Этические обязанности руководителей:
- Руководители должны быть образцом нравственного поведения.
- Руководители несут ответственность за перспективы возглавляемой ими организации.
- Руководители должны постоянно информировать подчиненных о своих намерениях.
- Руководители ответственны за формирование слаженно работающего коллектива, основанного на высоком уровне доверия друг к другу.
- Руководители отвечают за создание обстановки, поощеряющей развитие личности и творчества.
Черты, присущие хорош подчиненным:
- Создать атмосферу взаимного стремления к выполнению поставленных задач.
- Достаточно уверены в себе, корректны с оппонентами и исполняют приказы без преданного пристрастия.
- Не стремятся занять место других членов организации, вносят свой опыт, умения и знания в работу коллектива
- Верны своему начальнику и целям коллектива, сохраняя при этом способности конструктивной критики.
- Если становится очевидной невозможность поддержания ценностей и целей коллектива, то они уходят из организации.
Для повышения этического
поведения руководителей и подчиненных
в организации рекомендуются
следующие мероприятия:
- Разрабатывать этический кодекс организации, содержащий систему общих ценностей и правил этики, которых должны придерживаться ее сотрудники.
- Составлять и распространять так называемые карты этики, в которых содержится конкретизация кодекса организации для каждого сотрудника (группы сотрудников).
- Обучать этичному поведению путем встраивания этики как предмета в курсы обучения будущих специалистов, послевузовского образования.
- Прибегать к этическим консультациям в тех случаях, когда проблемы организации не могут быть решены силами внутри организации из-за сложности и противоречивости ситуации, связанной с конкретными дилеммами.
ВЫВОДЫ
Термин «этика» определяется
как набор или совокупность нравственных
принципов, которые управляют действиями
человека или группы людей. Основным
компонентом любой этической
системы являются нравственные ценности
человека, группы или общества. И, конечно,
нравственные ценности одного человека,
группы или общества могут не совпадать
с нравственными ценностями другого
человека, группы или общества. Этические
стандарты отражают не тот кодекс
поведения, который принят всеми, а
скорее конечный продукт процесса определения
и выяснения природы человеческих
взаимоотношений. Даже если группы и
отдельные люди имеют одинаковое
представление о том, что такое,
например, благосостояние человека, средства,
которые они выберут, чтобы повысить
это благосостояние, различны. Следовательно,
этика включает в себя также и
средства, используемые для того, чтобы
добиться определенных целей, например,
благосостояния.
Этически ответственное
поведение компании означает общественно
полезные действия, которые не предусмотрены
законами либо не отвечают прямым ее экономическим
интересам. Для того, чтобы поведение
организации было этично, ее менеджеры
должны придерживаться принципов равенства,
честности и непредвзятости, соблюдать
права сотрудников. Неэтичными оцениваются
решения, позволяющие человеку или
всей организации получать выгоды за
счет других людей или общества в
целом.
Этическое принятие решений
является очень трудным не потому,
что необходимо отбросить все
неэтичные элементы, но и потому,
что «этичный» часто предполагает
«совершенный». Менеджерам часто мешают
принимать решения такие факторы,
как ограниченная рациональность, ограниченность
ресурсов, временные рамки и несовершенство
информации, однако, помня, что к
различным ситуациям подходят различные
этические подходы, они могут
значительно увеличить шанс принятия
хорошего – и этичного – решения.
ЛИТЕРАТУРА
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.:Дело, 2004г.
- Менеджмент: Учебник / Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е.// Под общ.ред. М.П. Переверзева. – М.:ИНФПА-М, 2007г.
- Менеджмент: Учебник, 2-е изд. / Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е.// Под общ.ред. М.П. Переверзева. – М.:ИНФПА-М, 2008г.
- Дафт Р. Менеджмент. 6-е изд. / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2004г.
- Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: Центр, 2000 г.
- Афанасьев В.С., Баглай М.В., Беляев А.А. и др. Социальный менеджмент: Учебник. – М.: Бизнес школа «Интел-Синтез», 1999г.
- Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. 3-е изд. – М.: Гардарика, 1998г.
- Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник / Б.З. Мильнер. – М.:ИНФПА-М, 2006г.
- Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. – М.: Дело, 2000г.
- Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. – М.: Финансы и статистика, 1992г.