОЗТ “Балтийский лизинг” создано в 1990 году. Его основные учредители - Промышленно-строительный банк (Петербург), Балтийское морское пароходство, Российская государственная страховая компания и АО “Научные приборы”. Уставной капитал составляет 50 млн. рублей. Около 85% объема лизинговых операций приходится на лизинг промышленного оборудования для мелкого и среднего бизнеса - минипекарен, деревообрабатывающего оборудования, мини-заводов по производству продовольствия. Свою деятельность в области лизинга “Балтлиз” начал с крупной сделки в интересах одного из своих учредителей - сразу после регистрации компания профинансировала лизинг четырех судов общим дедвейтом 60 тыс. т для Балтийского морского пароходства (стоимость одного судна такого класса составляет не менее DM 5-6 млн.). Однако, несмотря на такое начало АО “Балтлиз”, его дальнейшую работу можно, пожалуй, оценить как осторожную - за весь 1994 год было заключено 15 лизинговых сделок на 4,5 млрд. рублей - сумму заведомо меньшую, чем первая сделка с участием учредителей компании. Причин тому может быть названо несколько. Главной из них, пожалуй, является та, что “Балтлиз” с самого начала своей деятельности решил вообще отказаться от оперативного лизинга.
Примечательно, что представители почти всех лизинговых компаний признают, что конкуренции на этом рынке практически не существует. По их словам, лизинг пока не особенно доходен (не последнюю роль здесь играет еще не отмененное двойное налогообложение лизинговых операций). Как отмечали некоторые, банку экономически невыгодно замораживать свои средства, вкладывая их в лизинг, и идет он на это в основном ради своей клиентуры. Поэтому в кредитном портфеле банков доля лизинговых операций занимает пока немного места, как правило не превышая 3-5%.