Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 19:22, дипломная работа
Цель исследования: Определить в процессе экспериментального исследования педагогическую целесообразность использования сказок с напевами в музыкальной практике ДОУ
В соответствии с целью исследования, его объектом и предметом, были поставлены следующие задачи:
- осуществить теоретический анализ научной и методической литературы по теме исследования; проблеме использования сказок с напевами в художественном воспитании детей дошкольного возраста
- определить в процессе экспериментально-педагогической работы особенности организации, формы и методы педагогической работы со сказками с напевами на музыкальных занятиях в ДОУ
- разработать методические рекомендации для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ
Введение ………………………………………………………… стр.2
Глава 1. Детский музыкальный фольклор
1.1. Детский и материнский фольклор……………………… стр.7
1.2. Значение сказки для всестороннего развития ребёнка…………………………………………………………….. стр.16
1.3. Сказки с напевами…………………………………………… стр.21
Глава 2. Сказки с напевами в музыкальной практике ДОУ……………………………………………………………
2.1. Организация и содержание педагогического эксперимента стр.26
2.2 . Педагогическая работа со сказкой с напевами с детьми дошкольного возраста…………………………………… стр.30
2.3 . Анализ и обобщение данных педагогического эксперимента стр.43
Глава 3. Методические рекомендации по использованию сказок с напевами в ДОУ…………………………………………… стр.47
Заключение …………………………………………………………… стр.51
Список литературы…………………………………………
Учитывая психофизические
«Жадная лисичка»,
«Огуречик»,
«Утушка»,
«Петух и собака»
Для детей средней группы:
«Кораблик»,
«Волк и баран»,
«Лиса и волк»
Для детей старшей группы:
«Баба Яга»,
«Мельник и пчёлы»,
«Овечка – серебряные копытца»,
«Золотой серпок»
Все отобранные нами сказки способствуют решению задач:
- развитию образного мышления детей;
- развитию речи ;
- в процессе слушания сказки
происходит развитие по
- у детей формируются
Сказкам
с напевами присущи такие черты,
как оптимизм, увлекательность сюжета,
образность и забавность , поучительность.
Такие небольшие по содержанию сказка,
а сколько важных педагогических задач
с её помощью можно решить!
2.2. Педагогическая работа со сказками с напевами с детьми дошкольного возраста
Прежде чем говорить об
У детей младшего возраста (3 – 4 года) уже развита способность удерживать в памяти собственные действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Это возраст, когда детям очень нравятся сказки о животных. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами. В сказках малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты.
У детей среднего возраста (4-5 лет) начинает развиваться способность ребенка фантазировать образами. Иначе говоря, мозг ребенка готов к восприятию волшебных сказок. Однако именно это достижение психического развития ребенка может стать причиной возникновения страхов, связанных с персонажами волшебных сказок. Необходимо обращать внимание на любимых и нелюбимых ребенком персонажей, что поможет вовремя выявить психологическую проблему малыша, если она существует. Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребёнка уверенности в себе, в своём будущем, а не пугать его.
Детям старшего дошкольного возраста (5 -6) можно читать любые сказки, сюжет которых интересен ребенку. Сказки должны развивать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. Теперь он может сам придумать то, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность. С пяти лет малыш уже должен уметь пересказывать известные сказки. Если у ребёнка имеются трудности с пересказом сказки, если он забывает сюжет многократно прочитанной ему сказочной истории, упрощённо понимает взаимоотношения персонажей или с большим трудом подбирает слова, то это может свидетельствовать о задержке психического развития.
Приступая к педагогической работе со сказками с напевами, мы провели констатирующее диагностическое исследование.
Диагностика восприятия сказок с напевами детьми младшей, средней и старшей группы детского сада.
Мы посчитали, что сравнение данных в начале и в конце экспериментальной работы позволит выявить эффективность предпринятых нами педагогических действий и целесообразность применения сказок с напевами в ДОУ, выявить отношение детей к сказкам с напевами, наличие у них интереса к этому жанру детского фольклора.
Степень усвоения детьми сказок с напевами оценивалась по следующим параметрам: знание основных героев сказки, знание основного содержания сказок, восприятие сказочных героев в повседневной жизни.
Знание основных героев сказок:
Высокий уровень: Ребенок знает имена основных героев предложенных сказок. Верно осознает мотивы поступков героев, понимает их внутренние переживания.
Средний уровень: Из предложенного ряда называет имена героев 3-4 сказок. Обращает внимание на действия и поступки героев, может охарактеризовать их черты характера.
Низкий уровень: Ребенок не знает основных героев сказок. Не проявляет интереса к сказке.
Знание основного содержания сказок:
Высокий уровень: Ребенок может передать основное содержание предложенного ряда сказок. Способен устанавливать наиболее существенные связи в произведении, проникать в его эмоциональный подтекст. Проявляет внимание и интерес к языку литературного произведения.
