Школы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 19:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовои работы является исследования развития основных школ, их недостатки и положительные черты. Основное внимание в работе уделяется теоретическим аспектам, классическим концепциям основных школ
Задачи курсовои работы:
-изучить теорию основных школ классического менеджмента,
-проанализировать, какие достижения школ дошли до наших дней.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4
1 МЕСТО И РОЛЬ ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ …………………………………………..6
1.1 Основы менеджмента, предпосылки формирования, исторический
аспект формирования на предприятиях………………………………..............6
1.2 Пути и методы анализа качества и эффективности менеджмента……..13
1.3 Использование принципов менеджмента в применении классических школ современнои Россиискои организации…………………………………16
2 ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ КЛАССИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА………..19
2.1 Тейлор Ф.У., как основатель менеджмента
(школа управления)…………………………………………………………….19
2.2 Основные школы классического менеджмента и концепции………….22
2.3 Сравнение основных школ менеджмента и применение их на сегодняшний день………………………………………………………………30
3. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И КОНЦЕП-
ЦИИ ШКОЛ МЕНЕДЖМЕНТА, НА ПРИМЕРЕ
ПРЕДПРИЯТИЯ «ТРЕСТ 3»…………………………………………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовую послед стран.docx

— 72.72 Кб (Скачать файл)

                                    СОДЕРЖАНИЕ

 

  ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4

1  МЕСТО  И РОЛЬ ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА  В   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ  …………………………………………..6

    1. Основы менеджмента, предпосылки формирования, исторический

аспект формирования на предприятиях………………………………..............6

1.2  Пути и методы  анализа качества и эффективности  менеджмента……..13

1.3  Использование  принципов менеджмента в применении  классических школ современнои  Россиискои организации…………………………………16

2  ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ КЛАССИЧЕСКОГО  МЕНЕДЖМЕНТА………..19

2.1 Тейлор Ф.У., как основатель  менеджмента

(школа управления)…………………………………………………………….19

2.2  Основные школы классического  менеджмента и концепции………….22

2.3  Сравнение  основных  школ менеджмента и  применение их на сегодняшний  день………………………………………………………………30

3. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И КОНЦЕП-

  ЦИИ ШКОЛ  МЕНЕДЖМЕНТА, НА ПРИМЕРЕ 

   ПРЕДПРИЯТИЯ  «ТРЕСТ 3»…………………………………………………33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        ВВЕДЕНИЕ

 

         Строительный комплекс России в настоящее время объединяет более                   112 тысяч подрядных строительных организаций, предприятий стройиндустрии и промышленности строительных материалов, проектных и научно-исследовательских организаций, предприятий механизации и транспорта, осуществляющих работы по проектированию, строительству, реконструкции, техническому перевооружению и капитальному ремонту зданий, сооружений и предприятий во всех отраслях экономики. В строительном комплексе занято около 4 млн. человек.

       За годы экономических реформ в отрасли произошли значительные преобразования.

      Сформировался принципиально новый механизм государственного управления, который заключается прежде всего в регулировании государством инвестиционной деятельности в сфере строительства, а не в административном управлении организациями и предприятиями.

Быстрыми темпами происходило формирование организаций и предприятий малого бизнеса. Их число в настоящее время составляет около 90 % от общего количества строительных организаций и предприятий.

       Наряду с развитием малого бизнеса в отрасли продолжаются процессы интеграции, создаются финансово-промышленные и финансово-строительные группы, акционерные объединения и ассоциации

        Исследования курсовой работы по теме " Развитие основных школ менеджмента" очень актуальны, потому что в наши дни менеджмент разносторонен и совершенен, но некоторые стали забывать о классическом менеджменте, который помог развитию и новшеству в этой области . Раскрыв эту тему мы увидим, как современное предприятие, используют классические концепции основных школ менеджмента и успешно справляются с проблемами современности в области управления.  
        Целью курсовои работы является исследования развития основных школ, их недостатки и положительные черты. Основное внимание в работе уделяется теоретическим аспектам, классическим концепциям основных школ

     Задачи курсовои работы:

-изучить теорию основных  школ классического менеджмента,

-проанализировать, какие достижения школ дошли до наших дней.

      В настоящее время ключевой задачей эффективного менеджмента является формирование, внедрение и использование комплексной системы управления результатами с учетом прогнозируемых и текущих изменений во внутренней среде, а также воздействий со стороны внешних изменений. Данная система должна в первую очередь обеспечивать качественное и своевременное принятие оперативных и обоснованных управленческих решений, направленных на решение наиболее актуальных задач управления любой организации.          

