Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 17:27, шпаргалка
1.Философия и концепция управления персоналом. (ОУП)
2.Цели, функции, организационная структура системы управления персоналом. (ОУП)
3.Организационное проектирование системы управления персоналом. (ОУП)
...
32. ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ УП.
Анализ анкет.
Основная функция
Анкетирование:
1) традиционное – персональные анкеты;
2) относительно новаторское – автобиографические анкеты.
Персональные анкеты содержат спектр вопросов, выявляющих в основном семейно-личные и/или профессиональный статус претендента.
Функциональное назначение анкет:
Содержание анкет может быть:
1) желаемое – анкета воспроизводит полный портрет нанимающегося на работу;
2) действительное –
с соблюдением
Практически каждая анкета предполагает вмешательство в сферу частной жизни претендента и получение информации, которая, казалось бы, прямого отношения к занятию вакантной должности не имеет.
Существуют два типа вопросов:
1) допустимые трудовым правом, ложные или неполные ответы на которые могут послужить причиной оспаривания трудового договора.
2) не допустимые трудовым
правом, ложные или неполные ответы
на которые не влекут за
собой невыгодных для
С точки зрения дизайна персональная анкета должна быть привлекательной и наглядной, вопросы – напечатаны чистым шрифтом с применением чернил черного цвета на белой бумаге стандартного формата, максимум – 4 страницы. Мелко напечатанные вопросы – причина неполных ответов.
Анкеты могут быть отосланы по почте, а могут заполняться в кадровой службе (ответы регистрирует сотрудник-кадровик).
Преимущества персонального анкетирования:
1) стандартизированная информация (можно сравнивать);
2) возможность перенесения
данных в картотеку
3) наличие вопросов, о
которых в очном собеседовании
можно забыть или «не
Недостатки метода:
1) кажущаяся дискриминация кандидатов на различные вакансии (рабочий, специалист, руководитель) из-за возможно разных по содержанию и объему запрашиваемой информации анкетных бланков.
2) излишняя назойливость работодателя («околорабочие» сферы деятельности);
3) правовая некорректность;
4) общая интеллектуальная
некомпетентность работодателя
в случае неграмотной, неясной
или излишне громоздкой
5) недоверчивость работодателя
– в случае требований
Биографическое анкетирование.
Относительная новизна метода – первый опыт применения «особых анкет» - 1894 г. (США). Применение было ограничено сферой клинической психологии.
До 20-х гг. ХХ века отдельные предприятия адаптировали их для отбора претендентов.
В 20-е гг. американским страховым обществом был основан Институт отбора персонала – основной инструмент биографические анкеты, применявшийся для снижения текучести кадров.
В 30-е годы биографическое
анкетирование стало
1) на рабочие места;
2) на коммерческие должности;
3) на руководящие посты.
Биографические анкеты
– это метод сбора
В основе метода – версия, что биография определяется не только случайными внешними факторами, но и определенными собственными решениями, которые «что-то говорят об особенностях личности».
Пригодность кандидата определяется через схожесть с идеальным профилем, полученным из ответов «успешных» работников.
Анализ фотографии.
Фотография позволяет получить «непосредственное впечатление о кандидате». Существует опасность ошибки «первого впечатления», поскольку качество изображения зависит не только от кандидата, но и от фотографа (может ретушировать фотографию), а также от давности сделанной фотографии. Изображение и реальный образ кандидата могут сильно расходиться.
Место фотографии в отборочном процессе:
1. На этапе отбора
фотографии при множестве
2. Фотография служит
специалисту по персоналу как
«поддержка памяти», чтобы при
множестве заявлений
3. Иногда можно по
изображению на фотографии
4. Руководитель, с которым
кандидату придется работать, и
которому кандидат по
5. Фотография важна для целостного впечатления о кандидате.
6. В единичных случаях,
если предприятие ищет такого
кандидата, который будет
Рекомендательные письма:
1. Отзыв – мнение о кандидате или его оценка.
2. Характеристика –
письмо с отзывом о служебной,
общественной и другой
3. Рекомендация – благоприятный отзыв о кандидате.
