Эффективность менеджмента и пути ее повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 14:27, контрольная работа

Краткое описание

В условиях современной рыночной экономики менеджмент является одним из основных элементов успешной деятельности предприятия. Существует большое количество определений менеджмента. Приведем одно из них. Менеджмент - это область управленческой и хозяйственной деятельности, направленной на достижение целей организации путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.
Управление, как и любой другой вид деятельности, требует своей конкретной оценки, установления его эффективности. Но данный вопрос является довольно сложным, поскольку оценка менеджмента не всегда может быть произведена прямым путем из-за отсутствия формализованных результатов, количественной оценки отдельных видов выполняемой работы. Поэтому для измерения эффективности управленческого труда часто применяются косвенные методы

Вложенные файлы: 1 файл

теория менеджмента.docx

— 31.46 Кб (Скачать файл)

 

Эффективность менеджмента и пути ее повышения

 

В условиях современной рыночной экономики менеджмент является одним  из основных элементов успешной деятельности предприятия. Существует большое количество определений менеджмента. Приведем одно из них. Менеджмент - это область управленческой и хозяйственной деятельности, направленной на достижение целей организации путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов. 

Управление, как и любой  другой вид деятельности, требует  своей конкретной оценки, установления его эффективности. Но данный вопрос является довольно сложным, поскольку  оценка менеджмента не всегда может  быть произведена прямым путем из-за отсутствия формализованных результатов, количественной оценки отдельных видов  выполняемой работы. Поэтому для  измерения эффективности управленческого  труда часто применяются косвенные  методы. Существуют различные подходы  к проблеме эффективности менеджмента, которые разрабатывались школами  управленческой мысли. Например, авторы школы научного управления (Ф. Тейлор, Г. Ганнт, Г. Эмерсон, Ф. и Л. Гилберт и др.), занимались изучением повышения эффективности менеджмента на уровне производства. Особое внимание исследованию этой проблемы уделял Г. Эмерсон, который придавал важное значение связи между эффективностью управления и оранизационной структурой предприятия. Представители административной (классической) школы менеджмента (А. Файоль, Л. Урвик, Д. Муни и др.) рассматривали эффективность менеджмента в более широком смысле - применительно к работе всей организации. Их целью было создание универсальных принципов управления, которые обязательно должны привести организацию к успеху (14 принципов управления Анри Файоля). Авторы школы человеческих отношений (Г. Мюнстерберг, М. Фоллет, Р.Лайкерт, А. Маслоу) считали основным элементом эффективности менеджмента человеческий фактор и разрабатывали различные теории, связанные с повышением эффективности использования человеческих ресурсов .

Проблема эффективности  менеджмента является составной  частью экономики управления, которая  включает рассмотрение:   управленческого потенциала, то есть совокупности всех ресурсов, которыми располагает и которые использует система управления;  затрат и расходов на управление, которые определяются содержанием, организацией, технологией и объемом работ по реализации соответствующих функций управления; характера управления труда;   эффективности управления, то есть эффективности действий людей в процессе деятельности организации, реализации интересов, в достижении определенных целей.

Существует множество  видов эффективности менеджмента.             Рассмотрим основные из них:

 - по средствам воздействия - целевая, стратегическая и тактическая, планируемая, прогнозная, программная, концептуальная, мотивационная и стимулирующая, ресурсная и потенциальная;

- по содержанию эффекта  - экономическая, социальная, инновационная, организационная, экологическая;

- по уровню проявления  эффекта - народно-хозяйственная, региональная, отраслевая, внешнеэкономическая;

- по формам эффективности  - деятельность менеджера, аппарата  управления, процесса управления, системы  менеджмента, управленческих нововведений;

- по видам систем менеджмента  - маркетинговая, инновационная,  производственная, финансовая .

Рассмотрим основные факторы, которые оказывают влияние на эффективность управления.

