Сказки с напевами в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 19:22, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: Определить в процессе экспериментального исследования педагогическую целесообразность использования сказок с напевами в музыкальной практике ДОУ
В соответствии с целью исследования, его объектом и предметом, были поставлены следующие задачи:
- осуществить теоретический анализ научной и методической литературы по теме исследования; проблеме использования сказок с напевами в художественном воспитании детей дошкольного возраста
- определить в процессе экспериментально-педагогической работы особенности организации, формы и методы педагогической работы со сказками с напевами на музыкальных занятиях в ДОУ
- разработать методические рекомендации для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ

Содержание

Введение ………………………………………………………… стр.2
Глава 1. Детский музыкальный фольклор
1.1. Детский и материнский фольклор……………………… стр.7
1.2. Значение сказки для всестороннего развития ребёнка…………………………………………………………….. стр.16
1.3. Сказки с напевами…………………………………………… стр.21
Глава 2. Сказки с напевами в музыкальной практике ДОУ……………………………………………………………
2.1. Организация и содержание педагогического эксперимента стр.26
2.2 . Педагогическая работа со сказкой с напевами с детьми дошкольного возраста…………………………………… стр.30
2.3 . Анализ и обобщение данных педагогического эксперимента стр.43
Глава 3. Методические рекомендации по использованию сказок с напевами в ДОУ…………………………………………… стр.47
Заключение …………………………………………………………… стр.51
Список литературы…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

111.docx

— 154.79 Кб (Скачать файл)

                Учитывая психофизические особенности   детей данного возраста  в процессе  экспериментального исследования  детям  младшей группы  были предложены  сказки:

     «Жадная лисичка»,

     «Огуречик»,

     «Утушка»,

       «Петух и собака»

     Для детей средней группы:

       «Кораблик»,

     «Волк и баран»,

       «Лиса и волк» 

     Для детей старшей группы: 

     «Баба Яга»,

       «Мельник и пчёлы»,

     «Овечка – серебряные копытца»,

     «Золотой  серпок»

     Все отобранные нами сказки способствуют решению задач:

      - развитию образного мышления детей;

      -  развитию речи ;

      - в процессе слушания сказки  происходит развитие по ознакомлению  с окружающим миром – знакомство  детей с лесными зверями, проявление любви к природе;

      - у детей формируются элементарные математические представления

     Сказкам с напевами  присущи такие черты,  как  оптимизм, увлекательность сюжета, образность и забавность , поучительность.  Такие небольшие по содержанию сказка, а сколько важных педагогических задач с её помощью можно решить!  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. Педагогическая работа  со сказками с  напевами с детьми  дошкольного возраста

       Прежде чем говорить об организации  слушания сказок с напевами  в младшей, средней и  старшей  группах детского сада, хотелось  бы более подробно остановиться  на психолого – педагогической  характеристике детей 4-6 лет.

           У детей младшего возраста (3 – 4 года) уже развита способность удерживать в памяти собственные действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Это возраст, когда детям очень нравятся сказки о животных. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами. В сказках малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты.

       У детей среднего возраста (4-5 лет) начинает развиваться способность ребенка фантазировать образами. Иначе говоря, мозг ребенка готов к восприятию волшебных сказок. Однако именно это достижение психического развития ребенка может стать причиной возникновения страхов, связанных с персонажами волшебных сказок. Необходимо обращать внимание на любимых и нелюбимых ребенком персонажей, что поможет  вовремя выявить психологическую  проблему малыша, если она существует. Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребёнка уверенности в себе, в своём будущем, а не пугать его.

     Детям старшего дошкольного  возраста (5 -6) можно читать любые сказки, сюжет которых интересен ребенку. Сказки должны развивать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. Теперь он может сам придумать то, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность. С пяти лет малыш уже должен уметь пересказывать известные сказки. Если у ребёнка имеются трудности с пересказом сказки, если он забывает сюжет многократно прочитанной ему сказочной истории, упрощённо понимает взаимоотношения персонажей или с большим трудом подбирает слова, то это может свидетельствовать о задержке психического развития.

