Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 10:11, курсовая работа
Целью курсовой работы является поднятие эффективности менеджмента, формирования экономической стратегии фирмы на основе двух торгово-производственных компаний «Альфа» и «Бета»
Объект исследования – стратегическое управление на предприятии.
Предметом исследования является принципы формирования экономической стратегии фирмы на основе торговых предприятий.
Введение
Глава 1.Теоретические основы эффективности менеджмента
Сущность, понятие и факторы оценки эффективности менеджмента
Критерии и показатели эффективности управления
Оценка вклада менеджера в эффективность управления
Показатели экономической эффективности научной организации управленческого труда
Глава 2. Практическая часть
2.1 Экономическое обоснование эффективности менеджмента на примере торгово-производственных предприятиях «Альфа» и «Бета»
Заключение
Библиографический список
Методы, которые применяются при анализе организационной структуры:
Наряду с оценкой эффективности организационных структур управления в общем аспекте следует определить эффективность основных компонентов управления – функций и технологий. Правомерной является оценка эффективности выполнения отдельных управленческих функций. Для этого используется также комплекс показателей, отражающих специфику деятельности по каждой управленческой функции, например:
Кроме того, весьма показательно применение частных методик оценки эффективности отдельных управленческих мероприятий. Эти мероприятия можно объединить в две группы:
Мероприятия по совершенствованию управления могут быть оценены по двум направлениям: экономическая эффективность и социальная эффективность. Социальная эффективность проявляется в улучшении условий жизни и быта коллектива, улучшении условий труда, рационализации рабочего места, сохранении содержательности его труда и прочего.
Экономическая эффективность
Для
оценки эффективности
В силу специфики
Глава 2. Практическая часть
2.1 Экономическое обоснование эффективности менеджмента на примере торгово-производственных предприятиях «Альфа» и «Бета»
Ставя цели перед менеджментом, владелец бизнеса не всегда четко их формулирует. Обычно его установки сводятся к следующим категориям: прибыль, рост выручки, стоимость компании. Это взаимосвязанные показатели. Владельцу, например, очевидно, что достижение целевых значений по прибыли и продажам иногда отрицательно сказывается на имеющей долгосрочный характер стоимости бизнеса. У наемного менеджера логика может быть иной, ведь его личные доходы зачастую зависят как раз от первых двух показателей.
Для примера рассмотрим две компании «Альфа» и «Бета», работающие в течение трех лет в одной торгово-производственной отрасли, в одних и тех же внешних условиях и имеющие на старте одинаковые показатели. Сравним эти организации на основе традиционных показателей: прибыль, выручка и рентабельность продаж и данные представим таблице 2.1.
Таблица 2.1
Отчет о доходах и расходах (извлечение)
Показатели |
Компания «Альфа» |
Компания «Бета» | |||||||
2008 |
2009 |
2010 |
Итого |
2008 |
2009 |
2010 |
Итого | ||
1 |
Прирост выр % |
19,90 |
7,40 |
10,51 |
42,30 |
33,00 |
7,95 |
11,56 |
60,17 |
2 |
Выручка,мил,руб |
493,50 |
530,02 |
585,70 |
1609,22 |
547,61 |
591,12 |
659,46 |
1798,19 |
3 |
Перем.расход |
338,49 |
364,40 |
408,42 |
1111,31 |
378,23 |
410,26 |
465,73 |
1254,22 |
4 |
Маржин.доход |
155,01 |
165,62 |
177,28 |
497,91 |
169,38 |
180,85 |
193,73 |
543,97 |
5 |
Пост-ые расходы |
126,00 |
135,00 |
153,00 |
414,00 |
140,81 |
150,90 |
170,57 |
462,28 |
6 |
Амортизация |
3,87 |
4,42 |
4,70 |
12,99 |
3,87 |
4,42 |
4,70 |
12,99 |
7 |
Проценты |
0,86 |
1,71 |
1,29 |
3,86 |
0,33 |
0,87 |
0,38 |
1,57 |
8 |
Прибыль |
24,28 |
24,49 |
18,30 |
67,06 |
24,38 |
24,67 |
18,09 |
67,14 |
9 |
Налог на прибы |
4,85 |
4,90 |
3,66 |
13,41 |
4,88 |
4,93 |
3,62 |
13,43 |
10 |
Чистая прибыль, млн руб. |
19,42 |
19,59 |
14,64 |
53,65 |
19,51 |
19,73 |
14,47 |
53,71 |
11 |
Рентабельность продаж, млн руб. |
3,94 |
3,70 |
2,50 |
3,33 |
3,56 |
3,34 |
2,19 |
2,99 |
Данные представлены в таблицы 2.1 показывают, что компания «Альфа» заработала за три года 53,65 млн рублей чистой прибыли, а «Бета» – 53,71 млн, а рентабельности продаж: у «Альфы» она равна 3,33 %, у «Беты» – 2,99%. Можно отличить, что компании как были «близнецами» в начале периода, так ими и остались по истечении трех лет. Но только не с точки зрения дохода владельца. В отличие от прибыли этот показатель не носит виртуального характера, то есть собственник может вывести этот доход в виде дивидендов, вложить в другое предприятие или реинвестировать (например, погасив кредиторскую задолженность и кредиты).
Расчет по формуле:
Дв=Ч+А-∆Дз
Дв- доход владельца;
Ч- чистая прибыль;
А- амортизация;
∆Дз- изменение дебиторской задолженности.
