Контрольная работа по "Материаловедение"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 12:02, контрольная работа

Краткое описание

1. Какие марки пластичных смазок выпускаются по действующим ГОСТам и ТУ? Область их применения.
Эксплуатационные свойства пластичных смазок главным образом определяются видом загустителя, который и дает название виду смазки. Большинство смазок для узлов трения загущают мылами - солями жирных кислот различных металлов, причем соль может быть обычная, а может быть комплексная. При производстве автомобильных пластичных смазок используются мыла кальциевые, литиевые, натриевые, бариевые и алюминиевые. Кроме мыла в качестве загустителя так же применяются углеводороды и, иногда, пигменты. Зная тип смазки по виду примененного загустителя, можно уже многое сказать об области её применения.

Вложенные файлы: 1 файл

Материаловедение.doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ  ВПО

«Уральский государственный  лесотехнический университет»

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: Материаловедение.

 

 

 

 

Студент: В.О. Сверлов

Группа: СПО № 532

                                                                             Преподаватель: Копылов С.Н.

 

 

 

 

Екатеринбург

2013

1. Какие марки  пластичных смазок выпускаются  по действующим ГОСТам и ТУ? Область их применения.

Эксплуатационные  свойства пластичных смазок главным  образом определяются видом загустителя, который и дает название виду смазки. Большинство смазок для узлов трения загущают мылами - солями жирных кислот различных металлов, причем соль может быть обычная, а может быть комплексная. При производстве автомобильных пластичных смазок используются мыла кальциевые, литиевые, натриевые, бариевые и алюминиевые. Кроме мыла в качестве загустителя так же применяются углеводороды и, иногда, пигменты. Зная тип смазки по виду примененного загустителя, можно уже многое сказать об области её применения.

Кальциевые смазки называются солидолами. Это, благодаря дешевизне и удовлетворительным эксплуатационным характеристикам, наиболее распространенные смазки. Они могут применяться и в узлах трения, и как консервационные. Солидолы бывают синтетическими и жировыми. По внешнему виду отличить их практически невозможно: и те, и другие представляют собой мягкую маслянистую мазь от светлого до темно-коричневого цвета. От смешивания разных марок солидолов (например, при добавлении смазки в узел) их свойства не ухудшаются. Солидолы выпускаются двух разновидностей: обычные и пресс-солидолы. Пресс-солидолы мягче, что облегчает их заправку через пресс-масленки при низкой температуре, но снижает верхний температурный предел применения. При нагревании примерно до 80оС солидолы неотвратимо распадаются, и это делает невозможным их применение в таких узлах автомобиля как, например, ступицы передних колес, подшипники водяного насоса, распределитель зажигания.

К солидолам относится  также графитная смазка - грубая плотная мазь с серебристым оттенком. Она изготавливается на более вязком масле, чем солидол С, и в её состав входит около 10% наполнителя - графита П грубого помола. Эту смазку не допустимо применять в узлах трения с высокой чистотой обработки.

Комплексные кальциевые смазки по сравнению с солидолами термически стабильны, обладают высокими противозадирными свойствами, но склонны к термоупрочнению и гигроскопичны. К этим смазкам относятся униолы, которые по внешнему виду очень похожи на солидол.

Смазка Униол-1 может применяться в качестве единой автомобильной смазки взамен 1-13, ЯНЗ-2, технического вазелина и других, однако в узлах трения требует более частой замены чем, к примеру, Литол-24. Смазка Униол-3 и Униол-3М отличаются от Униола-1 тем, что готовятся не на масле МС-20, а на маловязкой смеси масел. Это делает их низкотемпературными смазками, которые целесообразно применять в холодных климатических районах при круглогодичной эксплуатации. В Униол-3М добавлен в небольшом количестве дисульфид молибдена, что несколько повышает противозадирные и противоизносные свойства этой смазки.

