Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2013 в 14:05, реферат
Краткое описание
Мы занимаемся в школах хореографического мастерства и интересуемся всем, что связано с танцами. Мы изучаем французский язык и заметили, что некоторые балетные термины похожи на французские слова. Мы решили выяснить, откуда они появились, что они означают. Также в своей работе мы рассказываем и об истории появления разных танцев, о том общем и различном, что есть в одних и тех же танцах разных народов.
Степень взаимодействия
изобразительных и выразительных
начал в хореографии зависит
от того, какая сторона пластической
выразительности в системе изобразительно-выразительных
средств (танцевальная или пантомимная)
доминирует при создании конкретной хореографической
образности.
Используя неисчерпаемые
возможности пластики человеческого
тела, хореография на протяжении многих
веков шлифовала и разрабатывала выразительные танцевальные
движения. В результате этого сложного
процесса возникла система собственно
хореографических движений, особый художественно-выразительный
язык пластики, составляющий созидательный
материал танцевальной образности. Отбирая
из неисчерпаемого источника, каким является
народное танцевальное творчество, характерные
выразительные движения, хореография
их по-новому пластически осмысливает,
поэтически обобщает, придает им необходимую
многозначность и широту выражения. Выразительные
движения легли в основу классического
танца, отличительные черты которого призваны
выражать страстный человеческий порыв
в высь, активную устремленность в неизведанное,
возвышенность, одухотворенность. Такой
танец оказался способным породить “душой
исполненный полет", в котором на основе
отточенной танцевальной техники воедино
слиты воля, эмоция и страсть.
Процесс развития системы
изобразительно-выразительных средств
российской хореографии проходил подчас
через ломку установившихся эстетических норм, вызывал страстные споры не только
в среде служителей “храма” хореографического
искусства, но и в широком кругу зрителей.
Начиная с 20-х годов, с экспериментальных
поисков Ф. Лопухова, К. Голейзовского,
в пластическую языковую структуру нашего
балета стали входить элементы художественной
гимнастики, акробатики, поэтизированной
бытовой пластики. Так, в поставленном
Ф. Лопуховым в 1927 году балете “Ледяная
дева", героиня балета делает на сцене
шпагат, до этого применяемый лишь в цирке
и на эстраде. Да и вся пластика Ледяной
девы - резкая, угловатая, колючая никак
не вязалась с устоявшимися эстетическими
положениями классического танца, но зато
превосходно отвечала сущности создаваемого
образа.
В хореографии, как и
в любом искусстве, нет художественных
приемов, хороших и годных на все времена.
Художественный прием, естественно и органично
вошедший в общую танцевальную палитру,
служит раскрытию выразительной природы
танцевальной образности. Современность
хореографического искусства - это прежде
всего современность его хореографического
образного мышления, в котором изобразительность
и выразительность всегда существуют
в единстве.
В российских хореографических
спектаклях, начиная с балета “Пламя
Парижа” В. Вайнонена, и далее
в ”Лауренсии", ”Сердце гор"
В. Чабукиани, ”Бахчисарайском фонтане" Р.
Захарова, ”Ромео и Джульетте" Л. Лавровского,
”Шурале" Л. Якобсона и других синтез
классических и народных танцевальных
форм шел путем, далеким от прямого копирования
и буквального перенесения на сцену элементов
народной танцевальной выразительности.
Хореографическая образность, решения
в них средствами классического танца,
получает оригинально-яркую национальную
характерность, а это, в свою очередь, неизмеримо
раздвигает горизонты выразительности
танцевальной лексики. Блестящий пример
тому - работы талантливого балетмейстера
Ю. Григоровича, творческий метод которого
вобрал многообразные формы пластического
интонирования, но вместе с тем, в нем собственно
танцевальной выразительности отводится
определяющая, ведущая роль. Балеты Григоровича
“Каменный цветок”, “Легенда о любви",
“Спартак” стали лучшим доказательством
того, что художественная правда образов
хореографического искусства состоит
не во внешнем пластическом копировании
окружающей жизни, а заключена в эмоционально-смысловой
правде танцевальной образности, рожденной
на основе использования всех разнородных
компонентов пластического языка, перелитых
индивидуальностью хореографа в неповторимую
танцевальную форму.