Доход можно рассчитывать ежегодно, но для оценки эффективности менеджмента и инвестиционной привлекательности компании обычно берутся показатели за три-семь лет. В нашем примере используются данные управленческой отчетности за 2008, 2009 и 2010 годы.
Рассчитаем доход владельца для компании «Альфа». Возьмем итоговые значения из отчета о доходах и расходах за три года (табл. 1) и баланса компании на начало и конец трехлетнего периода (табл. 2). Чистая прибыль за три года составила 53,65 млн рублей, амортизация – 12,99 млн рублей, прирост дебиторской задолженности – 45,2 млн рублей (85,8 млн – 40,6 млн), товарных запасов – 52,1 млн рублей (130,0 млн – 77,9 млн), основных средств и нематериальных активов – 12,6 млн рублей (47,8 млн – 35,2 млн). Таким образом, доход владельца компании «Альфа» за 2008–2010 годы отрицателен, составляет –43,26 млн рублей (53,65 млн + 12,99 млн – – 45,20 млн – 52,1 млн – 12,6 млн).
Таблица 2.2
Баланс (извлечение) и доход владельца, млн руб.
Показатели |
Компания «Альфа» |
Компания «Бета» | |||||||||
Нача- ло пери- ода |
Конец 2008 года |
Конец 2009 года |
Конец 2010 года |
Конец пери- ода |
Нача- ло пери- ода |
Конец 2008 года |
Конец 2009 года |
Конец 2010 года |
Конец пери- ода | ||
1 |
Остаток на расчетных счетах и в кассе |
2,00 |
8,20 |
5,26 |
1,35 |
1,35 |
2 ,00 |
10,90 |
2,70 |
3,84 |
3,84 |
2 |
Дебиторская задолженность |
40,60 |
55,80 |
73,80 |
85,80 |
85,80 |
40,60 |
30,69 |
33,95 |
24,02 |
24,02 |
3 |
Товарные запасы |
77,90 |
81,87 |
142,42 |
130,00 |
130,00 |
77,90 |
86,78 |
152,39 |
139,10 |
139,10 |
4 |
Основные средства и нематери- альные активы |
35,20 |
41,85 |
44,82 |
47,80 |
47,80 |
35,20 |
41,85 |
44,82 |
47,80 |
47,80 |
5 |
Кредиторская задолженность |
16,90 |
29,30 |
49,30 |
49,30 |
49,30 |
16,90 |
16,75 |
32,56 |
31,94 |
31,94 |
6 |
Кредиты полученные |
10,00 |
10,20 |
49,20 |
33,20 |
33,20 |
10,00 |
5,18 |
33,26 |
0,31 |
0,31 |
7 |
Изменение дебиторской задолженности, товарных запасов, основных средств и нематери- альные активы за период |
- |
25,82 |
81,53 |
2,56 |
109,90 |
- |
5,62 |
71,84 |
–20,24 |
57,22 |
8 |
Доход владельца за весь период |
- |
–2,53 |
–57,51 |
16,78 |
–43,26 |
- |
17,76 |
–47,69 |
39,40 |
9,47 |
Доход владельца за три года в «Альфе» – отрицательный, а в «Бете» – положительный. Основной вывод состоит в том, что первая компания полностью «проедает» свою прибыль на нужды дополнительного роста и ничего не зарабатывает для владельца. Более того, ее рост потребовал в этот период инвестиций в оборотный капитал и основные средства более 100 млн рублей, а это существенно больше, чем размер ее прибыли.
Детальный анализ показателей дает собственнику или потенциальному инвестору много информации о состоянии дел в компаниях, но она будет полезной лишь при условии, что соблюдаются два ключевых правила Уоррена Баффетта: вы понимаете отрасль и понимаете действия менеджмента. В нашем примере можно обратить внимание на следующие интересные моменты (разумеется, при интерпретации результатов мы используем дополнительную информацию).
Во-первых, «Бета» по сравнению с «Альфой» существенно улучшила оборачиваемость дебиторской задолженности. Об этом можно судить по динамике выручки и снижению дебиторской задолженности. Но из-за дополнительных расходов, необходимых для сокращения дебиторской задолженности (предположим, что для управления ею менеджмент «Беты» привлекал специализированные компании), имеет меньшую маржинальность.
Во-вторых, средства, высвобожденные в результате более эффективного управления дебиторской задолженностью, «Бета» пустила на дополнительное стимулирование сбыта и закупку дополнительных товаров, что и привело к росту выручки. Кроме того, эти средства помогли существенно снизить размер кредиторской задолженности и суммы кредитов по сравнению с «Альфой». Сокращение долга перед поставщиками и ускорение расчетов, в свою очередь, могло принести «Бете» дополнительные выгоды, например, в виде скидок за более раннюю оплату заказов.
В-третьих, прирост основных средств и нематериальных активов в обеих компаниях одинаков (47,8 млн руб. – 35,2 млн руб.) и сопоставим с величиной амортизации (12,98 млн руб.). С точки зрения экономики управление инвестициями сбалансировано. Но и не стоит ожидать от компаний технологических прорывов: в отчетные годы не было революционных инвестиций.
Заключение
Таким образом, эффективность управления - сложная экономическая категория, изучение которой предполагает учет различных факторов, прямо или косвенно влияющих на управленческий процесс. Эффективность менеджмента зависит от профессионализма и личных качеств руководителя, от обеспеченности предприятия ресурсами, системы коммуникаций на предприятии, организационной структуры управления, системы подбора персонала и много другого.