Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 18:52, курсовая работа
Цель. Определение уровня развития у детей творческих способностей через развитие музыкально-ритмических и танцевальных движений.
Задачи исследования
Выявить, какими творческими знаниями, умениями и навыками владеют дети для выполнения музыкально-ритмических и танцевальных движений.
Исследовать изменения показателей музыкально-ритмических и
танцевальных движений в период проведения эксперимента.
Определить уровень развития творческих способностей у детей
Введение. 2
Глава 1. Психолого-педагогический аспект развития творческой активности дошкольников. 6
Понятие творчества и творческой активности. 6
Развитие творческой активности в дошкольном возрасте. 14
Условия для успешного развития творческой активности. 17
Глава 2. Музыкально-ритмическая деятельность. 22
2.1. Виды музыкально-ритмической деятельности. 22
2.2. Значение музыкально-ритмической деятельности в развитие творческой активности дошкольников. 25
Глава 3. Диагностика развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста. 32
3.1.Организация и использование методов диагностики творческой активности дошкольников на музыкально-ритмических занятиях. 32
3.2. Практические рекомендации по развитию творческой активности
дошкольников. 57
Заключение. 65
Библиографический список. 67
Среди любимых произведений были названы некоторые русские эстрадные песни и популярные группы (40% детей). Лишь 10% детей привели примеры из классики: «Щелкунчик», «Золушка», 3% - народные песни: «Во кузнице», «Во поле береза стояла», 1% - детскую песенку «33 коровы».
Неожиданным для нас оказался высокий процент (60%) положительных ответов на вопрос: «Сочинял ли ты музыку, стихи?», что говорит о достаточно высоком творческом потенциале детей данной группы. Это подтверждают и ответы на вопрос: «Любишь ли ты рисовать свои музыкальные впечатления?» – 60% детей ответили утвердительно, а делавших пробы в жанре сочинения музыкальных сказок оказалось 40%.
Из 24 анкетированных детей пять человек (23%) учатся игре на фортепиано (первый год), 2 ребенка (7%) – на гитаре.
Интересно, что при 30% реально обучающихся игре на музыкальных инструментах, 60% детей утверждают (данные анкеты), что «играют» на музыкальных инструментах! При более подробном опросе выяснилось, что дети выдают желаемое за действительное или же просто имеют дома музыкальный инструмент и пробуют «играть». Мы считаем, что этот факт тоже указывает на перспективность в развитии творчества. Убеждает нас в этом и то, что 25% детей на вопрос: «Что больше любишь: слушать музыку, танцевать?» - ответили «Все!», 25% - исполнять, 20% - исполнять и слушать и 30% детей предпочитают просто слушать и смотреть на танцы. Уверены, что могут придумать движения под музыку – 60% детей, считают себя восприимчивыми к музыке (меняется настроение) – 80% детей. Но смогли назвать более трех средств музыкальной выразительности всего 15% детей, одно-два – 30%, и не вспомнили ни одного – 55% детей.
Итоговым вопросом анкеты мы выяснили, что отдают предпочтение пению и танцам на уроках 50% детей, слушанию музыку и смотреть – 6%, а остальным 44% детей нравятся разнообразные творческие виды деятельности: пение, слушание, отгадывание музыкальных загадок, кроссвордов, танцам (подразумевают различные двигательные упражнения, ритмопластические движения), театрализации песен, рисованию и так далее.
Для отслеживания динамики
развития музыкально-ритмических
Данную диагностику желательно провести на первых этапах занятий.
Для определения уровня развития музыкально-ритмических способностей можно использовать трехбалльную систему, где
3 – это показатель
высокого уровня развития;
2 – средний уровень развития;
1 – низкий уровень.
В процессе диагностирования можно выявить группы ребят с низким уровнем развития музыкально-ритмических способностей, высоким уровнем того или иного аспекта диагностирования. Знание способностей ребят поможет определить основные проблемы детей и составить в соответствии с ними развивающие комплексы упражнений. Ребятам с высоким уровнем развития музыкально-ритмических данных необходима соответствующая корректировка, закрепление результатов и добавление к ним более сложных развивающих упражнений.
Таблица 1. Результаты контрольного исследования
Фамилии детей |
Чувство ритма |
Артистизм |
Гибкость |
Координация |
Ориентация в пространстве |
Сольное исполнение |
Ахаладзе Марина |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
Беляева Людмила |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
Балкин Вадим |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
Бородай Владимир |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Вакулов Павел |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
Гавшина Людмила |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
Елисеев Сергей |
2 |
2 |
3 |
2 |
1 |
1 |
Еремина Александра |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
Жидких Станислав |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
Ким Ольга |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Кольцова Евгения |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
Лапина Юлия |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Макарова Анна |
2 |
3 |
3 |
2 |
1 |
1 |
Мефоденко Вадим |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
Никитин Алексей |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Прокопова Ксения |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
Пятков Федор |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
Рядчиков Виктор |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
Симакова Анастасия |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Тимко Дарья |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
Шарыгина Марина |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Уразова Анна |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
По результатам контрольного исследования (см. табл. 1) можно сделать вывод, что в группе выделилась подгруппа дошкольников (5 чел.) с высоким уровнем развития музыкально-ритмических способностей, подгруппа (13 чел.) со средним уровнем и подгруппа (4 чел.) с низким уровнем.
