Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2014 в 12:10, курсовая работа
Цель исследования – теоретическое обоснование и апробация педагогических условий планирования воспитательной работы в школе.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1.Исследовать категории понятий и форм планирования воспитательной работы в школе.
2.Рассмотреть основные аспекты технологии коллективного планирования.
3. Осветить состояние практики планирования воспитательной работы в школе.
4. Проанализировать результаты экспериментальной работы по технологии планирования воспитательной работы в школе.
Введение
1. Планирование воспитательной работы
1.1 Назначение, функции плана. Требования к планированию
1.2 Организация планирования воспитательной работы в школе
2. Этапы планирования работы в классном коллективе
Заключение
Глоссарий
Список использованной литературы
6 этап — составление планов, обеспечивающих выполнение поставленных задач в области воспитания школьников и реализации намеченной работы с ученическим коллективом. Это план методической работы с учителями, учебы ученического актива, план контроля за воспитательной работой, планы совещаний, собраний, педсоветов и т. д, В создании таких планов участвуют все члены педагогического коллектива, актива учащихся.
7 этап — обсуждение и утверждение плана работы ученического коллектива на сборе (собрании) всех детей или конференции с участием представителей первичных коллективов.
8 этап — планирование в первичных коллективах с учетом общешкольного плана.
Отметим, что выделение этих этапов весьма условно. В реальной практике некоторые из них совпадают, тесно взаимосвязаны и сопровождают друг друга. Процесс планирования воспитательной работы на учебный год протекает в период с марта — апреля до конца сентября. Планирование воспитательной работы в школе тесно взаимосвязано с планированием в классных коллективах.
2. Этапы планирования работы в классном коллективе
Примерные этапы планирования воспитательной работы в классном коллективе на учебный год можно представить следующим образом.
1. Коллективный анализ
воспитательной деятельности
2. Составление анализа
воспитательной работы
3. Составление предварительного
варианта плана воспитательной
работы с учетом
4. Коллективное планирование
воспитательной работы в
4.1. Знакомство учащихся
с событиями в стране в
4.2. Сбор предложений в план работы:
— поиск полезных дел творческими группами (дела для нас самих, для сплочения коллектива; дела для младших, в содружестве с младшими; дела на пользу окружающим людям, для школы; совместные дела с родителями);
— конкурс на лучшее предложение дела на пользу и радость окружающим людям по результатам «разведки» полезных дел;
анкетирование (какие дела прошлого года особенно понравились и почему? Какие дела сплотят, сдружат наш коллектив? Кому и как может принести пользу, радость наш коллектив?);
— предложения ответственных за конкретные участки работы коллектива.
4.3. Определение или уточнение
тематики классных
4.4. Игра «Интерес». Этапы игры:
а) предлагается написать на листочках перечень своих увлечений, любимых занятий;
б) дети поочередно выходят к доске и фиксируют свои увлечения; составляется список любимых занятий учащихся класса;
в) учащиеся добровольно объединяются в группы с учетом этих увлечений и готовят представление группы (реклама своего любимого занятия);
г) каждая группа составляет план дел? действий с целью пропаганды своего увлечения и привлечения к этому виду занятия одноклассников, учащихся других классов и младших школьников;
д) группы защищают свои проекты, планы, идет обсуждение предложений группы и отбор идей в план работы классного коллектива.
4.5. Обсуждение содержания,
форм работы с родителями и
детьми на родительском
4.6.Обработка предложений детей и родителей классным руководителем, активом школьников и родителей,
4.7. Обсуждение воспитательных задач, составление проекта плана на сборе актива родителей и учащихся.
4.8. Знакомство с проектом плана всего коллектива.
4.9. Сбор-старт по планированию работы коллектива:
— сообщение о проделанной работе по сбору предложений в план, об участии школьников в поиске дел? отборе этих дел активом класса;
— коллективное обсуждение воспитательных задач на новый год (актив обосновывает свой вариант задач коллектива, идет обсуждение этого варианта по группам и вырабатывается решение);
— обсуждение проекта плана на четверть (полугодие): заслушиваются мнения групп о целесообразности планов в целом, о главных делах коллектива, уточняется соответствие их задачам коллектива, обсуждается участие в общешкольных делах, вырабатывается решение;
— выбор ответственных за проведение дел;
— выборы совета дела для подготовки ближайшего коллективного дела.
Рекомендации по коллективному планированию представлены в обобщенном варианте. Соблюдение этапов, постановка вопросов, сферы поиска, методические приемы существенно зависят от возраста и опыта учащихся.
Целесообразно организовать совместную работу детей и родителей на этапе планирования, поэтому возможно проведение общего сбора родителей и учащихся по обсуждению совместного плана.
5. Составление плана классного руководителя, конкретизация его предварительного варианта, внесение корректив с учетом материалов коллективного планирования, плана ученического коллектива.
Схематично процесс планирования в школе и классных коллективах представлен в таблице 3 (см. Приложение).
Заключение
Воспитательная работа классного руководителя - работа творческая. Успех ее зависит от педагогического мастерства воспитателя, от знания им индивидуальных особенностей своих воспитанников, от воспитательных и педагогических задач коллектива. План - это средство повышения качества воспитательной работы классного руководителя (воспитателя). Он должен быть глубоким по смыслу, кратким и конкретным по содержанию. Деятельность классного руководителя не должна сводиться к работе «ради плана». Главная цель деятельности - оказать оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил, с их самоопределением в жизни.
