Арутюнова Ася
Ефимовна
Менеджмент
как вид деятельности и система
управления
Виханский, Мескан, Гречиков
, Веснин
Вопрос 27. Сущность
и типы конфликтов. Причины и последствия
конфликтов в организации.
27. Сущность стратегического
менеджмента и его отличие
от оперативного менеджмента.
Основные этапы стратегического
менеджмента.
- Сущность менеджмента
- Виды и функции
менеджмента
- Методы и принципы
менеджмента
- Критерии успеха
менеджмента
Менеджмент –
вид управленческой деятельности, направленный
на достижение в хозяйственной жизни
организации оптимальных результатов,
с учетом разумного использования
материальных, финансовых, трудовых, информационных
и организационных ресурсов, применение
многообразных принципов, функций
и методов стимулирования.
- Хозяйственное
управление (маркетинг-исследование рынка,
производственная деятельность, управление
персоналом)
- Технологическое
(смена старого оборудование новым, обучение
персонала работе с новым оборудованием)
- Управление психологическими
аспектами совместной деятельности людей
По сфере материального
производства:
Производственный
менеджмент (определение товарного
ассортимента, на каком оборудовании
производить и т.д.)
- Финансовый менеджмент
- Кадровый (управление
трудовыми ресурсами)
- Управление маркетингом
(продвижение товара на рынок)
- Управление снабжением
и сбытом (заключение договоров, условия
хранения продукции)
По временному признаку:
- Оперативное (краткосрочное)
- Тактическое (среднесрочный
период)
- Стратегический
(долгосрочный период)
- Планирование
- Организационная
(отвечает за реализацию ранее спланированных
действий)
- Мотивация
- Контроль (подведение
итогов: предварительный контроль, текущий
контроль, контроль по итогам деятельности)
- Координационная
(своевременное выявление отклонений
от принятых нормативов)
(3) Методы
и принципы менеджмента.
Выделяют 4 группы методов:
- Организационные
(определяют цели и задачи предприятия,
методики работы и т.д.)
- Экономические
(побуждение человека к работе с помощью
экономического стимулирования)
- Административные
(методы властной мотивации: приказы, указы
и т.д.)
- Социально-психологические
Принципы управления:
- Единоначалие
– у каждого сотрудника должен быть только
один конкретный руководитель
- Единство направлений
– цели различных подразделений предприятия
должны быть направлены на достижение
одной общей цели
- Принцип научности
(знания из разных дисциплин)
- Принцип плановости
(нельзя миновать какой-либо этап и перейти
к следующему)
- Сочетание функциональной
специализации с универсальными методами
(адаптировать методы управление под конкретную
группу людей)
- Учет личных особенностей
и их сочетания с социальными нормами
- Обеспечение общей
состязательности (возможность каждого
сотрудника проявлять свои знания, умения)
- Экономическая
эффективность – отражает количество
затрат на единицу продукции
- Действенность
– достижимость поставленных целей
Эти критерии могут
присутствовать одновременно или нет.
Питерс иУотермен выделили
следующие характеристики менеджмента:
- Ориентация на
успех (мы должны верить в успех дела, за
которое беремся)
- Быть лицом к потребителям
(необходимо учитывать пожелания потребителей
и отслеживать изменения их предпочтений)
- Самостоятельность
и предприимчивость (необходимо давать
сотрудникам проявлять инициативу)
- Жесткость и свобода
одновременно (сотрудники должны понимать,
что существую жесткие рамки, и они не
должны их нарушать)
- Производительность
посредством персонала (персонал – главный
источник (ценность) достижения поставленной
цели)
- Минимальный штат
управления и простота организационной
формы
- Идти в ногу со
временем (использовать новые технологии)
Придумать предприятие:
характеристика, организационная структура
(директор, кто ему подчиняется),
распределяем между собой должности
и функциональные обязанности каждого
сотрудника, слоган предприятия, эмблема.
Придумать рекламу (если на радио – текстовое
сообщение, в журнале – внешний вид). Выделяем
одну вакантную должность и составляем
перечень требований кандидату, составить
15 вопросов кандидату для собеседования
- Школа научного
управления
- Административная
(классическая) школа управления
- Школа человеческих
отношений и поведенческой науки
- Количественная
школа (современные школы менеджмента)
- Процессный подход
в менеджменте
- Системный подход
в менеджменте
- Ситуационный
подход в менеджменте
- Школа научного
управления (1885-1920) Яркие представители:
Фредерик Тейлор (норма времени и норма
выработки), Генри Гант, Френк и Лилия Гилберт.
