Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 15:04, курсовая работа
Цель работы: изучить особенности этики бизнеса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Понятие «этика бизнеса»;
Этика и управленческие решения;
Роль ответственности в процессе управления;
Управление этикой и социальной ответственностью компании;
Принципы корпоративной этики ведения бизнеса;
Критерии выбора модели поведения.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Основы этики бизнеса………………..…………………………..……..5
1.1. Понятие «этика бизнеса»………………………………...…………5
1.2. Этика и управленческие решения……………………………….....7
Глава 2. Ответственность в системе менеджмента………………………….…17
2.1. Роль ответственности в процессе управления……...…………...17
2.2. Управление этикой и социальной ответственностью компании.26
Глава 3. Этика ведения бизнеса………………………………………………...30
3.1. Принципы корпоративной этики ведения бизнеса……………..30
3.2. Критерии выбора модели поведения…………………………….38
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………………...42
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Основы этики бизнеса………………..…………………………..…….
1.1. Понятие «этика бизнеса»………………………………...…………5
1.2. Этика и управленческие решения……………………………….....7
Глава 2. Ответственность в системе менеджмента………………………….…17
2.1. Роль ответственности в процессе управления……...…………...17
Глава 3. Этика ведения бизнеса………………………………………………...30
3.1. Принципы корпоративной этики ведения бизнеса……………..30
3.2. Критерии выбора модели поведения…………………………….38
Введение
Этика - это слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в любом обществе. Этот феномен играет важную роль в человеческом поведении, соотнося его с ориентирами, выходящими за пределы непосредственных мотивов и целей совершаемых поступков. Этика позволяет получить существенное знание о человеческой природе, позволяет лучше понять самого себя.
В сфере экономических отношений говорить о роли этики труднее всего, ибо сама природа этих отношений основана на утилитарном интересе. Отсутствие такого интереса ведет к застою, деградации экономики и, как следствие, к понижению уровня жизни.
Экономика управляется не только экономическими законами, но и участвующими в ней людьми, а это значит, что невозможно исключить из экономических процессов свободу морального выбора. Моральные и этические принципы тоже составляют экономический фактор, ибо правила свободного рынка действуют только на основе того, что люди придерживаются общих моральных и этических ориентиров.
Но сегодня фирмы, стремящиеся
к развитию, все чаще используют
предпринимательский стиль
Предпринимательская культура - это не только культура совершения взаимовыгодных сделок, культура служения обществу, это и инновационная культура.
Это, прежде всего, честность и вытекающее из нее доверие друг к другу участников предпринимательских операций; это обязательность, ответственность, уважительное отношение к другим людям, понимание их интересов, соблюдение этики деловых отношений, способствование успеху других. Это правопослушность, сдержанность и умеренность, умение справиться с необузданными желаниями и устремлениями, видеть и соблюдать разумные пределы; и наконец, культура поведения в самом непосредственном смысле этого слова, знание и соблюдение основных правил служебной, деловой этики.
Конечно, трудно надеяться, что каждый предприниматель будет в полной мере обладать всеми указанными качествами. Идеальных людей не бывает и какие-то отступления, отклонения, упущения неизбежны. Главное состоит в том, чтобы меры отклонений была невелика, чтобы отход от принципов этики предпринимательства носил характер исключений. Все это объясняет необходимость и актуальность изучения данной проблемы, рассмотрения соответствующих теоретических основ деловой этики и ее структура, а так же изучение роли ответственности в процессе управления.
Таким образом, этика бизнеса является быстро развивающейся областью науки и практики управления и предпринимательства, возникшей в ответ на возрастание динамизма внешней среды бизнеса.
Цель работы: изучить особенности этики бизнеса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Глава 1. Основы этики бизнеса
1.1. Понятие «этика бизнеса»
В настоящее время принято разграничивать классическую этику - философскую науку, объектом изучения которой является мораль, и прикладную этику, которая и является предметом нашего рассмотрения, в частности корпоративная этика предпринимательской деятельности -этика бизнеса, что не отрицает целостности этики как науки. Хотя в курсе «Этика бизнеса» не ставится задача дать сведения о категориях, школах и направлениях классической этики, ее основные принципы положены в основу анализа этики конкретных деловых ситуаций предпринимательской деятельности [3, с. 5].