По продолжительности  влияния выделяют факторы, влияние  которых сказывается на протяжении длительного времени (технический  уровень производства, стиль управления и др.) и которые действуют непродолжительное время (прогулы, простои, нарушения трудовой дисциплины и т.п.). По характеру влияния различают факторы интенсивные и экстенсивные. Первые обеспечивают повышение эффективности менеджмента за счет мобилизации внутренних ресурсов, совершенствование организации труда управленческих работников и улучшение его условий, подготовка кадров управления. Вторые предусматривают привлечение дополнительных ресурсов - увеличение численности управленческого персонала, расширение технического оснащения труда управленцев на качественно неизменной основе. По содержанию различают научно-технические (уровень механизации и автоматизации труда); организационные (рациональная структура аппарата управления, расстановка кадров, трудовая дисциплина и т.д.); экономические (система материального поощрения и материальной ответственности); социально-психологические (мотивация труда, межличностные отношения) и др. По форме влияния различают факторы прямые (квалификация персонала, состояние оборудования) и косвенные (психологический климат, групповая динамика). Первые непосредственно влияют на эффективность управленческого труда, вторые - опосредованно.

Каждый из перечисленных  факторов может воздействовать на систему  управления в отдельности, а также  в совокупности с другими. При совместном положительном воздействии они обеспечивают существенный рост результативности менеджмента, при отрицательном - снижают ее. Роль менеджеров состоит в том, чтобы планомерно воздействовать на указанные факторы. Рост эффективности должен быть объектом постоянной управленческой деятельности на всех уровнях организации. Таким образом, эффективность управления - один из основных показателей совершенствования управления, который определяется сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение. Изучение эффективности менеджмента является довольно сложным процессом, поскольку предполагает учет различных факторов и предпосылок, которые оказывают совокупное влияние на управленческую деятельность .

Как было сказано выше, оценка эффективности менеджмента является довольно сложной, поэтому существует большое количество критериев и  методов такой оценки, которые  учитывают различные факторы, влияющие на эффективность. Исходя из определения  эффективности менеджмента как  сопоставления потребленных ресурсов с полученными результатами, ее можно  оценить путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Но это упрощенная оценка эффективности  менеджмента, которая не всегда корректна, так как:

1) результат управления  не всегда заключается в прибыли;

2) такая оценка приводит  к непосредственному и опосредованному  результату, который скрывает роль  управления в его достижении; прибыль часто возникает как  опосредованный результат;

3) результат управления  может быт не только экономическим, но и социальным, социально-экономическим;

4) затраты на управление  не всегда можно достаточно  четко выделить .

Чтобы избежать неточностей  в результатах оценки, часто эффективность  менеджмента рассматривается в  двух аспектах: как узкая эффективность  и широкая эффективность.

Узкая эффективность оценивается  сопоставлением затрат на то или иное управленческое мероприятие с изменением показателей действующей системы  управления. Для оценки узкой эффективности  менеджмента пригодны такие частные  показатели, как изменение уровня технической вооруженности управленческого  труда, изменение доли работников управления в общей численности промышленно-производственного  персонала и некоторые другие. Уровень технической вооруженности  управленческого труда характеризуется  стоимостью всех технических средств  управления, приходящихся на одного административно-управленческого  работника. Следует отметить, что  данный показатель на многих предприятиях является еще очень невысоким. Он в десятки раз ниже уровня технической вооруженности труда рабочих. В то же время по подсчетам зарубежных специалистов, средства, затрачиваемые на механизацию и автоматизацию управленческого труда, окупаются в 3-4 раза быстрее, чем затраты на новое производственное оборудование.

Однако показатели узкой  эффективности менеджмента также  непосредственно не отражают самой  его эффективности. Широкая эффективность  управления устанавливается сопоставлением затрат на управление с общими показателями деятельности предприятия в целом. 

В установлении эффективности  управления предприятием существенное значение имеет правильное определение  состава затрат на управление. В эти затраты входят: основная и дополнительная заработная плата аппарата управления предприятием и его подразделениями с начислениями;  амортизация основных фондов управления (зданий и помещений, технических средств управления (компьютеров, средств связи, оргтехники и хозяйственного инвентаря); затраты всех видов энергии на освещение, отопление и вентиляцию помещений управления; затраты на различные вспомогательные материалы (канцелярские принадлежности, бумагу и т.д.); затраты на текущий ремонт административных помещений (офисов) и др. Применительно к перечисленным элементам определяется структура затрат на управление и ее динамика  .

