Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 11:58, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по "Менеджменту"

Вложенные файлы: 1 файл

Menedzhment.docx

— 26.30 Кб (Скачать файл)

Арутюнова Ася  Ефимовна

Менеджмент  как вид деятельности и система  управления

Виханский, Мескан, Гречиков , Веснин

Вопрос  27. Сущность и типы конфликтов. Причины и последствия  конфликтов в организации.

27. Сущность стратегического  менеджмента и его отличие  от оперативного менеджмента.  Основные этапы стратегического  менеджмента.

  1. Сущность менеджмента
  2. Виды и функции менеджмента
  3. Методы и принципы менеджмента
  4. Критерии успеха менеджмента

    Менеджмент –  вид управленческой деятельности, направленный на достижение в хозяйственной жизни  организации оптимальных результатов, с учетом разумного использования  материальных, финансовых, трудовых, информационных и организационных ресурсов, применение многообразных принципов, функций  и методов стимулирования.

    Метод менеджмента: диалектический подход (анализ от простого к сложному)

    (2) Виды менеджмента

    По сложности:

    • Хозяйственное управление (маркетинг-исследование рынка, производственная деятельность, управление персоналом)
    • Технологическое (смена старого оборудование новым, обучение персонала работе с новым оборудованием)
    • Управление психологическими аспектами совместной деятельности людей

По сфере материального  производства:

Производственный  менеджмент (определение товарного  ассортимента, на каком оборудовании производить и т.д.)

  • Финансовый менеджмент
  • Кадровый (управление трудовыми ресурсами)
  • Управление маркетингом (продвижение товара на рынок)
  • Управление снабжением и сбытом (заключение договоров, условия хранения продукции)

По временному признаку:

  • Оперативное (краткосрочное)
  • Тактическое (среднесрочный период)
  • Стратегический (долгосрочный период)

    Информационный  менеджмент (эккаутинг) – сбор и обработка информации.

    Инновационный менеджмент

    Функции менеджмента

    Выделяют 5 основных функций:

  1. Планирование
  2. Организационная (отвечает за реализацию ранее спланированных действий)
  3. Мотивация
  4. Контроль  (подведение итогов: предварительный контроль, текущий контроль, контроль по итогам деятельности)
  5. Координационная (своевременное выявление отклонений от принятых нормативов)

(3) Методы  и принципы менеджмента.

Выделяют 4 группы методов:

  • Организационные (определяют цели и задачи предприятия, методики работы и т.д.)
  • Экономические (побуждение человека к работе с помощью экономического стимулирования)
  • Административные (методы властной мотивации: приказы, указы и т.д.)
  • Социально-психологические

Принципы управления:

  1. Единоначалие – у каждого сотрудника должен быть только один конкретный руководитель
  2. Единство направлений – цели различных подразделений предприятия должны быть направлены на достижение одной общей цели
  3. Принцип научности (знания из разных дисциплин)
  4. Принцип плановости (нельзя миновать какой-либо этап и перейти к следующему)
  5. Сочетание функциональной специализации с универсальными методами (адаптировать методы управление под конкретную группу людей)
  6. Учет личных особенностей и их сочетания с социальными нормами
  7. Обеспечение общей состязательности (возможность каждого сотрудника проявлять свои знания, умения)
 

    (4) Критерии  успеха менеджмента

    Выделяют 2 основных критерия характеризующих эффективность деятельности:

    1. Экономическая эффективность – отражает количество затрат на единицу продукции
    2. Действенность – достижимость поставленных целей

Эти критерии могут  присутствовать одновременно или нет.

Питерс иУотермен выделили следующие характеристики менеджмента:

  1. Ориентация на успех (мы должны верить в успех дела, за которое беремся)
  2. Быть лицом к потребителям (необходимо учитывать пожелания потребителей и отслеживать изменения их предпочтений)
  3. Самостоятельность и предприимчивость (необходимо давать сотрудникам проявлять инициативу)
  4. Жесткость и свобода одновременно (сотрудники должны понимать, что существую жесткие рамки, и они не должны их нарушать)
  5. Производительность посредством персонала (персонал – главный источник (ценность) достижения поставленной цели)
  6. Минимальный штат управления и простота организационной формы
  7. Идти в ногу со временем (использовать новые технологии)
 
 

    Задание на практику:

    Придумать предприятие: характеристика, организационная структура (директор, кто ему подчиняется), распределяем между собой должности  и функциональные обязанности каждого  сотрудника, слоган предприятия, эмблема. Придумать рекламу (если на радио – текстовое сообщение, в журнале – внешний вид). Выделяем одну вакантную должность и составляем перечень требований кандидату, составить 15 вопросов кандидату для собеседования 

    Тема 2. Научные  школы и подходы в менеджменте.

    1. Школа научного управления
    2. Административная (классическая) школа управления
    3. Школа человеческих отношений и поведенческой науки
    4. Количественная школа (современные школы менеджмента)
    5. Процессный подход в менеджменте
    6. Системный подход в менеджменте
    7. Ситуационный подход в менеджменте
  1. Школа научного управления (1885-1920) Яркие представители: Фредерик Тейлор (норма времени и норма выработки), Генри Гант, Френк и Лилия Гилберт.