Классическая этика - одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль. Латинское слово moralities по значению соответствует греческому слову ethis (привычка, нрав), от которого произошел термин «этика». Впервые термин «этика» для обозначения учения о нравственности был введен Аристотелем. Цель этики, по мнению Аристотеля, помочь людям понять, что считать злом, что добром, что надо делать, а от чего надо воздержаться. Современная этика имеет задачей не столько описать и объяснить мораль, сколько предложить определенную модель межчеловеческих отношений и внедрить ее в практику. Основными понятиями теории классической этики являются категории. К ним прежде всего относят понятия чести, мужества, совести, достоинства, добра. Конкретное содержание категорий этики формировалось тысячелетиями в процессе общения людей и остается ориентиром для современных представлений. Понятие «честь» - краеугольный камень человеческой этики. Только соответствие требованиям всех категорий этики определяет человека чести. Честь - понятие сложное. Однако общество свою стабильность и надежды на лучшее будущее связывает с личной и коллективной (корпоративной) честью людей.
Понятие «корпорация» - (объединение) возникло еще в средние века, когда торговцы и ремесленники для защиты своих интересов стали объединяться в союзы, гильдии, ремесленные цехи. Каждая социальная группа формировала свою особую коллективную (корпоративную) честь (этику), которая объединяла это сообщество и становилась одним из условий его существования. Обособленность корпоративных сообществ сформировала в них, в ряде случаев, специфические представления о содержании и путях защиты корпоративной чести. Система повышенных требований к безусловному соблюдению корпоративной чести подчиняет общественному контролю этичность действий каждого члена корпорации. Например, в ряде стран при нарушении профессиональной этики соответствующей ассоциацией налагается запрет на занятие деятельностью врача или адвоката. В США предприниматель, уличенный в мошенничестве, лишается права в течение семи лет заниматься бизнесом и исключается из ассоциации или клуба. Корпоративная этика требует, чтобы предприниматель всегда был на высоте своего профессионального долга.
Соблюдение этических норм - это не только его личное дело.
Этика бизнеса - это неписаные законы рынка. Этическое регулирование не только дополняет юридические механизмы, но служит эффективным средством решения многих экономических и социально-психологических проблем. Этика бизнеса - это не морализирование, оторванное от жизненных реалий. В силу этики бизнеса предприниматель становится профессионально узнаваемым, предсказуемым в деловом общении и на этой основе имеет устойчивый и безопасный бизнес. Поступки, не заключающие в себе признаков противозаконных деяний, но не соответствующие правилам чести члена корпорации, автоматически ставят под сомнение порядочность предпринимателя и соответственно возможность иметь с ним деловые отношения. Рассчитывая варианты делового сотрудничества, предприниматели отдают предпочтение долгосрочным, надежным и компетентным партнерам. При этом идут на предоставление таким партнерам ряда преимуществ. Это с избытком окупается совместными деловыми решениями. Кроме того, нельзя не учитывать, что самый надежный партнер - тот, который тоже выигрывает от сделки. Неэтичное поведение можно назвать убыточным, а при современном развитии информационной среды известие о неблаговидном поступке распространится очень быстро. Кроме того, надежность и компетентность нужны самому предпринимателю, для укрепления его морально-психологических позиций. Это важно для понимания и объективного анализа причин успехов и неудач. Характерны результаты опроса, проведенного среди предпринимателей, когда более 80% опрошенных на вопрос «Подводили ли их партнеры?» ответили: «Да», а на вопрос «Подводили ли они партнеров?» столько же ответили: «Нет». Налицо тенденция объяснять свои успехи личными достоинствами, а неудачи - происками недобросовестных партнеров, чиновников и другими причинами. Но предприниматель ответственен за все результаты своего бизнеса, и его прямая обязанность правильно оценивать рыночные ситуации, риски и все последствия своих действий [3, с.7].