Натриевые и натриево-кальциевые смазки обязаны своему распространению довольно высокой температуре плавления. Однако область их распространения ограничена, так как они неводостойкие - растворяются в воде, хорошо смываются водой с поверхностей и т. д. Некоторые из них склонны к термоупрочнению и поэтому не могут длительное время обеспечивать работоспособность при повышенной температуре, например, в ступицах передних колес автомобилей с дисковыми тормозами, где температура может повышаться до 100о и более. В настоящее время постепенно вытесняются другими смазками.

 

Литиевые смазки получили на сегодняшний день набольшее распространение благодаря своим ценным эксплуатационным качествам. Во многом они отвечают требованиям, предъявляемым к идеальным смазкам. Первой среди них стоит смазка Литол-24 - мягкая мазь вишневого, реже коричневого цвета. Литол-24 может применяться как единая смазка для всех основных узлов трения автомобиля взамен практически всех смазок. Кроме того, Литол-24 обладает хорошими консервационными свойствами.

Фиол-3 - мягкая зеленая мазь, практически идентична Литолу-24 и допускает смешивание с ним.

Фиол-1 - очень мягкая зелёная смазка, также близка по составу к Литолу-24, но имеет меньшую вязкость, меньший предел прочности и лучшую морозостойкость.

Фиол-2 - промежуточная смазка между Фиолом-1 и Фиолом-3.

Фиол-2М - смазка серебристо-черного цвета, отличается от Фиола-2 наличием адгезионной присадки и наполнителя - около 2% сульфида молибдена. В октан корректоре ВАЗ, где используется Фиол-2М, его вполне можно заменить Литолом-24.

ЦИАТИМ-201 - мягкая желтая или светло коричневая мазь, обладающая высокими низкотемпературными свойствами. Применяется в узлах всех типов при небольших удельных нагрузках и там, где требуется небольшое усилие сдвига, например, в гибком вале спидометра.

ЛСЦ-15 - несменяемая высококачественная автомобильная смазка, которая отличается от Литола-24 и Фиолов наличием антиокислительной присадки. Обладает высокой адгезией, водостойкостью, консервационными свойствами. Можно смешивать с Литолом-24 и фиолами.

Несмотря на то, что ассортимент выпускаемых  промышленностью смазочных масел  очень обширен не только по номенклатуре, но и по областям применения (моторное, трансмиссионное, гидравлическое, компрессорное, трансформаторное, технологическое), тем не менее имеются ряд физико-химических показателей, которые, с одной стороны, общеупотребительны в мировой практике, с другой стороны, часто используются в нормативных (ГОСТ, СТО) и технических (ТУ) документах на отдельные марки смазочных масел. 

В настоящее  время все находящиеся в обороте  авиационные масла подлежат обязательной сертификации, моторные масла автомобильные  и автотракторные, трансмиссионные, турбинные и компрессорные подлежат обязательному декларированию. В перечень декларируемых смазочных масел включают гидравлические жидкости – масло АМГ-10 ГОСТ 6794 и рабочая жидкость 7-50С-3 ГОСТ 20734. Первоначально ограничительный список продукции, которая подлежит обязательной сертификации или декларированию был установлен постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982, однако после своего издания указанное постановление неоднократно корректировалось в основном за счет сокращения номенклатуры продукции, подлежащей обязательной сертификации и перевод ее в перечень декларируемой, а также сокращения списка декларируемой продукции.

 Для того, чтобы органы по сертификации  и заинтересованные юридические  и физические лица могли бы  правильно ориентироваться в  вышеозначенных перечнях, Росстандарт  на своем сайте 30.07.2012 г. разместил информацию о том, какие смазочные масла и другие нефтепродукции подлежат обязательной сертификации, а какие – декларированию, и, на соответствие каких показателей безопасности и качества должна производиться их оценка. 

