Холдинг: сущность, характерные черты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 22:51, курсовая работа

Краткое описание

холдинг - это совокупность центральной (головной) и подчиненных компаний

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I. Теоретические основы деятельности холдингов 5

1.1. Холдинг: сущность, характерные черты 5

1.2. Цели создания холдингов 8

1.3. Виды холдингов 10

Глава II. Современные тенденции управления холдингом……………………...…13

2.1. Создание холдинга: плюсы и минусы……………………………………..13

2.2. Управление холдингом…………………………………………………..…14

2.3. Принципы функционирования холдинга………………………………….16

Глава III. Известные Российские Холдинги............................………..…………..….18

3.1. Холдинг ОАО "Компания "Сухой"…….……………………………….….18

3.2. Холдинг "Русские Семена"………………………………………………...20

3.3. Многопрофильный холдинг "Рустрансстрой"……………………………21
Заключение………………………………….………………………………….24

Список литературы……………………………………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

холдинги.doc

— 364.93 Кб (Скачать файл)

     Чтобы снизить риски, под реализацию инновационных проектов действующая компания создает дочерние предприятия, которые несут ограниченную ответственность в пределах своего имущества. Таким образом, устойчивость головной компании повышается, а риски переносятся на дочернее предприятие.  

1.3. Виды холдингов  

     В зависимости от специфики деятельности и способов решения конкретных задач организационное построение холдингов может быть различным, что позволяет выделить несколько их видов. Группировка холдинговых компаний производится по определенным классификационным признакам. Рассмотрим основные виды холдингов.

     Если в качестве отличительного признака взять способ установления контроля головной компании над дочерними предприятиями, можно выделить два типа холдингов:

  • имущественный, в котором головная компания осуществляет контроль в силу преобладающей доли в капитале дочернего предприятия, владея контрольным пакетом акций;
  • договорной, в котором у головной компании нет контрольного пакета акций дочернего предприятия, а контроль осуществляется на основании заключенного между ними договора.

     В зависимости от того, какие виды работ и функции выполняет головная компания, различают два вида холдингов:

  • чистый, в котором головная компания владеет контрольными пакетами акций дочерних предприятий, сама не ведет никакой производственной деятельности, а выполняет только контрольно-управленческие функции;
  • смешанный, в котором головная компания является производственной единицей, ведет хозяйственную деятельность, производит продукцию, оказывает услуги, но при этом выполняет и управленческие функции по отношению к дочерним предприятиям.

     Рассматривая предприятия и организации, входящие в холдинг, с точки зрения их производственной взаимосвязи, можно выделить два вида холдингов:

  • интегрированный, в котором предприятия связаны технологической цепочкой. Данный тип холдингов получил широкое распространение в нефтегазовом комплексе, где под руководством головной компании объединены предприятия по добыче, транспортировке, переработке и сбыту продукции.
  • конгломератный, который объединяет разнородные предприятия, не связанные технологическим процессом. Каждое из дочерних предприятий ведет свой бизнес, ни в коей мере не зависящий от других дочерних фирм. В данный холдинг могут входить и производственные компании, и предприятия общественного питания, и рекламные агентства.

     В зависимости от степени взаимного влияния различают также два вида холдингов:

  • классический, в котором головная компания осуществляет контроль над дочерними фирмами в силу своего преобладающего участия в уставном капитале. Дочерние предприятия, как правило, не владеют акциями головной компании, хотя абсолютно исключить такую возможность нельзя. В ряде случаев они имеют мелкие пакеты акций материнской компании.
  • перекрестный, при котором предприятия владеют контрольными пакетами акций друг друга. Такая форма холдингов характерна для Японии, где банк владеет контрольным пакетом акций предприятия, а оно обладает контрольным пакетом акций банка. Таким образом, происходит сращивание финансового и промышленного капитала, что, с одной стороны, облегчает предприятию доступ к финансовым ресурсам, имеющимся у банка, а с другой стороны, дает банкам возможность полностью контролировать деятельность дочерних предприятий, предоставляя им кредиты.

