Этика бизнеса. Эволюция взглядов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 00:26, дипломная работа

Краткое описание

Этика бизнеса в широком смысле – это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться организация и её члены в сфере управления и предпринимательства. Она охватывает явления различных порядков: профессиональную мораль, моральный климат в организации, образы морального поведения, нормы делового этикета.
Этика бизнеса – одна из самых молодых и стремительно развивающихся областей науки. Наиболее широко этика бизнеса выражается в корпоративной культуре современных западных компаний с их четко структурированным ведением бизнеса.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Понятие делового этикета и этики. 4
1.1Главные принципы этики бизнеса. 6
1.2Ключевые факторы этики бизнеса. 8
1.3Основные этические направления. 13
1.4Особенности национального общения. 17
Глава 2. История компании "Нестле"
2.1Рождение компании "Нестле".Первые шаги 22
2.2 Выход на мировую арену 23
2.3 1918-1938 На пути к успеху. Создание "Нескафе" 24
2.4 Вторая Мировая Война 25
2.5 Рост и диверсификация:Новая стратегия 26
2.6 1975-1981 расширение развития деятельности 26
2.7 1981-1996 Новые направления 27
2.8 1996-2007 28
2.9 Компания "Нестле" в настоящее время 29
Глава3. Деловая этика в компании «Нестле». 30
3.1 Законодательство и международные рекомендации. 31
3.2 Потребители. 32
3.3 Связь с потребителями. 33
3.4 Коммуникация компании Нестле с потребителями основывается на следующих Основных принципах: 33
3.5 Здоровье детей и детское питание. 34
3.6 Права человека. 36
3.7 Кадры и условия труда. 37
3.8 Деловые отношения. 38
3.9Отношение к детскому труду. 39
3.10Деловые партнеры. 39
3.11Конфликты интересов. 42
3.12Взаимоотношения с поставщиками. 42
Заключение. 43
Список литературы. 45

Вложенные файлы: 1 файл

МЕНЕ.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение.

В последние годы проблемы этики бизнеса всё больше привлекают внимание исследователей, менеджеров и общественных деятелей. Обязательные курсы этики читаются во всех ведущих школах бизнеса. Этическая оценка и репутация сегодня играют немаловажную роль при заключении сделок, выборе партнеров по бизнесу, применении санкций регулятивных органов и т.п. И все же этику не следует рассматривать как простое увлечение или веяние моды.

Этика бизнеса в широком  смысле – это совокупность этических  принципов и норм, которыми должна руководствоваться организация и её члены в сфере управления  и предпринимательства. Она охватывает явления различных порядков: профессиональную мораль, моральный климат в организации, образы морального поведения, нормы делового этикета.

Этика бизнеса – одна из самых молодых и стремительно развивающихся областей науки. Наиболее широко этика бизнеса выражается в корпоративной культуре современных  западных компаний с их четко структурированным  ведением бизнеса. В России же она  только недавно начала развиваться. Я считаю, что этика бизнеса и морально-этические нормы должны присутствовать в кожной компании. От этого зависит деятельность компании, честные и справедливые отношения с потребителями, конкурентами и сотрудниками внутри компании. Эта научная дисциплина очень мало развита в нашей стране, ее мало освящают в СМИ. Эта тема одна из самых актуальных тем для бизнеса России на данный этап времени. Именно своей неизведанностью эта тема для меня представляет интерес. 
Глава 1. Понятие делового этикета и этики.

Деловой этикет – это  определенные правила поведения  людей в области бизнеса и  деловых контактов. Он определяет взаимоотношения  между начальником и подчиненным, между сотрудниками компании и клиентами, а также включает в себя правила ведения деловой переписки, умение вести телефонные переговоры и обмениваться визитными карточками и многое другое. К примеру, отношения между начальником и подчиненным во много определяют атмосферу в коллективе. А поскольку каждый сотрудник является лицом компании, то ее успех зависит от профессионализма, доброжелательности и безупречного знания хороших манер этого лица. Более того, пользоваться правилами этикета на практике необходимо не только потому, что так нужно, но и потому, что так удобнее, логичнее, и уважительнее по отношению к другим и к самому себе.

Деловой этикет включает в себя две группы правил:

  1. Нормы, действующие в сфере общения между равными по статусу, членами одного коллектива (горизонтальные);
  2. Наставления, определяющие характер контакта руководителя и подчиненного (вертикальные).

Этика – большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности – в области культуры материальной.

