Развитие музыкальной культуры в Западной Беларусии (1921 - 1939 гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 16:31, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – раскрыть процесс развития музыкальной культуры в Западной Беларуси в межвоенный период.
Реализации поставленной цели подчинены следующие задачи:
- дать обзор научной литературы и источников по теме исследования;
- осветить деятельность западнобелорусских композиторов по сохранению и развитию национальной музыки;
- определить место белорусской национальной музыки в творчестве польских композиторов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ ……………………..……… 6
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗАПАДНОБЕЛОРУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ ПО СОХРАНЕНИЮ И РАЗВИТИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКИ ……... 16
ГЛАВА 3. БЕЛОРУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКА В ТВОРЧЕСТВЕ ПОЛЬСКИХ КОМПОЗИТОРОВ ……………………….…..……………….... 30
ГЛАВА 4. РОЛЬ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ТВОРЧЕСТВА В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЗАПАДНОЙ БЕЛАРУСИ ………………..... 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….... 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……. 60

Вложенные файлы: 1 файл

Музыкальная культура З.Б. Балейко. 2013.docx

— 2.87 Мб (Скачать файл)

4 марта 1938 г. Евгению Чернявскую-Орса  на концерт в Вильно пригласил Г. Ширма и предложил ей выступить вместе с его хором. Концерт прошел в гостинном университетском зале Снедецких. Благодаря Г. Ширме репертуар певицы был обогащен белорусскими народными песнями. Одна из них – “Паднімайся з нізін, сакаліная сям’я”. На концерте певица познакомилась с М. Танком. Приехав в Варшаву, Евгения Чернявская-Орса вместе с членами местного Просветительского товарищества белорусов начала собирать финансовые средства для издания книги “Пад мачтай” Максима Танка (сборник стихов вышел в печать 20 июня 1938 г.). После окончания Варшавской консерватории следы белорусской певицы теряются. Ее имя не упоминается ни в одной белорусской энциклопедии [70,с.89].

В 1920 – 1930-е годы белорусская национальная музыка была популярной на Белосточчине. Одним из ярких музыкальных деятелей этого края в данный период был религиозный музыковед и композитор белорусского зарубежья Кастусь Кислый. Родился в К.Кислый 1898 г. Место его рождения определяется по-разному: одни исследователи пишут, что он родился в Леньцах на Подлесье, другие – в Лодзинском воеводстве, а третьи - на Смоленщине, откуда был родом его отец. В 1914 г. семья выехала за границу как беженцы. Сначала Кислые жили в Мариуполе, где Кастусь пошел учиться в учительскую семинарию. Там проявились его музыкальные способности. В 20-летнем возрасте он начал преподавать пение в семинарии и возглавил хор. Свой первый концерт дирижер создал не только из русских, украинских песен, но включил и две белорусские песни. В годы I мировой войны семья Кислых находит пристанище в Турции, недалеко от Константинополя. А в 1921 г. они возвращаются на родину – в Беларусь и поселяются в Слониме, который уже входил в состав Польши. В Слониме Кастусь Кислый устраивается на работу в Спаса-Преображенский собор, где организовал церковный хор и светский общий (смешанный) хор в Слонимском Народном доме [67,с. 53].

С 1932 г. Кастусь Кислый живет в Белостоке. При соборе Святого Николая он организовывает школьный церковный хор, а также хор при Товариществе Белорусской Школы. Помимо дирижерской деятельности Кислый пропагандирует белорусское слово, культуру, музыку. Его коллективы выступают с белорусскими концертами на Белосточчине.

После сентября 1939 г. за К. Кислым начинают следить органы государственной безопасности. В 1941 г. его арестовывают и сажают в тюрьму. Но начинается Великая Отечественная война – Кастусь выходит на свободу и опять возвращается в Белосток. Он возобновил деятельность своего хора, активно выступает с концертами. Композитор создает ансамбль белорусской песни и пляски, который выступает не только в Белостоке, но и по всей Белосточчине [67, с. 54].