Важными показателями при  оценке эффективности менеджмента  являются прибыль и рентабельность, которые наиболее полно характеризуют  конечные результаты деятельности предприятия, а значит, и эффективности управления. При этом следует исключить влияние  на прибыль факторов, не связанных  с деятельностью данного хозяйственного звена. При оценке эффективности  управления необходимо комплексное  применение всей системы обобщающих и частных показателей. Эффективность  управленческой деятельности применительно  к субъекту управления может характеризоваться количественными (экономический эффект) и качественными показателями (социальная эффективность) .

Количественные показатели деятельности системы управления включают: комплекс трудовых показателей - экономия живого труда в сфере управления (численность, сокращение трудоемкости процессов управления) и др.; финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление и  т.п.); показатели экономии времени (сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения информационных технологий, организационных процедур).

Особо важное значение имеют показатели социальной эффективности управления (качественные): повышение научно-технического уровня управления; уровень интеграции процессов управления; повышение квалификации менеджеров; повышение уровня обоснованности принимаемых решений; формирование организационной культуры; управляемость системы; удовлетворенность трудом; завоевание общественного доверия; усиление социальной ответственности организации; экологические последствия.

То есть результативность данных показателей может быть охарактеризована облегчением и улучшением условий  труда, улучшением психологической  обстановки в коллективе, установлением  нормальных взаимоотношений руководителей  и исполнителей и т.д. Свести эти  показатели к единой величине практически  невозможно. Ценность же такой эффективности бесспорна .

         При оценке эффективности инвестиционных проектов применяются: коммерческая (финансовая) эффективность, определяющая финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников; бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального и местного бюджетов; экономическая эффективность, учитывающая затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение. Основу оценки эффективности проектов составляют определение и соотнесение затрат и результатов от их осуществления.

При оценке эффективности  инвестиционных проектов необходимо приведение (дисконтирование) показателей к  стоимости момента сравнения, так  как денежные поступления и затраты  в различные временные периоды  неравнозначны. Развиваются и другие подходы к оценке эффективности  менеджмента, в частности, ресурсно-потенциальный  подход к оценке эффективности системы  управления. В нем абсолютная эффективность  управления представляется соотношением потенциальных возможностей производства с фактическим значением его  использования. Относительная эффективность  определяется как отношение полного  эффекта управления к затратам.

Таким образом, в обобщенном виде можно выделить следующие критерии эффективности менеджмента:

1. Действенность - степень  достижения целей организации.

2. Экономичность - соотношение  необходимого и фактического  расхода ресурсов.

3. Качество - соответствие  характеристик продукции (услуг)  стандартам и требованиям потребителей.

4. Прибыльность - соотношение  между доходами и суммарными  издержками.

5. Продуктивность - соотношение  объема продукции (услуг) за  определенный период в натуральных,  стоимостных и других показателях  и затрат ресурсов, соответствующих  данному объему продукции (ресурсов: трудовых, материальных, финансовых  и др.).

6. Качество трудовой жизни  - условия труда работников

7. Инновационная активность - внедрение новшеств в различных  функциональных областях деятельности организации .

Повышение эффективности  управления является необходимой составляющей успешной деятельности любого предприятия. В настоящее время существует множество способов повышения эффективности  менеджмента, каждый из которых направлен  или на самого руководителя, его  личные и профессиональные качества, или на какой-либо элемент управленческой деятельности. Работа над повышением эффективности управления может  начинаться с любого элемента, того, совершенствование которого является для организации наиболее актуальным. Важно лишь иметь при этом в  виду взаимосвязь элементов друг с другом. Рассмотрим наиболее общие  пути повышения эффективности управления:

1. Совершенствование структуры  управления, максимальное ее упрощение,  децентрализация большинства функций,  определение полномочий руководства  с учетом квалификаций и личных  качеств.

2. Выработка стратегии  развития организации на основе  анализа ее сильных и слабых  сторон, разработка философии и  политики организации, охватывающей  все ее функциональные области.

Информация о работе Эффективность менеджмента и пути ее повышения