Работа над планом начинается с определения основных задач воспитательного процесса; он составляется с учетом возраста учащихся и отражает различные направления деятельности классного руководителя.
Форма плана может быть самой различной, составить ее можно на четверть, полугодие, год... Чтобы план был «живым», «действенным», желательно делать отметки о выполнении намеченного, вносить изменения и дополнения.
Проведённое исследование технологий планирования воспитательной работы в школе приводит нас к следующим выводам:
Планирование позволяет значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий, а также упорядочить протекание процессов обучения и воспитания школьников.
Технология планирования должна учитывать, что класс - это «живой» организм, в котором изменяются интересы, потребности, ценностные установки детей и взрослых, корректируются межличностные эмоционально-психологические и деловые отношения, появляются новые контакты с окружающей социальной и природной средой. Поэтому основным условием составления плана является его ориентация на возрастные и психические особенности учащихся того или иного класса, а также на желания и возможности детей.
Сложность и многогранность работы классного руководителя обусловливают необходимость ее глубокого анализа и продуманного планирования.
При планировании воспитательной работы классный руководитель должен исходить из следующих положений:
- предусмотреть разнообразные
мероприятия и виды работ, которые
способствовали бы
- включать воспитанников в деятельность (познавательную, патриотическую, трудовую, художественно-эстетическую, спортивно-оздоровительную);
- система внеклассной
воспитательной работы должна
быть подчинена организации, воспитанию
и развитию ученического
- выделить ту или иную ведущую воспитательную задачу и наметить меры по ее решению;
- план должен содержать
положения, направленные на
Выбор варианта плана зависит:
- от теоретических
- от сложившихся в
- от личного и чужого
педагогического опыта
- от возрастных и
Указанные положения учитываются при определении цели и задач, этапов и предполагаемых результатов планируемой воспитательной деятельности.
Развитие полноценной личности невозможно без вовлечения её в различные виды деятельности, поэтому воспитательная работа в школе должна быть направлена на формирование взаимоотношений с обществом, окружающими людьми, сверстниками, природой и с самим собой. Следовательно, при планировании воспитательной работы основными направлениями должны быть посещения музеев, памятников архитектуры, различные формы взаимодействия между детьми (конкурсы, соревнования, игры).
Коллективная форма воспитательной работы должна складываться из желаний и возможностей каждого члена класса. Это определило основное требование к технологии планирования воспитательной работы – ориентация на индивидуальные особенности ребёнка, что обусловило включение в технологии планирования таких действий педагога, как анализ, диагностику, моделирование, прогнозирование.
Воспитательная работа в школе, в классе осуществляется через содержание образования, но не менее важное значение имеет внеклассная и внешкольная педагогическая работа. Анализ педагогической практики свидетельствует о том, что во многих школах руководители и учителя испытывают трудности в планировании воспитательной работы.
Глоссарий
№ п/п |
Новое понятие |
Содержание |
1 |
2 |
3 |
1 |
Воспитательная система в школе |
совокупность взаимосвязанных компонентов, составляющих целостную социально-педагогическую структуру школы и выступающую мощным и постоянно действующим фактором воспитания. Включает в себя, как правило: систему школьных традиций, ритуалов, праздников; систему работы классных руководителей; систему работы с родителями; систему школьного самоуправления. |
2 |
Индивидуальная работа с родителями |
позволяет установить непосредственный контакт с каждым членом семьи учащего, добиться большего взаимопонимания в поиске путей развивающего влияния на личность ребенка |
3 |
Индивидуальная работа с учащимися |
Его наличие в плане связано с заботой классного руководителя о создании в классе благотворной среды для формирования личности каждого ребенка, с педагогическим проектированием и обеспечением индивидуальной траектории развития учащихся, с поиском наиболее эффективных приемов и методов воспитательного воздействия на каждого воспитанника |
4 |
Методы воспитания |
общественно обусловленные способы целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение. Выбор методов воспитания зависит от цели воспитания, ведущего типа деятельности, содержания и закономерностей воспитания, конкретных задач и условий их реализации, возрастных, индивидуальных, половых особенностей воспитанников, индивидуальных особенностей воспитателя. |
5 |
Морально-психологический климат |
– наиболее целостная психологическая характеристика группы, которая связана с особенностями отражения группой отдельных объектов (явлений, процессов), имеющих непосредственное отношение к совместной групповой деятельности. |
6 |
педагог |
Человек, профессионально занимающийся преподавательской и воспитательской работой |
7 |
планирование |
то вид деятельности, связанный с постановкой целей, задач и действий в будущем |
8 |
Сбор-старт |
это собрание всех учащихся класса, где дается старт разведки дел и друзей. |
9 |
Учебный план |
нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени. Отводимого на каждый учебный предмет, и в связи с этим – структуру учебного года. |
10 |
целеполагание |
практическое осмыслениесвоей деятельностичеловекомс точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными (рентабельными) средствами. Часто понимается как эффективное управление временным ресурсом, обусловленным деятельностью человека, или как процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для осуществления идеи. |
Информация о работе Этапы планирования работы в классном коллективе