Фундаментальные основы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 20:14, курсовая работа

Краткое описание

Принципы управления производством, обществом и личностью опираются на диалектический закон развития, обобщающий опыт человеческой цивилизации. При смене социально – политических формаций, при непрерывном развитии всех явлений в мире изменяются и совершенствуются методы, формы, техника и сами принципы управления. Изменения политической и экономической ситуации в стране, переход на новый уровень знаний наполняют новым содержанием теорию и практику, нельзя пользоваться принятой системой категорий вечно. Время меняет и язык науки, терминологию, и неудивительно, если какой либо принцип управления при неизменности его сути называется а разных странах, в различных национальных школах менеджмента по своему.

Вложенные файлы: 1 файл

Oglavlenie_po_tm.docx

— 111.02 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Введение

           Наука управления имеет в своей  основе систему базовых положений, принципов, которые присущи только  ей, и при этом опирается на  законы, изучаемые другими науками, связанными с управлением. Очевидно, что, прежде чем приступить к  изучению социально-психологических  аспектов управления и искусству  воздействия на личность и  коллектив,  необходимо рассмотреть  фундаментальные основы менеджмента  – его принципы. Дом начинают  строить не с крыши, а с его  фундамента.

      Основными задачами науки управления являются изучение и практическое применение принципов развития всей совокупности управленческих целей, разработке планов, созданий экономических и организационных условий для эффективной деятельности трудовых коллективов. Изучение и овладение этими закономерностями является необходимым условием совершенствования управления общественным и частным производством, улучшения экономической инфраструктуры и подъема народного хозяйства.

           Принципы управления производством, обществом и личностью опираются  на диалектический закон развития, обобщающий опыт человеческой  цивилизации. При смене социально  – политических формаций, при  непрерывном развитии всех явлений  в мире изменяются и совершенствуются  методы, формы, техника и сами  принципы управления. Изменения  политической и экономической  ситуации в стране, переход на  новый уровень знаний наполняют  новым содержанием теорию и  практику, нельзя пользоваться принятой  системой категорий вечно. Время  меняет и язык науки, терминологию, и неудивительно, если какой либо  принцип управления при неизменности  его сути называется а разных  странах, в различных национальных  школах менеджмента по своему.

 

Глава I. Фундаментальные основы менеджмента

1. 1. Принципы управления, сформулированные А. Файолем

           Анри Файоль (1841 – 1925), вероятно, имеет  больше всего прав на то, чтобы  называться отцом – основателем  современного управления. Он начинал свою карьеру в качестве горного инженера в одной из французских промышленных компаний. Будучи одним из ее директоров, но за несколько лет превратил фирму из почти банкрота в высокоприбыльное предприятие.  В 1916 г., в возрасте 75 лет, Файоль написал книгу «Administration Industrialeet General» («Общее и промышленное управление»), обобщившую его полувековой опыт.

          Файоль рассматривает управление  как процесс, имеющий место во  всех без исключения организациях  – военных, государственных, промышленных, коммерческих и религиозных, - все  зависимости от их характера  и размера. Он выделяет 6 основных  сторон деятельности, 5 функций и 14 принципов, которые должны воплощаться  в работе управленцев высшего  звена.

          Основные стороны деятельности  включают:

          1. Техническую: производство продукта

          2. Коммерческую: закупка товаров, продажу  и обмен готовой продукции.

         3. Финансовую: получение и использование капитала.

         4. Обеспечение безопасности труда и собственности.

         5. Ведение отчета.

         6. Собственно управление, в котором Файоль выделил 5 функций, или типов задач, менеджера:

          1. Планирование. Постановка целей, поиск путей их достижения и определение направлений, в которых должно продвигаться предприятие.

          2. Организация. Конструирование и создание структуры, соответствующей целям и средствам, намеченным в ходе планирования.                       

          4. Командование. Оперативное руководство исполнителями спланированных мероприятий.

      5. Координация. Согласование и упорядочение деятельности подразделений и представителей организации, направленное на достижение наибольшей общей эффективности.

          6. Контроль. Оценка эффективности в соответствии с разработанной ранее системой правил.

