В духовной культуре древнего
Китая важное место занял феномен повседневного
сознания, известный в истории как "китайская
церемония". Это строго фиксированные
стереотипы этико-ритуальных норм поведения
и мышления, которые сложились на основе
придерживания культа старовины. Этико-ритуальные
принципы заменили религиозно-мифологическое
восприятие мира.
Отношение к религии является
одним из важнейших показателей в характеристике
цивилизации. Можно выделить три основных
религиозных направления:
- Конфуцианство - его называют религией, но это
скорее набор правил и норм, определяющих
жизнь человека в обществе. Главным в конфуцианстве были
вопросы этики, морали и управления государством.
Основным принципом конфуцианской этики
является понятие «жэнь» (гуманность) как высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. «Жэнь» достигается путем нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения «ли» (этикета) - норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т.д. Основные взгляды Конфуция
(Кун-цзы, родился приблизительно 551 г.
- умер 479 г. до н.э.) изложены в книге «Беседы
и суждения» («Лунь юй»).
- Еще одной религией, формировавшей менталитет древнего
Китая, является буддизм. Его основатель Будда одновременно является и неким космическим разумом, с которым стремятся слиться его последователи путем освобождения от суетных желаний и страстей, привязывающих людей к земле, заставляющих рождаться вновь и вновь в разных обликах. Таким образом, достигнув нирваны (просветления), человек переходил в новое качество - неземное.
- И, наконец, в даосизме – наиболее древней религии, возникшей в Китае, бог как таковой вообще отсутствует. Вместо него имеется дао (путь) - некая первооснова всех вещей, познав законы которой и следуя им, человек становится совершенным.
- Особенности
музыкального искусства Древнего Востока
Изучение музыкальной культуры
Древнего Востока связано с осмыслением
сложнейших вопросов происхождения музыки,
её воздействия на человека, роли музыкального
начала в религиозных действах. Важно
отметить, что именно в древней Месопотамии
музыка выступает в роли профессионального
искусства уже к середине III тыс. до н.э.
В городах Шумера создаются сложные
и разнообразные музыкальные инструменты,
формируются ясные представления об основных
формах музицирования. Сохранились документы,
датируемые II-I тыс. до н.э., в которых древние
музыканты пытались теоретически осмыслить
накопленный опыт.
За три с лишним тысячелетия
до нашей эры шумеры сложили свои песни-заклинания,
легенды, плачи, свадебные песни и др. Они
создали очень высокую инструментальную
культуру, дуговые и угловые арфы, двойные
гобои, большие барабаны.
В Вавилонии традиционным искусством
были народные действа - «страсти», посвященные
грозному божеству Мардуку и юному богу
весны Таммузу. «Страсти» включали бытовые
сцены, лирические песни и плачи, где раскрывалась
связь музыки с повседневной жизнью народа.
В сохранившемся отрывке из вавилонской
поэмы «Сошествие Иштар в обитель мертвых»
воспевается великая сила музыки — она
возвращает умерших к жизни:
«В дни Таммуза играйте
на лазоревой флейте,
На порфирном тимпане
с ним мне поиграйте,
С ним мне играйте, певцы
и певицы.
Мертвецы да восходят,
да вдыхают куренья».
Церковно-культовая и дворцовая
музыка, исполнявшаяся при жертвоприношениях
и молебнах, во время царских приемов,
выходов, шествий и пиров, отличалась пышностью
и декоративно-орнаментальным характером.
Создавая свои божества и наделяя их человеческими
свойствами, жители Древней Месопотамии
верили, что музыка пробуждает богов и
смягчает их нрав по отношению к людям.
Первыми музыкантами-профессионалами
были храмовые жрецы, обладавшие большой
властью. Впоследствии вместе с распространением
профессиональных музыкантов в светских
кругах, музицирования в быту аристократов
появились музыканты-рабы, призванные
игрой и пением услаждать слух господ.
Особенно любили украшать свою
жизнь музыкой цари, жрецы и аристократия.
В Междуречье еще со II тысячелетия до
н. э. съезжались певцы и виртуозы-инструменталисты
едва ли не со всего Востока. Именно в Месопотамии
была выработана теория, отчасти родственная
древнеегипетской, по которой в музыке
господствуют числовые отношения, свойственные
явлениям природы. Эта теория была связана
с астрологическим миросозерцанием —
учением, по которому небесные тела управляют
судьбой человека и определяют ход исторических
событий. Возможно, такое понимание закономерностей
музыки, но в новой, более глубокой и эстетичной
интерпретации было впоследствии воспринято
пифагорейцами Греции.
О музыке Древнего
Египта можно судить по иероглифическим
записям песен-стихов на стенах гробниц,
по барельефам, художественной росписи,
сохранившимся музыкальным инструментам.
