Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 19:24, шпаргалка
Работа содержит ответы н авопросы по дисциплине "Планирование на предприятии".
Основанием для составления любого финансового плана является информация, полученная от производственных служб. Это программа производства, смета предприятия, планируемая выручка, а также прогнозный финансовый результат. Это необходимо для составления подробного финансового плана, где будут отражены все статьи расходов предприятия, которые существуют на настоящий момент и те, которые могут возникнуть в будущих периодах.
Для наибольшей наглядности весь финансовый план (как в доходной, так и в расходной его части) подразделяется на виды деятельности: текущая, инвестиционная, финансовая. Это необходимо для определения направления денежного потока.
Кроме того, при планировании денежных ресурсов нужно учитывать инфляционные процессы.
Это в наибольшей степени приближает такой вид плана к реальности.
Структура баланса доходов и расходов такова:
1) поступления денежной наличности по видам деятельности. Это собственные средства предприятия, полученные в форме выручки от реализации продукции (работ, услуг), а также привлеченные источники (кредиты и займы, поступления из бюджета). В составе данного раздела отражаются такие статьи, как выручка от реализации продукции (работ, услуг), выручка от реализации имущества, полученные займы и кредиты, финансовая помощь и т. д.;
2) расходы и отчисления. В разделе отражается использование финансовых ресурсов, т. е. денежные расходы предприятия, сгруппированные по видам деятельности. Основные статьи, включаемые в этот раздел: материально-технические расходы, заработная плата сотрудников, налоги и сборы, коммунальные платежи, расходы на аренду, ремонт основных производственных фондов, транспортные расходы, приобретение основных средств и нематериальных активов, погашение кредитов и займов, а также процентов, начисленных по долговым обязательствам, и т. д.
Теория выделяет стандартную систему прогнозов и планов. Годовой план любого предприятия представляет собой прогноз и программу финансовой, хозяйственной и производственной деятельности. Он состоит из следующих элементов:
1) план маркетинга;
2) производственная программа;
3) техническое развитие и организация производства;
4) повышение экономической эффективности производства;
5) нормы и нормативы;
6) капитальные вложения и капитальное строительство;
7) материально-техническое обеспечение;
8) труд и кадры;
9) себестоимость, прибыль и рентабельность производства;
10) фонды экономического стимулирования;
11) финансовый план;
12) план охраны природы и рационального использования природных ресурсов;
13) социальное развитие коллектива.
Вся система прогнозирования и планирования построена на долгосрочном определении основных направлений экономики.
Необходимо отметить, что сложный процесс выбора стратегии предприятия наиболее эффективен в случае использования системы планов и прогнозов. Функционирование системы долгосрочного планирования возможно в случае использования взаимосвязанных плановых документов, содержащих в себе цели и стратегию фирмы. Стратегический план или план деятельности характеризует основную цель деятельности, он выступает ориентиром для остальных видов планов. Кроме того, он является в некоторой степени ограничителем для принятия каких-либо управленческих решений. Разрабатывается он на срок от трех лет и более (по необходимости). Подсистема стратегического планирования основывается на программах и проектах.
Программы содержат информацию о разработке и внедрении новых видов продукции, информационных и организационных структур. Каждая программа опирается на соответствующий проект, который имеет определенную стоимость, график внедрения и технико-экономические параметры.
План развития формируется на более короткий срок (от одного до пяти лет). Важнейшей ролью данного вида плана с позиций стратегии фирмы является определение перспектив деятельности, возможного уровня совершенствования, расширения производства, освоения новых видов деятельности, использования новых технологий. План развития дет толчок к возникновению производных планов:
1) план диверсификации (освоение выпуска новых видов продукции);
2) план научно-исследовательских работ (разработка принципиально новых технологий и т. д.);
3) план ликвидации (определение факторов, тормозящих развитие, т. е. тех, от которых нужно освободиться).
Система планов включает также тактические планы, которые увязаны со стратегическими планами, но не входят в их структуру. Тактические планы призваны опередить такую тактику действий, при которой выпускаемая продукция будет находить своего потребителя.
Производственная программа является первоначальным этапом при разработке бизнес-плана предприятия. Именно с нее начинается планирование финансово-хозяйственной деятельности.
Как и все остальные виды планов, производственная программа появляется в результате определения и постановки целей предприятия, таких как:
1) получение максимальной прибыли;
2) удовлетворение рынка сбыта продукции;
3) снижение издержек производства и т. д. Производственная программа должна содержать информацию по загрузке производства, объему выпуска готовой продукции, а также сроки поставок потребителям. Следовательно, от нее зависит построение планов: материально-технического снабжения, труда и заработной платы, финансового плана, плана капитальных вложений, плана сбыта и т. д.