Исследователями в области отбора и найма ставятся под сомнение:
1) степень объективности (рекомендательные письма – субъективные документы);
2) адресность требования
отзывов, рекомендаций, характеристик
(целесообразны только для
3) субъекты – авторы отзывов;
4) целевая направленность
рекомендательных писем (что
5) средства передачи рекомендательной информации.
Рекомендательные документы
нужно проверять –
Медицинское заключение.
Главными факторами трудоспособности, по мнению специалистов, являются предпосылки дееспособности и готовность к работе. Если предпосылки успеха определяются через технический и организационный аспекты процесса труда, а также через состояние рабочего места (вентиляция воздуха, шум, освещение и др.), то готовность к успеху зависит от таких способностей, как диспозиция результатов и необходимое желание трудиться. Определяющие успешности делятся на зависящие от работодателя и формируемые исключительно работниками. Возможность последнего в значительной степени зависит от медицинского фактора.
Вторая причина значимости метода – в своевременной страховке нанимающихся от возможного впоследствии ущерба их здоровью.
Третья причина –
трудовые или особенно финансовые потери,
которые будет нести
Результат обследования физического и психического здоровья при найме ведет, как правило, к определенным рекомендациям, которые являются значимыми, но не окончательными для заключения трудового соглашения с работником.
Фактически врачебные вердикты о пригодности выглядят неодинаково, что объясняется различными требованиями к ним предприятий-заказчиков.
В одних заключениях указывается: «пригоден», «пригоден только для предусмотренного рабочего места», «пригоден для других мест работы», «в настоящее время непригоден». В других просто указывается «пригоден» или «непригоден». На некоторых предприятиях разрабатывается специальный формуляр, в который включаются определенные вопросы в зависимости от отрасли.
Графологическая экспертиза.
Графология как один из наиболее древних методов познания человека исходит из того, что «любому и каждому человеку… присущ при письме личный, только ему принадлежащий почерк».
По Штоппу, возможность
графологической экспертизы распространяется
сферу следующих оценочных
Сомнения в использовании графологии как метода отбора:
1) предоставляемые документы
и письма кандидат намеренно
пишет аккуратно, что может
ввести в заблуждение
2) недостаточная исследованность метода и его пригодности для оценки кандидатов;
3) диапазон применения
и адресность метода –
4) профессионализм графолога
– графолог должен быть
Как «экспрессивный» метод отбора кандидатов при найме графологическая экспертиза:
4. Метод «Оценочный центр»
в изучении кандидатов на вакантное место.
Комплексное использование тестирования, деловых игр, собеседований (интервью), тренингов и некоторых других методов оценки и обучения нашло свое выражение в комплексном методе оценки сотрудников, который называется «центр оценки» или «центр оценки персонала» (сокращенно ЦО или, соответственно ЦОП). Иногда этот метод называют «ассесмент-центр» (Assessment Center).
Метод ЦО исходит из того, что лучший и наиболее быстрый способ предварительной оценки потенциального или реального сотрудника – наблюдение за тем, как он выполняет задачи, типичные для должности, которую он занимает или будет занимать.
Смысл метода «Оценочный
центр» состоит в том, что кандидаты
под наблюдением специалистов-
Впервые попытка практически реализовать главные идеи метода ЦО применительно к отбору кандидатов в офицерскую школу была осуществлена в Германии еще в 1915 году Й.Б. Риффертом. В то время он носил название «Метод мультиразмерной диагностики пригодности». Во время Второй мировой войны с его инструментарий распространился на селекцию служащих в войсках связи, разведчиков, контрразведчиков в вооруженных силах США и Великобритании. В 50-х годах ХХ века метод «мультиразмерной диагностики пригодности» стал использоваться при отборе управленцев в «промышленной сфере США», а затем в ФРГ. Военная его версия была скорректирована с требованиями мирного производства и управления, коррекция коснулась и названия – метод получил американское обозначение «Assessment Center». В 60–80-х годах метод стал общепризнанным в отборе кандидатов на вакантное место в США и Германии. В 80-е годы метод ЦО получил широкое распространение в странах Европы и Японии.
Особенности центра оценки:
Информация о работе Шпаргалка по "Основам управления персонала"