Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 15:35, курсовая работа
ЦЕЛЬ работы состоит в анализе современной ситуации в области популярной музыки и шоу-бизнеса.
ЗАДАЧИ
Разобраться в структуре современной популярной музыки, её жанрах и формах.
Проанализировать бытование этих жанров, их достоинства и недостатки.
Введение……………………………………………………………………3
Параграф 1. О поп-музыке и музыкальном бизнесе 90-х гг…………… 5
Параграф 2.Триада – «культура – масс-культура – контр-культура»… 15
Параграф 3. Пагубное воздействие тяжелой музыки…………………..18
Заключение…………………………………………………………………25
Список литературы………………………………………………………...26
Федеральное агентство по образованию
Московский педагогический государственный университет
Кафедра методологии и методики преподавания музыки
Герус Валентина Николаевна
Влияние рок- и поп-музыки на духовное развитие подростков
(курсовая работа)
доцент кафедры методики и методологии преподавания музыки
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Параграф 1. О поп-музыке и музыкальном бизнесе 90-х гг…………… 5
Параграф 2.Триада – «культура – масс-культура – контр-культура»… 15
Параграф 3. Пагубное воздействие тяжелой музыки…………………..18
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Избранная нами тема «Влияние рок- и поп-музыки на духовное развитие подростов» в настоящее время является в высшей степени актуальной. Музыкальные предпочтения юношества в большинстве случаев формируются на основе случайных влияний, крикливой рекламы, обстановки забвения, а иногда и активного неприятия ценностей подлинной культуры. Индустрия развлекательной музыки, обладая огромнейшими материальными средствами, развитой инфраструктурой, активно борется за души юных слушателей, часто навязывает им произведения низкого качества.
Чтобы противопоставить валу низкопробных опусов что-то по-настоящему достойное внимания, надо заранее выработать у слушателей способность точно оценивать художественные достоинства музыки. Это можно сделать в школьные годы, воспитывая будущих слушателей на хорошей музыке, под руководством знающего наставника. Школьный учитель обязан знать и уметь доказать чем хорошо хорошее и плохо плохое в пёстром потоке музыкальных произведений. Для этого ему необходимо разобраться в важнейших явлениях, связанных с музыкальным бытом, жанрами бытовой и лёгкой музыки. Одну из попыток сделать это - мы делаем в данной работе.
ЦЕЛЬ работы состоит в анализе современной ситуации в области популярной музыки и шоу-бизнеса.
ЗАДАЧИ
Разобраться в структуре современной популярной музыки, её жанрах и формах.
Проанализировать бытование этих жанров, их достоинства и недостатки.
Проследить корни создавшейся ситуации, что помогло бы делать предложения о направлении её развития.
ГИПОТЕЗА работы состоит в том, что бесконтрольное, хаотичное воздействие популярной музыки на умы и вкусы молодёжи, приводит к отрицательным последствиям, и требует активного и мудрого вмешательства просвещенной культурной части общества, педагогической общественности, для выравнивания ситуации и отвоёвывания юных поколений у дурновкусицы, пошлости и бескультурья, развития у молодёжи художественного вкуса и кругозора.
Параграф 1. О поп-музыке и музыкальном бизнесе 90-х гг.
Было бы неверным считать, что слово «поп»- простое сокращение термина « популярная музыка», хотя корень у них один и тот же. Популярная музыка существовала и до появления поп - бизнеса. В русском языке в качестве эквивалента этого понятия существовали названия: «легкая музыка», «эстрадная музыка», «развлекательная», « прикладная» и так далее. К популярной музыке склонны относить всё то, что, по тем или иным причинам, стало известно практически всем слушателям, независимо от степени их подготовленности и от самого вида музыки. Это то, что снискало признание широких масс, народа, популяции (от латинского слова «popularis» - народный, полезный народу). Это как бы поперечный срез, проходящий через многие жанры и охватывающий всё наиболее популярное в определённый отрезок времени: произведения, исполнителей, авторов. Таким образом, в область популярной музыки попадают не только любимые песни из фильмов, не только модные танцы, романсы, народные песни. Здесь и военные марши, наиболее доходчивые джазовые мелодии, арии из опер и оперетт и даже некоторые образцы камерной и симфонической музыки. Популярная музыка это то, что осело в сознании простого человека, не относящегося к разряду знатоков или даже любителей, без усилий с его стороны. Все знают начало Первого фортепианного концерта Петра Ильича Чайковского, полонез Огинского, романс «Очи чёрные», «Караван» Дюка Элингтона, марш «Прощание славянки», арию Риголетто, арию Сильвы. Это и есть на самом деле «популярная музыка».