Средний уровень: Ребенок передает основное содержание сказки с помощью вопросов воспитателя. Испытывает затруднения при слушании текста. Не всегда устанавливает связь между отдельными эпизодами сказки. Нуждается в дополнительном пояснении педагога.
Низкий уровень: Ребенок не может передать содержание сказки даже с помощью вопросов воспитателя. Эмоциональный отклик на прочитанное выражен слабо. Ребенок пассивен при обсуждении сказки.
Восприятие сказочных героев в повседневной жизни:
Высокий уровень: Ребенок может определить сказочного героя по характеристическому описанию и обыграть его в игровой ситуации.
Средний уровень: Из предложенного ряда сказок может при помощи воспитателя определить нескольких сказочных героев по их поведению, при помощи воспитателя обыграть сюжет сказки.
Низкий уровень: Ребенок не может даже при подсказках воспитателя вспомнить сказочного героя, не проявляет интереса к беседе по сказке.
Для
примера приводим данные диагностического
исследования в начале педагогического
эксперимента по средней группе
Имя
Фамилия ребенка |
Знание
основных героев
сказок: |
Знание
основного содержания сказок: |
Восприятие
сказочных
героев в повседневной жизни: |
PS:
Выявление особо одаренных детей | |||||||||||||
Уровни
диагностики |
Н | СР | В | Н | СР | В | Н | СР | В | ||||||||
1 | Денис А. | * | * | * | |||||||||||||
2 | Миша А. | * | * | * | |||||||||||||
3 | Гриша А. | * | * | * | |||||||||||||
4 | Полина Б. | * | * | * | |||||||||||||
5 | Ваня Д. | * | * | * | |||||||||||||
6 | Матвей З. | * | * | * | |||||||||||||
7 | Саша И. | * | * | * | |||||||||||||
8 | Мила К. | * | * | * | |||||||||||||
9 | Алеша П. | * | * | * | |||||||||||||
10 | Ксюша С. | * | * | * | |||||||||||||
11 |
Вика Т. |
* | * | * | |||||||||||||
12 | Даня Ф. | * | * | * | |||||||||||||
13 | Дима Ф. | * | * | * | |||||||||||||
14 | Поля Ч. | * | * | * | * | ||||||||||||
15 | Витя С. | * | * | * |
Знание основных героев сказок:
Низкий уровень -53%
Средний уровень - 47%
Высокий уровень – 0%
Знание основного содержания сказок:
Низкий уровень -66%
Средний уровень - 34%
Высокий уровень – 0%
Восприятие детьми сказочных героев в повседневной жизни:
Низкий уровень -80%
Средний уровень - 13%
Высокий уровень – 7%
После проведения диагностического исследования выяснилось, что дети мало восприимчивы к сюжетам сказок, не запоминают героев сказки, плохо запоминают сюжет.
В процессе слушания сказок с напевами мы отметили их скованность, выявилась недостаточность развития мышления, плохо развита речь.
Организация слушания сказки в младшей группе детского сада.
Организация слушания сказки в младшей группе над сказкой с напевами «Жадная лисичка» осуществлялась в следующей последовательности.
1.Первоначальное ознакомление
2.При повторном прослушивании
сказка рассказывается с
использованием настольного
3. На третьем занятии дети уже запомнили напев и подпевают его.
4.При заключительном
Организация слушания сказки в средней группе детского сада.
В процессе ознакомления и воспроизведения сказок с напевами умение пересказывать сказки закреплялось в играх – драматизациях. Инсценировки представляли собой свободный пересказ сказки, вариативное исполнение напева, обогащённой детской фантазии. Именно в такой форме работы со сказкой дети могут проявить себя творчески, что способствует поддержанию интереса к сказке и её усвоения.
Обучение детей пересказу с опорой на зрительные образы (фигурки из настольного театра, серия сюжетных картинок к сказке), мы включили с целью облегчения запоминания и воспроизведения сюжета.
Работа по этапам над сказкой «Кораблик» проводилась аналогично работе над сказкой «Жадная лисичка». Отличие в том, что на заключительном этапе сказку показывали сами дети.
Чтобы ребята почувствовали себя настоящими артистами, в конце полугодия дети показали сказку ребятам младшей группы. В постановке к театрализации сказки приняли активное участие воспитатели и родители детей.
Организация слушания сказки в старшей группе детского сада.
Обучение пересказу сказок с
целью формирования умения
Работа над сказкой «Золотой серпок» проводилась также как и в средней группе – поэтапно. Кроме выше перечисленных использовались следующие формы работы:
- воспроизведение сказки - умение последовательно
передавать содержание сказки, используя
авторские обороты речи, образные слова
в характеристике персонажей: - Какая лиса?
В сказках - хитрая, рыжая, ..., умная, мудрая,
хвастливая, невоспитанная обманщица...;
в начале сказки - добрая, ласковая, вежливая,
затем – хитрая, жадная, недоброжелательная,
невоспитанная; выбор слов с уменьшительно-ласкательным
суффиксом; уточнение образных оборотов
речи: