Эволюция теорий управления в XX веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 10:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение теоретических основ эволюционного развития и этапов теорий управления XX века.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в работе:
Анализ теоретических и практических знаний, полученных в ходе изучения исторических данных;
Изучение содержания и концепций школ управления XX века;
Анализ воздействия управленческих школ друг на друга, а также на основные этапы развития производственных и социальных взаимоотношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ЗАРОЖДЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАК НАУКИ 6
1.1.СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «МЕНЕДЖМЕНТ» И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ 6
1.2. РЕВОЛЮЦИИ УПРАВЛЕНИЯ 7
Глава 2. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИЙ МЕНЕДЖМЕНТА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ В. 9
2.1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА МЕНЕДЖМЕНТА И ЕЕ ПРАВИЛА 9
2.2. КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 13
2.3. ШКОЛА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 16
Глава 3. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИЙ МЕНЕДЖМЕНТА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ В……...20
3.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ Х И У……………………………...........................20
3.2. ШКОЛА КОЛИЧЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ…………………………….....................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………………30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 43

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент2.doc

— 732.50 Кб (Скачать файл)

Концепции ситуационного управления предоставляют возможные способы  для управления организацией в определенной ситуации. Для эффективного управления в определенной ситуации управленец должен пройти четыре ступени:

1. уметь производить анализ ситуации исходя из представления требований, предъявляемых организации конкретной ситуацией;

2. найти наиболее соответствующий требованиям конкретной ситуации подход для управления организацией; 

3. в организации управление должно создавать необходимый потенциал и гибкость с целью перейти  к новому уровню управления;

4. управление должно быть способно к изменениям, позволяющим адаптироваться к ситуации.

Ситуационные концепции отвергают существование универсальных подходов для управления и интегральных правил для создания определенного вида управления, предоставляя способы адаптации организации для конкретных требований, объясняя максимально рациональные и необременительные методы перегруппировок и изменений для организации. Согласно этим теориям, менеджмент является искусством понимания конкретной ситуации, изучая ее особенности и находя наиболее подходящее управление, а затем прибегая к исследовательским советам управления.

Формирование и развитие школы количественного управления олицетворяет еще одну ступень углубления управленческой идеи, так как из-за частичного объединения с идеями альтернативных школ управления, ученые достигли осознанной необходимости в комплексном управленческом подходе и выдвинули предположение о том, что менеджмент является помимо всего искусством.

Из всего вышесказанного в данной главе можно сделать вывод, что  представители основных теорий управления второй половины XX века внесли неоценимый вклад в развитие менеджмента. В большей степени эти теории связывают менеджмент как науку управления с другими, не менее важными, психологическими и математическими науками, что позволяет современным менеджерам рассматривать процесс управления с самых различных сторон, принимая во внимание все факторы, оказывающие непосредственное влияние на него. Представители теории количественного метода, который актуален и в современном менеджменте, разработали и применили на практике математические модели в управлении, а также активно занимались развитием количественных методов в принятии решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе были кратко рассмотрены несколько концепций  управленческих школ, существовавших в первой и второй половине ХХ века. Каждая школа в отдельности имеет индивидуальные подходы ко всем вопросам управления, однако, они являются разновидностью совокупности трех базовых методов управления: разработка собственнических отношений в связке с обменом товарами, создание организации и создание системы ценностей.

Вклад представителей различных теорий и концепций, представленных в данной курсовой работе, неоценим. Благодаря  этим разработанным и изученным  теориям, менеджмент стал самостоятельно существующей и значимой наукой, которая  тесно связана с другими фундаментальными науками, что позволяет нам рассматривать процесс управления с разнообразных сторон человеческой повседневности.

Представители теорий менеджмента  первой половины ХХ века, в частности  исследователи теоретической школы  внедрили в менеджмент метод анализа для выявлений лучших решений среди всех остальных, выделили стойкую необходимость систематического материального стимулирования работников, а также их отбора и периодического обучения. Представители классической школы, в частности ее основоположник в лице А.Файоля, занимались развитием и выделением основных принципов и функций управления, а также впервые применили систематизированный подход к управлению всей организацией. Они заложили фундамент мировой управленческой науки как таковой, разработали концепции «менеджмента персонала». Представители школы межличностных отношений впервые определили значимость человеческого фактора в процессе управления, а также внедрили в практику различные приемы управления межличностными отношениями. Они показали необходимость применения психологических знаний и подходов в процессе управления организацией в целом и конкретными её сотрудниками.

Представители основных теорий управления второй половины XX века внесли неоценимый вклад в развитие менеджмента. В большей степени эти теории связывают менеджмент как науку управления с другими, не менее важными, психологическими и математическими науками, что позволяет современным менеджерам рассматривать процесс управления с самых различных сторон, принимая во внимание все факторы, оказывающие непосредственное влияние на него. Представители теории количественного метода, который актуален и в современном менеджменте, разработали и применили на практике математические модели в управлении, а также активно занимались развитием количественных методов в принятии решений.