В июне 1944 г. Кастусь Кислый оставил Белосточчину и выехал в Германию, а через несколько лет переехал жить в Бельгию. Там он много работал с ансамблем Равенского, пропагандировал белорусскую песню в Европе, выступал с концертами в Лондоне, Кёльне, Брюсселе, Боне, Париже.

С августа 1956 г. Кастусь Кислый жил в Кливленде (США). Он руководил белорусским хором молодежи в Кливленде, другими светскими и церковными коллективами. Под его руководством молодежный хор был преобразован в женский ансамбль “Васильки”. Кастусь Кислый написал десятки произведений церковновного обихода, используя в своем творчестве богатые традиции белорусской церковной музыки. Он умело аккомпонировал церковную музыку, издал музыкальный сборник “Вялікдзень”. Кастусь Кислый – один из тех композиторов, кто внес большой вклад в развитие и распространение белорусской православной церковной и народной музыки в Польше.

Популяризации национальной музыки Западной Беларуси в межвоенный период посвятил часть своей творческой деятельности уроженец д. Заполье (Пружанский район), профессиональный исполнитель бас-баритон Павел Прокопеня (1910 - 1976) (Приложение 11). Польские источники указывают место его рождения как “Zapole na Polesiu”.

Свою известность в Западной Беларуси П. Прокопеня получил после концертов в Вильно, которые проходили 4 мая и 2 июня 1937 г. Еще юношей, работая батраком в Новогрудке, он пел для рабочих. Польский писатель и композитор Ярослав Абрамов-Неверли писал, что будущий певец работал посыльным в Новогрудском управлении и в полицейской комендатуре. На его голос обратила внимание жена комиссара полиции и отправила его учиться в Варшаву. Там он становится известным певцом, в Кракове поет с Яном Кепурой. Благодаря знакомству Прокопени с артистом, баритоном Тадеушем Орда-Залевским, его зачисляют в хор при Варшавской опере. Это дало певцу право на двухгодичное обучение в школе пения Ричарда Ураги, который также признал редкий талант Прокопени. Р. Урага рекомендовал певца князю А. Радивилу, который обеспечил его стипендией для дальнейшего обучения в Италии. На протяжении трех лет он занимался в Милане и Риме.

На международном конкурсе молодых исполнителей в Вене П.Прокопеня получил диплом I степени. В 1933 - 1935 гг. он дал около 100 концертов на радиостанциях в Риме и со сцены, выступая в самых престижных театрах Милана и Рима. В 1936 г. П. Прокопеня вернулся в Польшу.

Будучи уже известным певцом, во второй половине 1930-х гг. П. Прокопеня приехал на гастроли в Новогрудок. Концерт прошел в кинозале. В его репертуаре была и белорусская народная песня “Лявоніха», принятая залом на бис. В течение двух лет после возвращения в Польшу П. Прокопеня принял участие в 250 концертах, в том числе и благотворительных. Среди таких концертов были и выступления на родине для земляков Заполья (Приложение 12) и соседних деревень [15, с.57].

Павел Прокопеня, как и большинство деятелей культуры - уроженцев Западной Беларуси, не вернулся на родину после Второй мировой войны. Он переехал в США, занимался там концертной деятельностью. И хотя в репертуар певца входили самые известные музыкальные произведения мировой классики, были среди них и родные белорусские песни («Ах ты, доля, мая доля», например). Певец умер в 1976 г. в Нью-Йорке, похоронен на польском кладбище в Дойлставне (штат Пенсильвания).

В связи с почти полным отсутствием профессиональных кадров национальной художественной интеллигенции, недостатком материальных средств и шовинистской пропагандой польских политических сил, массовый характер в Западной Беларуси в межвоенный период стало приобретать самодеятельное театральное, а вместе с ним и музыкальное искусство. В первую очередь это было связано с культурно-просветительной деятельностью белорусских общественных, образовательных и молодежных организаций и объединений.