А слово « поп » - это совсем иное, это продукт музыкального
бизнеса, разросшегося на волне ритм - энд - блюза и рок - н- ролла. «Поп - музыка» представляет собой лишь самый поверхностный, наиболее доступный, а иногда и отработанный слой рок -музыки. Она не всегда может относиться к понятию «популярная музыка», если учитывать вкусы людей консервативных или просто пожилых. Таким образом, «популярная музыка», «рок» и «поп» - отнюдь не адекватные понятия, как это иногда представляют себе некоторые музыковеды и критики, не говоря уж о простом обывателе.
«Поп» - понятие возрастное, больше связанное с молодежной аудиторией. « Рок » - это термин, который ассоциируется с социо - культурными процессами, с протестом, с определенным образом жизни. Рок-музыка в процессе своего развития, наряду с популярными образцами, породила и свою элитарную сферу, недоступную, а потому и неинтересную для массовой аудитории.
Практика поп - бизнеса явилась предпосылкой для возникновения ряда новых явлений, новых видов социальной активности, новых профессий. Вместо обычного универсального администратора старого образца судьбой исполнителей стали заниматься продюсеры, т.е. люди, вкладывающие свои деньги и диктующие всё - репертуар, стиль оркестровки, имиджа и многое другое. Возросла роль менеджеров разного типа, занимающихся организацией всех стадий процесса производства «товара». Не менее важна стала роль промоутеров («толкачей»), отвечающих за рекламу, за так называемые «паблисити», за сбыт товара. А товаром этим стали не просто отдельные хиты. Статус товара в поп-бизнесе постоянно менялся. Им сделались сами исполнители, группы, стили и даже направления поп–музыки.
В конце 89- го - начале 90- го года произошло заметное пресыщение советской аудитории отрицательной информацией об ужасах сталинизма и неприглядности застоя, о проблемах экономики, экологи, национальной розни, организованной преступности, наркомании, проституции и бездуховности. Очевидно, по этому заметно упала подписка на газеты и журнал, катастрофически снизилась посещаемость театров, концертных залов, а также массовых шоу-мероприятий. Народ перестал ходить на рок-фестивали и рок-панорамы с участием наиболее популярных или скандальных групп, выступления которых еще недавно требовали специальных мер по охране порядка и безопасности. Даже концерты зарубежных рок-звёзд в СССР перестали вызывать прежний ажиотаж и нуждались в дополнительной рекламе, а иногда и в дотациях со стороны принимающей организации - Госконцерта. Подъём временного перестроечного интереса ко всему ранее подавляемому, в том числе и к рок-музыке, был порождением долгого запрета, и скорее носил характер досужего любопытства, охватившего пассивные ранее массы населения. Нездоровый интерес был удовлетворён, а истинные культурные потребности масс оказались мизерными. То, что произошло тогда, можно сравнивать с отливом после большой волны, обнажившей таким образом истинную, неприглядную картину поверхности дна. Получив относительную свободу выбора, толпа растерялась.
Надо было самим, без подсказки свыше, выбирать, что хорошо, а что плохо. Период начала 90-х годов был временем формирования массового спроса на самое примитивное в музыке, литературе, кино. Пришла пора прикладного, развлекательного искусства.Пора « попсы », детективов, порно-изданий, сериалов, равнодушие широкой публики ко всему, в какой-то степени содержательному, поставила под угрозу вымирания целые направления в искусстве, многие профессии. Это время вспоминается с тоской, оно было характерно чувством апатии и безнадежности среди мастеров и профессионалов. Им на смену приходили активные выскочки из третьего эшелона, а также аматоры т.е. любители, готовые на всё. Рок-музыканты, не способные переступить за какую-то грань вкуса и порядочности, встали перед выбором: менять профессию, менять страну, или снова уходить в подполье, но уже без романтического ареола гонений, надеясь лишь на чудо. В этот период начался процесс распада многих концептуальных групп, как профессиональных групп, так и любительских. По чисто экономическим причинам прекратили существования и лучшие джазовые составы страны. Даже « протест-поп», потеряв актуальность, был вытеснен откровенный развлекательный эстрадой, всё ещё по старой привычке претендовавший на то, чтобы носить название «рок». Хэви-металл, перестав пугать и раздражать привыкшего ко всему обывателя, остался популярным лишь в достаточно узкой и специфической среде тинэйджеров.