            Как видно из этого перечня, Файоль отводит основную роль функциям планирования и организации, в то время как все остальные служат их дополнением и развитием. 14 принципов были предназначены для того, чтобы объяснить менеджерам, как именно им следует исполнять эти функции:

            1.Разделение труда. Количество обязанностей и задач каждого отдельного исполнителя должно сводиться к минимуму за счет как можно более узкой специализации. Файоль полагал, что разделение труда всегда повышает его производительность и сокращает затраты.

            2. Полномочия. Власть и право принимать решения, давать распоряжения и требовать их исполнения от других людей составляют ключевой элемент любой организации. Полномочия могут быть получены либо за счет занятия формальной позиции, либо за счет неформального статуса.

             3. Дисциплина. Контроль необходим для обеспечения порядка и эффективности. Лучший способ поддержания дисциплины - подбор хороших руководителей, ясные и недвусмысленные формулировки прав и взаимных обязательств руководителей и подчиненных и вынесение любых наказаний исключительно на основании установленных правил.

            4. Единоначалие. Каждый служащий должен получать распоряжения от одного и только одного руководителя. Этот принцип определяет направления коммуникации внутри организации.

            5. Единство направления. Вся деятельность учреждения в одном из направлений находится под руководством одного человека и определяется одним планом.

            6. Субординация. Личные интересы подчинены общим. Интересы организации превыше всего.

            7. Вознаграждение. Заработная плата должна соответствовать заслугам. Файоль осознавал, что реальный размер вознаграждения определяется многими факторами, часто не зависящими ни от достоинств вознаграждаемого, ни от желаний вознаграждающего, но считал, что управленцы должны стремиться к наибольшему соответствию между ними.

           8. Централизация/децентрализация. Понятие централизации указывает на состояние, когда все решения принимаются на высших уровнях организации, а роль низших сводится к их исполнению. Децентрализация описывает положение дел, когда право принимать ответственные решения делегируется на нижние уровни. В больших организациях децентрализация является жизненно необходимой.

             9. Вертикаль власти. Отношения подчинения, связывающие руководителя всей организации через цепочку руководителей низших уровней с каждым из служащих. Однако существование слишком жесткой иерархии снижает гибкость организации и ее способность реагировать на изменение обстоятельств, поэтому учреждения, действующие в нестабильной среде, как правило, допускают нарушения вертикали власти и участие подчиненных в принятии решений наравне с руководителями.

            10. Порядок. Последовательность или устройство вещей, событий и действующих лиц, которое обеспечивает свое место для каждого. Этот принцип требует, чтобы в каждой организации существовал план, отражающий ее порядок.

            11. Равенство. Отношение руководителя к подчиненным должно быть тактичным, доброжелательным и справедливым. Никому не должно отдаваться предпочтение по личным мотивам.

            12. Стабильность. Работа с персоналом должна строиться на неизменных принципах, делающих действия руководителей предсказуемыми для подчиненных. Это обеспечивает уверенность в будущем и чувство безопасности.

            13. Инициатива. Служащих следует побуждать подавать новые идеи и предложения, которые можно будет использовать на благо организации.

           14. Корпоративный дух (espridocorps). Задача руководителей - культивировать ощущение гармонии и единства в организации.

           Работы Файоля являлись ответом на растущую потребность в систематическом осмыслении практики управления. В этом смысле его 5 функций и 14 принципов до сих пор не потеряли своей ценности для управленцев, несмотря на упреки в том, что они сформулированы слишком широко и расплывчато, чтобы быть практически применимыми[2].

 

 

 

1. 2. Принципы управления, обусловленные последующими этапами

развития менеджмента

           Вторая половина ХХ века характеризовалась  увеличением управленческого контроля  за всеми переменными бизнесами и это привело к  разработке количественных подходов к принятию управленческих решений.  Использование в управлении системного подхода облегчило задачу рассмотрение организаций в единстве их составных частей, не разрывало  связанных с внешним миром, а это усилило значение, ситуационного подхода  к управлению, который предполагает, что организация внутри предприятия есть ответ на воздействие со стороны среды. В ситуационном подходе понятие  решения напрямую зависит от анализа внешней среды. Далее на 1-ый план  вышли проблемы успешного позицирования предприятия на рынке и это  правило к развитию теории и методов стратегического планирования, которые  повлекли за собой необходимость разработки таких направлений как  организационная культура (пропорциональность), инновационный менеджмент  и лидерство [7].