 Решением Совета ЕврАзЭС  20.07.2012 № 59 был утвержден Технический  регламент Таможенного союза  ТР ТС 030/2012 «О требованиях к  смазочным материалам, маслам и  специальным жидкостям» с вводом  в действие с 01.03.2014 г., который предусматривает подтверждение соответствия смазочных материалов, выпускаемых в оборот, в виде декларирования.  Введение этого регламента ТС де-юре приостанавливает с 01.03.2014 г. постановление Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 на смазочные масла, которые после этого срока должны декларировать свою безопасность по правилам и процедурам, установленным ТС ТР 030/2012. В преамбуле отмечается, что технический регламент ТР ТС 030/2012 распространяется на все виды моторных масел, в том числе для авиационных поршневых двигателей, на трансмиссионные, гидравлические, индустриальные, компрессорные, турбинные, антикоррозионные, электроизоляционные и базовые масла, пластичные смазки, специальные (охлаждающие и тормозные) жидкости, а также на отработанные масла. Технический регламент  включает и пластичные смазки, но не уточняет марки, на которые распространяется его действие. Регламент пока не снабжен пакетом обязательных сопутствующих документов: на какие конкретные марки нефтепродуктов и выпускаемых по каким нормативным документам он распространяется, не указан перечень стандартных методов испытаний по которым оценивается безопасность смазочных материалов и т. д. и по этой причине его обсуждение преждевременно.

При выборе способа  признания соответствия орган по сертификации руководствуется названием и областью применения смазочного масла, нормативным документом, по которому оно изготовлено, и кодом ОКП. Сопоставляя эти сведения с требованиями, установленными Ростехрегулированием, орган по сертификации может либо зарегистрировать декларацию о соответствии, либо выдать сертификат обязательной или добровольной сертификации.

Моторные, трансмиссионные  масла и консистентные смазки

Смазочные материалы, применяемые для тракторов, разделяются  на следующие группы:

а)         смазочные масла для двигателей   (моторные масла);

б)         смазочные масла для  механизмов силовых передач   (трансмиссионные масла);

в)         смазочные материалы для негерметизированных узлов  (консистентные смазки).

Моторные масла выпускаются по ГОСТ 1862-63 (переиздан в 1964 г.) для карбюраторных двигателей; для дизельных двигателей по ГОСТ 5304-54 (переиздан в 1961 г.) выпускаются масла Дп-8, Д-11 и Дп-11 и по ГОСТ 8581-63 (переиздан с изменениями в 1964 г.) масла ДС-8 (М8Б), ДС-8 (М8В) и ДС-11 (М10Б); последние три марки предназначены для применения в двигателях ЯМЗ-238 и их модификациях.

 

Для смазки элементов  трансмиссии применяются специальные  трансмиссионные масла, которые  обладают повышенной вязкостью, позволяющей использовать их в коробках передач, задних и передних мостах, в центральной и конечных передачах,  а  также в  ходовой части  тракторов,  имеющих  специальные  уплотнения.

Консистентные смазки применяются в тех элементах  и узлах тракторов, где нельзя применять жидкие смазки из-за недостаточного уплотнения.

Применяемость масел выпускаемых по ГОСТ

 
Наименование продукта

 
Область применения

 
Моторные масла

Масло моторное универсальное М-8В 
ГОСТ 10541-78

Применяют всесезонно в среднефорсированных карбюраторных  двигателях легковых и грузовых автомобилей, а также как зимнее масло для  среднефорсированных автотракторных и стационарных дизелей без наддува, работающих в регионах с умеренным климатом

Масло моторное  М-8Г2к 
ГОСТ 8581-78

Предназначено для зимней эксплуатации высокофорсированных  автотракторных дизелей российского  и зарубежного производства без  наддува или с невысоким наддувом, работающих в регионах с умеренным  климатом.

Масло моторное  М-10Г2к 
ГОСТ 8581-78

Предназначено для летней эксплуатации высокофорсированных  автотракторных дизелей российского  и зарубежного производства без  наддува или с невысоким наддувом, работающих в регионах с умеренным  климатом.

Масло моторное  М-14В2 
ГОСТ 12337-84

Масло моторное М-14В2 предназначено для судовых, тепловозных и других  среднефорсированных дизелей, предъявляющих повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и склонности к образованию высокотемпературных отложений.