     Приступая к педагогической работе со сказками с напевами, мы провели констатирующее диагностическое исследование.

     Диагностика восприятия сказок с  напевами детьми младшей, средней и старшей  группы детского сада.

     Мы  посчитали, что сравнение данных в начале и в конце экспериментальной  работы позволит выявить эффективность  предпринятых  нами педагогических действий и целесообразность применения сказок с напевами в ДОУ, выявить  отношение детей к сказкам  с напевами, наличие у них интереса к этому жанру детского фольклора.

     Степень усвоения детьми сказок с напевами оценивалась по следующим параметрам: знание основных героев сказки, знание основного содержания сказок, восприятие сказочных героев в повседневной жизни.

     Знание  основных героев сказок:

     Высокий уровень: Ребенок знает имена основных героев предложенных сказок. Верно осознает мотивы поступков героев, понимает их внутренние переживания.

     Средний уровень: Из предложенного ряда называет имена героев 3-4 сказок. Обращает внимание на действия и поступки героев, может охарактеризовать их черты характера.

     Низкий  уровень: Ребенок не знает основных героев сказок. Не проявляет интереса к сказке.

     Знание  основного содержания сказок:

     Высокий уровень: Ребенок может передать основное содержание предложенного ряда сказок. Способен устанавливать наиболее существенные связи в произведении, проникать в его эмоциональный подтекст. Проявляет внимание и интерес к языку литературного произведения.

     Средний уровень: Ребенок передает основное содержание сказки с помощью вопросов воспитателя. Испытывает затруднения при слушании текста. Не всегда устанавливает связь между отдельными эпизодами сказки. Нуждается в дополнительном пояснении педагога.

     Низкий  уровень: Ребенок не может передать содержание сказки даже с помощью вопросов воспитателя. Эмоциональный отклик на прочитанное выражен слабо. Ребенок пассивен при обсуждении сказки.

     Восприятие  сказочных героев в повседневной жизни:

     Высокий уровень: Ребенок может определить сказочного героя по характеристическому описанию и обыграть его в игровой ситуации.

     Средний уровень: Из предложенного ряда сказок может при помощи воспитателя определить нескольких сказочных героев по их поведению, при помощи воспитателя обыграть сюжет сказки.

     Низкий  уровень: Ребенок не может даже при подсказках воспитателя вспомнить сказочного героя, не проявляет интереса к беседе по сказке.

     Для примера приводим данные диагностического исследования в начале педагогического эксперимента по средней группе  

  Имя

Фамилия

ребенка

Знание 

основных 

героев

  сказок: 

Знание 

основного содержания

  сказок:

Восприятие  сказочных

героев  в повседневной жизни:

 PS:

Выявление особо

одаренных детей

  Уровни 

диагностики

Н СР В Н СР В Н СР В  
1  Денис  А. *     *     *      
2  Миша А.   *     *   *      
3 Гриша А.   *     *   *      
4  Полина  Б. *     *     *      
5  Ваня Д. *     *     *      
                       
6  Матвей  З. *     *     *      
7  Саша И.   *   *     *      
8  Мила К. *     *     *      
9  Алеша  П.   *     *     *    
10  Ксюша  С. *     *     *      
                         
 
11
 
 Вика  Т.
  *     *     *    
12 Даня Ф.   *   *     *      
13  Дима Ф. *     *     *      
14  Поля Ч.   *     *       * *
15 Витя С. *     *     *      
 

     Знание  основных героев  сказок:

       Низкий уровень -53%

     Средний уровень - 47%  

     Высокий уровень – 0%

     Знание  основного содержания сказок:      

       Низкий уровень -66%

     Средний уровень - 34%  

     Высокий уровень – 0%

     Восприятие  детьми сказочных  героев в повседневной жизни:

     Низкий  уровень -80%

      Средний уровень - 13%  

       Высокий уровень – 7%         

     После проведения диагностического  исследования выяснилось, что дети мало восприимчивы к сюжетам сказок, не запоминают героев сказки, плохо запоминают сюжет.