Рассматривая значение
пантомимы как определенного
элемента изобразительного начала в хореографической
образности, следует остановиться на отличии
танца от пантомимы. Если танец в своей
сущности обобщен и многозначен, то пантомима
в балете служит как бы непосредственным
эмоциональным откликом на практическое
взаимодействие человека и окружающего
мира. Танцу больше присуща выразительная
способность передавать тончайшие состояния
человеческого духа, пантомима всегда
изобразительна. Пантомимное движение
конкретно, сиюминутно, в нем объективно
заложена характеристика лишь данного
момента, запечатленного в своей неповторимости
проявления. Танец абстрагирует, пантомима
конкретизирует.
Исследуя соотношения
изобразительно-выразительных начал
в хореографической образности, именно
танец является первейшим носителем
балетной образности, тогда как пантомима лишь
верный помощник танца в создании развернутого
пластического полотна.
Общеэстетический анализ
синтеза выразительных и изобразительных
начал в хореографической образности,
был достигнут к концу 19 века М.
Петипа и Л. Ивановым. Здесь пальма первенства неизменно
отдавалась выразительности, определяющей
природу танцевального искусства, столь
близкой самой природе музыки. Образность
в балетах “Лебединое озеро", “Спящая
красавица”, “Щелкунчик", “Раймонда"
находят свое воплощение в льющемся потоке
танцевальных сцен, в сменяющих друг друга
хореографических построениях, воздвигнутых
с помощью безграничного доверия к глубине
поэтического обобщения классического
танца, способного быть незаменимым “инструментом"
в руках умелого творца. Новым реформатором
балета, поборником изобразительного
начала в хореографии стал М. Фокин, но
именно он подарил миру классическое совершенство
“Умирающего лебедя” и “Шопенианы",
органично продолжающих лучшие достижения
русского балета в области симфонического
танца. Стремясь приблизить к жизни искусство
балета, Фокин заново распределил акценты
выразительности, придав при этом большие
вспомогательные полномочия изобразительному
началу. Изобразительность в балетах “Петрушка",
“Жар-птица", “Шахерезада" была для
хореографа средством правдивого прочтения
многогранных характеров, жизненных ситуаций,
естественных человеческих поступков.
Отдавая предпочтение изобразительному,
вернее содержательному началу, Фокин
завоевал новые рубежи выразительности
хореографического искусства.
В искусстве балета, по-моему,
нельзя ставить какие-либо запреты
и выдвигать апробированные пути
в отношении взаимодействия изобразительных
и выразительных начал. Главное
состоит не в том, какое образное
начало превалирует у того или
иного балетмейстера, а в том, какой задаче оно
служит, какую идею и как, каким образом
оно раскрывает. Категорических мнений
и готовых рецептов в дозировке изобразительности
хореографической образности никогда
не существовало и существовать не будет.
Мерилом тут всегда останутся талант балетмейстера,
композитора, живописца, их способность
к творческой гармонии, к подчинению системы
изобразительно-выразительных средств
своего искусства единому, раскрывающему
существенное в действительности, художественному
замыслу.
1.2.2 Национальное и интернациональное
в хореографическом образе
Являясь искусством поистине
общечеловеческим, доступным без
какого-либо перевода людям всех рас
и континентов, танец всегда несет
в себе определенную национальную окраску.
Проводя аналогию с музыкой, надо заметить, что подобно тому,
как музыкальные интонации, рожденные
на основе реалистически жизненных интонаций
отражаемой исторической эпохи, носят
ярко выраженный национальный характер,
так и пластические танцевальные движения
приобретают у того или иного народа национальную
неповторимую характерность. Язык пластики
в силу своей общечеловечности понятен
и доступен в том “натуральном” виде,
в каком его создает народ. Хореография,
как высшая форма танцевального искусства,
вобрала в себя черты национальной специфики,
но степень соотношения в ней национального
и общечеловеческого имеет свои особые
закономерности, особую форму преломления.
