Развитие творческой активности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель. Определение уровня развития у детей творческих способностей через развитие музыкально-ритмических и танцевальных движений.
Задачи исследования

Выявить, какими творческими знаниями, умениями и навыками владеют дети для выполнения музыкально-ритмических и танцевальных движений.
Исследовать изменения показателей музыкально-ритмических и
танцевальных движений в период проведения эксперимента.
Определить уровень развития творческих способностей у детей

Содержание

Введение. 2
Глава 1. Психолого-педагогический аспект развития творческой активности дошкольников. 6
Понятие творчества и творческой активности. 6
Развитие творческой активности в дошкольном возрасте. 14
Условия для успешного развития творческой активности. 17
Глава 2. Музыкально-ритмическая деятельность. 22
2.1. Виды музыкально-ритмической деятельности. 22
2.2. Значение музыкально-ритмической деятельности в развитие творческой активности дошкольников. 25
Глава 3. Диагностика развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста. 32
3.1.Организация и использование методов диагностики творческой активности дошкольников на музыкально-ритмических занятиях. 32
3.2. Практические рекомендации по развитию творческой активности
дошкольников. 57
Заключение. 65
Библиографический список. 67

Вложенные файлы: 1 файл

diplom_razvitie_tvorcheskoi_aktivnosti_detei.doc

— 360.50 Кб (Скачать файл)

 Среди любимых произведений были  названы  некоторые  русские  эстрадные песни и популярные группы (40% детей). Лишь 10%  детей  привели  примеры  из классики: «Щелкунчик»,  «Золушка»,  3%  -  народные  песни: «Во кузнице», «Во поле береза стояла», 1% - детскую песенку «33 коровы».

 Неожиданным  для  нас  оказался  высокий  процент  (60%)  положительных ответов на вопрос:  «Сочинял  ли  ты  музыку, стихи?»,  что говорит о достаточно высоком творческом потенциале  детей данной группы.  Это подтверждают  и ответы на вопрос: «Любишь ли ты рисовать свои  музыкальные  впечатления?»  – 60% детей ответили  утвердительно,  а делавших  пробы в жанре сочинения музыкальных сказок оказалось 40%.

Из 24 анкетированных детей  пять человек (23%) учатся игре на фортепиано (первый год), 2 ребенка (7%) – на гитаре.

Интересно,  что  при  30%  реально  обучающихся  игре  на   музыкальных инструментах,  60%  детей  утверждают  (данные  анкеты),  что  «играют»   на музыкальных инструментах! При более подробном опросе  выяснилось,  что дети выдают желаемое за действительное  или  же  просто  имеют  дома  музыкальный инструмент и пробуют «играть». Мы считаем, что этот факт  тоже указывает на перспективность в развитии творчества. Убеждает нас в этом и то, что 25% детей на вопрос: «Что больше любишь:  слушать музыку, танцевать?» - ответили «Все!», 25% - исполнять,  20%  - исполнять и слушать и 30% детей предпочитают просто  слушать и смотреть на танцы.  Уверены,  что могут  придумать  движения  под   музыку   –   60%   детей,   считают   себя восприимчивыми к  музыке  (меняется  настроение)  –  80%  детей.  Но  смогли назвать более трех средств  музыкальной  выразительности  всего  15%  детей, одно-два – 30%, и не вспомнили ни одного – 55% детей.

Итоговым вопросом анкеты мы выяснили, что отдают предпочтение пению и танцам на уроках 50% детей,  слушанию  музыку и смотреть  – 6%,  а остальным 44%  детей нравятся  разнообразные  творческие  виды деятельности:  пение,   слушание, отгадывание  музыкальных   загадок,   кроссвордов,   танцам   (подразумевают различные    двигательные    упражнения,    ритмопластические     движения), театрализации песен, рисованию и так далее.

Для отслеживания динамики развития музыкально-ритмических способностей предлагается диагностика, в которой выделены следующие параметры:

  • Чувство ритма – умение слышать и воспроизводить ритмический рисунок произведений, чередование сильных и слабых долей такта, акценты в требуемом темпе.
  • Артистизм – исполнение любого произведения красиво, свободно, в соответствии с характером произведения.
  • Гибкость – показатель пластичности тела, придаёт танцу выразительность, способствует тем самым созданию сценического образа.
  • Координация – умение согласовывать движения различными частями тела под музыку.
  • Ориентация в пространстве – умение ощущать своё тело в различных ракурсах пространства, свободно ориентироваться на сцене.
  • Сольное исполнение – умение исполнять произведение сольно в музыкальном сопровождении или без него.
  • Исполнение в ансамбле – исполнение одного произведения совместно, согласовано, соразмеряя свою художественную индивидуальность с индивидуальностью остальных членов ансамбля.