В настоящее время  уделяется большое внимание изучению этики деловых отношений, бизнеса  и управления с целью повышения  уровня культуры этих отношений. Этика деловых отношений занимается анализом взаимоотношений деловых партнёров с позиции толкования нравственных оценок причин успехов или неудач в какой-либо деятельности, в частности, в коммерческой и управленческой. [1]

Есть комплекс причин, вызвавших появление интереса к деловой этике и этике менеджмента в частности. Главная среди них – суммарный вред неэтичного, нечестного делового поведения, ощущаемый не только потребителями, но и производителями, деловыми партнёрами, сотрудниками, обществом в целом, превышение этого общественного вреда над индивидуальной или групповой выгодой.

Этика отвечает на следующие  вопросы:

  • Что есть добро и зло;
  • Что неправильно и что правильно в поведении людей в сфере бизнеса;
  • Что нужно делать для формирования нравственных принципов.
  • Каковы их мотивы и условия их этического поведения;

Этика с момента своего возникновения находится во взаимодействии с общением. Моральные чувства, представления  о должном поведении возникают  у человека благодаря совместной жизни с другими людьми.

Деловой этикет – важнейшая сторона морали профессионального поведения предпринимателя. Знание делового этикета – основа предпринимательского успеха.

Деловой этикет занимает особое место в искусстве поведения. Если, нарушая те или иные нормы поведения, в быту и в обществе вы рискуете главным образом своей репутацией воспитанного человека, то в бизнесе такие ошибки могут стоить больших денег и карьеры. Великий мастер и учитель в сфере деловых отношений Дейл Карнеги утверждал, что успех человека в финансовых делах на пятнадцать процентов зависит от его профессиональных знаний и на восемьдесят пять – от его умения общаться с людьми. В самом деле, любой бизнес – это скоординированные действия множества людей, и эффективность этих действий прямо зависит от их способности налаживать отношения друг с другом.

Таким образом, умение вести  себя должным образом, т. е. соблюдение этикета, стало ныне одним из важнейших условий и способов вырваться вперед и сохранить лидерство в бизнесе. Иными словами, соблюдение делового этикета – один из элементов вашей профессиональной стратегии.

Мало просто быть вежливым и воспитанным человеком. Нужны  конкретные знания тонкостей этой области человеческих взаимоотношений, а их великое множество. Например: когда сказать нужное слово, промолчать, сделать соответствующий событию подарок, как составить полезный для дела круг общения, умение организовать деловую трапезу и вести себя на ней и др. – и все с тем прицелом, чтобы эти контакты и поступки благоприятно отражались на делах фирмы и ваших собственных.[2]

Деловой этикет – это установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов. Этикет, если понимать его как установленный порядок поведения, помогает избегать промахов или сгладить их доступными, общепринятыми способами. Этикет является одним из главных “орудий” формирования имиджа. В современном бизнесе лицу фирмы отводится немалая роль. Те фирмы, в которых не соблюдается этикет, теряют очень многое. Там, где присутствует этикет, выше производительность, лучше результаты. Поэтому всегда нужно помнить один из главнейших постулатов, который знают бизнесмены всего мира: хорошие манеры прибыльны.

1.1Главные принципы этики бизнеса.

В большинстве случаев обсуждению вопросов этики бизнеса традиционно отводится последние место. В соответствии с английской поговоркой "last but not least" – последний по очереди, но далеко не самый последний по значимости. Понять этику бизнеса невозможно, не обсудив существенные особенности самой этой деятельности, перипетий человеческих отношений, возникающих вокруг бизнеса, различия индивидуальных особенностей и позиций, оказывающих влияние на поступки людей, участвующих в бизнесе.

Анализ проблем этики  бизнеса предполагает различные  повороты этой темы. Можно говорить об индивидуальных этических различиях людей, действующих в бизнесе. Можно попытаться сравнить этику бизнеса как социального института с этикой других социальных институтов и видов деятельности. Можно ограничиться анализом внутренней, "цеховой" этики, проявляющей себя в отношениях и взаимодействиях бизнесменов.[3]

Об индивидуальных этических  различиях в бизнесе можно  говорить или очень много, или  практически ничего, кроме одного единственного тезиса. Этот тезис  очень прост: сколько людей в  бизнесе, столько здесь и внутренних этик. В чем-то констелляции индивидуальных этических правил пересекаются, в чем-то они могут выглядеть внешне сходными, но никогда нельзя знать, какое именно из этических правил или какая из интерпретаций того или иного правила у данного конкретного человека внезапно окажутся отличными от ваших правил и от вашей интерпретации. И к каким последствиям это различие приведет.