Если в народном танце национальное проявляется
более выпукло и наглядно, то академический
танец отмечен печатью национального
своеобразия уже в значительно меньшей
степени. Язык классического танца интернационален,
несмотря на национальную окраску, которую
он всякий раз приобретает в той или иной
стране. Например, когда смотришь на нашей
сцене “Умирающего лебедя” Сен-Санса,
не отвлекаешься от истинно русского своеобразия
в передаче души танцевальной композиции,
вместе с тем постигаешь тот глубокий
общечеловеческий смысл, заложенный в
этом камерном хореографическом произведении.
Конкретное исследование
взаимосвязи и взаимовлияния национального и интернационального
моментов в хореографической образности
раскроем на примере танцевальной культуры
Азербайджана.
Использование прогрессивного
хореографического опыта происходило
в азербайджанском балете, во-первых,
благодаря возникновению школы классического танца
и освоению обширнейшего материала русской
и мировой хореографической классики,
во-вторых, за счет прочтения изобразительно-выразительных
возможностей классического танца под
углом зрения оригинальной национальной
формы. Азербайджанский балет, взяв на
вооружение эстетические принципы передовой
русской хореографии, смог в скором времени
сделаться интересной творческой “лабораторией",
где художественный синтез национального
и общечеловеческого, стал решающим принципом
хореографического образного мышления.
Анализируя балеты “Девичья башня",
“Семь красавиц", “Легенда о любви",
можно сделать вывод, что танцевальный
фольклор необходим балету не для этнографической
достоверности хореографических образов,
а как средство проявления, как естество
их сознания. Так, хореографическое воплощение
образов в балете “Семь красавиц", созданных
средствами классики, но преломленных
через призму пластических интонаций
азербайджанского народного танца, ответило
богатейшим выразительным возможностям
музыки Караева, в которой нашли прекрасное
претворение принципы симфонического
мышления в хореографии, открытые Чайковским,
подхваченные затем Глазуновым, Стравинским,
Прокофьевым.
Н.В. Гоголь, говоря о творческом
использовании деятелями хореографии
танцевального фольклора, писал: “Руководствуясь
тонкой разборчивостью, творец балета
сможет брать из них (народных танцев-прим.
автора) сколько хочет для определения
характеров пляшущих своих героев".
Именно для правдивой реализации хореографических
образов Гоголь призывал хореографов
не отрываться от родной национальной
почвы, впитывать ее образы и мироощущение,
ее мудрость и фантазию, ее свежесть и
глубину, но никогда не забывать о главном
достоинстве истинного художника о силе
ее мощи художественного обобщения - главном
оружии реалистического создания образа.
Здесь все зависит от самого хореографа:
будет ли он видеть в народном танцевальном
искусстве архаичное и застывшее явление,
или напротив, явление, развивающееся
вместе с ростом духовной культуры всего
народа.
Практика русского многонационального
балета неизменно доказывает, что
в народном творчестве важно ощутить
и подхватить традиции живые, дышащие
пульсом современности, традиции, устремленные
в будущее. “Юность" Чулаки-Фенстера,
”Девичья башня" Бадалбейли-Алмасзаде, ”Сердце гор" Баланчивадзе-Чабукиани,
”Маруся Богуславка” Свечникова-Сергеева,
”Сакта свободы" Скултэ-Чанги, ”Шурале"
Яруллина-Якобсона, ”Семь красавиц” Караева-Гусева,
“Каменный цветок” Прокофьева-Григоровича
и другие явились хореографическими полотнами,
внесшими большую лепту как в становление
реалистического метода русской хореографии,
так и в совершенствование и пополнение
хореографических образных ресурсов.
