Японский менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2015 в 14:44, курсовая работа

Краткое описание

Японский менеджмент, основанный на коллективизме, использовал все морально- психологические рычаги воздействия на личность. Прежде всего, это чувство долга перед коллективом, что в японском менталитете почти тождественно чувству стыда. Учитывая то, что налоговая система работает на усреднение доходов и материального состояния населения своим подчеркнуто прогрессивно- фискальным механизмом, в обществе минимально расслоение по благосостоянию, и это даёт возможность использовать чувство коллективизма максимально эффективно.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Принципы японского управления…………………….………….5

1.1 Поведение в организации……………………………………………7
1.2 Система контроля……………………………………….…………….10
1.3 Система управления качеством………………….………………….12

Глава 2. Управление персоналом в Японии……………………….……….17

2.1 Система «пожизненного найма» рабочих и служащих…………..17
2.2 Система оплаты и служебного продвижения «по старшинству»…19
2.3 Система принятия решений «рингисэй»…………………………..24
2.4 Организационные структуры управления………………………..25
2.5 Подготовка кадров………………………………………………….28

Глава 3. Сравнительный анализ японского и американского менеджмента …………………………..………………………………………30

Глава 4. Практические аспекты японского менеджмента……………….39

4.1 Система организации и управления промышленным комплексом..39
4.2 менеджмент корпорации SONY……………………………….……42
4.3 Условия и практика “трансплантации” японского опыта……….46


Заключение……………………………………………………………………..53

Литература……………………………………………………………………..55

Вложенные файлы: 1 файл

японский менеджмент Луиза.docx

— 219.41 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  КОММЕРЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА «ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине: Теория управления

                                 на тему: «Японский менеджмент» 

 

 

  

                                                                                   Выполнил студент : 

                                                                              2 курса, группы- 5

                                                                                    ЗФО, № 2  ФГУ-13-241

                                                                               Магомадова Луиза

                                                                Умаровна 

 

 

 

                                                                         Руководитель:                                               

                                                                         Албеков Хамзат

                                                                  Нурадиевич

 

 

                                              

Грозный – 2015

                                        Содержание

  

Введение………………………………………………………………………….3

 

Глава 1. Принципы японского управления…………………….………….5

 

          1.1 Поведение в организации……………………………………………7

          1.2 Система контроля……………………………………….…………….10

          1.3 Система управления качеством………………….………………….12

 

Глава 2. Управление персоналом в Японии……………………….……….17

 

          2.1 Система «пожизненного найма» рабочих и служащих…………..17

          2.2 Система оплаты и служебного продвижения «по  старшинству»…19

          2.3 Система принятия решений «рингисэй»…………………………..24

          2.4 Организационные структуры управления………………………..25

          2.5 Подготовка кадров………………………………………………….28

 

Глава 3. Сравнительный анализ японского и американского менеджмента …………………………..………………………………………30

    

Глава 4. Практические аспекты японского менеджмента……………….39

    

          4.1 Система организации и управления промышленным комплексом..39

          4.2 менеджмент корпорации SONY……………………………….……42

        4.3 Условия и практика “трансплантации” японского опыта……….46

    

 

Заключение……………………………………………………………………..53

 

Литература……………………………………………………………………..55

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Введение

 

     Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских. Это не значит, что японцы управляют более эффективно. Скорее можно сказать, что основные принципы японского и европейского менеджмента лежат в разных плоскостях, имея очень немного точек пересечения.

     Японский менеджмент, основанный на коллективизме, использовал все морально- психологические рычаги воздействия на личность. Прежде всего, это чувство долга перед коллективом, что в японском менталитете почти тождественно чувству стыда. Учитывая то, что налоговая система работает на усреднение доходов и материального состояния населения своим подчеркнуто прогрессивно- фискальным механизмом, в обществе минимально расслоение по благосостоянию, и это даёт возможность использовать чувство коллективизма максимально эффективно.

     По мнению японского специалиста по менеджменту Хидеки Йосихара, есть шесть характерных признаков японского управления.

     1)  Гарантия занятости и создание обстановки доверительности.

Такие гарантии ведут к стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть кадров. Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, она укрепляет чувство корпоративной общности, гармонизирует отношения рядовых сотрудников с руководством. Освободившись от давящей угрозы увольнения и имея реальную возможность для продвижения по вертикали, рабочие получают мотивацию для укрепления чувства общности с компанией. Стабильность  так же способствует улучшению взаимоотношений между работниками управленческого уровня и рядовыми

рабочими, что, по мнению японцев, совершенно необходимо для   улучшения

деятельности компании. Стабильность дает возможность количественного

увеличения управленческих ресурсов, с одной стороны,  и сознательного

направления вектора их  активности на цели более значимые, чем поддержание дисциплины. Гарантии занятости в Японии обеспечивает система  пожизненного найма - явление уникальное и во многом непонятное для европейского образа мысли.

     2)  Гласность и ценности корпорации. Когда все уровни управления

и рабочие начинают пользоваться общей базой информации о политике и

деятельности фирмы, развивается атмосфера участия и общей ответственности, что улучшает взаимодействие   и повышает производительность. В этом отношении встречи и совещания, в которых принимают участие инженеры и работники администрации, дают существенные результаты. Японская система управления старается также создать общую для всех работников фирмы базу понимания корпоративных ценностей, таких, как приоритет качественного обслуживания, услуг для потребителя, сотрудничество рабочих с администрацией, сотрудничество и взаимодействие отделов. Управление стремится постоянно прививать и поддерживать корпоративные ценности на всех уровнях.