1.2. Этика и управленческие решения
Идеальных управленческих решений, абсолютно приемлемых для всех заинтересованных сторон, практически не существует. Овладение же стандартными приемами позволяет менеджеру объяснить свое решение заинтересованным сторонам, а последним – оценить качество моральных аргументов.
Большинство этических дилемм представляет собой конфликт между целым и его частью.
Сталкиваясь с проблемой этического выбора, менеджеры, как правило, основываются на нормативной точке зрения, т. е. определенных нормах и ценностях, в соответствии с которыми и принимаются решения. В нормативной этике выделяют несколько подходов к описанию систем ценностей и соответственно принятию этически сложных решений, которые могут быть применены в практике менеджмента: утилитарный подход, индивидуалистический подход, морально-правовой подход концепция справедливости [8, с. 112].
Утилитаристский подход. Основные принципы утилитаристского подхода гласят, что соответствующее нормам морали поведение приносит наибольшую пользу наибольшему числу людей. Принимающий решение индивид должен рассмотреть воздействие каждого его варианта на все заинтересованные стороны и выбрать вариант, который приносит удовлетворение наибольшему числу людей.
Индивидуалистический подход. Индивидуалистический подход предполагает, что морально приемлемыми являются действия человека, которые идут ему на пользу в долгосрочной перспективе. Главной движущей силой считается самоконтроль, а все внешние силы, которые его ограничивают, должны пресекаться. Каждый человек выбирает для себя наиболее выгодное в долгосрочной перспективе решение, на основе чего и судит о качестве своих решений. К допустимым относятся действия, которые в сравнении с остальными альтернативами приносят больше добра, чем зла. Если каждый человек в обществе руководствуется этим принципом, в конечном итоге получается наибольшее возможное добро, потому что, преследуя исключительно собственные интересы, люди учатся угождать друг другу. Если индивид, стремящийся к достижению немедленных положительных результатов, идет на ложь и обман, они всего лишь вызывают аналогичные ответные действия. Таким образом, индивидуализм сводится к поведению, выгодному другим людям, т. е. действия человека начинают соответствовать желаемым для общества нормам. Одна из особенностей этого подхода в том, что он допускает (если таковые необходимы) действия индивида, направленные на приобретение личных краткосрочных выгод, в общем-то не соответствующие общественным нормам.
Морально правовой подход. Морально-правовой подход утверждает, что человек изначально наделен фундаментальными правами и свободами, которые не могут быть нарушены или ограничены решениями других людей. Это значит, что этически корректным является решение, наилучшим образом соблюдающее права людей, которых оно затрагивает. В процессе принятия решения могут быть учтены следующие моральные права:
Концепция справедливости.
Существует распределительная
Современная этика бизнеса отдает приоритет тем локальным нормам, которые четко формулируются, поскольку в противном случае их трудно использовать для принятия решений.
Неоднозначен, в частности, вопрос о занятости женщин на физически трудных работах. В некоторых странах это широко практикуется, в то время как на Западе считается недопустимым. Конфликт норм, таким образом, налицо. Если даже приходится решать подобный вопрос на основе местных обычаев, моральные соображения не должны полностью игнорироваться. Можно ввести специальные программы облегчения условий труда или систему компенсаций. Важно по мере возможности обеспечить “пригонку” норм и их логическую взаимосвязь.
При разработке управленческих решений приходится рассматривать и взвешивать их экономические, технологические, политические, социальные и этические аспекты. Если учитываются все или большинство из них, решение оказывается наиболее обоснованным. Сами обоснования либо принимаются, либо используются для выработки альтернатив, либо отвергаются.
Моральный аспект имеют многие решения, задевающие интересы других людей или организаций, но правильный выбор не всегда лежит в области этики.
Например, для репутации фирмы важно выяснить, уменьшат ли выгоду от реструктуризации моральные издержки, возникающие вследствие сокращения штатов, или, напротив, компания скорее выиграет, чем потеряет, скажем, в глазах инвесторов, а, быть может, сокращение штатов безальтернативно и не подлежит моральной оценке.
Хотя для бизнеса
экономическое обоснование