Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 14:45, шпаргалка
Теоретические основы менеджмента
Ф. Тейлор, научная организация труда и научный менеджмент. Реализация механистического подхода к росту производительности труда. А. Файоль и наука администрирования. М. Вебер и «рациональная бюрократия», Р. Дэвис и рациональное планирование. Э. Мэйо и эксперименты в Хоуторне. Ч. Бернард: формальные и неформальные структуры в организации. А. Маслоу – структура потребностей и мотивов. Д. Макгрегор – теории «Х» и «У» в управлении.
В настоящее время организация управления вступает в третью фазу: происходит переход от командно-контрольной организации, разделенной на департаменты и отделения, к «информационно - базирующейся» организации, организации специалистов. Основные направления изменений отдельных элементов моделей управления — современной и будущей - представлены в табл. 1.
Таблица 1
Объект изменения |
Современная модель |
Будущая модель (XXI в.) |
Организация |
Иерархия |
Сеть |
Структура |
Самодостаточность |
Взаимозависимость |
Ожидания работающих |
Удовлетворение насущных нужд |
Качественный рост персонала |
Руководство |
Автократичность |
Целевая ориентация |
Рабочая сила |
Однородность |
Принадлежность к разным культурам |
Работа |
Индивидуальная |
Групповая |
Рынки |
Внутренние |
Глобальные |
Выгоды |
Стоимость |
Время |
Ориентация |
Прибыль |
Потребители |
Ресурсы |
Капитал |
Информация |
Управление |
Совет директоров |
Разные комбинации органов управления |
Качество |
Достижение заданного уровня |
Бескомпромиссное достижение возможного уровня |
26. Организационная культура и результативность деятельности организации
Понятие организационной культуры.
Источники организационной
Рассмотрение организаций как сообществ, имеющих общее понимание своих целей, значения и места, своих ценностей и поведения, вызвало к жизни понятие организационной культуры. Организация формирует свой собственный облик, в основе которого лежат специфическое качество производимой продукции и оказываемых услуг, правила поведения и нравственные принципы работников, репутация в деловом мире и т.п. Это – система общепринятых в организации значений в постановке дела, в формах отношений и в достижении результатов деятельности, которые отличают данную организацию от других.
Характеристика
- индивидуальную автономность
– степень ответственности,
- структуру – взаимодействие органов и лиц, действующих правил, прямого руководства и контроля;
- поддержку – уровень помощи,
оказываемой руководителями
- вознаграждение – степень
- идентифицированность –
- управление конфликтами –
- управление рисками – степень,
до которой работники
В организациях можно выделить доминирующие культуры и субкультуры. Субкультуры развиваются в крупных организациях и отражают общие проблемы, ситуации, с которыми сталкиваются работники, или опыт разрешения. Они развиваются географически или по отдельным подразделениям. В успешно работающих организациях существуют собственные культуры, которые приводят их к достижению положительных результатов.
Организационная культура позволяет
отличать одну организацию от другой,
создает атмосферу
Культуру организации можно рассматривать как производную двух составляющих: 1) допущений и предпочтений тех, кто ее создал; 2) опыта, привнесенного их последователями. Подержание культуры на необходимом уровне непосредственно зависит от подбора работников, действий высших руководителей и методов социализации.
Цель подбора работников – выявить и нанять людей со знаниями, умениями, способностями выполнять соответствующую работу успешно. Окончательный выбор кандидата определяется субъективной оценкой того, кто принимает решение, насколько данный кандидат будет отвечать потребностям и требованиям организации. Эта субъективная оценка часто предопределяется существующей в организации культурой. Действия высших руководителей также оказывают значительное влияние на организационную культуру. Их поведение и то, что они провозглашают, устанавливают некие нормы, которые затем воспринимаются всей организацией. Социализация же представляет собой процесс адаптации новых членов в организации, процесс восприятия ее культуры. Нередко организационная культура может служить более важным фактором предвидения поведения организации, чем сами по себе ее объективные характеристики.
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
27. Основы управления персоналом
Персонал предприятия: понятие, характеристика. Профессиональная компетентность сотрудников: функциональная, интеллектуальная, ситуативная, методическая, социальная, временная. Классификация персонала по категориям. Общая характеристика деятельности по управлению человеческими ресурсами предприятия. Методы управления персоналом.