В российской практике холдинги формировались путем объединения фирм и предприятий вокруг головной компании, в качестве которой выступал банк или крупное промышленное предприятие.

     Впоследствии структура холдингов усложнялась за счет создания сети оффшорных компаний, в которых аккумулировались акции российских предприятий. В дальнейшем оффшорная компания могла зарегистрировать оффшорную фирму, передать ей акции и т. д. В результате сейчас определить реальных владельцев российской компании очень сложно. Тем не менее в целях улучшения корпоративного управления и повышения уровня прозрачности несколько российских компаний раскрыли всю цепочку своих владельцев, что безусловно положительно повлияло на рыночные котировки этих фирм. 4

     На сегодняшний день процесс формирования холдингов еще не закончен. С одной стороны, крупные компании, обладая большими финансовыми ресурсами, для расширения бизнеса и диверсификации деятельности будут приобретать контрольные пакеты акций наиболее привлекательных предприятий и включать их в свою структуру. С другой стороны, в перспективных отраслях появляются новые молодые компании, которые начнут формировать новые холдинги. Поэтому можно с уверенностью говорить о том, что в ближайшие годы Россию ожидают бурные слияния, поглощения и формирование новых видов и типов холдингов.  
 
 
 

 

ГЛАВА II. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ХОЛДИНГОМ 

2.1. Создание холдинга: плюсы и минусы 

     Российским законодательством не определено на настоящий момент понятие «холдинга», Гражданский Кодекс РФ содержит только нормы ст.ст.105-106 - «дочернее общество» и «зависимое общество».

     На основе этих двух понятий ученые и конструируют определение «холдинга».5

     Холдинги - форма предпринимательского объединения, представляющая собой группу организаций (участников), основанную на отношениях экономической зависимости и контроля, участники которой, сохраняя формальную юридическую самостоятельность, в своей предпринимательской деятельности подчиняются одному из участников группы -  холдинговой компании (головной организации), которая, будучи центром холдингового объединения, в силу владения преобладающими долями участия в уставном капитале, договора или иных обстоятельств прямо или косвенно (через третьих лиц) оказывает определяющее влияние на принятие решений другими участниками группы.

     Таким образом, определяющим моментом между организациями в холдинге является возможность одной влиять на решение другой организации. Холдинг не является юридическим лицом и в силу этого не подлежит государственной регистрации.

     Положительные моменты создания холдинга:

  • отсутствие внутренней конкуренции повышает рентабельность бизнеса;
  • повышение эффективности управления;
  • создание собственной (упрощенной, удешевленной) схемы товародвижения;
  • увеличение инвестиционной привлекательности бизнеса;
  • в некоторых случаях внутренняя передача активов без дополнительного налогообложения (пп.11 п.1 ст. 251 НК РФ).

     Отрицательные моменты создания холдинга:

  • основное общество ответственно по долгам дочернего;
  • участники общества являются взаимозависимыми (ст.40 НК РФ), поэтому ценообразование сделок между ними подлежит дополнительному контролю.
 

2.2. Управление холдингом 

     В соответствии с законодательством управление холдингом, как и любым акционерным обществом, осуществляется через собрания акционеров, советы директоров, исполнительную дирекцию. Однако для холдинговых структур основные акционеры четко определены и именно они осуществляют (через аппарат управления) управление всей группой.

     Есть особенности осуществления и разделения по частям группы объема управляющих процедур. На самом верхнем уровне холдинга (как и на всех уровнях сложных холдингов) объем управляющих функций может значительно меняться в зависимости от правовых возможностей и предпочтений собственников каждого уровня.6

     В разных типах объединений могут использоваться разные компоненты менеджмента. Минимальный объем управления (компонентов менеджмента) осуществляется в картеле: маркетинг и бизнес-планирование, общие для всех предприятий входящих в объединение; более высокий уровень управления в финансово-промышленных группах, где помимо маркетинга и бизнес-планирования осуществляется и управление финансами; в синдикате же по сравнению с предыдущей структурой вместо финансового менеджмента присутствуют такие компоненты как логистика и единая для всех предприятий, входящих в объединение, система управления; в промышленных и коммерческих группах финансовый менеджмент совмещается с логистикой и единой структурой управления.