Можно уверенно утверждать, что научные  работы школ управления 
20 века явились предпосылкой для поэтапного развития управления в реальных условиях, что способствовало резкому и непрекращающемуся росту уровня промышленного производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1 - Организации в менеджменте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2 - Научный менеджмент Тейлора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3 - Концепция американской классической школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4 - Классическая модель менеджмента: основные представители и их 

                            вклад.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5 - Составляющие процесса управления по Файолю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6 - Принципы функционального менеджмента по Файолю.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7 - Иерархия потребностей по А.Маслоу.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 8 - Предпосылки для организаций типа «Х» и «Y».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 9 - Характеристика теорий «Х» и «Y”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 10 - Общая теория систем по Берталанфи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 11 - Ситуационная концепция Фоллет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 12 - Характеристика лидерских стилей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 13 - Вклад основных управленческих школ ХХ века.

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. О. С. Виханский. Менеджмент: Учебное пособие для вузов. - 4-е изд., - М.: «Экономистъ», 2008. - 670 с.

2. В. В. Ермаков. Менеджмент в организации: Учебное пособие для вузов. - М.: Издательство Московского социального института, 2005. - 209 с.

3. В. И. Кнорринг. Теория, практика и искусство управления: Учебное пособия для вузов. - 2-е изд., - М.: Издательство норма, 2003. - 538 с.

4. А. И. Кравченко. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. 5-е изд. - М.: Академический Проект: Трикста, 2005. - 560 с.

5. М. И. Соколова. Организационное поведение. Управление поведением людей организации: Учебное пособие для вузов. - М.: Издательство проспект, 2011. - 272 с.

6. А. И. Балашов, И. Д. Котляров, А. Г. Санина. Управление человеческими ресурсами - СПБ.:  БХВ-Петербург, 2008. - 320 с.

7. П. В. Шеметов, С. В. Петухова, Л. Е. Чередникова. Менеджмент. Управление организационными системами. - М.: Омега-Л, 2011. - 408 с.

8. С. И. Самыгин, Г. И. Колесникова, С. Н. Епифанцев. Социология и психология управления. - М.: КноРус, 2010. - 256 с.

9. Ю. П. Петров. Очерки истории теории управления. - СПБ.:  БХВ-Петербург, 2010. - 272 с.

10.  Е. В. Демичев. Реформа управления промышленностью и строительством 1957-1965 гг. в контексте специфики отечественной истории. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2011. - 296 с.

11.  М. А. Коргова, А. М. Салогуб. История менеджмента. - М.: Феникс, 2010. - 240 с.

12.  Н. В. Кротова, Е. В. Клеппер. История мирового менеджмента. Современное бизнес образование. - М.: МГУКИ, 2002. - 96 с.

13.  Э. Корицкий, Г. Нинциева, В. Шетов. Научный менеджмент. Российская история. - СПБ.:  Питер, 1999. - 384 с.

14.  Олег Виханский, Александр Наумов. Менеджмент. Век XX - век XXI. - М.: Экономистъ, 2004. - 336 с.

15.  Е. П. Костенко. Теория управления. Эволюция концепций в зарубежных странах. - М.: Содействие - XXI век, 2011. - 408 с.

16.  Д. А. Жданов, И. Н. Данилов. Организационная эволюция корпораций. - М.: , 2011. - 272 с.

17.  В. С. Катькало. Эволюция теории стратегического управления. - СПБ.:  Высшая школа менеджмента, 2008. - 548 с.

18.  Т. Клемина. Теория организации. - СПБ.:  Высшая школа менеджмента, 2010. - 608 с.

19.  Б. Г. Литвак. Наука управления. Теория и практика. - М.: Дело, 2011. - 424 с.

20.  А. М. Омаров. Менеджмент. Управление - древнейшее искусство, новейшая наука. - М.: Экономика, 2009. - 640 с.

21.  Стаффорд Бир. Наука управления. - СПБ.: ЛКИ, 2010. - 114 с.

22.  С. Н. Князев. Управление: искусство, наука, практика. - М.: Армита - Маркетинг, Менеджмент, 2002. - 512 с.

23.  Н. А. Абрамова, К. С. Гинсберг, Д. А. Новиков. Человеческий фактор в управлении. - М.: КомКнига, 2006. - 496 с.

24.  А. В. Сурин. На пути к формированию науки управления. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2007. - 312 с.

25.  А. И. Вдовин, В. А. Заренков, Е. Н. Згода. История развития науки и практики управления производством. - СПБ.: ЛенСпецСМУ , 2001. 
- 224 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Эволюция теорий управления в XX веке