Есть некая вероятность, что некоторые
элементы древнейших напевов могли остаться
в песенных оборотах коптов современного
Египта, Эфиопии и Эритреи. Но судить об этом крайне сложно:
мелодика коптов впитала в себя и позднейшее
влияние (христианское, мусульманское).
Существовал в древнем Египте
и «грандиозный» синтетический жанр. Это
монументальные мистерии, посвященные
главным мифологическим персонажам (богам
Осирису, Изиде), с песнями, хором, шествиями
и плясками, драматическими сценами. Некоторые
из сцен подобных мистерий сохранились
на надгробии Ихернофрета (целые отрывки
сценариев действа).
О культовых гимнах древних
египтян эпохи Древнего царства можно
судить не только по барельефам и росписям,
но и по дошедшим до нас историческим памятникам
(«тексты пирамид» или «Книги мертвых»).
А при дворцах фараонов существовали ансамбли
певцов и инструменталистов. Самым популярным
инструментом была, по всей видимости,
арфа, струны которой изготавливались
из пальмового волокна.
Музыка Древнего
Китая тоже очень большая и важная
тема. Музыка была тесно связана с конфуцианством, разработана и интереснейшая
теория. Учение о 12-ступенном звукоряде
увязывалось с эзотерическими воззрениями
(даже с «Книгой перемен»).
В течение своей истории китайский народ
сложил множество напевов – трудовых,
бытовых, обрядовых, лирических, исторических,
сказочных и других жанров. Сформировавшийся
в древности, этот фольклор пережил века
и, вероятно, сохранил основные черты вплоть
до наших дней.
При широте диапазона китайские народные
песни отличаются преобладанием высокого
светлого регистра. Песни по преимуществу
одноголосны. С далеких времен господствует
главным образом пятиступенный бесполутоновый
строй, хотя в некоторых провинциях бытуют
также 6-ти и 7-миступенные лады.
Инструменты: продольные флейты из бамбука
– сяо, поперечные – ди, «китайская волынка»
- шэн, двухструнная скрипка
– хуцинь, лютня – пипа, ударные – барабаны,
гонги, литофоны (шицин), колокольчики.
Развитию музыки в древнем Китае способствовала
разработка теории. Бесполутоновая пентатоника
была теоретически определена как ладовая
основа музыки для струнных инструментов
около 750 г. до н.э., 12 же полутонов с соответствующими
наименованиями (так называемая система
Люй) – около 550 г. Упоминание о 12-тиступенном
звукоряде встречается и раньше (трактат
«Гуаньцзы» - 7 в. до н.э.). Звуки обозначались
иероглифами и носили названия, имевшие
символическое значение.
Примечательным явлением китайской культуры
феодального периода стал музыкальный
театр. Истоки его – массовые действа
с песнями и танцами, которыми народ отмечал
когда-то сбор урожая, обращаясь с молениями
к духам предков и принося им жертвы. Постепенно
это искусство профессионализировалось.
В 8-5 вв. до н.э. было приближено к царскому
двору.
Спектакль классического театра представлял
собою сложное и стройное художественное
целое. Все было подчинено единому ритму
движения: музыка, разговор, танец, мимика,
симфония красок. Музыка оставалась ближе
к народным истокам, чем какой-либо другой
элемент представления. Все роли – в том
числе женские – в классическом театре
исполнялись мужчинами. Традицией музыкального
театра стало фальцетное пение. Ансамбли
пелись в унисон. Оркестр сопровождал
пение; струнные (хуцинь, сансянь, юйцинь)
или флейты и другие духовые дублировали
вокальную мелодию.
В наши дни музыка
древних цивилизаций не звучит. Но не помнить
о музыкантах далекого прошлого - исполнителях,
теоретиках, создателях музыкальных инструментов
— нельзя. Так же как нельзя забывать,
что многие понятия теории музыки, используемые
и сегодня, зародились в древнем мире,
музыкальная культура которого явилась
важнейшей частью музыкальной истории
человечества, ее преддверием, ее прологом.
Заключение
Подводя итог данного исследования,
важно отметить значение Древневосточной
культуры для современности. Народы Древнего Востока
создали богатую культуру, которая оказала
большое влияние на развитие мировой культуры.
Здесь были разработаны почти все виды
письменности, в том числе и алфавитная
система письма, затем заимствованная
греками, римлянами и многими другими
народами мира. Гениальные "Эпос о Гильгамеше",
"Рассказ Синухета", страстные публицистические
книги древнееврейских пророков, замечательные
эпические поэмы древних индийцев "Махабхарата"
и "Рамаяна", гигантские пирамиды,
древневавилонские зиккураты, урартские
скальные крепости и величественные дворцы
ассирийских царей, успехи древнеегипетских
жрецов в области медицины, вавилонян
в астрономии и разработке права, индийские
философские системы, конфуцианство и
даосизм в Китае — вот лишь некоторые
достижения народов Древнего Востока,
вошедшие в сокровищницу мировой культуры.