     Самый высокий уровень организации осуществляется в концерне, где присутствуют все компоненты менеджмента: экономика, бизнес-план, маркетинг, учет, финансы, логистика и структуры. Причем, надо сказать, что холдинг в процессе своего существования может менять объем элементов менеджмента - от картеля до концерна или наоборот.

     Чаще всего в сложном холдинге количество управляющих функций увеличивается по мере перехода на нижний уровень группы.

     Формально процедура управления определена законодательством. Для многих холдингов основные акционеры управляющей компании холдинга имеют большинство, как на собрании акционеров, так и в советах директоров и могут провести все необходимые им решения в управлении.

     В последнее время и в России стал использоваться популярный на западе метод повышения управляемости путем расстановки топ менеджеров на ключевые должности холдинга. Для обеспечения эффективного управления повсеместно используются различные способы мотивации (стимулирования) топ менеджеров. Большинство компаний передают им долю акций, стоимость которой растет при эффективной работе предприятия, а сами менеджеры являются партнерами. Другой способ предлагает Ричард Брейли (автор монографии «Корпоративные финансы») в своей статье «Опционы против лимузинов». Это договор о праве менеджера в определенный срок купить по фиксированной цене определенное количество акций компании и продать их по цене текущих рыночных котировок (опцион). Помимо стимулирования практикуется и заключение «жестких» контрактов между советом директоров (т.е. ключевыми акционерами) и топ менеджерами, что позволяет контролировать их деятельность.

     Таким образом, перечисленные выше организационные и правовые процедуры активно используются в России как приемы менеджмента на всех этапах и уровнях функционирования холдингов. 

2.3. Принципы функционирования холдинга 

     В зарубежной экономической практике помимо понятия «холдинга» существует термин «холдинговая компания», между которыми, на наш взгляд, есть существенная разница.7

     Во-первых, под холдингом западными экономистами понимается дочерние функционально-организационные связи между двумя компаниями, одна из которых является материнской по отношению к другой и владеет контрольным пакетом акций второй.

     Во-вторых, холдинговую компанию американские ученые-экономисты определяют как «корпорацию, которая владеет пакетом акций другой корпорации, дающим право голоса, достаточным для того, чтобы иметь над нею деловой контроль». Также существуют и другие мнения, например немецкие ученые дают следующее определение холдинга: «Под холдингом или холдинговой компанией следует понимать предприятие, главной областью деятельности которого является рассчитанное на длительный срок долевое участие в одном или нескольких самостоятельных в правовом отношении других предприятиях». Однако, данное определение не делает различия между «холдингом» и «холдинговой компанией», которое, на наш взгляд, является существенным.

     Наиболее точно определение холдингу дали в Ирландии: «Холдинг - объединение, включающее в себя холдинговую (основную) компанию и компании, находящиеся под ее контролем». Данное определение разграничивает «холдинг» и «холдинговую компанию».

     Иными словами, холдинг - это процесс взаимодействия одной (материнской) компании и группы дочерних организаций, имеющий функционально-организационные особенности деятельности. Холдинговая компания является только управляющей организацией, владеющей контрольным пакетом акций (либо решающим правом голоса) дочерних (зависимых) компаний. 8

     В российской практике также не наблюдается единства мнений по поводу признания холдинга и холдинговой компании. К тому же нет и четкого юридического определения. При рассмотрении законодательства Российский Федерации можно увидеть лишь упоминание о холдингах в некоторых законах: федеральный закон «Об АО» и «О банках и банковской деятельности», которые оперируют терминами «холдинговая компания» или «холдинг», рассматривают их как объединение юридических лиц.

Информация о работе Холдинг: сущность, характерные черты