Заслуга школы: разработка
нормы времени, нормы выработки
и премиальной системы оплаты
труда. Необходимо сопоставлять человека
той работе, которую он будет выполнять.
- Административная
(1920-1950) Представители: Анри Файоль.
- Разделение труда
- Единоначалие
- Справедливость
- Порядок (у каждого
предмета труда должно быть своё место)
- Вознаграждение
персонала
- Единство направлений
- Стабильность
рабочего места для персонала
- Плановость
- Инициатива
- Корпоративный
дух (поощрение неформального общения
сотрудников)
- Полномочия и
ответственность
- Дисциплина
- Подчиненность
личных интересов общим
- Централизация
- Скалярная цепь
(взаимоотношения сотрудников организации)
- Школа человеческих
отношений (1930-1960). Яркие представители:
А. Маслоу (пирамида из 5 потребностей),
Э Мэйо (Хоттернский эксперимент).
- Физиологические
потребности
- Потребность в
безопасности
- Социальная потребность
- Потребность в
уважении
- Потребность в
самореализации
- Количественная
школа (1950 - по сей день) Статистика,
методы моделирования и т.д. Позволяют
оценивать эффективность предполагаемых
действий.
- Процессный
подход рассматривает все функции
менеджмента как единый взаимосвязанный
процесс.
- Системный подход.
Рассматривает всё как систему – целостность,
состоящая из взаимосвязанных элементов.
- Ситуационный
подход – все методы универсальны,
но они будут изменяться в зависимости
от ситуации, в которой мы оказались
Внешняя и
внутренняя среда организации
- Внешняя среда
и её характеристики
- Внешняя среда
прямого и косвенного воздействия
- Внутренняя среда
организации
- Внешнюю среду
можно разделить на две группы:
микросреда (законодательство, конкуренты,
поставщики, потребители, учредители)
и макросреда (экономический фактор, форс
мажорные обстоятельства, политические
факторы, НТР, социо-культурный фактор,
экологический и т.д.)
- Внутренняя
среда (персонал, производственные
мощности, маркетинг(система ценообразования,
средства стимулирования сбыта), организация
системы управления, финансы и учет)
Коммуникации
и их роль в менеджменте
- Сущность, элементы
и этапы коммуникационного процесса
- Виды коммуникаций
- Основные проблемы
развития коммуникаций
- Пути улучшения
коммуникаций
Коммуникационный
процесс – это обмен информацией
между двумя и более сторонами
Элементы коммуникационного
процесса:
- Отправитель
- Получатель
- Сообщение
- Канал передачи
сообщения
Зарождение идеи->
кодирование сообщения, выбор канала->передача
сообщения-> декодирование-> обратная
связь (не всегда присутствует)
- Вертикальные
(межуровневые)
- Горизонтальные
- Диагональные
- Руководитель
– подчиненный
- Руководитель
– рабочая группа
- Неформальные
коммуникации (канал распределения слухов)
Основные проблемы
развития коммуникаций
- Разная семантика
(слово квартал)
- Непреднамеренное
искажение
- Преднамеренное
искажение
- Фильтрация
- Несовпадение
статусов и уровней в организации
- Незнание языка
- Страх перед наказанием
- Ощущение бесполезности
дела
Мотивация
и её роль в менеджменте
- Сущность мотивации;
содержательная теория А.Маслоу
- Теория потребности
Д. МакКлелланда
- Теория Гердсберга
(двухфакторная модель Гердсберга)
- Теория ожидания
- Теория справедливости.
Модель Портера-Лоулера
- Теория Макрегора
(Х, Y), теория Оучи (Z)
Мотивация – побуждение
человека к действию
Теории мотивации
можно разделить на содержательные
(основываются на выявлении конкретных
потребности человека – теория Маслоу,
МакКлелланда, Гердсберга) и процессуальные
(базируются на том как ведут себя люди,
с учетом воспитания и познания (опыт)
– теория ожидания, справедливости, модель
Портера-Лоулера)
Теория потребности
МакКлелланда. МакКлеланд выделил 3 основные
потребности высшего уровня: потребность
во власти (нужно выделить тех, у кого
эта потребность наиболее ярко выражена
и если нет признаков тирании – готовить
его к руководящей должности), потребность
в успехе (ставя задачи перед подчиненными
руководителю стоит не сразу ставить сложную
задачу, а постепенно увеличивать сложность),
потребность в причастности
.