Аппелируя к требованиям, заявленным
во введении, можно сказать, что предмет
исследования изучен глубоко и основательно
с использованием указанных методов на
основе многочисленных источников знания
(см. список использованной литературы).
Хронологические и географические рамки
соблюдены, цель достигнута. В подтверждение
этих слов сделаем краткое резюме:
- Внимательное изучение текста
данной работы показывает актуальность темы «Модели Древневосточных цивилизаций» для современного педагога. В условиях быстрорастущего информационного пространства педагогу-музыканту необходимо быть всесторонне развитой и эрудированной личностью.
- Базовый метод исследования
– анализ и синтез – был использован на
протяжении всей работы как основа изучения
моделей цивилизаций на Древнем Востоке.
С помощью методов сравнения и обобщения сформулированы основные типы
Древневосточных цивилизаций, их общие
и отличительные черты.
- Целесообразно ещё раз напомнить
основную цель данного исследования:
- выявление общих и отличительных черт цивилизаций Древнего Востока,
- выявление особенностей каждой из них,
- выявление факторов, обусловивших особый характер развития цивилизаций Древнего Египта,
Месопотамии, Хеттов и Китая.
Таким образом, древневосточные
государства, имеют очень много общих
черт, как в становлении государственности,
так и в основных социально-экономических
и религиозных функциях, выполняемых государствами.
Правовые нормы этих государств также
имеют схожие черты, характеризующиеся,
прежде всего, религиозным и традиционным
содержанием правовых норм. Вместе с тем,
различные пути развития этих государств
породили и отличительные черты моделей
цивилизаций, явившихся основой исследования
данной работы.
Список
литературы:
- История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. – М.:
Высшая школа, 2009. – 435 с.
- Нефёдов, С.А. История древнего
мира / С.А. Нефёдов. – М.: Владос, 2007. –
378 с.
- Иванов, В.В. Ещё одно рождение
Гильгамеша / В.В. Иванов // Иностранная литература. – М., 2010. - №10.
- Бикерман, Э. Хронология древнего мира: Ближний Восток и античность / Э.
Бикерман. - М., 2000. – 234 с.
- Вейнберг, И.Л. Рождение истории: Историческая мысль
на Ближнем Востоке середины I тысячелетия
до н.э. / И.Л. Вайенберг – М., 2006. – 215 с.
- Древние цивилизации / Под общей ред. Г.М. Бонгард-Левина. - М., 2008. – 345 с.
- Заблоцка, Ю. История Ближнего Востока в древности
(От первых поселений до персидского завоевания) / Ю. Заболоцка.
- М., 2010. – 356 с.
- Массой, В.М. Первые цивилизации / В.М. Массой. – М.: Владос, 2008. – 287 с.
- Франкфорт, А., Уилсон, Дж., Якобсен, Т. В преддверии философии: Духовные искания
древнего человека / А. Франкфорт, Дж. Уилсон, Т. Якобсен // Вокруг света. – 2009.
- №6. – с. 78-84.
- Дьяконов, И.М. Общественный и государственный строй
Древнего Двуречья: Шумер / И.М. Дьяконов. - М.: АГРАФ, 2010. – 197 с.
- Ллойд, С. Археология Месопотамии / С. Ллойд. – М., 1996. – 360 с.
- Гиоргадзе, Г.Г. Вопросы общественного строя хеттов / Г.Г.
Гиоргадзе. - Тбилиси, 1999. – 105 с.
- Матье, М.Э. Искусство Древнего Египта / М.Э. Матье. – М.,
2004. – 378 с.
- Деопик, Д.В. История Древнего
Востока / Д.В. Деопик. – М.: СТБИ, 2009. – 390 с.
- История Древней Месопотамии (сайт Сергея Синило)
- Александр Немировский,
Елена Краснова "Неабсолютная монархия
хеттов" ( сайт журнала «Вокруг Света»).
- http://www.mystic-chel.ru/east/hittites/ История Древнего мира / Древний Восток / Хеттское царство.
- Методология педагогики музыкального образования / под общей ред. Э.Б. Абдуллина.
– М.: Академия. – 2006. – 265 с.
- Седунова, Л.М. Методология музыкально-педагогических исследований / Л.М. Седунова. – Тула, 2004. –
232 с.
- Арчажникова, Л.Г. Повышение квалификации преподавателя музыки. – М., 1998. – 115 с.
- Арчажникова, Л.Г. Профессия – учитель музыки / Л.Г. Арчажникова. – М.: Просвещение, 1994. – 109 с.