Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 22:32, шпаргалка
1. Основные этапы формирования ролевого поведения человека в организации. 4
2. Почему организация является микромоделью общества? Приведите примеры. 4
3. Что такое национальная экономическая культура и каковы ее компоненты? В чем заключаются основные отличия российской экономической культуры от зарубежной (англо-саксонской)? 4
Оглавление
1. Основные этапы
формирования ролевого
2. Почему организация
является микромоделью
3. Что такое национальная
экономическая культура и
4. Основные ценностные ориентации, обусловливающие специфику общества (по Т. Парсонсу). Российская экономическая культура в терминах Т. Парсонса. 5
5. Параметры межкультурных
различий по методологии Г.
Хофштеда. Российская экономическая
культура в терминах Г.
6. Объясните причины
ограниченных возможностей
7. Определение и функции орг.культуры. 6
8. Объясните сущность
«рационального» и «
9. Уровни организационной культуры по Э. Шейну 7
10. Методика диагностики
организационной культуры К.
11. Опишите критерии
выделения и основные типы
российских организационных
12. Какие организационные
культуры называются «сильными»
13. Этапы социализации в организационной культуре 10
14. Факторы, обусловливающие
необходимость культурных
15 Билет. Типы практик трудовой деятельности: 11
16. Каковы основные
барьеры культурных изменений
в российских бизнес-
17. Дайте подробное
описание каждого из пяти
18. Что такое «личность типа А и Б» (М.Фридман, Р. Розенман) и «локус контроля» (Дж. Роттер)? 12
19. Классификация ценностей по М. Рокичу. 12
Билет 20. Что такое «самоэффективность» (А. Бандура) и «выученная беспомощность» (М. Селигман)? 13
21. Характеристики «зрелой / незрелой» личности (К. Арджирис) 13
Билет 22. Эмоциональный интеллект. 14
23.Что такое конформизм? В чем его позитивные и негативные стороны с точки зрения поведения человека в организации? 14
24. Дайте определение
и перечислите компоненты «
25. Что такое «удовлетворенность
работой»? Какими параметрами российские
работники удовлетворены более,
26. Какова взаимосвязь
удовлетворенности работой и
производительности труда
27. От чего в наибольшей степени зависит отношение российских работников к своей работе? 16
28.Что такое организационная
приверженность? В чем смысл «узкого»
и «широкого» понимания
29.Трехкомпонентная
модель организационной
30. Почему существует
возможность конфликта
31. Каковы позитивные
и негативные следствия
32. Каковы основные
факторы организационной
33. Структура трудовых ценностей россиян 19
34 5 типов мотивации российских работников по В. Герчикову. 20
35. Что такое «психологический контракт» работника? Какова структура психологического контракта? Что такое «нарушение психологического контракта» и как оно влияет на поведение работников (D.M. Rousseau)? 21
36.Определение социальной группы. Выгоды и издержки членства в группе. 22
37 Стадии развития группы в организации 22
38. Что такое «первичные»
и «вторичные» социальные
39. Факторы, повышающие
и понижающие уровень
40. Достоинства и
недостатки группового
41. «Огруппленное мышление»:
условия возникновения,
42. Определение «команды».
В чем отличия «команды» от
«традиционной рабочей группы»?
43. Типология командных
ролей и оптимальная
44. Два контекста
использования термина «
45. Теории лидерских черт: сущность, объяснительные возможности и ограничения. 28
46. Понятие «харизматического
лидерства». Черты харизматических
лидеров и их последователей. 2
47. Ситуационные теории лидерства: сущность, объяснительные возможности и ограничения. 30
48. Модель лидерства «путь-цель» Р. Хауза. 30
49. Стили лидерства по критерию ориентированности лидера. «Управленческая решетка» Р. Блэйка и Дж. Моутон. 30
50.Стили лидерства
по способу осуществления
51. Модель лидерства Ф. Фидлера. 31
Билет 52. Дисфункциональные модели руководства. Характеристика 5 «невротических» типов компаний и соответствующих стилей руководства 32
53. Опишите основные роли, которые должен играть современный генеральный директор компании. Главные составляющие лидерского успеха и недостатки лидеров, по мнению российских генеральных директоров (С. Шекшня). 34
54.Какие факторы
институциональной среды,
55. Объясните, в чем сходства и различия понятий «власть» и «влияние». 36
56. В чем сущность
разграничения власти как «
57. Что такое «ресурсная зависимость»? Опишите условия возникновения отношений власти. 36
58. Поведение и сознание
подчиненных как объекты
59. «Торг» и «принуждение»
как средства осуществления
60. По каким индикаторам
можно судить о «
61. Определение коммуникаций
в организации. Основные
62. Невербальные коммуникации: характеристики, преимущества и ограничения. 39
63. Письменные коммуникации: характеристики, преимущества и ограничения. 40
64.Устные коммуникации: характеристики, преимущества и ограничения. 42
65. Вертикальные и
горизонтальные коммуникации в
организации. В чем смысл «
66. Опишите три типа коммуникационных сетей. 42
67. Понятие и принципы эффективных коммуникаций. 42
68. Основные препятствия к эффективной коммуникации 43
69. Дайте определение понятию стресса. Что такое «негативный» и «позитивный» стресс? 43
70. Организационные причины стресса, связанные с управленческими факторами 44
71. Организационные причины стресса, связанные с условиями труда. 44
72. Групповые факторы стресса в организации. 44
73. Индивидуальные
факторы стресса в организации.