Сравнение бизнеса с  другими социальными институтами  легко позволяет увидеть, что  представления об этических системах в разных видах деятельности, за исключением, пожалуй, религии, не менее противоречивы и запутаны, чем представления об этике бизнеса. А для того чтобы узнать о "внутрицеховой" этике отношений в бизнесе, лучше раскрыть любую из многочисленных и весьма неплохих работ по деловому этикету, где многие из норм взаимоотношений описаны ярко и четко с приведением необходимых примеров и советов.[3]

Поэтому, говоря об этике  бизнеса, лучше остановиться на трех ключевых факторах, которые определяют основные ее особенности и могут  помочь увязать между собой многочисленные разрозненные факты и наблюдения относительно данной темы.

Главное, что определяет своеобразие и придает внутреннюю стройность и целостность на первый взгляд противоречивой этике бизнеса, заключено в трех неявных этических постулатах: принципе экономической целесообразности, принципе ситуативности и принципе индивидуальной ответственности.

1.2Ключевые факторы этики бизнеса.

Принцип экономической  целесообразности.

Первое, что задает направленность действий всех представителей бизнеса, что роднит множество непохожих друг на друга людей, ситуаций и действий - это их следование канону экономической целесообразности. Канону, который естественно вытекает из природы самой деятельности, поскольку его серьезное нарушение объективно лишает человека возможности заниматься этим видом деятельности.

Нужно отметить, что принцип экономической целесообразности рассматривается не как фактор, тотально определяющий все мысли и поступки бизнесмена, но как некоторый "ограничитель снизу". Ведь бизнесмен может руководствоваться в своей деятельности множеством различных мотивов, ориентироваться на самые разные важные для себя ценности, но, в конечном счете, он не может себе позволить, чтобы принимаемые им по тем или иным мотивам решения оказывались экономически нецелесообразными в такой мере, чтобы представлять собой угрозу существованию его дела.[4]

Но именно этот принцип  легко трактуют иначе, когда о  бизнесе пишут, что целью его  является "жажда наживы", "погоня за прибылью", "выжимание прибавочной стоимости", "сугубая ориентация на выгоду" и тому подобные вещи. На мой взгляд, это именно тот случай, когда, как утверждает Поль Маккэл, "идеология бизнеса затемнена предшествующими исследованиями политической идеологии и пропагандой. Лживость идеологии свойственна гораздо больше политике, чем бизнесу". Однако из этого вытекает вопрос: кто-то же в этом мире должен действовать экономически целесообразно? Потому что, когда этого долго не происходит, социальные и этические последствия могут быть весьма и весьма печальны.

Бизнес часто обвиняют в том, что в погоне за наживой  он готов переступить через человека и общество; что для него нет  ничего святого, что в войну он наживается на войне, в период стихийных  бедствий - на бедствиях; что при  любом удобном случае он готов производить недоброкачественные товары, которые ставят под угрозу здоровье или благосостояние людей, что он завышает цены на продукцию, что он использует методы навязывания товаров, использует практику искусственного устаревания товаров и прочее, и прочее.

Даже самый мимолетный взгляд в историю предпринимательства  покажет, что такими ситуациями была пресыщена торговля античности, средних  веков и нового времени, когда, к  примеру, между русскими и английскими  торговцами шла серьезная разборка по поводу того, кто из них больше шельмует при заключении сделок. Однако несомненно, что количество подобных историй неуклонно сокращается по мере приближения к нашим дням. А причина этому экономическая нецелесообразность. Можно было бы ссылаться на десятки высказываний отечественных и заморских купцов, бизнесменов и предпринимателей, в один голос утверждающих, что честное ведение дел выгоднее, чем жульничество и обман. Но вместо этого замечу, что такому сдвигу содействовали и вполне объективные экономические причины. С выгодой для себя обмануть человека, как правило, удается только один раз. И поэтому, пока торговля представляла собой, главным образом, перемещения с места на место заезжих купцов, офеней и им подобных, было экономически целесообразно заниматься обманом покупателя. Как только торговля оседала на одном месте, обрастала постоянными покупателями – обманывать их становилось невыгодно. А по мере интенсивного нарастания плотности конкуренции в бизнесе, с начала ХХ века, прежде всего в связи с развитием информационной среды, когда известие об обмане в одном конце света могло быть моментально распространено по всему миру, строить бизнес на основе обмана стало явно экономически нецелесообразно для подавляющей массы предпринимателей.

Принцип ситуативности.

Принцип ситуативности является логическим продолжением и развитием принципа экономической целесообразности и в то же время во многом определяется инновационной природой бизнеса, который зачастую вынужден действовать не в стандартизованных ситуациях, а в условиях высокой неопределенности. В результате во множестве случаев, с которыми имеет дело бизнесмен, имеется большое количество противоречащих друг другу факторов, в том числе и этического порядка. Для их разрешения нет разработанного алгоритма, и каждый раз - это задача индивидуального выбора бизнесмена.

Информация о работе Этика бизнеса. Эволюция взглядов