Перерастание национального
в интернациональное в искусстве
танца всегда связано с открытием новых хореографических миров,
которые, являясь творческим продолжением
познанного и достигнутого, расширяют
горизонты искусства за счет выявления
самобытных и сильных сторон, присущих
каждой национальной культуре. Диалектика
взаимосвязи национального и общечеловеческого,
учитываемая эстетической наукой, применительно
к хореографии состоит в том, что произведение
хореографического искусства со всеми
присущими ему формами, приемами, методами
национального музыкального и танцевального
мышления, выходя из национальных рамок,
становится явлением интернационального
звучания. Балет “Легенда о любви" Меликова-Григоровича,
ставший не только для азербайджанского,
но и всего балета важнейшей вершиной
хореографической мысли, утвердил в хореографии
те углублено аналитические начала, ту
философскую глубину и содержательность,
которые характерны для искусства вообще.
Современные хореографы
ищут пути совершенствования хореографической
образной системы за счет максимального
выявления эмоционально-выразительной
силы танца. Причем танцевальный симфонизм
в балетах Ю. Григоровича, И. Бельского,
О. Виноградова и других вырастает из симфонического
единства музыкальной, хореографической
и живописной драматургии. И. Бельский
позволяет танцу жить в правилах симфонической
музыки и только с ней соизмеряет законы
танцевально-образного развития. Стремление
к инструментально развитому танцу в балетах
И. Бельского “Ленинградская симфония",
“Девятая симфония” на музыку Дмитрия
Шостаковича действительно способствуют
достижению новых, интересных и содержательных
задач, придает балетным спектаклям высокую
страстность, публицистичность.
Обращение хореографов
к симфонической музыке, не рассчитанной
на специальное воплощение в балетной
пластике, может обернуться и утратой
многозначности, ассоциативной щедрости, психологической
глубины восприятия музыкального материала,
ибо существует эстетический закон непереложимости
изобразительно-выразительной образной
системы одного вида искусства в другой
и с ним хореографы не могут не считаться.
Процесс пополнения хореографической лексики
происходит в танце за счет обогащения
классического танца пластическими мотивами
национальной характерности, рационального
использования пантомимических выразительных
средств, элементов спорта, художественной
гимнастики, акробатики, творческого восстановления
и использования обширного арсенала академического
танца.
2. Спортивные
бальные танцы
2.1 Исторические
аспекты развития бальных танцев
Рассматривается роль танца
как особого вида искусства в
различные исторические эпохи. Представлено понимание танца
как особой формы эстетического отражения
действительности, описаны основные характеристики
танцевального образа. Танец как синкретический
вид искусства возник еще в древности,
в условиях первобытнообщинного строя.
Танцевальное действо было необходимой
частью любого обряда, сопровождавшего
важные события в жизни архаического человека
- сбор плодов, начало и удачное завершение
охоты, обряд инициации, военный поход,
рождение и свадьбу.
В древней Индии был
разработан ряд стилей и школ танца с различной мимикой и
выразительными движениями. В древнем
Египте танец входил в ритуал богослужения.
У древних греков танец также был частью
культа - существовали экстатические пляски
в честь Диониса, плавные, торжественные
- в честь Аполлона. Также были развиты
пиррические, военные пляски, атлетические
спортивные танцы, способствовавшие гармоничному
воспитанию молодежи. В древнем Риме танец
имел государственное народное значение,
среди высшего слоя общества были распространены
развлекательные танцы.
Особое развитие танец
получает в эпоху Возрождения. Возникают
новые танцевальные формы: медленные,
плавные (павана, куранта) и быстрые
(галярда, вольта). В эпоху Просвещения
в Европе широко распространяются бальные
танцы - гавот, полонез, менуэт. В 18 веке танец приобретает развитую
сюжетно-драматическую эмоциональную
основу, что способствует развитию танцевального
искусства.
С середины XIX в. самым
популярным бальным танцем стал вальс.
В конце XIX-начале XX вв. значительное
влияние на развитие бального танца оказали страны Северной
и Южной Америки. Появились тустеп, уанстеп,
блюз, фокстрот, квикстеп, чарльстон и
другие, затем бостон, танго, а после первой
мировой войны - румба, самба. Для современного
бального танца характерна импровизация,
танцующие свободно варьируют бальные
па. Со второй половины XX в. интерес к импровизационным
бальным танцам значительно возрос.