74. Опишите последствия высокого уровня стресса в организации. 45
75.Выгорание (job burnout) 45
76.Что такое «мотивация страхом»? Какие факторы социальной макросреды обусловливают широкую распространенность «мотивации страхом» в российской деловой культуре? Особенности поведения сотрудников в условиях «мотивации страхом» (по статье Н. Алексеева) 45
77. Понятие «поведения гражданина организации» (organizational citizenship behaviour). Примеры поведения «организационного гражданина». 46
78. Какие личностные, групповые, управленческие и организационные характеристики способствуют «поведению гражданина организации»? 46
79. Каким образом организации могут стимулировать «гражданское поведение» своих сотрудников? 47
Национальная культура + Организационная культура -> социальная роль, стандарты поведения -> личность -> ролевое поведение личности
Поведение человека определяется социальной ролью, которую он играет в данных обстоятельствах. Роль – это нормативно одобренный образ поведения, ожидаемое от каждого, занимающего данное положение или находящегося в определенной ситуации. Роль – это нечто внешнее по отношению к человеку. Следовательно, любую роль необходимо изучить. Этапы ролевого поведения: ожидание, понимание роли, приемлемость роли, выполнение роли. Интеграция ролей в каждом человеке всегда уникальна. Лично с каждой ролью сживается только частично. Существует приоритет ролей в каждом человеке. Социальные роли в течении времени изменяются даже у одного и того же человека. Роли могут приходить в конфликт друг с другом (может быть межролевой конфликт; внутри ролевой конфликт между разными людьми).
Экономическая культура - это совокупность социальных норм и ценностей, являющихся регулятором экономического поведения и выполняющих роль социальной памяти экономического развития.
Экономическую культуру можно условно разделить на несколько компонентов. На индивидуальном уровне экономическая культура предстает как культура труда. На уровне социальной группы можно говорить о культуре производства (создание и следование определенным трудовым технологиям). На уровне общества в целом экономическая культура связана с глобальными стратегиями экономической деятельности: характером собственности, хозяйственными технологиями, мерой централизации и планирования экономики и способами распределения и обмена продукцией и т.д.
Противоречие современного этапа развития России заключается в том, что характеристики российской экономической культуры больше тяготеют к “восточному” типу, в то время как общей моделью институционального развития России является Запад. Рассмотрим некоторые различия.
Западные бизнесмены живут по принципу «время-деньги». Поэтому в их сфере деятельности разрабатываются строгие временные графики, любые отклонения от планов рассматриваются как источник больших издержек. На Востоке четкие пошаговые инструкции не рассматриваются как самый эффективный путь к цели. Кроме того, восточная экономическая традиция ориентируется на долговременные, стабильные экономические отношения. Есть различия и в понимании «качества». На Западе это чисто технические аспекты. В других обществах границы качества гораздо шире. Особенность экономической культуры восточноевропейских государств – ориентация на национальные экономические планы (западный менеджер ориентируется на конкуренцию с другими компаниями, как внутри страны, так и на мировом рынке). По этой причине восточноевропейские менеджеры в меньшей степени готовы к принятию самостоятельных решений.
Основные ценностные ориентации,
обусловливающие специфику
Достиженчество –
Парсонс выделил так называемые «универсальные переменные» (их всего 17), которые содержат в себе пару противоположных ценностей. Та или иная степень ориентации на них в каждом конкретном выборе человека и определяет тип его мотива. Он считал, что в основе поступков людей – их ценностно-целевая ориентация.