       В процессе слушания сказок  с напевами мы отметили их  скованность,    выявилась недостаточность  развития мышления, плохо развита  речь.

Организация слушания сказки  в младшей группе детского сада.

              Организация слушания сказки в младшей группе над сказкой с напевами «Жадная лисичка» осуществлялась в следующей последовательности.

        1.Первоначальное ознакомление со  сказкой.  Музыкальный руководитель   рассказывает сказку.                                                                                                После рассказывания сказки  проводится  небольшая беседа по её содержанию, детям задаются вопросы: кто  герои сказок?, почему сказка так называется?            

      2.При повторном прослушивании  сказка  рассказывается   с  использованием настольного театра. Такой игровой  приём применяется   для концентрации внимания детей и более осмысленного её восприятия.

      3. На третьем занятии дети уже  запомнили напев и подпевают  его. 

      4.При заключительном рассказывании  сказки включается игра с персонажем сказки.

     Организация слушания сказки  в средней группе детского сада.

     В процессе ознакомления и воспроизведения  сказок с напевами умение пересказывать  сказки закреплялось в играх –  драматизациях. Инсценировки представляли собой свободный пересказ сказки, вариативное исполнение напева, обогащённой  детской фантазии. Именно в такой  форме работы со сказкой дети могут  проявить себя творчески, что способствует поддержанию интереса к сказке и  её усвоения.

       Обучение  детей пересказу с  опорой на зрительные образы (фигурки  из настольного театра, серия  сюжетных картинок к сказке), мы  включили с целью облегчения  запоминания и воспроизведения  сюжета.

     Работа  по этапам над сказкой «Кораблик» проводилась аналогично работе над  сказкой «Жадная лисичка».  Отличие  в том, что на заключительном этапе  сказку показывали сами дети.

     Чтобы ребята почувствовали себя настоящими артистами, в конце полугодия  дети показали сказку ребятам  младшей  группы. В постановке к театрализации  сказки приняли активное участие  воспитатели и родители детей.

     Организация слушания сказки  в старшей группе детского сада.

                Обучение пересказу сказок с  целью формирования умения строить  связные монологические высказывания  обязательно включает ознакомление  с изобразительно-выразительными  средствами сказок (сравнение, эпитетами,  синонимами). Дополнительные эмоционально-оттеночные  характеристики героев, их действий  дети получают через упражнения  на различение смысловых оттенков  слов, в подборе слов синонимического  ряда, в подборе точных, образных  слов. Понимание смысла оттенков  слова помогало подбирать точные  для создания образа слова  в определенной ситуации. Поэтому работа над пониманием значения слова и его оттенков, над смысловой стороной слова выдвигалась на первый план. Дети выполняли творческие задания, направленные на уточнение понимания смысла образных слов;  подбор синонимов, антонимов, определений, характеризующих персонаж, его настроение, состояние; выполнение пластических этюдов, изображающих того или иного героя в разной ситуации (имитация в мимике, движениях); драматизация сказок по ролям.

                 Работа над сказкой  «Золотой  серпок»  проводилась также как и в средней группе – поэтапно.   Кроме выше перечисленных использовались следующие формы работы: 

      - воспроизведение сказки - умение последовательно передавать содержание сказки, используя авторские обороты речи, образные слова в характеристике персонажей: - Какая лиса? В сказках - хитрая, рыжая, ..., умная, мудрая, хвастливая, невоспитанная обманщица...; в начале сказки - добрая, ласковая, вежливая, затем – хитрая, жадная, недоброжелательная, невоспитанная;   выбор слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом; уточнение образных оборотов речи:                                                                                           

Информация о работе Сказки с напевами в детском саду