Путч 91-го, отнюдь не снявший проблем большевизма, поставил окончательный крест на последних остатках запрета и цензуры в музыке, предоставив всем жанрам равные права в борьбе за выживание в условиях свободного рынка, против которого так упорно боролись большевики. И вот только когда всё стало окончательным становиться на свои места, контр-культура и андеграунд за ненадобностью исчезли, все явления, относящиеся к тому или иному виду содержательного музыкального искусства, лишившись материальной и моральной поддержки со стороны государственных структур, да и самой, значительно поредевшей аудиторией попали в тяжелейшее положение в некоторых случаях, граничащее с угрозой вырождения. Почти исчезнув из средств массовой информации, потеряв доступ к концертным залам, студиям звукозаписи и репетиционным базам, целые жанры попали в ситуацию субкультуры. Возникло новое, добровольное экономическое подполье. Зато масс- культура и, в частности, прикладная развлекательная музыка разрослась настолько, что не просто затмила, а подменила собой истинную музыкальную культуру. К лету 1992 года рыночные отношения в России ещё не были налажены, и поэтому машина поп-бизнеса пока не действовала, так как ей не хватало важных составных частей. Не было сети FM- радиостанций, так и не наладился выпуск синглов, отсутствовала централизованная система сбора и обработки информации. Несмотря на появление многих частных студий рядом с бывшим монополистом - фирмой «Мелодия», пластиночная индустрия пока ещё не расцвела пышным цветом, а скорее наоборот - временно замерла из-за скачка цен на пластинки и компакт- диски в десятки, сотни раз из-за отсутствия пластмассы, бумаги, других материалов и возможностей. Зато на телевидении стали возникать всё новые и новые поп-музыкальные программы, пытавшиеся имитировать разухабистый стиль западных телешоу, но на скромном отечественном материале. Чтобы оправдать своё присутствие на экране, новоиспеченные ведущие вынуждены были оперировать с высосанными из пальца мини хит-парадами, рекламируя следующую поросль советской эстрады. А «эстрада», этот привычный вид советской масс-культуры, так ею и осталась. За время перестройки произошло значительное её техническое усовершенствование, возросло мастерство аранжировщиков, быстро освоивших современные приёмы работы с компьютерными секвенсорами и темброблоками, появились специалисты по созданию видео - клипов и многое другое. Но в своей музыкальной и эстетической сущности подавляющая часть поп-продукции не смогла отойти от стандарта привычной советской песни. Гармоническая основа, базирующаяся на трёх - пяти аккордах русско-цыганского романса, вместе с одесско – нэпмановской кабацко-блатной ритмикой типа «ум – ца» оказались гораздо сильнее всех музыкальных концепций, наработанных в таких направлениях, как фолк – рок и классик - рок , соул и фанк, реггей и новая волна. Все эти жанры появились на недолгое время и в разбавленном виде в советской поп-музыке в период 87 – 91 годов, как западная новинка, которая как бы «примерялась с чужого плеча», но потом всё стало возвращаться в привычное для нашего потребителя русло. Правда, здесь можно отметить некоторые исключения, например, неожиданный возврат интереса у части тинэйджеров к культуре «хип-хоп», то есть к его части - к стилю “ рэп ”, неожиданный по тому, что первая попытка распространения у нас хип-хопа на волне всемирного бума брейк-данса в середине 80-х кончилось ничем. Тогда юных поп - фэнов полностью захватило евродиско в лице приезжавших в Союз звёзд типа “ Modern Talking ”. Кроме рэпа в период конца 91-го – первой половины 92-го года, другая часть подростков обнаружила запоздалый интерес к отечественным группам, продолжающим техно-поп-традиции по образцу «Depeche Mode». Наиболее заметными в этом течении была группа «Биоконструктор», а позднее группа «Технология». На волне временного интереса к недалёкому советскому прошлому возникла тонкая прослойка ретро-групп типа «Браво» или «Мистер Твистер», весьма неточно воспроизводивших отечественный твист и рок- н- ролл времён хрущевской оттепели. Тематико-идеологическая сторона текстов песен в послепутчевские времена отражает полный набор предпочтений массового музыкального потребителя, и особенно того, кто платит большие деньги. Так как запись фонограммы и съёмка клипа с последующим показом по телевидению стали обходиться в невообразимые суммы, то по тексту песни, а также по характеру видеоряда стало возможно судить о том, какого типа нувориш стоит за этим. Да, главным «заказчиком» музыки сделался класс нуворишей, и весь облик масс культуры на обозримое будущее стал зависим от уровня его культуры. Когда протест-поп потерял всякий смысл, наиболее острая тематика популярных песен на новом витке повторила дух НЭПа 20-х годов. Героями песен стали рэкетиры и проститутки, бизнесмены, бухгалтеры , нищие , казаки и белогвардейские поручики со своими скакунами, преуспевающие и беззаботные сладкие девочки и мальчики. Контроль за тем, что происходит в мире поп-музыки, окончательно перешел от государственных органов в руки предпринимателей. Рок так же как джаз, или так и не прижившийся у нас « нью эйдж » и « нью уорлд », практически превратился в одну из форм элитарной культуры, с призрачной надеждой на поддержку спонсоров и меценатов.