    Заслуга школы: разработка нормы времени, нормы выработки  и премиальной системы оплаты труда. Необходимо сопоставлять человека той работе, которую он будет выполнять.

  1. Административная (1920-1950) Представители: Анри Файоль.

    Основная заслуга: разработка универсальных принципов  управления (14 принципов Файоля):

  1. Разделение труда
  2. Единоначалие
  3. Справедливость
  4. Порядок (у каждого предмета труда должно быть своё место)
  5. Вознаграждение персонала
  6. Единство направлений
  7. Стабильность рабочего места для персонала
  8. Плановость
  9. Инициатива
  10. Корпоративный дух (поощрение неформального общения сотрудников)
  11. Полномочия и ответственность
  12. Дисциплина
  13. Подчиненность личных интересов общим
  14. Централизация
  15. Скалярная цепь (взаимоотношения сотрудников организации)
 
  1. Школа человеческих отношений (1930-1960). Яркие представители: А. Маслоу (пирамида из 5 потребностей), Э Мэйо (Хоттернский эксперимент).

    Пирамида:

  1. Физиологические потребности
  2. Потребность в безопасности
  3. Социальная потребность
  4. Потребность в уважении
  5. Потребность в самореализации
  6. Количественная школа (1950  - по сей день) Статистика, методы моделирования и т.д. Позволяют оценивать эффективность предполагаемых действий.

    Заслуга: замена словесных  обсуждений математическими расчетами  и экономическим обоснованием. 

  1. Процессный  подход рассматривает все функции  менеджмента как единый взаимосвязанный  процесс.

    ->Планирование ->организация->Мотивация->Контроль->Координация->

    Помимо общих  функций выделяются и конкретные в зависимости от специфики деятельности.

  1. Системный подход. Рассматривает всё как систему – целостность, состоящая из взаимосвязанных элементов.

    Система бывает открытой – подвержена влиянию внешней  среды и сама оказывает на ней  влияние.

    Закрытая система. 

  1. Ситуационный  подход – все методы универсальны, но они будут изменяться в зависимости  от ситуации, в которой мы оказались
 

Внешняя и  внутренняя среда организации

  1. Внешняя среда и её характеристики
  2. Внешняя среда прямого и косвенного воздействия
  3. Внутренняя среда организации
 
  1. Внешнюю среду  можно разделить на две группы: микросреда (законодательство, конкуренты, поставщики, потребители, учредители) и макросреда (экономический фактор, форс мажорные обстоятельства, политические факторы, НТР, социо-культурный фактор, экологический и т.д.)
 
  1.  Внутренняя  среда (персонал, производственные  мощности, маркетинг(система ценообразования, средства стимулирования сбыта), организация системы управления, финансы и учет)
 

    Рентабельность  – прибыльность. 

Коммуникации  и их роль в менеджменте

  1. Сущность, элементы и этапы коммуникационного процесса
  2. Виды коммуникаций
  3. Основные проблемы развития коммуникаций
  4. Пути улучшения коммуникаций

Коммуникационный  процесс – это обмен информацией  между двумя и более сторонами

Элементы коммуникационного  процесса:

  • Отправитель
  • Получатель
  • Сообщение
  • Канал передачи сообщения

    Этапы:

    Зарождение идеи-> кодирование сообщения, выбор канала->передача сообщения-> декодирование-> обратная связь (не всегда присутствует)

    Виды коммуникаций:

    • Вертикальные (межуровневые)
    • Горизонтальные
    • Диагональные
    • Руководитель – подчиненный
    • Руководитель – рабочая группа
    • Неформальные коммуникации (канал распределения слухов)

Основные проблемы развития коммуникаций

  • Разная семантика (слово квартал)
  • Непреднамеренное искажение
  • Преднамеренное искажение
  • Фильтрация
  • Несовпадение статусов и уровней в организации
  • Незнание языка
  • Страх перед наказанием
  • Ощущение бесполезности дела
 

Мотивация и её роль в менеджменте

  1. Сущность мотивации; содержательная теория А.Маслоу
  2. Теория потребности Д. МакКлелланда
  3. Теория Гердсберга (двухфакторная модель Гердсберга)
  4. Теория ожидания
  5. Теория справедливости. Модель Портера-Лоулера
  6. Теория Макрегора (Х, Y), теория Оучи (Z)
 

Мотивация – побуждение человека к действию

Теории мотивации  можно разделить на содержательные (основываются на выявлении конкретных потребности человека – теория Маслоу, МакКлелланда, Гердсберга) и процессуальные (базируются на том как ведут себя люди, с учетом воспитания и познания (опыт) – теория ожидания, справедливости, модель Портера-Лоулера)

Теория потребности  МакКлелланда. МакКлеланд выделил 3 основные потребности высшего уровня: потребность во власти (нужно выделить тех, у кого эта потребность наиболее ярко выражена и если нет признаков тирании – готовить его к руководящей должности), потребность в успехе (ставя задачи перед подчиненными руководителю стоит не сразу ставить сложную задачу, а постепенно увеличивать сложность), потребность в причастности .

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"