Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 17:44, курсовая работа
Объектом исследования данной работы является экскурсионное обслуживание туристов.Предметом исследования выступает экскурсионный менеджмент. Цель исследования заключается в изучении феномена экскурсионного менеджмента. В работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть историю экскурсионного менеджмент;
- изучить понятия, сущность и содержание экскурсионного менеджмента;
Введение 2
I. ИСТОРИЯ ЭКСКУРСИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА 4
1.1 Становление экскурсионного дела 4
1.2 Экскурсии в годы советской власти 10
1.3 Современное состояние экскурсионного дела 13
II. понятие, сущность и содержание экскурсионного менеджмента 14
2.1Понятие и комплекс задач экскурсионного обслуживания 14
2.2 Сущность, структура и содержание экскурсии 17
2.3 Дифференциация экскурсионного обслуживания 23
2.4 Экскурсовод и его роль в экскурсионном обслуживании 26
III. РАЗРАБОТАННАЯ ЭКСКУРСИЯ 30
3.1 Программа обслуживания 4 дня/3 ночи в городе-герое Волгоград 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
Список литературы: 35
7.Материалы
экскурсий объединяют: картотеки
справочных и других
8.Картотека
экскурсоводов, проводящих
Содержание
данных материалов не остается неизменным.
Создание экскурсий с учетом состава
групп, а также запросов индивидуалов
требует корректировки
Термин «дифференциация» означает разделение, расслоение целого на части. Дифференциация экскурсионного обслуживания решает следующие задачи:
1. Способствует максимальному удовлетворению разносторонних запросов экскурсантов;
2.Содействует изысканию резервов по расширению тематики экскурсионного обслуживания;
3. Повышает качественный уровень и эффективность всей экскурсионной деятельности.
Экскурсант — участник экскурсии (организованной группы или индивидуал), занятый под руководством специалиста наблюдением и изучением определенных памятников и достопримечательных мест по заранее выбранной теме в соответствии со своими интересами. По отношению экскурсантов к проводимой экскурсии как форме культурного досуга и пополнения знаний в процессе ознакомления, наблюдения и изучения окружающей действительности сложились следующие их основные категории:
а) хотят всё знать, для них каждая экскурсия — открытие;
б) уточняют свою точку зрения (как правило, посещают экскурсию по определенной теме);
в) используют экскурсию как вид досуговой деятельности.
На современном этапе развития экскурсионной деятельности все большее распространение получает обслуживание индивидуалов, хотя по своему существу экскурсия рассчитана обычно на группу участников. Экскурсионная группа — временное сообщество людей, сформированное с целью получения конкретных экскурсионных услуг с учетом следующих определенных признаков: возраст, род занятий, вид досуговой деятельности для любителей, место проживания.
Общие требования к экскурсиям и условиям экскурсионного обслуживания подразделяются на обязательные и рекомендуемые. К обязательным относятся: безопасность жизни и здоровья экскурсантов; сохранность их имущества; охрана окружающей среды (в том числе памятников истории и культуры). Безопасность экскурсантов обеспечивается на всем протяжении обслуживания (в нормальных и чрезвычайных условиях), экскурсионный маршрут составляется с учетом его оптимальности и эстетичности, доступности объектов, наличия площадок для осмотра объектов, наличия мест для парковки транспорта.
К рекомендуемым требованиям экскурсионного обслуживания, относятся: комфортность; комплексность; эргономичность; этичность; привлекательность. Соблюдение вышеуказанных требований способствует качественному уровню оказания экскурсионных услуг, комплекс которых можно рассматривать с точки зрения основных и дополнительных. В качестве основной услуги выступают услуги экскурсовода (гида) по непосредственному ведению экскурсии, в качестве дополнительных — услуги по подготовке и организации экскурсий, а также после экскурсионная работа.
При проведении экскурсий с использованием различных видов транспорта последний должен соответствовать требованиям, установленным в действующей нормативной документации, равно же как и средства размещения и питания. Персонал, оказывающий экскурсионные услуги, должен быть обучен обеспечению безопасности участников.
Экскурсионное обслуживание не должно сопровождаться ухудшением объектов показа. Например, недопустимо «взять кошелек» на археологических экскурсиях, нанести вред флоре и фауне (рвать цветы, вытаптывать, выжигать растительный покров, разорять муравейники, гнезда и т.п.) на экскурсиях природоведческой тематики.
В зависимости от условий проведения экскурсий (необходимость соблюдения техники безопасности, вместимость и сохранность объектов показа и др.) оптимальными считаются группы экскурсантов в составе 15—20 человек. Причем категория потребителей экскурсионного маршрута определяет будущий вариант. Например, обзорная краеведческая экскурсия для местного населения требует особой глубины материала, раскрытия многосторонней сути края, вопросов истории, экономики, Демографии, перспектив развития. Экскурсии для приезжих экскурсантов должны быть яркими, зрительно запоминающимися, с характерными чертами и эпизодами, отличающими данный край от других. Экскурсии для иностранцев основываются на показе наиболее значимых объектов на фоне
справочного материала. Эффективность экскурсионного обслуживания находится в прямой зависимости от качества ее организации и проведения всего комплекса экскурсионных мероприятий. Среди этого комплекса основным является качество проводимых экскурсий, которое, в свою очередь, зависит от профессионального мастерства экскурсовода.
