Сказки с напевами в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 19:22, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: Определить в процессе экспериментального исследования педагогическую целесообразность использования сказок с напевами в музыкальной практике ДОУ
В соответствии с целью исследования, его объектом и предметом, были поставлены следующие задачи:
- осуществить теоретический анализ научной и методической литературы по теме исследования; проблеме использования сказок с напевами в художественном воспитании детей дошкольного возраста
- определить в процессе экспериментально-педагогической работы особенности организации, формы и методы педагогической работы со сказками с напевами на музыкальных занятиях в ДОУ
- разработать методические рекомендации для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ

Содержание

Введение ………………………………………………………… стр.2
Глава 1. Детский музыкальный фольклор
1.1. Детский и материнский фольклор……………………… стр.7
1.2. Значение сказки для всестороннего развития ребёнка…………………………………………………………….. стр.16
1.3. Сказки с напевами…………………………………………… стр.21
Глава 2. Сказки с напевами в музыкальной практике ДОУ……………………………………………………………
2.1. Организация и содержание педагогического эксперимента стр.26
2.2 . Педагогическая работа со сказкой с напевами с детьми дошкольного возраста…………………………………… стр.30
2.3 . Анализ и обобщение данных педагогического эксперимента стр.43
Глава 3. Методические рекомендации по использованию сказок с напевами в ДОУ…………………………………………… стр.47
Заключение …………………………………………………………… стр.51
Список литературы…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

111.docx

— 154.79 Кб (Скачать файл)

     «Вот  я тебя, петушищу, за красную бородищу!                                                                            Вот я тебя по коленам еловым-то поленом»;

      - игра - детям предлагалась игра  «Цепочка». Игра заключалась в  том, что дети должны были  установить последовательность  сюжета по иллюстрации.

     - творческие задания - придумывание  своего варианта развития сюжета  сказки

По окончании  занятий в конце года с использованием той же диагностики,  были получены данные о восприятии детьми сказок с напевами и об отношении детей к сказкам.  
 

     Для примера приведём данные диагностического исследования  в конце педагогического эксперимента по средней группе.

  Имя

Фамилия

ребенка

Знание 

основных 

героев

  сказок:

Знание 

основного содержания

  сказок:

Восприятие  сказочных

героев  в повседневной жизни:

 PS:

Выявление особо

одаренных детей

  Уровни 

диагностики

Н СР В Н СР В Н СР В  
1  Денис А.   *     *     *    
2  Миша А.     *     *   *    
3  Гриша А.     *     *   *    
4  Полина Б.   *     *     *    
5  Ваня Д.   *     *     *    
                       
6  Матвей З.   *     *     *    
7  Саша И.     *   *       *  
8  Мила К.   *     *     *    
9  Алеша П.     *     *     * *
10  Ксюша С.   *     *     *    
 
11
 
 Вика  Т.
                     
    *   *       *  
12  Даня Т     *   *     *    
13  Дима Ф. *       *     *    
14  Поля Ч.     *     *     * *
15  Витя С. *       *     *    
 
 

     Диагностика в процентном соотношении  составила:

     Знание  основных героев  сказок: 

     Низкий  уровень – 13%

     Средний уровень - 40%

     Высокий уровень –47%

          Знание  основного содержания сказок: 

     Низкий  уровень -0%  

     Средний уровень -74 %  

         Высокий уровень - 26%

         Восприятие детьми сказочных героев в повседневной жизни:          

     Низкий  уровень -0%

       Средний уровень - 73%  

     Высокий уровень –27% 

     Данные  диагностического исследования в конце  года показали, что большинство детей  уже  могли достаточно выразительно изобразить сказочного героя по описанию и обыграть его в игровой ситуации.

         

       Сравнительные данные диагностического  исследования в начале и в  конце педагогического эксперимента  отображены в диаграмме 1 –  3. 

     Диаграмма 1. Сравнительные данные в начале и в конце педагогического  эксперимента в средней группе

 
 

Диаграмма 2. Сравнительные  данные в начале и в конце педагогического  эксперимента в младшей  группе. 

Диаграмма 3. Сравнительные  данные в начале и в конце педагогического  эксперимента в старшей группе.

Сравнительные данные экспериментального исследования свидетельствуют о качественном улучшении восприятия дошкольниками  сказок с напевами по всем возрастным группам. 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Анализ и обобщение данных педагогического эксперимента   

     В ходе педагогического эксперимента было организованно систематическое  педагогическое наблюдение за музыкальным  проявлением детей в процессе восприятия сказок с напевами. Помимо педагогических наблюдений  была проведена  диагностика в начале и в конце  экспериментальной работы. Она была направлена на выявление особенностей восприятия и воспроизведения детьми сказок с напевами, отношения детей к сказкам.

     В работе с детьми мы принимали во внимание наличие:

      - эмоционального отклика на сказку  с напевом;

      - устойчивого интереса к сказкам  с напевами;

     - активность и инициативу детей   в процессе воспроизведения сказок,

      - творческие проявления

     Анализ  данных диагностики и педагогического  наблюдения в процессе педагогической работы со сказкой показали, что  дети научились осознанно воспринимать сказку. Дети младшей группы эмоционально отзываются на сказку, с удовольствием  подпевают напев за взрослым., проявляют интерес к сказкам с напевами,  желание рассказать эту сказку не только своим сверстникам, но и маме, бабушке. Творческие проявления детей после прослушивания сказок выявились в  рисунках детей, поделках из пластилина (вылепленные в качестве подарка фигурки героев сказок)

       Дети старшей группы  в процессе  ознакомления со сказками с  напевами приобрели опыт составления  и рассказывания сказок. Мы наблюдали такое явление: дети объединялись в группы и устраивали игры по сказкам с напевами. В играх они пели игровой песенный припев, исполняя его легко, в унисон. Что помогло им с первой попытки включиться в игру?