     3)  Управление, основанное на информации. Сбору данных и их систематическому использованию для повышения экономической эффективности производства и качественных характеристик продукции придается особое значение. Во многих фирмах, собирающих телевизоры,  применяют систему сбора информации, при  которой можно выявить, когда телевизор поступил в продажу, кто  отвечал за исправность того или иного узла. Таким образом выявляются не только виновные за неисправность, но, главным образом,  причины неисправности, и принимаются меры для недопущения подобного в будущем. Руководители ежемесячно проверяют статьи доходов, объем производства, качество и валовую выручку, чтобы посмотреть, достигают ли цифры заданных показателей и чтобы увидеть грядущие трудности на ранних этапах их возникновения.

     4)  Управление, ориентированное на качество. Президенты фирм и

управляющие компаний на японских предприятиях чаще всего говорят о

необходимости контроля  качества. При управлении производственным процессом их главная забота - получение точных данных о качестве. Личная гордость руководителя  заключается в закреплении усилий по контролю за качеством и, в итоге, в работе порученного ему участка производства с  наивысшим качеством.

     5)  Постоянное присутствие руководства на производстве. Чтобы

быстро справится с затруднениями и для содействия решению проблем по мере их возникновения японцы зачастую  размещают управляющий персонал прямо в производственных помещениях. По мере разрешения каждой проблемы вносятся небольшие нововведения, что приводит к накоплению дополнительных новшеств. В Японии для содействия дополнительным нововведениям широко используется система новаторских предложений и кружки качества.

      6)  Поддержание чистоты и порядка. Одним из существенных

факторов высокого качества японских товаров являются чистота и порядок на производстве. Руководители японских предприятий стараются установить такой порядок, который может служить гарантией качества продукции  и способен повысить  производительность благодаря чистоте и порядку.

В целом японское управление отличает упор на улучшение человеческих отношений: согласованность, групповую ориентацию, моральные качества

служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношения между рабочими и управляющими.

    

     

 

 

 

 

Глава 1. Принципы японского управления

 

     Мы любим  людей и землю. Лозунг фирмы «Sanyo electric»

     Современные методы управления сложились в Японии в условиях послевоенной разрухи, которая поставила перед руководителями задачу восстановления социальной, политической и экономической жизни. Под влиянием американской оккупационной администрации будущие японские менеджеры познакомились с американской идеологией и методами управления бизнесом. Именно в этот период лидеры японского бизнеса начали постигать социальную ответственность за последствия своей деятельности. Это не означает, что до 19945 года в Японии не было эффективной системы управления производством. Просто послевоенный кризис дал стимулы для поиска модели национальной экономики,     благо она уже была готова. Ещё 5 мая 1932 года К. Мацусита, основатель компании «Мацусита Денки», которого  в Японии называют «всесильным волшебником менеджмента» и «основателем вероучения об управлении», произнёс перед почти двумястами своих служащих пламенную речь. Именно в этот день он постиг предназначение производителя: «Роль производителя в том, чтобы преодолеть бедность». Руководители японских предприятий осуществляли свои задачи, сначала применяя традиционные методы управления к новым условиям, а затем с помощью усвоенных ими теории и методов американского управления. Они пытались не только творчески применить предвоенный опыт к новым условиям, но и извлечь полезные

уроки, воспринять новые идеи и таким образом найти новый, японский путь

развития.

      В результате основные черты японской системы управления определяет ряд концепций, отсутствующих в американской модели. Важнейшими из них являются система пожизненного найма и процесс коллективного принятия решений. Японское общество однородно и пронизано духом коллективизма.   Японцы всегда мыслят от имени групп. Личность осознает себя прежде всего как члена группы, а свою индивидуальность - как  индивидуальность  части целого. Руководящий принцип японского менеджмента находится в согласии с исследованиями Э. Майо, который показал, что работа есть групповая деятельность.

      Вопрос о том, какие черты человека окажутся достаточно прочными для того, чтобы на них можно было опереться в условиях быстрого изменения общественной психологии и этических ценностей, для Японии, как и для других стран, остается до сих пор открытым. Многие исследователи считают, что даже кажущиеся наиболее современными особенности мышления и чувствования личности и общественных групп являются порождением прошлых эпох и по ходу развития общества исчезнут. Изменение методов управления в Японии сегодня характеризуется возрастанием свободы выбора концепций для создания оптимальных систем, однако при  этом традиционные  методы управления не забываются. Стремление к изменениям, основанное на уважении к национальным духовным ценностям, ярко продемонстрировано в следующем высказывании одного из виднейших предпринимателей Японии С. Хонды: «Тот, кто является руководителем организации, должен прежде всего сделать свое управление всесторонне обоснованным. Это значит, что он должен прекрасно понимать цели деятельности своей организации, обосновывать ее политику и создавать планы по достижению поставленных задач таким образом, чтобы его подчиненные  работали с сознанием  собственного достоинства и получали от работы удовлетворение. Для того, чтобы выработать такой образ мышления, который бы подталкивал подчиненных к достижению поставленных целей в любых условиях, лидер должен обладать теоретически сильной и практически применимой концепцией».

      Другой немаловажной особенностью японского менеджмента является концепция непрерывного обучения. Японцы уверены, что непрерывное обучение приводит к постоянному совершенствованию мастерства. Каждый человек путем непрерывного обучения может улучшить выполнение своей работы. Это приводит к саморазвитию, а достигнутые результаты приносят моральное удовлетворение. С другой стороны, целью обучения является подготовка к более ответственной работе и продвижения по службе. Но, в отличие от западного подхода к управлению, японцы придают особое значение долгу в совершенствовании мастерства без ожидания какой-либо

Информация о работе Японский менеджмент