Успехом среди западнобелорусского крестьянства пользовались любительские концерты как театральных, так и хоровых и музыкальных секций кружков Товарищества Белорусской Школы. Наиболее известными были самодеятельные театрально-музыкальные коллективы в Старом Свержени Столбцовского повета (руководитель М. Горонович), Большой Кракотке Слонимского повета, Негневичах Новогрудского повета, Шенях Пружанского повета, Больших Гринках Волковысского повета и в других населенных пунктах. Высокой исполнительской культурой отличались хоровые коллективы кружков ТБШ в Вилейке, Новогрудке, Заполье Новогрудского повета, Ерёмичах и Новом Свержени Столбцовского повета, Белостоке, Гродно [10, с.125].

Театрально-хоровая секция в Старом Свержени Столбцовского повета под руководством музыкально одаренного и талантливого от природы крестьянина Михаила Гороновича в регулярно проводившемся в 1920-е годы конкурсе хоров была признана одним из лучших коллективов. В репертуар хора входили такие песни, как “Наш край”, “Люблю наш край”, “Не пагаснуць зоркі ў небе”, “Дуда” [10, с.126].

При кружке ТБШ в д. Большая Кракотка Слонимского повета были основаны хоровой и музыкальный самодеятельные коллективы под руководством В. Трофимовича и А. Житкевича. А в д. Острово Слонимского повета в 1929 г. был возведен народный дом, который стал центром художественной самодеятельности. Здесь же действовал народный хор [10, с.126].

Проводя культурно-просветительную работу, кружки ТБШ организовывали театральные постановки, музыкальные вечера и концерты. Так, в д. Ровки в феврале 1927 г. была поставлена пьеса «Дрыгва» Ф. Алехновича, перед началом которой выступил хор из д. Песчанки Скидельской волости, исполнив песню «Не пагаснуць зоркі ў небе” [56, с.128]. По их примеру активизируется развитие театральной и музыкальной художественной самодеятельности в близлежащих деревнях Бубны и Беляковщина.

В первой половине 1930-х гг. происходит упадок деятельности ТБШ, что привело к свертыванию движения художественной самодеятельности в большинстве западнобелорусских поветов. Только в отдельных из них продолжали действовать творческие коллективы. Так, в программе торжеств, организованных 22 октября 1933 г. к 5-летию кружка в д. Большие Гринки Волковысского повета, состоялось выступление хора (руководитель А. Сахарчук), который исполнил песни “Зязюленька”, “Дзе ты, хмелю, зімаваў”, “Ці свет, ці светае”. Из-за большого количества присутствующих из близлежащих деревень и ограниченности помещения Г. Ширма дважды прочитал лекции «Литература и ее значение в жизни общества и личности», «Белорусские народные песни» [10, с.127.].

Традиции ТБШ продолжили деятели Белорусского Института Хозяйства и Культуры (БИХиК). Часть белорусской студенческой молодежи в Вильно вошла в хор рабочей и студенческой молодежи, позже хор Белорусского союза студентов (БСС) (Приложения 16, 17), который по предложению БСС был организован при Виленском университете им. С. Батория Григорием Ширмой в 1931г.

В отчете за 1932 г. полесский воевода отметил активность деятельности секций Союза Стрельцов из местечек Городец, Ганцевичи, Селец, Черневичи, Камень-Литовск и обратил внимание на значительный рост музыкального искусства в деревнях, удаленных от культурных центров [11, с.21].

Центрами популяризации белорусского театрального и музыкального искусства в Западной Беларуси в 1921-1939 гг. являлись и белорусские гимназии. Виленская белорусская гимназия собрала в своих стенах лучшие белорусские интеллектуальные силы, цвет национальной интеллигенции Западной Беларуси. Среди них были и музыканты, которые своей деятельностью способствовали развитию не только профессионального, но и самодеятельного музыкального искусства Западной Беларуси в межвоенный период. Вместе с усвоением знаний важнейшей задачей гимназии было и формирование национального самосознания учащихся. Много внимания этому аспекту уделялось во внешкольной работе – на «свободных занятиях» по краеведению, в хоровой работе, театральном творчестве и т.д. Через эти формы самодеятельности юноши и девушки занимались белорусской общественной и культурной работой.