Персонал предприятия – это совокупность физических лиц, состоящих с фирмой как юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором найма.
Персонал фирмы и его
Количественные характеристики персонала
фирмы в первую очередь измеряются
такими показателями, как списочная,
явочная и среднесписочная
Кадры предприятия, непосредственно
связанные с процессом
В группе служащих обычно выделяются такие категории работающих, как руководители, специалисты и собственно служащие. Отнесение работников фирмы к той или иной группе определяется классификатором профессий рабочих, должностей и тарифных разрядов служащих, имеющих, по существу, значение общероссийского государственного стандарта. К руководителям относятся работники, занимающие должности руководителей фирмы и ее структурных подразделений, а также их заместители. К специалистам относятся работники, занятые инженерно-техническими, экономическими, бухгалтерскими, юридическими и другими аналогичными видами деятельности. К собственно служащим относятся работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание и делопроизводство.
В зависимости от характера трудовой деятельности кадры предприятия подразделяются по профессиям, специальностям и уровням квалификации. При этом под профессией подразумевается особый вид трудовой деятельности, требующий определенных теоретических знаний и практических навыков, а под специальностью – вид деятельности в пределах профессии, который имеет специфические особенности и требует от работников дополнительных специальных знаний и навыков.
Работники каждой профессии и специальности различаются уровнем квалификации, т.е. степенью овладения работниками той или иной профессией или специальностью, которая отражается в квалификационных (тарифных) разрядах и категориях, которые одновременно и характеризуют степень сложности работ.
В зависимости от срока, на который заключается договор найма, работники подразделяются на постоянных, временных и сезонных. К постоянным относятся работники, поступившие на работу без указания срока; к временным – поступившие на работу на определенный срок, но не свыше 2-х месяцев; к сезонным – поступившие на работу на период сезонных работ.
Компетентность представляет собой каталог требований, предъявляемых к управленческому персоналу.
Под функциональной компетентностью понимают знание о технологии, маркетинге, контроллинге, а также приобретение и усвоение новых функциональных (профессиональных) знаний, готовность менеджеров к обучению.
Ситуативную компетентность
относят к требованиям к
Интеллектуальная
Социальная компетентность является четвертой составляющей и охватывает коммуникационные и интегративные способности управленцев, проявляющиеся как во внутрифирменной деятельности, так и при взаимодействии с внешней средой.
Методы управления — это способы
осуществления управленческих воздействий
на персонал для достижения целей управления
организацией. Различают: экономические,
административно-правовые и социально-психологические
методы управления, которые отличаются
способами и результативностью воздействия
на персонал.
28. Кадровая политика предприятия
Содержание и задачи кадровой политики. Влияние факторов внешней среды на кадровую политику предприятия. Факторы внутренней среды. Классификация стилей руководства и их современная интерпретация. Корпоративная культура. Кадровые риски. Взаимосвязь кадровой политики и стратегии предприятия.
Реализация целей и задач управления персоналом осуществляется через кадровую политику. Кадровая политика - главное направление в работе с кадрами, набор основополагающих принципов, которые реализуются кадровой службой предприятия.
При выборе кадровой политики учитываются факторы, свойственные внешней и внутренней среде предприятия, такие как:
- требования производства, стратегия развития предприятия;
- финансовые возможности
- количественные и качественные характеристики имеющегося персонала и направленность их изменения в перспективе и др.;
- ситуация на рынке труда
(количественные и
- спрос на рабочую силу со стороны конкурентов, складывающийся уровень заработной платы;
- влиятельность профсоюзов, жесткость
в отстаивании интересов
- требования трудового
Общие требования к кадровой политике в современных условиях сводятся к следующему.
1. Кадровая политика
должна быть тесно увязана
со стратегией развития (или выживания)
предприятия. В этом отношении
она представляет собой
2. Кадровая политика
должна быть достаточно гибкой.
Это значит, что она должна
быть, с одной стороны, стабильной,
поскольку именно со
3. Поскольку формирование
квалифицированной рабочей
4. Кадровая политика
должна обеспечить
Кадровый риск – это сложный риск, поэтому типизация видов кадровых рисков различна. Наиболее простая классификация кадровых рисков выделяет:
- должностной риск, состоящий
в несоответствии самой
- квалификационно-
- риск злоупотреблений
и недобросовестности, зависящий
от уровня работы по подбору
и найму персонала, от