     Курсовая работа состоит из введения, 3 основных глав ,заключения и  библиографического списка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 МЕСТО И РОЛЬ ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В

                     ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

 

1.2  Основы менеджмента, предпосылки  его формирования, истории-

       ческий аспект  формирования на предприятиях

 

        Проблеме  менеджмента на предприятиях  посвящены работы многих авторов.  В курсовои работе наибольший  интерес представляют работы  В. Р. Веснина, О. С. Виханского, Н. В. Комаровой, четко и основательно  раскрывших содержание изучаемого  вопроса, а именно сущности  менеджмента, его понятия, целей,  функций, структуры, принципов  и т. д.

       Под менеджментом, так или иначе, понимают управление  социально-экономическими системами,  в том числе производственными.  Однако отдельные авторы дополнительно  к вышесказанному отмечают, что  менеджмент это еще и наука  об организации  деятельности  социальной системы для достижения  заданных целей, в условиях  ограниченности ресурсов.

        По  нашему мнению наиболее предпочтительным  является трактовка Н. В. Комаровой  , которая заключается в том,  что менеджмент в узком смысле  – это искусство добиваться  поставленных целей, используя  труд, интеллект и мотивы поведения  других людей; в более широком  значении менеджмент – это,  с одной стороны, деятельность, направленная на планирование, организацию  и эффективное использование  материальных, трудовых, финансовых  и информационных ресурсов; а  с другой стороны — совокупность  принципов, методов и форм управления, используемых с целью повышения  эффективности работы организации  и увеличения прибыли. Также  следует отметить, что значительное  внимание уделяется разнице значений  менеджмента и управления. Правомерно  ли это делать? Термин «управление»  имеет более широкий смысл  по сравнению с термином менеджмент. Управление — это воздействие  управляющей системы (субъекта  управления) на управляемую систему  (объект управления) с целью перевода  управляемой системы в требуемое  состояние. Кроме того, у американцев  менеджмент это управление конкретными  людьми в конкретной организации.  Когда они говорят об обезличенном  управлении, то обычно используют  понятие администрирование. Кроме  того, менеджер — это не просто  экономист или инженер, занимающийся  управлением, а профессиональный  управляющий.

         Также  следует отметить определение  менеджмента, данное В.П. Сдадкевичем(кандидат экономических наук, профессор МАУП) и А. Д. Чернявским , которые наглядно и всесторонне представили исследуемый нами вопрос :

1)Менеджмент, как процесс  управления:

  -Менеджмент определяется как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и   управляют ими путем постановки целей и разработки методов их достижения.

2) Менеджмент ,как наука   и искусство управления:

   -Менеджмент самостоятельная  наука знаниис хх в. Объектом  менеджмента, как науки является  любая сложная социально- техническая  сиситема независимо от сферы  деятельности и формы собственности.  В основе менеджмента, как науки-тысячилетняя  практика управления

3) Менеджмент, как аппарат  управления:

   - Менеджмент — специфический орган (аппарат) управления современной организацией. Без него организация как целостное образование не может существовать и эффективно функционировать. Главная задача аппарата управления — координация и рациональное использование ресурсов организации для достижения ее целей. В аппарат управления входят руководители, специалисты и служащие (технические исполнители).

4) Менеджмент, как категория  людеи:

   - Менеджмент — определенная категория людей (социальный слой), осуществляющих управление.

         Менеджер — это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях.

        В зависимости от уровня управления различают высших, средних и низших менеджеров, в зависимости от характера деятельности — линейных и функциональных.

        Авторы рассмотрели менеджмент на предприятиях как процесс управления, как наука и искусство управления, как аппарат управления и как категория людей.

       Авторы О. А. Зайцева, А. А. Радугин, К. А. Радугин и Н. И. Рогачева  отмечают, что было предпринято много попыток распределить по категориям функции менеджеров. Действительно, не так давно в литературе перечислялось семь таких функций. Однако в последнее время все больше склоняются к единому мнению, что четыре важнейших функции наиболее верно представляют управленческие обязанности, а именно:Однако, но нашему мнению помимо перечисленных функций сюда следует включить мнение авторов А. К. Семенова и В. И. Набокова : менеджмент включает осуществление функций планирования, организации, мотивации, контроля, а также связующих процессов в деятельности фирмы, а именно коммуникаций и принятия и реализации управленческих решений. Профессиональный менеджмент требует разносторонних знаний, научно – исследовательского подхода, стратегического и вариантного мышления, компьютерной грамотности, организационной культуры, коммуникабельности, самостоятельности, новаторства, предприимчивости. Таким образом, предприниматель и менеджер имеют ряд общих черт. Это находит свое выражение в предпринимательском поведении менеджера: в целях и путях их достижения, системе стимулирования, используемой информации, стиле и методах управления и т. д.

         Н.  А. Зайцева  считает, что  Контроль включает следующие  основные стадии:

• установление стандартов (целей, прогресс в отношении которых  поддается измерению, например, время, стоимость и др.);

• мониторинг и анализ фактически достигнутых результатов, выявление  отклонений;

• прогнозирование последствий  сложившейся ситуации;

• корректирующие действия.