В 1921 г. В Виленской белорусской гимназии был организован гимназический кружок Громады белорусской молодежи. Для того чтобы собрать средства на свой издательский проект (журнал «Маладое жыццё»), его активисты почти каждую субботу проводили благотворительные театральные и музыкальные вечера, на которых выступали оркестр и хор гимназии. На страницах журнала его авторы стремились пробудить интерес ученической молодежи к белорусской культуре, театральному и музыкальному творчеству. Драматическая, хоровая и музыкальная секции кружка проводили ученические вечера и творческие субботники.

Школьный самодеятельный хор Виленской белорусской гимназии был основан еще в 1920 г. стараниями учителя пения, в то время уже известного широкой публике хормейстера Арона Згирского. Дальнейшему становлению самодеятельного хорового коллектива гимназии способствовала работа его следующего руководителя – Альбина Стаповича (родного брата белорусского католического священника и поэта Константина Стаповича) (Приложение 18), а затем сменившего его Григория Ширмы (с 1926 г.). Этот коллектив сыграл значительную роль в популяризации белорусской народной песни. «Вечера славянской песни» (первый состоялся 17 июня 1928 г.) этого хора под аккомпанемент композитора К. Галковского получили известность во всех западнобелорусских землях [5, с. 85]. Среди участников хора Г. Ширмы в Виленской белорусской гимназии были Валентин Тавлай, Анатолий Иверс, Алесь Сологуб [34,с.20].

В гимназии также имелись струнный и духовой оркестры (Приложение 19), которые часто выступали на совместных с хором Ширмы концертах. Эти концерты охотно посещали учащиеся других учебных заведений г. Вильно. В гимназии также организовывались совместные интернациональные вечера, на которых звучали белорусские песни и музыка, что способствовало популяризации белорусской национальной музыки в Западной Беларуси.

В 1927 г. Г. Ширма был снят с преподавательской должности, но продолжал руководить хором. А когда в 1928 г. композитор был окончательно уволен из Виленской белорусской гимназии, хор был распущен [76,с.317]. С преобразованием Виленской белорусской гимназии в 1932 г. в филиал польской гимназии им. Ю. Словацкого были утрачены белорусские национальные хоровые традиции.

Богатой на музыкальные события была Новогрудская белорусская гимназия. Ее хор и оркестр под руководством преподавателя и композитора Антона Волынчика имел свою аудиторию не только в стенах гимназии, но и среди широкой городской публики [46,с.82]. Учащиеся Новогрудской белорусской гимназии часто выезжали с концертами в различные деревням Новогрудского повета, где помимо оркестра и хора выступал танцевальный кружок гимназии, который представлял белорусские танцы “Лявоніху”, “Мікіту” і “Крыжачок” [10,с.123].

Насыщенной культурной жизнью отмечалась и Радошковичская белорусская гимназия. Ее ученический хор был организован усилиями Иосифа Гаврилика [46,с.83]. Несмотря на неблагоприятные бытовые условия, в которых находилась Несвижская белорусская гимназия, ее учащиеся активно участвовали в школьной самодеятельности (Приложение 20). В честь окончания 1921-1922 учебного года в Несвижской белорусской гимназии прошел большой торжественный вечер, на котором ученический хор исполнил народные песни и музыкальные произведения на стихи Я. Купалы, Я. Коласа, М. Богдановича и К. Буйло, а в 1922-1923 учебном году здесь прошло несколько музыкальных вечеров [46, с.85].

Информация о работе Развитие музыкальной культуры в Западной Беларусии (1921 - 1939 гг.)