          Новые принципы управления, сформулированные  в 90-е годы ХХ века:

          1.  Системный подход к управлению - состоит в следующем -  предусматривает  принятия решений на основе  учета важнейших обстоятельств  и возможность приемов воздействия  в их взаимодействий;

          2.  Ситуационный принцип управления - утверждает отсутствие  рецептов, годных на любой случай. Признает существование принципиальных  подходов к управлению. Требует  принятия  конкретных  решений  только  в  связи  с  конкретной  ситуацией.

         3. Определяющая роль  организационной  культуры  -  формы  деятельности  и  нормы  проведения,  сложившиеся  в деловой  практике  и  сознании  работников.  Она  опирается  на систему  ценностей,  принятых  в организации.  Играет  ведущую  роль  в  развитии  и  судьбе  организации  по  причине  ее  глубокого  влияния  на  эффективность  всех  сторон  деятельности.

         4.  Механизация   и   автоматизация   управленческого   процесса  -  представляет   собой   внедрение  механического   устройств   в   управленческий   труд:   компьютеров,   современных   средств   связи,   множительных   аппаратов   и   другой   оргтехники;

         5.  Демократизация   управления  -  проявляется   в   активном   участии   рядовых   работников   в   управлении   производством   на   основе   подачи   предложений,   участии   в   работе   кружков   качества,   оказании   помощи   менеджерам   при   коллегиальных   формах  подготовки   решений.

        6.  Интернационализация   менеджмента  -  означает   усилие   роли   интернационального   фактора   в   управлении   организацией   по   причине   растущего   межгосударственного   разделения   и   кооперации  труда,   а  также   обостряющейся международной   конкуренции [6].

 

1. 3. Демократизация  управления

          Акционерные   общества, основанные   на   принципах   партнерства,   практикуют   разные   формы   участия   рабочих    в    управлении   и   прибылях.  Главное   в   том,   что   в   современных   условиях   в  крупном   производстве   уровень   квалификации   и   самосознания   работников   объективно  требует   их   участия   в   управлении,   в   принятии   решений.  Теперь   многие   понимают,   что   без   сотрудничества,   кооперации,  партнерских   отношений   с   персоналом   менеджеры   и   собственники   не   в   состоянии  управлять   производственным   процессом   и   добиваться   повышения   производительности  труда.   Поэтому   оптимальной   формой   хозяйственной   организации   на   микроуровне   считается   акционерная    компания,   в   которой   значительная   часть  акций   принадлежит   рабочим,   и   персонал   который   участвует   в   управлении.   Это   обусловлено   в   значительной   степени   тем,   что  в   современных   условиях   у   работников   появились    новые    жизненные    ценности:    стремление    к    творческой самореализации,     к    полноправному    участию    в    процессе    принятия решений и несению ответственности за их реализацию; к социальной защищенности и повышению уровня жизни наряду с повышением эффективности производства. Поэтому развитие партнерских отношений в производстве считается закономерным, объективно обусловленным процессом, применяемым практически всеми фирмами развитых стран.

          Развитие партнерских отношений между предпринимателями и работниками предполагает:

           1. ослабление диктата менеджмента;

           2. заинтересованность рабочих в успешной деятельности фирмы;

           3. улучшение трудовых отношений на производстве: сокращение текучести кадров, прогулов и забастовок, улучшение климата в производственном звене;

           4. государственную поддержку: издание законов об участии рабочих в управлении; создание социальных фондов для выкупа акций работниками; налоговые льготы фирмам, практикующим распределение части прибыли среди персонала.

           По мере усложнения процесса труда изменялся подход к рабочему. Из объекта управления он превратился в субъект производственного процесса. Идея демократизации отношений на производстве исходила от всех социальных групп — рабочих и служащих. Уровень профессиональной квалификации, специального образования и общей культуры современного рабочего создает у него потребность участвовать в управлении, в процессе принятия решений.

Информация о работе Фундаментальные основы менеджмента