Данную диагностику  желательно провести на первых этапах занятий.

Для определения уровня развития музыкально-ритмических способностей можно использовать трехбалльную систему, где

3 – это показатель  высокого уровня развития; 
2 – средний уровень развития; 
1 – низкий уровень.

В процессе диагностирования можно выявить группы ребят с  низким уровнем развития музыкально-ритмических способностей, высоким уровнем того или иного аспекта диагностирования. Знание способностей ребят поможет определить основные проблемы детей и составить в соответствии с ними развивающие комплексы упражнений. Ребятам с высоким уровнем развития музыкально-ритмических данных необходима соответствующая корректировка, закрепление результатов и добавление к ним более сложных развивающих упражнений.

 

 

Таблица 1. Результаты контрольного исследования

 

Фамилии детей

Чувство ритма

Артистизм

Гибкость

Координация

Ориентация  в пространстве

Сольное исполнение

Ахаладзе Марина

2

2

2

1

2

2

Беляева Людмила

2

1

1

1

2

1

Балкин Вадим

0

0

1

1

1

0

Бородай Владимир

1

2

1

1

1

1

Вакулов Павел

3

2

3

2

2

1

Гавшина Людмила

1

1

1

1

1

0

Елисеев Сергей

2

2

3

2

1

1

Еремина Александра

2

2

3

2

2

1

Жидких Станислав

2

1

1

2

1

1

Ким Ольга

1

1

1

1

1

1

Кольцова Евгения

1

1

1

2

1

1

Лапина Юлия

1

1

1

1

1

1

Макарова Анна

2

3

3

2

1

1

Мефоденко Вадим

1

0

0

1

1

0

Никитин Алексей

1

1

1

1

1

1

Прокопова Ксения

2

2

3

2

2

1

Пятков Федор

1

1

1

1

1

0

Рядчиков Виктор

0

1

0

1

1

0

Симакова Анастасия

2

1

1

1

1

1

Тимко  Дарья

0

1

0

1

1

0

Шарыгина Марина

1

1

1

1

1

1

Уразова Анна

2

1

2

1

1

1


 

По результатам контрольного исследования (см. табл. 1) можно сделать  вывод, что в группе выделилась подгруппа дошкольников (5 чел.) с высоким уровнем развития музыкально-ритмических способностей, подгруппа (13 чел.) со средним уровнем и подгруппа (4 чел.) с низким уровнем.

На основании полученных результатов исследований было принято  решение начать работу по овладению детьми музыкально-ритмическими и танцевальными движениями. Работа осуществлялась в ходе формирующего этапа исследования.

Эксперимент проводился по следующим критериям:

  1. По уровню овладения музыкально-ритмическими движениями.
  2. По уровню овладения танцевальными движениями.
  3. По степени сформированности технических умений.

   Соответственно этим критериям в процессе музыкально-ритмической деятельности была взята группа из 20 детей, имеющих достаточный творческий потенциал для работы.

Занятия с данной группой  проводились 3 раза в неделю, продолжительность 25-30 мин. каждое, а также индивидуально  в свободное от занятий время.

     Одним из главных условий развития у дошкольников творчества являются:

  1. желание заниматься музыкально-ритмической деятельностью;
  2. желание овладеть языком танцевальных движений;
  3. сочетание в процессе обучения игровых и творческих

моментов.

В экспериментальную  работу по развитию творческих способностей через музыкально-ритмические и  танцевальные движения были включены следующие направления обучения:

1. Развитие музыкально-ритмических  и танцевальных движений, куда  входили задания направленные  на овладение детьми  следующими  действиями:

    - выразительность

    - индивидуальная  манера исполнения

    - умение осмыслить и сориентироваться в соответствии с музыкой

            2.   Развитие творческих способностей, овладение языку танцевальных движений.

    3. Совершенствование музыкально-ритмических и танцевальных навыков.

В данную работу вошли  следующие материалы:

1. Система развития музыкально-творческих способностей детей.