Процесс оптимизации производственной программы заключается в получении высокой рентабельности. Для этого одного изучения затрат недостаточно. Необходимо анализировать, каким образом затраты влияют на выручку от продаж.
План производства содержит в себе показатели производства и реализации продукции с разбивкой на номенклатуру, ассортимент и качество по календарным периодам.
Целью данного вида плана является соблюдение договорных сроков по поставке продукции с учетом имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов.
Производственную программу разрабатывают экономические службы на основании информации, представленной отделом маркетинга и производственно-диспетчерским отделом. Конечно, отклонения от фактических данных будут возможны по причине нормирования показателей и наличия различных факторов, влияющих на отклонение этих показателей в ту или иную сторону.
Задачи производственной программы заключаются в следующем:
1) определение цены на продукт;
2) выделение производственных затрат;
3) загрузка производства;
4) определение производственных мощностей.
От точности составления производственной программы зависит весь план предприятия, так как здесь взаимоувязаны как сроки, так и объемы производства. Основными разделами производственной программы являются:
1) план производства продукции предприятия;
2) план выпуска продукции на экспорт (если таковой имеется);
3) план повышения качества продукции;
4) план реализации продукции.
При подготовке программы производства необходимо руководствоваться следующими вопросами:
1) какова стратегия предприятия на перспективу;
2) какова специализация отрасли данного производства;
3) каковы рынки сбыта продукции, выпускаемой на предприятии.
Контроль выполнения производственной программы - это по большому счету контроль выполнения всего бизнес-плана предприятия. В связи с этим после утверждения программы необходимо не только доведение ее до производственных служб, но и оперативный контроль ее исполнения.
Бизнес-план - это план предприятия на будущее. Он отражает цели и перспективы предприятия. В нем содержатся оценка, анализ и прогноз рынка сбыта, слабых и сильных сторон производства.
Бизнес-план может составляться как отдельно по инвестиционным проектам, так и по деятельности предприятия в целом. Он имеет огромную ценность для определения эффективности производства и часто служит основанием для принятия инвесторами решения относительно финансирования.
Совсем недавно для получения кредита предприятиям достаточно было представить лишь пару страниц технико-экономического обоснования, которые фактически не являлись решающими при принятии решений о предоставлении кредита, сейчас же все больше российских банков требуют бизнес-план, на который и опираются при рассмотрении организаций в качестве кредитозаемщика.
Бизнес-план выступает главным инструментом планирования, ведь на основании его формируются все остальные виды планов. Он дает представление о состоянии дел на сегодняшний день и о том, чего может достичь предприятие или отдельный проект в будущем.
В настоящее время многие предприятия считают бизнес-план основным элементом управления производством, для чего нанимают высококвалифицированных специалистов. Ведь грамотно составленный бизнес-план не только отражает экономическую ситуацию на предприятии, но и прогнозирует развитие или деградацию, а также помогает привлечь внешнее финансирование.
Бизнес-план помогает:
1) получать ясную картину финансового состояния предприятия;
2) принимать важные управленческие решения;
3) получать представление о рынке сбыта и системе маркетинга;
4) предвидеть и избегать трудности в процессе деятельности;
5) ставить конкретные задачи;
6) расширять производство;
7) привлекать внешнее финансирование при недостатке собственных ресурсов.
Таким образом, бизнес-план представляет собой информативную базу для принятия решений управленческого характера по подъему эффективности деятельности предприятия и получения максимальной прибыли. Бизнес-план включает в себя прогноз выручки предприятия, себестоимости по изготовлению продукции, оказанию услуг, финансового результата, налоговых платежей; позволяет определить возможность увеличения кадрового состава и т. д.
Что касается инвестиционных проектов, бизнес-план отражает сведения о фирме, о стратегии маркетинга, продажах, производстве и о финансовых перспективах. Бизнес-план инвестиционного проекта позволяет руководству как можно более выгодно представить картину финансового состояния предприятия инвесторам для привлечения дополнительного финансирования. В создании бизнес-плана должны участвовать все службы предприятия.
Для достижения наибольшей точности каждый отдел должен представить информацию по тому участку работы, за который он отвечает. Только тогда бизнес-план может стать основным элементом при принятии управленческих решений.
Информация о работе Шпаргалки по "Планированию на предприятии"