Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 17:26, контрольная работа
В российской литературе (в том числе, в переводах документов ISO 14000) термин "экологический менеджмент" заменен " управлением качеством окружающей среды", а в некоторых случаях - "экологическим управлением". Вместе с тем, для этих понятий на основе анализа существующих нормативных документов, учебно-методической литературы, практики деятельности можно выделить ряд существенных различий, определяемых субъектами экологического управления и экологического менеджмента, мотивацией деятельности, ролью ответственных лиц, отношением к результатам деятельности и др.
1.Понятие экологического менеджмента. Цель экоменеджмента. Понятие экоэффективности.
2.Принципы, используемые при создании систем экологического менеджмента. Структура экомененджмента.
3.Правовой, административно-контрольный, экономический, социальный, информационный механизмы экологического менеджмента.
4.Экономическое обеспечение экологического менеджмента. Налоги, льготное налогообложение. Льготное кредитование.
5.Нормативные документы, регламентирующие деятельность хозяйствующих субъектов с учетом экологического фактора
Принцип сбалансированного
Принцип комплексного и последовательного (поэтапного) решения экологических проблем предполагает разработку совокупности взаимоувязанных экономических, социальных и научно-технических мер, направленных на снижение загрязнения окружающей среды и реализуемых постепенно в связи с ограниченностью финансовых и материальных ресурсов на их осуществление.
В настоящее время широко применяется принцип экономической политики в природопользовании - ответственность за выполнение экологических требований и экологические последствия управленческих решений («загрязнитель платит»), провозглашенный еще в 1972 г., одобренный Советом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и включенный в Закон о единой Европе. Суть его заключается в том, что в цене товара или услуги должны полностью учитываться использованные ресурсы. Если же затраченные ресурсы не оплачивать, произойдет их деградация и уничтожение, так как ценность их понизится, а потребление возрастет. Поэтому производства - загрязнители окружающей среды обязаны оплачивать стоимость контроля над загрязнением и любые нарушения, вызванные в природе по их вине. По существу, принцип «загрязнитель платит» отражает полную экономическую цену производства с учетом экологических факторов.
Принцип предупреждения возникновения
и своевременности решения
Принцип развития экологического сознания
и использование экономического
стимулирования предполагает создание
моральных и экономических
К принципам экологического менеджмента можно также отнести принципы неполноты информации и обманчивого благополучия (по Н.Ф. Реймерсу) и системный принцип «черного ящика».
Принцип неполноты информации гласит, что информация при проведении акций по преобразованию природы всегда недостаточна для суждения о всех возможных результатах (особенно в далекой перспективе) осуществляемого мероприятия. Это связано с исключительной сложностью природных систем, их индивидуальной уникальностью и неизбежностью природных цепных реакций, направление которых нередко трудно предсказуемо. Для уменьшения степени неопределенности в экологическом менеджменте необходимо проводить непосредственные исследования в конкретных условиях и ограничить использование аналогий, так как аналогия всегда неполна из-за индивидуальности природных систем.
Принцип обманчивого благополучия предупреждает, что первые успехи (или неудачи) в экологической деятельности могут быть кратковременными: успех мероприятия по управлению охраной окружающей среды объективно оценивается лишь по истечении естественного природного цикла -- от нескольких до десятков лет.
Принцип «черного ящика» применяется
при изучении очень сложных процессов
и систем, к числу которых относятся
и экологические системы. Суть его
состоит в том, что исследователь
наблюдает лишь процессы на входе
и выходе системы, а внутренние процессы
не рассматривает. Этим принципом, в
частности, руководствуются
3.
Сложный комплекс взаимоувязанных
нормативно-правовых, экономических, административных
и других механизмов, дополняющих
друг друга и исключающих
Особенности системы обеспечения экологической безопасности различных объектов на современном этапе во многом обусловлены развитием рыночных условий хозяйствования.
Влияние процессов глобализации экономики, политики и социальной сферы на инвестиционную деятельность и ее экологическое сопровождение весьма велико.
Можно назвать основные механизмы
комплексной системы
Еще раз обратим внимание на то,
что совпадение стратегий государства
и предприятия в области
Государство во многих случаях стремится
переложить груз ответственности за
нанесенный окружающей среде вред,
в том числе и в прошлых
периодах деятельности, на конкретное
предприятие-
Предприятие в этой связи должно
соответствовать в своей
Таким образом, для предприятия, работающего на отечественном рынке, актуально соблюдение соответствия законодательным нормам, основополагающим нормативам, регулирующим в том числе стандарты окружающей среды и природоохранную деятельность предприятия, которое контролируется государством в рамках административных методов управления природопользованием.