Масло моторное  М-10ДМ 
ГОСТ 8581-78

Применяют для  летней эксплуатации высокофорсированных  дизелей с турбонаддувом, российского  и зарубежного производства, работающих в тяжелых условиях в регионах с умеренным климатом. 

Масло моторное  М-8ДМ 
ГОСТ 8581-78

Применяют для  зимней эксплуатации высокофорсированных  автотракторных дизелей с турбонаддувом, российского и зарубежного производства, работающих в тяжелых условиях.

Масло моторное  М-8Г2 
ГОСТ 8581-78

Предназначено для зимней эксплуатации высокофорсированных автотракторных дизелей российского и зарубежного производства без наддува или с невысоким наддувом, работающих в регионах с умеренным климатом.

Масло моторное  М-10Г2 
ГОСТ 8581-78

Предназначено для летней эксплуатации высокофорсированных автотракторных дизелей российского и зарубежного производства без наддува или с невысоким наддувом, работающих в регионах с умеренным климатом.

Масло моторное  М-10В2 
ГОСТ 8581-78

Предназначено для летней эксплуатации  автотракторных дизелей российского и зарубежного производства без наддува  работающих в регионах с умеренным климатом.

Масло моторное  МТ-16П 
ГОСТ 6360-83

Масло применяется  для смазывания дизельных двигателей типа В-2 и аналогичных по уровню форсирования безнаддувных двигателей.

 
Трансмиссионные масла

ТМ-3-18

Всесезонное масло  для умеренно-жестких условий  эксплуатации ведущих мостов и коробок  передач, в том числе мостах со спирально-коническими шестернями (кроме гипоидных передач), для  смазывания цилиндрических конических и спирально-конических передач агрегат

ТЭп-15

Всесезонное масло  для смазывания цилиндрических, конических и спирально-конических передач  агрегатов трансмиссий автомобилей  и другой техники в районах  с умеренным климатом и в умеренных  условиях по нагрузкам и скоростям  скольжения. 

ТМ-5-18

Всесезонное масло  для смазывания цилиндрических, конических, червячных, спирально-конических и  гипоидных передач легковых, грузовых автомобилей и другой техники  в очень тяжелых условиях по нагрузкам  и скоростям скольжения.

МГЕ-46В

Масло предназначено для гидравлических систем (гидростатического привода)сельскохозяйственной и другой техники, работающей при давлении до 35 Мпа с кратковременным повышением до 42 Мпа. Работоспособно  в диапазоне температур от минус 20 до плюс 80 град.С.

Гидромасло марки А

Гидромасло  марки "А" предназначено для  гидротрансформаторов автоматических коробок, а так же гидромеханических  и гидрообъемных передач.

 
Индустриальные масла

Масло И-100Р(С)

Масло предназначено  для смазки тяжелонагруженных зубчатых передач прокатных станов.

Масло И-220Р(С)

Масло ОНМЗ И-220Р(С) предназначено для тяжело нагруженных  узлов (зубчатые передачи), применяемое  в узлах машин, механизмов промышленного  оборудования, условия работы которых  требуют повышенных антиокислительных, антикоррозионных, противозадирных и противо

Масло И46ПВ

Предназначено для смазывания подшипников жидкостного  трения (ПЖТ) прокатных станов металлургических производств.

Масло И220ПВ

Масло И460ПВ

Масло индустриальное ИГП-18

Применяется в  гидросистемах станочного, прессового и прочего промышленного оборудования, а также для смазывания мало- и средненагруженных  зубчатых и червячных передач.

Масло индустриальное ИГП-30

Масло индустриальное ИГП-38

Масло индустриальное ИГП-49

Масло индустриальное ИГП-72

Масло индустриальное ИГП-91

Масло индустриальное ИГП-114

Масло индустриальное ИГП-152

Масло индустриальное ИГП-182

Масло И-Т-Д-68

Предназначено для смазывания зубчатых передач  промышленного оборудования, работающего  при средних и высоких нагрузках.

