Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 12:17, курсовая работа
В работе самодеятельных (в современной терминологии "некоммерческих") хоровых
коллективов как нельзя лучше подтверждается истинность этого определения:
руководство самодеятельным хором — сложная и ответственная работа, включающая
в себя элементы всех трёх перечисленных составляющих. Репетиционная и
концертно-исполнительская деятельность доставляет не только радость
творчества, но и является систематическим тяжелым трудом, отнимающим много
сил и энергии у каждого участника хора. Без грамотного музыкально-
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................3
Руководитель самодеятельного хора как педагог-организатор......................5
Особенности организации самодеятельного хора...................................6
Материально-техническая база и основные фонды..................................6
Реклама и информация...........................................................7
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКОГО СОСТАВА.....................7
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕПЕТИЦИОННОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ..............................9
Руководитель хора как генератор традиций.......................................9
Организация занятий и методы разучивания репертуара............................9
Педагогическое значение хорового распевания...................................10
Разучивание репертуара. Психолого-педагогические особенности..................11
"Педагогика сотрудничества"...................................................13
Психолого-педагогические особенности расположения хора........................14
ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В САМОДЕЯТЕЛЬНОМ ХОРЕ........ 16
Некоторые методы и приёмы музыкально-педагогической работы....................16
"Фундамент музыкальности" или музыкальное обучение артистов хора..............17
КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ..........................19
Виды и особенности концертных выступлений.....................................20
ВЫВОДЫ........................................................................21
хора в одном или двух отделениях. Концерт в одном отделении обычно длится до
одного часа. Когда концерт состоит из двух отделений, то каждое отделение
обычно занимает 30-40 минут. В самостоятельном концерте хор исполняет 20-25
произведений. Концертная программа должна быть разнообразной. Это достигается
подбором разноплановых произведений контрастных по художественным образам,
характеру музыкального материала, стилю изложения и т.д. Концертная программа
может быть построена или в хронологической последовательности, или по жанрам,
или по стилистической принадлежности составляющих ее произведений.
Руководитель хора при составлении программы должен иметь в виду, что интересу
слушателей к выступлению хора должен возрастать к финалу концерта. Сверх
объявленной программы хору
следует иметь одно-два
быть исполнены по настоятельным просьбам слушателей в конце концерта.
Особенно понравившееся слушателям произведение из концертной программы
(продолжительные аплодисменты, скандирование "бис") можно повторить в том
случае, если дирижер уверен, что при повторении оно прозвучит не хуже первого
исполнения.
Поведение дирижера хора на сцене, его артистичность, обаяние в значительной
степени влияет на успех концерта.
За 10-15 минут до выхода на сцену желательно провести стоя, в концертных
костюмах короткую 5-7-минутную настройку хора, во время которой следует спеть
одно-два упражнения, настраивающие хор на начало концерта, а главное,
сосредоточить внимание коллектива к выходу на сцену, снять излишнее
напряжение, естественно возникающее у певцов перед началом концерта.
Концертно-исполнительскую деятельность хора следует планировать. Количество
концертных выступлений коллектива определяется его художественно-творческими
возможностями, уровнем исполнительского мастерства, качеством и количеством
подготовленного репертуара. Нельзя выступать на концертной эстраде с
недоученными или плохо впетыми произведениями. Малое количество концертных
вступлений так же плохо, как и слишком большое. Практика показывает, что
подготовленный самодеятельный хор должен выступать не более 10-12 раз в год.
Каждое концертное выступление хора должно анализироваться, обсуждаться с
хоровым коллективом. Следует отмечать положительные стороны, обращать
внимание на недостатки с целью их устранения в дальнейшей концертно-
исполнительской деятельности.
ВЫВОДЫ
Работа дирижёра самодеятельного академического хора сложна и многогранна.
Руководитель хора должен быть не только высококвалифицированным, одаренным
хормейстером и дирижёром, но и умелым, талантливым педагогом, организатором и
воспитателем. В противном случае он не добьется ощутимых художественных
результатов, если не сумеет создать дружный, увлеченный коллектив
единомышленников, для которых хоровое пение является важной духовной
потребностью.
Главной особенностью работы с самодеятельным хоровым коллективом является
творческий процесс, прочно взаимосвязанный с процессами обучения, воспитания
и организации. В этом разрезе педагогическую и психологическую образованность
руководителя самодеятельного хора невозможно переоценить.
Нынешний этап развития самодеятельного хорового искусства переживает
серьёзный кризис по трём основным направлениям — экономический, социальный и
в определённой степени духовный. В этой ситуации проверяются на прочность не
только профессиональные качества руководителя, но и его, прежде всего,
педагогическое умение организовать коллектив, вывести его на должный
исполнительский уровень и удержать от распада. И чтобы при этом не пострадало
творчество.
Всё это представляет собой проблемы прежде всего педагогического характера —
нужно научить людей петь в хоре, понимать, хор, любить хор и, главное, — не
предавать хор ни при каких обстоятельствах.
Использованная литература и источники
1. Б.В. Баранов, "Курс хороведения", М., ПОП Музфонда, 2007
2. П.Г. Чесноков, "Хор и управление им", М., Музгиз, 2007
3. Э.М. Суханова, "Педагогика как наука и искусство воспитания, Лекция, М.
МГУК, 2007
4. Б.И. Тараканов,
"Разработка положений по
сфере менеджмента хорового искусства", М., 2007
5. В. Морозов, "В помощь педагогу-музыканту", М. Музыка, 2006
6. С. Сагитов, "Методика музыкально-теоретического образования участников
коллективов хужожественной самодеятельности", М., Музыка, 2008
7. С. Попов, "Организационные и методические основы работы самодеятельного
хора", М., Профиздат, 2004
8. Сеть ИНТЕРНЕТ, базы данных по музыкальной педагогике.
Информация о работе Прикладные аспекты музыкальной педагогики