 

                                 I этап

  1. Подготовка необходимой документации
  2. Определение программы работы с детьми по видам музыкальной деятельности
  3. Составление календарных планов

                                II этап

  1. Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей
  2. Выступление на родительских собраниях.

                              III этап

  1. Реализация учебно-воспитательного процесса и индивидуальной работы с детьми
  2. Работа по формированию у детей творческих действий с использованием творческих заданий

                            IV этап

  1. Диагностика
  2. Показ открытых мероприятий
  3. Педагогический совет

 

 

2. Конспект занятия в подготовительной группе по развитию музыкально-ритмических и танцевальных движений на тему «Колобок  - румяный бок».                         

      Музыкальный руководитель: Байгубакова Татьяна Сергеевна

 

Цель:    Развивать способности к образному перевоплощению, находя соответствующие жесты.

Задачи: Учить детей разыгрывать сказочный сюжет с участием 1-4 разнохарактерных персонажей. Выразительно передавать игровой образ. Поощрять попытку самим искать характерные особенности пластического персонажа и выразительно воплощать образ.

Оформление: Осенние пенечки, деревья, листья.

Методы  и приемы: Показ, художественное слово, беседа.

Муз. сопровождение: Магнитофон, аудиокассеты.

               Дети под музыку вошли в зал.

I. Муз.рук.:    Чтобы вежливыми  быть –

                        Надо «здравствуй» говорить!

    Дети:          «Здравствуйте, ладошки!» хлоп-хлоп…

                        «Здравствуйте, сапожки!» топ-топ…

                        «Здравствуй, шустрый ветерок!»  звонкий детский 

                         голосок!

II. Муз.рук.:    « Здравствуйте, ребята!»

    Дети:                   Здравствуйте!

III. Муз.рук..:  Ребята, а что такое красивая осанка?

     Дети:          Ровная спина, голова прямо,  лопатки сведены, 

                         ножки вместе, ручки «музыкальные».

IV. Муз.рук.:   Вот мы и поработаем сейчас над красивой осанкой.

                        Начали.

     Все выполняют движения по тексту:

                        «У нас славная осанка

                         Мы свели лопаточки

                         Мы походим на носках,

                         А потом на пятках.

                         Мы пройдемся как лисята,

                         Ну, а если надоест – 

                         Мы пройдемся косолапо,

                        Как медведи ходят в лес.

                        И как зайчишка – трусишка,

                        И как серый волк – волчишко.

                        Вот свернулся еж в клубок,

                        Потому, что он продрог.

                        Лучик ежика коснулся,

                        Ежик сладко потянулся!

                        И сказал «Доброе утро!»

V. Муз.рук.:  А теперь мы снова девочки и мальчики  поучимся

                        красиво ходить.

                        Р.Н.М. «Ах вы, сени».

                        1. Шаг с носка (переменный)

                        2. «По камушкам» (мягкий прыжок с одной ноги на

                             другую, каждая нога поочередно  под себя 

                             поджимается).

                        3. «Навстречу солнышку» (легкий  бег, руки раскрыты,

                             ладошки вверх).

                        4. «Греем на солнышке щечки» (пружинка с поворотом)

VI. Муз.рук.: Ребята, вы любите сказку?

                       А как можно рассказать сказку?

      Дети:        Словами и движениями.

                        Когда словами – очень коротко (раз, два и готово)

                        А с движениями – дольше (потому  как показывать

                        надо подробно)

      Итак, начинаем  рассказывать сказку.

    Кто захотел  колобка? Покажите – показ  с выполнением.

    Как он просил  бабку? Как она отвечала? –  показ с выполнением.

    Как бабка  делала колобка? – показ с  выполнением.

    Колобок выпекался  (дед + бабка радуются, ждут) –  показ с выполнением.

    Колобок –  надоело ему на окошке студиться  – скатился с окна

    и покатился…  Показ с выполнением.

    Кто попадается  навстречу колобку? (показ детей  в движениях, 

    с «хватающими»  жестами – т.е. громкий хлопок  перед собой).

    а). Заяц (легкие  прыжки)

    б). Волк (ходьба  с высоким подниманием колена, подбоченившись)

    в). Медведь  (вперевалочку, неуклюже, широко расставив  ноги,

          руки растопырив)

    г). Лиса (шаг  с носка «лапки – загребают», «воображает»).

Информация о работе Развитие творческой активности