     Дети   с помощью музыкального руководителя, воспитателя научились составлять сказки по ассоциации, логически связно создавать новый образ в определенной ситуации, с действиями, соответствующими полученным знаниям, опыту.

         Планомерное, систематическое использование сказок с напевами положительно повлияло на развитие речи и музыкальные способности детей. У детей сформировалось умение слушать устные рассказы, понимать их, подражать прослушанному пересказу; расширился запас речевых категорий (лексических, грамматических), произошло обобщение и обогащение музыкального опыта.

       Анализ данных педагогических наблюдений и диагностических исследований свидетельствуют о том, что все сказки, которые были предложены детям, понравились. Они с удовольствием их слушали и принимали активное участие в драматизациях сказок с напевами.

     Данные  сравнительной  диагностики  свидетельствуют, что образное содержание сказок с  напевами доступно и понятно детям  младшей, средней и старшей групп. 
 
 
 
 

     Выводы  по 2-й главе:

          Обобщая данные наблюдений за детьми в процессе педагогического эксперимента  и основываясь на сравнительном анализе данных в начале и в конце эксперимента мы пришли к следующим выводам:

     -   сказки  с напевами, отобранные  в соответствии с возрастными  возможностями детей (словарный запас, уровень развития логического, образного мышления и др.)   доступны для восприятия и воспроизведения их детьми дошкольного возраста;

     - сказки с напевами вызывают  у детей интерес и желание  повторного прослушивания, а затем  и воспроизведения в интересных  для детей формах ( настольный театр, инсценировка сказок, игра)  и с помощью взрослого;

     - сюжеты сказок и напевы хорошо  запоминаются детьми. При создании  условий свободного пересказа  сказок, у детей отмечаются творческие  проявления: подражание героям сказки, желание напеть напев, рассказать сюжет сказки на свой лад.

     - сравнительный анализ  данных  в начале и в конце педагогического  эксперимента свидетельствует о  том, что у детей повысился уровень развития творческой личности,  обогатился словарный запас, развилось умение складывать логическую цепочку из предложенных сказочных образов.

     К концу года дети уже хорошо помнили  героев сказок. Дети лучше запоминали героев сказки, могли дать более  подробные их описания. Под эмоциональным  воздействием сказок усилилось воображение  детей и повысилась творческая  инициатива  детей.

     - практическая работа со сказками  с напевами в ДОУ подтвердила  теоретические выводы о художественной  и педагогической ценности сказок  с напевами, их дидактическом потенциале, способности активизировать деятельность мышления, воображения, побуждать к возникновению и развитию детского творчества;

     - данные педагогического эксперимента  позволяют утверждать, что область  применения сказок в образовательном  пространстве ДОУ  достаточно  широкая: это музыкальные занятия,  развлечения, народные праздники,  свободное время детей.

     - данные педагогического эксперимента  подтвердили эффективность используемых  нами методов педагогической  работы со сказкой: наглядных,  игровых, метода создания проблемных  ситуаций.

         Подытоживая вышеизложенное, можно говорить о педагогической целесообразности использования сказок с напевами в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста. Их значимость в эстетическом, нравственном и общем развитии ребенка дошкольного возраста не вызывает сомнения.

      

       
 
 
 
 

       Глава 3.

     Методические  рекомендации по использованию  сказок с напевами в ДОУ

В качестве методических рекомендаций музыкальному руководителю и воспитателю предлагаем следующее:

     1). При отборе сказок для детей  разных возрастных групп руководствоваться  данными о словарном запасе  детей, уровне развития логического  мышления и воображения, музыкального  восприятия дошкольников. Для детей  младшей и средней групп детского  сада предпочтительными будут  сказки с простым сюжетом, небольшим  числом персонажей и коротким,  неизменяемым, удобным для воспроизведения  напевом. 

     2).При  организации слушания сказок  с напевами использовать различные  формы организации музыкальной  деятельности дошкольников: музыкальные  занятия, развлечения, свободное  время в группе.

     3).Для  лучшего усвоения детьми сюжета  сказок и напевов проводить  повторное слушание сказок, вариативно  используя формы и методы педагогической  работы со сказкой: настольный  кукольный театр, инсценировки, драматизации, викторины, игры.

     4). В сказках с напевами встречаются  варьированные напевы. В этом  случае напев усваивается не  с голоса в процессе неоднократного  повторения сказки, а разучивается  специально.

     5).Творческий  подход музыкального руководителя  к работе со сказками с напевами  позволяет варьировать формы  педагогической работы со сказкой  – использовать при воспроизведении  сказок детьми шумовой оркестр,  изготавливать совместно с детьми  атрибуты для инсценировки сказок, подготовить и показать сказку в период проведения «Театральной недели» в детском саду и др.

       Правила, которые необходимо соблюдать  музыкальному руководителю при  драматизации сказки.

Информация о работе Сказки с напевами в детском саду