Экскурсовод — специалист, под руководством которого происходит процесс познания окружающей действительности в соответствии с требованиями методики проведения экскурсии.
Работа экскурсовода характеризуется рядом особенностей. Помимо глубоких теоретических знаний она требует определенных практических навыков и умений и предъявляет конкретные требования к экскурсоводу как личности. Он должен обладать следующими характерными чертами: интеллектуальностью, индивидуальностью, ответственностью, личным достоинством, активной жизненной позицией.
В освоении профессии экскурсовода важными являются следующие виды способностей: конструктивные, организаторские, коммуникативные.
Конструктивные способности находят свое отражение в умении отобрать и правильно оформить экскурсионный материал, умело и в доступной форме донести его. до слушателей с учетом дифференцированного подхода к экскурсионному обслуживанию.
Организаторские способности определяются умением сочетать экскурсоводческое мастерство с руководством экскурсионной группой.
Коммуникативные способности выражаются в умении экскурсовода организовать процесс проведения экскурсии так, чтобы между всеми партнерами по общению (экскурсантами, водителями, работниками музеев, выставок и т.п.) было полное взаимодействие и взаимопонимание. Способность к общению всегда относилась к важнейшим человеческим качествам. Экскурсовод, легко вступающий в контакты и умеющий располагать к себе, заслуживает наибольшей симпатии. Экскурсия — это творческий процесс общения. Поэтому умелая передача экскурсоводом идей, образов, мыслей и чувств служит жизненно важной цели — установлению взаимосвязей и сотрудничества людей.
Огромная роль в освоении профессии экскурсовода отводится следующим качествам характера: интеллектуальным (гибкость ума, наблюдательность), волевым (самообладание, решительность, настойчивость), эмоциональным (чуткость).
На эффективность экскурсии также оказывают влияние такие качества, как радушие, приветливость, внимание к людям, жизнерадостность, оптимизм, непринужденность, индивидуальность.
Индивидуальность экскурсовода формируется в процессе освоения им экскурсоводческого мастерства, выработки и совершенствования индивидуальных особенностей: речи, жестов, мимики, стиля изложения материала, использования своих излюбленных приемов и манеры ведения экскурсии в целом.
Ведение
экскурсоводом экскурсий
К должностным обязанностям экскурсовода относят:
- хорошее знание содержания проводимых экскурсий и путевых экскурсионных информации;
- владение методикой проведения экскурсий в соответствии с контрольным текстом экскурсии (путевой информации) и методической разработкой;
- подготовка текстов, составление методических разработок экскурсий, других методических материалов;
- своевременное обновление используемых при проведении экскурсий (путевых информации) данных, внесение изменений и дополнений в контрольный текст экскурсии (путевой информации);
- участие в разработке новых тем и маршрутов экскурсии;
- освоение новых тем и вариантов экскурсий для различных групп населения;
- участие в работе методических секций и творческих групп экскурсоводов, конференциях, семинарах;
- участие в прослушивании экскурсоводов на маршруте, рецензирование текстов экскурсий (путевых информации);
- выступление с сообщениями о роли экскурсий, пропаганда и реклама экскурсий;
- соблюдение маршрута экскурсии (путешествия); информирование экскурсантов (туристов) о правилах поведения во время экскурсии (путешествия); принятие мер безопасности экскурсантов и туристов во время экскурсий (путешествий);
- оформление в установленном порядке документов на экскурсионное обслуживание.
Экскурсовод
должен знать: основные вопросы экскурсионной
теории; экскурсионные возможности своего
региона; сущность экскурсии, ее признаки
и функции, требования к ней; принципы
составления маршрута экскурсии; классификацию
экскурсионных объектов; классификацию
и тематику экскурсий; методику подготовки
экскурсий; практическое применение элементов
педагогики, логики, психологии в экскурсионной
деятельности; эстетическое содержание
экскурсий, его значение; виды и формы
экскурсионного обслуживания, дифференцированный
подход к экскурсионному обслуживанию
различных групп населения; критерии оценки
качества экскурсии, показатели качества
экскурсионных процессов; организацию
работы экскурсовода, экскурсионную методику,
ее задачи и требования, методику проведения
экскурсии; методические приемы и их классификацию;
методику проведения экскурсий на исторические,
военно-патриотические, архитектурно-
Экскурсовод должен уметь:
- подбирать необходимый материал и составлять текст экскурсии на определенную тему;
- составлять методическую разработку экскурсии;
- применять методические приемы в ходе проведения экскурсии; » составлять текст путевой информации и проводить ее;
- использовать наглядные материалы, включенные в «портфель экскурсовода»;
- руководить группой туристов (экскурсантов);
- рекламировать экскурсии в учреждениях и организациях и т.п.
3.1 Программа обслуживания 4 дня/3 ночи в городе-герое Волгоград.
Программа
обслуживания- это расписание по дням
и часам туристические
Вводные данные: группа школьников в возрасте 10-12 лет, проживание и питание в гостинице «Турист», численность группы 31 человек. Время пребывание в Волгограде с 4 по 7 августа.