На основании полученных результатов исследований было принято решение начать работу по овладению детьми музыкально-ритмическими и танцевальными движениями. Работа осуществлялась в ходе формирующего этапа исследования.
Эксперимент проводился по следующим критериям:
Соответственно этим критериям в процессе музыкально-ритмической деятельности была взята группа из 20 детей, имеющих достаточный творческий потенциал для работы.
Занятия с данной группой проводились 3 раза в неделю, продолжительность 25-30 мин. каждое, а также индивидуально в свободное от занятий время.
Одним из главных условий развития у дошкольников творчества являются:
моментов.
В экспериментальную
работу по развитию творческих способностей
через музыкально-ритмические
1. Развитие музыкально-
- выразительность
- индивидуальная манера исполнения
- умение осмыслить и сориентироваться в соответствии с музыкой
2. Развитие творческих способностей, овладение языку танцевальных движений.
3. Совершенствование музыкально-ритмических и танцевальных навыков.
В данную работу вошли следующие материалы:
1. Система развития музыкально-творческих способностей детей.
II этап
III этап
IV этап
2. Конспект занятия в подготовительной группе по развитию музыкально-ритмических и танцевальных движений на тему «Колобок - румяный бок».
Музыкальный руководитель: Байгубакова Татьяна Сергеевна
Цель: Развивать способности к образному перевоплощению, находя соответствующие жесты.
Задачи: Учить детей разыгрывать сказочный сюжет с участием 1-4 разнохарактерных персонажей. Выразительно передавать игровой образ. Поощрять попытку самим искать характерные особенности пластического персонажа и выразительно воплощать образ.
Оформление: Осенние пенечки, деревья, листья.
Методы и приемы: Показ, художественное слово, беседа.
Муз. сопровождение: Магнитофон, аудиокассеты.
Дети под музыку вошли в зал.
I. Муз.рук.: Чтобы вежливыми быть –
Надо «здравствуй» говорить!
Дети: «Здравствуйте, ладошки!» хлоп-хлоп…
«Здравствуйте, сапожки!» топ-
«Здравствуй, шустрый ветерок!»
голосок!
II. Муз.рук.: « Здравствуйте, ребята!»
Дети: Здравствуйте!
III. Муз.рук..: Ребята, а что такое красивая осанка?
Дети: Ровная спина, голова прямо, лопатки сведены,
ножки вместе, ручки «музыкальные».
IV. Муз.рук.: Вот мы и поработаем сейчас над красивой осанкой.
Начали.
Все выполняют движения по тексту:
«У нас славная осанка
Мы свели лопаточки
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Мы пройдемся как лисята,
Ну, а если надоест –
Мы пройдемся косолапо,
Как медведи ходят в лес.
И как зайчишка – трусишка,
И как серый волк – волчишко.
Вот свернулся еж в клубок,
Потому, что он продрог.
Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся!
И сказал «Доброе утро!»
V. Муз.рук.: А теперь мы снова девочки и мальчики поучимся
красиво ходить.
Р.Н.М. «Ах вы, сени».
1. Шаг с носка (переменный)
2. «По камушкам» (мягкий прыжок с одной ноги на
другую, каждая нога поочередно под себя
поджимается).
3. «Навстречу солнышку» (легкий бег, руки раскрыты,
ладошки вверх).
4. «Греем на солнышке щечки» (пружинка с поворотом)
VI. Муз.рук.: Ребята, вы любите сказку?
А как можно рассказать сказку?
Дети: Словами и движениями.
Когда словами – очень коротко (раз, два и готово)
А с движениями – дольше (потому как показывать
надо подробно)
Итак, начинаем рассказывать сказку.
Кто захотел колобка? Покажите – показ с выполнением.
Как он просил бабку? Как она отвечала? – показ с выполнением.
Как бабка делала колобка? – показ с выполнением.
Колобок выпекался (дед + бабка радуются, ждут) – показ с выполнением.
Колобок –
надоело ему на окошке
и покатился… Показ с выполнением.
Кто попадается навстречу колобку? (показ детей в движениях,
с «хватающими» жестами – т.е. громкий хлопок перед собой).
а). Заяц (легкие прыжки)
б). Волк (ходьба с высоким подниманием колена, подбоченившись)
в). Медведь (вперевалочку, неуклюже, широко расставив ноги,
руки растопырив)
г). Лиса (шаг с носка «лапки – загребают», «воображает»).