Роберт Шуман «Карнавал»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 20:26, курсовая работа

Краткое описание

Почти все первое десятилетие своей композиторской жизни Шуман посвятил музыке для фортепиано. На протяжении этих лет творческие потребности композитора все время расширялись, профессиональная техника совершенствовалась. На рубеже тридцатых и сороковых годов Шуман почувствовал, что рамки фортепиано уже тесны для него. Наступала новая фаза его творческой зрелости, которая вскоре сказалась и в большем диапазоне идей и в неограниченном разнообразии жанров. Это был в известном смысле неуклонный творческий прогресс. И все же,— в этом примечательная особенность эволюции Шумана — автор четырех симфоний, «Рая к Пери», «Геновевы», «Фауста» в целом не превзошел творца «Крейслерианы», «Симфонических этюдов», первой части а-moll’ого фортепианного концерта. Разумеется, и новые десятилетия дали несколько настоящих вершин творчества: достаточно назвать квинтет, цикл «Любовь поэта», медленную часть «Рейнской симфонии». Но «лучший Шуман» — самый оригинальный, смелый, самый проникновенный и поэтичный – прежде всего, ассоциируется с его фортепианными произведениями.

Содержание

1.
Введение
Фортепианное творчество
3

2.
Основной раздел
«Карнавал»

8
3.
Заключение


21
4.
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Шуман Карнавал.doc

— 261.50 Кб (Скачать файл)

«Эстрелла», «Киарина», «Шопен» – это образы, воспринимаемые  обобщенно возвышенно, с выявлением самой главной, сущностной черты индивидуальности.

Высшая ступень  – возведение в символ. «Паганини» олицетворяет суть Артиста, Художника, Поэта.

Так, от маски  до творца, «Карнавал» запечатлевает  рождение Артиста, путь становления Художника. Это и есть основная драматургическая линия. Именно он, Художник – опора, управитель хаоса. Таким образом, творчество осознается Шуманом как Творение, то есть некая божественная деятельность.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сущность «шумановского» в музыке выражена в его фортепианных произведениях. Это яркое оригинальное искусство сложилось полностью в годы юности композитора. Многие циклы и отдельные пьесы композитора рождались под непосредственным воздействием литературы. Свои произведения Шуман озаглавливал в большинстве случаев уже после того, как они были закончены. Их названия призваны ввести в круг образов произведения и предохранить от искаженного восприятия авторского замысла.

 Беспрерывная  смена красок, светотеневые эффекты,  праздничность колорита в целом придают фортепианной музыке Шумана эмоциональную заостренность. Особенно его пленяли карнавальные образы. «Новеллистический» характер фортепианных пьес Шумана определил своеобразие их музыкальной формы. Крупные произведения образуются последовательным чередованием отдельных законченных пьес. На основе метода циклизации миниатюр Шуман создает типичную для него крупную форму в фортепианной музыке. Произведения Шумана отличаются подчеркнутой драматичностью композиции, использованием придельных контрастов.

Шумановские циклы  отличаются от обычных сюит не только своей внутренней контрастностью. Не менее существенна образно-эмоциональная  связь, объединяющая пьесы в единое целое. В формообразовании шумановских  циклов существенную роль играют два  приема: монотематизм и вариационность.

В «Карнавале»  всем характерным пьесам присуща  общая группа интонаций, состоящая  из четырех звуков. Трактовка этого  «интонационного зерна» вольная. Каждая «сценка» имеет свою мелодическую (а  также и жанровую, ритмическую, фактурную, гармоническую) характеристику. При этом структура цикла более сложна, чем в вариациях классицистского типа. Между отдельными пьесами существуют музыкально-образные «переклички». Так, «Пауза» и заключительный «Марш давидсбюндлеров» варьирует основные образы «Вступления». Центральные персонажи цикла – Эвсебий и Флорестан, Киарина и Эстрелла, Шопен и Паганини  объединяются общими «лейтмотивами». Кроме того, в композиции цикла намечены определенные структурные закономерности. Он как бы делиться на две части. Начальные девять пьес объединены одним интонационным комплексом (А Еs С H), во второй половине цикла господствует другая группа (As C H). Восьмая, девятая и десятая пьесы разделяют эти два этапа.  

По дерзости замысла и смелости его воплощения «Карнавал» – оригинальнейшее музыкальное произведение. С юношеским задором, с веселым и язвительным смехом Шуман утверждал неслыханно новые принципы музыкального искусства. Это произведение в полной мере дает представление о творчестве Шумана, его музыкальном мире, стиле композитора. «Карнавал» – яркий образец романтизма, его манифест, ясно выявляющий проблематику романтического искусства и искусства Шумана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    1. Амброс А.В. Р. Шуман. Жизнь и творчество / пер. с нем. А. Н. Серова – М.: Музыка, 1988.
    2. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии / Н.Я. Берковский. – СПб: Азбука классика, 2001.
    3. Бэлза И. Исторические судьбы романтизма и музыка: Очерки. / И. Бэлза. – М.: Музыка, 1985.
    4. Владыкина-Бачинская Н.М. Роберт Шуман /Н.М. Владыкина-Бачинская – М, 1968.
    5. Галацкая В. С. Музыкальная литература зарубежных стран: Учеб. пособие, выпуск третий / В. С. Галацкая. – М.: Музыка, 1981.
    6. Друзкин М. «Творческий метод Шумана» / М. Друзкин История и современность. Статьи о музыке – Л., 1960. – С. 25-35.
    7. Житомирский Д.В. Роберт Шуман. Очерк жизни и творчества / Д.В. Житомирский. – М.: Музыка, 1964.
    8. Зенкин Н.В. Фортепианная миниатюра в музыке западно-европейских композиторов / Н.В. Зенкин Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма. – М., 1997. – с. 74-98.
    9. Кошмина И. «Карнавал» Роберта Шумана / в книге Пионерский музыкальный клуб, вып. 17. – М. 1979. – с. 21-25.
    10. Конен В. История зарубежной музыки, выпуск третий / В. Конен. – М.: Музыка, 1984.
    11. Меркулов А. М. Фортепианные сюитные циклы Шумана / в книге Вопросы целостности композиции и интерпретации. – М.: Музыка, 1991.
    12. Хентова С.М. «Жизнь, воплощенная в музыке» /С.М. Хентова Статьи и очерки. – М., 1972. – С. 80-83.
    13. Шуман Р. О музыке и музыкантах: СОБР. Статей в 2-х томах пер. с нем. / сост. текст. Ред., вступ. статья, коммент. и указания Д.В. Житомирского. – М.: Музыка, 1978.

1 Маски Клары Вик и Эрнестины фон Фриккен.


 



Информация о работе Роберт Шуман «Карнавал»