Масло И-Т-Д-100

Масло И-Т-Д-150

Масло И-Т-Д-220

Масло И-Т-Д-320

Масло И-Т-Д-460

 
Смазки пластичные

Солидол жировой 
ГОСТ 1033-79

Смазка предназначена  для смазывания узлов трения качения  и скольжения различных машин  и механизмов, работающих при температурах от минус 25оС до плюс 65оС.

Смазка Солидол-Универсал

Смазка предназначена  для смазывания узлов трения качения  и скольжения различных машин  и механизмов, работающих при температурах от минус 25оС до плюс 65оС.

Смазка графитная  УСса 
ГОСТ 3333-80

Смазка предназначена  для смазывания грубых тяжелонагруженных  механизмов (открытых шестеренчатых  передач, резьбовых соединений, ходовых  винтов, домкратов, рессор и др.) при  температуре эксплуатации от минус 20оС до плюс 60оС.

Смазка Пушечная 
ГОСТ 19537-83

Применяется для  защиты от коррозии поверхностей металлических  изделий при температурах от минус 50 до плюс 50оС  в условиях складского хранения. Смазка применяется в расплавленном виде при температуре до 100оС 

Смазка канатная Торсиол

Предназначена для нанесения на стальные канаты в процессе их изготовления.

Смазка ЛЗ ЦНИИ (У)

Предназначена для смазывания роликовых подшипников  железнодорожных вагонов при  температуре от минус 60оС до плюс 100оС.

Смазка Литол-24 
ГОСТ 21150-87

Многоцелевая, водостойкая смазка Литол-24 применяется в узлах трения колесных и гусеничных транспортных средств, промышленного оборудования и судовых механизмах различного назначения, работающих при температурах от минус 40 до плюс 120оС. 

Смазка Литол-ЕР

Многоцелевая, водостойкая смазка ОНМЗ Литол-ЕР применяется в узлах трения колесных и гусеничных транспортных средств, промышленного оборудования и судовых механизмах различного назначения, работающих при температурах от минус 40 до плюс 120оС. Содержит вы

Смазка Циатим-201 
ГОСТ 6267-74

Смазка Циатим-201 применяется в узлах трения, качения  и скольжения при невысоких нагрузках (авиационная техника, точные механизмы, радиотехническое и электромеханическое  оборудование) при рабочих температурах от минус 60 до плюс 90оС.

Смазка Циатим-203 
ГОСТ 8773-73

Смазка Циатим-203 предназначена для смазывания механизмов, работающих при высоких удельных нагрузках при температуре от минус 50оС до плюс 90оС.

Смазка Униол-2 
ГОСТ 23510-79

Смазка Униол-2 применяется в централизованных системах смазки металлургического и горнодобывающего оборудования.

Смазка Униол-2М/2 
ТУ 0254-183-05767887-2007

Смазка ОНМЗ Униол-2М/1;2 применяется в централизованных системах смазки металлургического  и горнодобывающего оборудования, используется также для смазывания суппорта переднего тормоза и пыльника рулевого механизма автомобилей ВАЗ.

Смазка ЛС 1П 
ТУ 0254-177-05767887-2007

Смазка ОНМЗ ЛС-1П предназначена для смазывания тяжелонагруженных узлов трения литейного, кузнечно-прессового и другого  оборудования с централизованной системой подачи смазки.

Смазка ШРУС-4

Смазка ОНМЗ Шрус-4 предназначена для смазывания шарниров равных угловых скоростей  полноприводных автомобилей и других узлов трения.

Смазка ИП-1

Смазка ИП-1 предназначена  для смазывания подшипников прокатных станов и других узлов трения металлургического оборудования с централизованной подачей смазки.

Смазка 1-13 жировая

Смазка 1-13 предназначена  для смазывания узлов трения качения  и скольжения механизмов и машин, работающих при температурах от минус 20оС до плюс 110оС. В мощных механизмах сохраняет работоспособность при температурах до минус 40оС.