Отметим, что с точки зрения развития предприятий, административные методы управления природопользованием актуально отнести к основным этапам инвестиционного процесса, так как только правильно организованный инвестиционный процесс (проектирование и строительство новых производственных объектов, смена технологий, переход на выпуск качественно новой продукции и т.д.) определяет в настоящее время возможность поступательного развития экономики и социальной сферы.
Второй составляющей механизма экологического менеджмента являются инициативы самого предприятия по сокращению воздействия или охране окружающей природной среды в рамках принятой экологической стратегии, которые можно охарактеризовать как самонастройку.
Процесс самонастройки должен опираться на определенные самим предприятием процедуры, к числу которых относятся ревизии, анализ информации, анализ материальных и финансовых потоков, внутренний производственный экологический контроль и т.д. Следует отметить, что все вышеперечисленные процедуры можно осуществить в рамках одной - экологического аудита, о котором упоминалось выше.
Экономическая составляющая является третьей составляющей механизма экологического менеджмента, которую условно можно разделить на механизмы государственного регулирования и внутренние регулятивные механизмы. [4]
Роль государства в развитии экономического механизма экологического менеджмента неоспоримо велика и для переходного этапа развития экономки является основной. При этом государство фактически использует две группы экономических методов регулирования рационального природопользования и охраны окружающей природной среды предприятиями и другими субъектами экологически значимой хозяйственной деятельности.
В качестве предупредительных (стимулирующих) экономических методов могут использоваться: предоставление субсидий, дотаций; льготные займы (создание экологических банков); кредиты; экологическое страхование; льготная налоговая политика в части освобождения от платы за фонды природоохранного назначения, льготного налогообложения прибыли от реализации продукции, полученной из отходов, льготного налогообложения средств, направляемых на природоохранные мероприятия; меры по совершенствованию ценообразования (устранение диспропорций в ценах на продукцию обрабатывающих и добывающих отраслей промышленности, установление цен на продукцию минерально-сырьевого комплекса с учетом конкурирующих вариантов и т.п.); разработка нормативов по ускоренной амортизации природоохранных фондов; предоставление возможности продажи “прав на загрязнение”.
В качестве принудительных используются
следующие методы: платежи (плата
за использование природных
4.
Среди основных поощрительных механизмов
развития экологически ориентированных
малых предприятий можно
1. Прямое бюджетное
2.Льготное налогообложение
3. Создание специализированных
институтов, лабораторий, центров
по оценке вариантов развития
производства и сферы услуг
экологического назначения, финансовая
и информационная поддержка
4. Налоговые льготы, в том числе
освобождение от уплаты налога
на собственность и на землю
в период становления
5. Частичное или полное
6. Оказание производителям
7. Инициирование государством демонстрационных проектов по продвижению экологических нововведений на рынок, формирование информационной инфрастуктуры в области экологически ориентированных разработок. [5]
Важным направлением поддержки экологически ориентированных малых предприятий является содействие на рынке. Обычно это связано с формированием неденежных форм поддержки экономических субъектов (награждение специальными знаками, бесплатная реклама и пр.), которые дают им дополнительные преимущества в конкурентной борьбе на рынке. Содействие внедрению на рынок экологически чистой продукции - это такой инструмент регулирования, суть которого состоит, например, в присвоении специального экологического торгового знака. За рубежом широко известна практика присвоения знака "эко-отель", "эко-кемпинг" и др. В России данное направление также получило поддержку с принятием ГОСТ Р ИСО 14024-2000 «Этикетки и декларации экологические. Экологическая маркировка типа 1. Принципы и процедуры». В конечном итоге такие поощрительные механизмы деятельности малых предприятий на государственном уровне призваны обеспечить воспроизводство экологического спроса, экологического поведения потребителей и их мотивацию. Суть воздействия на спрос состоит в том, чтобы психологически убедить или экономически мотивировать потребителя переходить на экологически благоприятную продукцию (услуги). В свою очередь суть воздействия на предложение состоит в формировании системы мотивационного воздействия (экологические стандарты, экономические стимулы, доведение информации об экологических преимуществах продукции и формирование новых экологических потребностей), которая подталкивала бы производителей работ и услуг к переходу на дружественную для окружающей среды и населения продукцию.