          Контроль является неотъемлемым  элементом сущности всякой организации.  Контроль – одна из функций  управления, имеющая двоякий характер. С одной стороны, это элемент  каждой функции управления, а  с другой – самостоятельная  функция управления.

Для более глубокого изучения темы исследования следует отметить автора В. А. Абчука , который, по нашему мнению, в своей работе достаточно удачно привел классификацию менеджмента , разбив его по областям применения, по кругу рассматриваемых вопросов, по объектам управления, по решаемым проблемам  и по приоритетам.

            - Предпосылки формирования менеджмента  и исторический аспект формирования  на предприятиях:

        Слово  менеджмент все более активно  вторгается в нашу жизнь, заменяя  иногда и отменяя, привычное  понятие управление. С одной стороны,  такая, во многом не оправданная,  замена является своего рода  данью моде на все западное. Однако, с другой стороны, менеджмент  и управление - это далеко не  одно и то же.

         Менеджмент - особая разновидность управления  деловой и хозяйственной деятельностью  интеграционного характера, присущая  только рыночной экономике, а  поэтому этому использование  специального термина здесь уместно.

         В  нашей стране долгие годы управление  было связано с командно-административной  системой, являлось одной из основных  форм реализации ее господе  над всеми сторонами жизни  общества, и, прежде всего в  хозяйственной сфере.

         Оно  закрепощало людей, ограничивало  их естественное стремление к  поиску нового, творчеству, совершенствованию  себя и своей работы. В противоположность  этому менеджмент предполагает  свободу, право и обязанность  проявлять инициативу, принимать  самостоятельные решения, нести  в ответственность за их результаты.

Появление менеджмента было обусловлено тем, что развитие рынка  постепенно привело к увеличению числа крупных капиталистических  предприятий с сотнями и тысячами рабочих. Их владельцы уже не могли  в одиночку контролировать резко  возросшие масштабы хозяйственной  деятельности и квалифицированно руководить огромным количеством подчиненных. Поэтому они и вынуждены были нанимать для этого менеджеров, профессионально  реализующих одну или несколько  управленческих функций. Группы таких  людей и получили название менеджмент, которое по смыслу аналогично русскому слову руководство.

Само слово managment пришло из староанглийского языка, где означало искусство объезжать лошадей, однако истоки его коренятся в латыни (лат. manus - рука). В оборот оно было введено в Англии в связи с  промышленной революцией XVIII - XIX вв., а  затем распространилось по всему  миру. Помимо указанного значения термином менеджмент обозначаются еще два  понятия: особый вид человеческой деятельности и система научных знаний о  ней. В рамках этой деятельности определяется, что, когда и кому производить, как  планировать, распределять и эффективно использовать ресурсы, с помощью  каких процедур и методов руководить людьми. Она в равной мере присуща  и крупнейшим корпорациям с сотнями  тысяч работников, и отдельным  лицам, например, организаторам концертов, продавцам в системе сетевой  торговли и т.п.

          История управленческой мысли уходит своими корнями в глубь веков. Высказывания по проблемам управления можно найти и на египетских папирусах, и на глиняных табличках из междуречья Тигра и Евфрата, и на шелковых свитках, сохранившихся со времен Поднебесной империи. Первыми вопросы управления начали решать древние египтяне. Они признали необходимость целенаправленной организации деятельности людей, ее планирования, контроля результатов.

      Известный древнегреческий философ Платон (427 - 347 гг. до н.э.), видимо, первый в истории высказал научные идеи о разделении труда. В своих выступлениях он отмечал, что человек не может одновременно работать и по камню, и по железу, и по дереву, так как везде преуспеть у него нет возможности Великий Сократ (470- 399 гг. до н.э.), анализируя обязанности хорошего промышленника, торговца, военачальника, показал, что, по сути дела, они у всех одинаковы, и главное состоит в том, чтобы поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения своих указаний. Таким образом, он сформулировал идею об общем характере управления.

       В средние века многие мыслители пытались ответить на вопрос, что же движет людьми, побуждает их к активным действиям? Англичанин Томас Гоббс в 1651 г. и его соотечественник Джеймс Стюарт в 1767 г. доказывали, что основной мотив человеческого поведения заключается в стремлении к власти. Этот вывод, не такой уж далекий от истины, был сделан тогда, когда капитализм еще не в достаточной мере проявил себя, и ученые в большей степени осмысливали поведение аристократии  

       Уникальная систематизация истории развития менеджмента с 5000 г. до нашей эры. Идеи управления не всегда были такими, какими мы видим их сегодня, хотя проблемы природы и принципов справедливого управления волновали мыслителей на протяжении многих веков. Шведский профессионал-практик Бенгт Карлоф совместно с исследователем Клодом Ст. Джоржем опубликовал в своей работе "Деловая стратегия" уникальную систематизацию истории развития менеджмента с 5000 г. до нашей эры. (Приложение А).

Информация о работе Школы менеджмента