Смазка редукторная  ОСП (з), (л)

Применяется для  смазывания тяжелонагруженных зубчатых передач редукторов тяговых локомотивов.

Смазка Ортол-Ш

Смазка Ортол- Ш предназначена для смазывания шаровых шарниров передней подвески и наконечников тяг рулевого управления автомобилей.

 
Смазочно-охлаждающие жидкости

СОЖ МР-7

СОЖ МР-7 применяется  в качестве охлаждающей технологической  жидкости при обработке резанием углеродистых, легированных, нержавеющих и жаропрочных сталей на операциях точения, сверления, фрезерования, резьбонарезания и автоматной отработки.

СОЖ МР-10М

СОЖ ОНМЗ МР-10М  применяется при высокоскоростном шлифовании профилей режущих инструментов (сверл, метчиков, разверток, фрез) из быстрорежущих сталей и при профильном шлифовании легированных конструкционных сталей.

Эмульсол ЭКЖ

Эмульсол ЭКЖ  предназначен для приготовления  водных эмульсий, применяемых для  смазывания металлических форм в  производстве железобетонных изделий.

Смазка СП-3 
ГОСТ 5702-75

Смазка СП-3 применяется  при прокатке цветных металлов, и  в качестве рабочей жидкости гидросистем.

 
Защитно-консервационные материалы

Масло консервационное  К-17 
ГОСТ 10877-76

Масло К-17 предназначено  для долговременной защиты от атмосферной коррозии металлических изделий и механизмов, в условиях складского хранения.


 

2. Какова  организационная структура службы  применения топлив и смазочных материалов в автотранспортном предприятии и каковы основные ее задачи?

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее "Руководство"  по экономии топлива и смазочных  материалов (ТСМ) на автомобильном  транспорте является рекомендательным  документом по повышению эффективности  использования ТСМ для предприятий  и организаций всех видов собственности, эксплуатирующих автомобильный транспорт на территории РФ.

1.2. Экономное расходование автомобильного  топлива и смазочных материалов  является одним из основных  условий снижения себестоимости  автомобильных перевозок.

Борьба за сокращение потерь топлива и масел (смазок) на автомобильном транспорте является важнейшим мероприятием, имеющим экономическое, техническое, социальное и экологическое значение.

Рациональное расходование нефтепродуктов в первую очередь зависит от организации  их применения на автотранспортных предприятиях.

Работа по повышению эффективности  использования топливно-энергетических ресурсов на автомобильном транспорте должна вестись планомерно и целенаправленно.

1.3. Всю работу по повышению  эффективности использования автомобильных  нефтепродуктов на автотранспортных предприятиях, в транспортных объединениях и в других организациях возглавляют их руководители, которые в соответствии с уставами и положениями несут персональную ответственность за эффективность использования топливно-энергетических ресурсов.

1.4. Практическую работу по эффективному  использованию автомобильного топлива  и смазочных материалов должны  осуществлять подразделения или  группы топливо-смазочных материалов  автотранспортных предприятий (АТП), транспортных объединений и  т.п., которые должны быть укомплектованы квалифицированными специалистами.

1.5. Основным критерием эффективности  использования автомобильного топлива  является соблюдение действующих  линейных и групповых (удельных) норм его расхода.

Ответственность за выполнение линейных норм расхода топлива и норм расхода масел возлагается, как правило, на производственно-технические службы, а ответственность за выполнение групповых (удельных) норм расхода топлива - на службу эксплуатации автотранспортного предприятия.

1.6. Основным методом повышения эффективности использования автомобильного топлива и смазочных материалов является разработка и реализация планов организационно-технических мероприятий по экономии топлива и смазочных материалов, которые разрабатываются и осуществляются в соответствии с государственными и региональными документами и по собственной инициативе предприятий, путем использования рекомендаций, представленных в данном "Руководстве" автотранспортными и промышленными предприятиями, производственными транспортными (региональными и др.) объединениями.

Информация о работе Контрольная работа по "Материаловедение"