В 1996-97 годы процесс формирования отечественной машины поп-бизнеса в основном завершился, так как возникли все необходимые для этого финансово- правовые предпосылки. Произошел раздел собственности на эфир, как телевизионный, так и радио. Завершился раздел сфер влияния между несколькими крупными группировками, контролировавшими такие сферы поп-бизнеса, как гастрольная практика, производство клипов, звукозапись, распространение аудио- и видео-материалов, функционирование дискотек. Но главная борьба - за влияние в теле- и радио – эфире ведётся постоянно, поскольку эфир является наиболее мощным рычагом воздействия на сознание массового покупателя поп-продукции. Появилось достаточное количество частных FM радио станций. Качество музыкального материала, транслируемого в радио- и телепрограммах полностью зависит от мнения рекламодателей, которые, в свою очередь, ориентируются на обывательские, массовые вкусы потенциального потребителя . В эфир и на телеэкран попадают лишь те артисты, в ком заинтересованы компании, купившие эфирное время для своих постоянных программ.
Многочисленные постсоветские звёзды современной российской эстрады, подменившие бывших кумиров, не обнаружили никакой тяги к поиску чего - либо нового, острого, как музыкальном, так и в социальном смысле. Характерно, что за последние годы сошла на нет тенденция, наблюдавшаяся в годы перестройки, когда поп-эстрадники обязательно хотели считаться рок-артистами. Во второй половине 80-х быть причастным к рок-культуре еще было престижным. Сейчас слово «рок » потеряло былую остроту, а « поп » стало даже почётным, поскольку это означает коммерческий успех, признание и удачную карьеру. Образ борца за идею, протестующего борца – страдальца со своими музыкальными принципами как-то поблек, отойдя в область донкихотства. Да и сама идея, за которую стоило бороться, пока не определилась.
Нельзя не отметить роль новых технологий в процессе значительного упрощения основных параметров поп-музыки, при одновременном усложнении серьёзной авангардной электронной музыки. Электронно – компьютерная индустрия, совершенствуясь, постепенно сводила на нет роль композитора в процессе создания поп-музыки. В период 30-х - 50-х годов, когда мелодия, да и красивая сложная гармония были главными критериями качества песни, её создателем считался, естественно, композитор, сочинявший традиционным способом, играя на рояле и записывая от руки ноты в партитуру. Достаточно вспомнить такие яркие имена, как Джордж Гершвин, Джером Керн, Ричард Роджерс, Дюк Элингтон. Тенденция мелодизма и богатства гармоний вначале перешла в область рок- и поп-музыки в лице таких авторов, как Леннон и Маккартни, Керол Кинг и Стиви Уандер. Но постепенно, с изменением характера требований к хитам, когда мелодичность оказалась ненужным качеством, процесс изготовления поп-музыки перешел в руки аранжировщика, владеющего новыми технологиями - компьютерными секвенсорами, сэмплерными звуковыми модулями, процессорами обработки звука. Оркестровщику нового типа стало не обязательно знать все виды живого оркестра, он получил возможность использовать так называемую «виртуальную» реальность, когда искусственное звучание любого инструмента достигается нажатием на обычную клавиатуру, отличающуюся от рояльной тем, что она электронная и соединена с компьютером и сэмплером, в котором есть копии всех возможных звуков начиная с музыкальных и космических, и кончая разными бытовыми шумами. У нового создателя хитов отпала необходимость писать ноты, создавать партитуру. Это стал делать компьютер. Но процесс пошел ещё дальше. Появления такого явления как СD-ROM (информационный компакт – диск) позволило тиражировать так называемые «лупы» (loop - петля), то есть записанных в виде звуковых (WAVE) файлов коротких, на несколько тактов, музыкальных фактур, наигранных акустически, в реальном времени известными музыкантами - виртуозами. Один такой CD-ROM содержит множество отрывков в разных стилях, тональностях, темпах. Но этот материал зафиксирован не на плёнке, а в компьютерном формате WAVE, что позволяет оперировать с ним в компьютерных редакторских программах, то есть составлять из звуковых файлов свою музыку подкладки под песни. Таким образом, наметился третий этап - вместо композитора, а потом аранжировщика процесс создания песен перешел в руки специалиста по составлению целого из готовых частей, как в детском конструкторе типа «Лего ». То есть практически диск-жокея.
Информация о работе Влияние рок- и поп-музыки на духовное развитие подростков