Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 19:22, дипломная работа
Цель исследования: Определить в процессе экспериментального исследования педагогическую целесообразность использования сказок с напевами в музыкальной практике ДОУ
В соответствии с целью исследования, его объектом и предметом, были поставлены следующие задачи:
- осуществить теоретический анализ научной и методической литературы по теме исследования; проблеме использования сказок с напевами в художественном воспитании детей дошкольного возраста
- определить в процессе экспериментально-педагогической работы особенности организации, формы и методы педагогической работы со сказками с напевами на музыкальных занятиях в ДОУ
- разработать методические рекомендации для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ
Введение ………………………………………………………… стр.2
Глава 1. Детский музыкальный фольклор
1.1. Детский и материнский фольклор……………………… стр.7
1.2. Значение сказки для всестороннего развития ребёнка…………………………………………………………….. стр.16
1.3. Сказки с напевами…………………………………………… стр.21
Глава 2. Сказки с напевами в музыкальной практике ДОУ……………………………………………………………
2.1. Организация и содержание педагогического эксперимента стр.26
2.2 . Педагогическая работа со сказкой с напевами с детьми дошкольного возраста…………………………………… стр.30
2.3 . Анализ и обобщение данных педагогического эксперимента стр.43
Глава 3. Методические рекомендации по использованию сказок с напевами в ДОУ…………………………………………… стр.47
Заключение …………………………………………………………… стр.51
Список литературы…………………………………………
«Вот
я тебя, петушищу, за красную бородищу!
- игра - детям предлагалась игра «Цепочка». Игра заключалась в том, что дети должны были установить последовательность сюжета по иллюстрации.
-
творческие задания - придумывание
своего варианта развития
По окончании
занятий в конце года с использованием
той же диагностики, были получены
данные о восприятии детьми сказок с напевами
и об отношении детей к сказкам.
Для примера приведём данные диагностического исследования в конце педагогического эксперимента по средней группе.
Имя
Фамилия ребенка |
Знание
основных героев сказок: |
Знание
основного содержания сказок: |
Восприятие
сказочных
героев в повседневной жизни: |
PS:
Выявление особо одаренных детей | |||||||||||||
Уровни
диагностики |
Н | СР | В | Н | СР | В | Н | СР | В | ||||||||
1 | Денис А. | * | * | * | |||||||||||||
2 | Миша А. | * | * | * | |||||||||||||
3 | Гриша А. | * | * | * | |||||||||||||
4 | Полина Б. | * | * | * | |||||||||||||
5 | Ваня Д. | * | * | * | |||||||||||||
6 | Матвей З. | * | * | * | |||||||||||||
7 | Саша И. | * | * | * | |||||||||||||
8 | Мила К. | * | * | * | |||||||||||||
9 | Алеша П. | * | * | * | * | ||||||||||||
10 | Ксюша С. | * | * | * | |||||||||||||
11 |
Вика Т. |
||||||||||||||||
* | * | * | |||||||||||||||
12 | Даня Т | * | * | * | |||||||||||||
13 | Дима Ф. | * | * | * | |||||||||||||
14 | Поля Ч. | * | * | * | * | ||||||||||||
15 | Витя С. | * | * | * |
Диагностика в процентном соотношении составила:
Знание основных героев сказок:
Низкий уровень – 13%
Средний уровень - 40%
Высокий уровень –47%
Знание основного содержания сказок:
Низкий уровень -0%
Средний уровень -74 %
Высокий уровень - 26%
Восприятие детьми сказочных героев в повседневной жизни:
Низкий уровень -0%
Средний уровень - 73%
Высокий
уровень –27%
Данные диагностического исследования в конце года показали, что большинство детей уже могли достаточно выразительно изобразить сказочного героя по описанию и обыграть его в игровой ситуации.
Сравнительные данные
Диаграмма 1. Сравнительные данные в начале и в конце педагогического эксперимента в средней группе
Диаграмма 2. Сравнительные
данные в начале и в конце педагогического
эксперимента в младшей группе.
Диаграмма 3. Сравнительные данные в начале и в конце педагогического эксперимента в старшей группе.
Сравнительные
данные экспериментального исследования
свидетельствуют о качественном
улучшении восприятия дошкольниками
сказок с напевами по всем возрастным
группам.
2.3.
Анализ и обобщение
данных педагогического
эксперимента
В ходе педагогического эксперимента было организованно систематическое педагогическое наблюдение за музыкальным проявлением детей в процессе восприятия сказок с напевами. Помимо педагогических наблюдений была проведена диагностика в начале и в конце экспериментальной работы. Она была направлена на выявление особенностей восприятия и воспроизведения детьми сказок с напевами, отношения детей к сказкам.
В работе с детьми мы принимали во внимание наличие:
- эмоционального отклика на
- устойчивого интереса к
-
активность и инициативу детей
- творческие проявления
Анализ
данных диагностики и педагогического
наблюдения в процессе педагогической
работы со сказкой показали, что
дети научились осознанно
Дети старшей группы в процессе
ознакомления со сказками с
напевами приобрели опыт
Дети
с помощью музыкального руководителя,
воспитателя научились
Планомерное, систематическое использование сказок с напевами положительно повлияло на развитие речи и музыкальные способности детей. У детей сформировалось умение слушать устные рассказы, понимать их, подражать прослушанному пересказу; расширился запас речевых категорий (лексических, грамматических), произошло обобщение и обогащение музыкального опыта.
Анализ данных педагогических наблюдений и диагностических исследований свидетельствуют о том, что все сказки, которые были предложены детям, понравились. Они с удовольствием их слушали и принимали активное участие в драматизациях сказок с напевами.
Данные
сравнительной диагностики свидетельствуют,
что образное содержание сказок с
напевами доступно и понятно детям
младшей, средней
и старшей групп.
Выводы по 2-й главе:
Обобщая данные наблюдений за детьми в процессе педагогического эксперимента и основываясь на сравнительном анализе данных в начале и в конце эксперимента мы пришли к следующим выводам:
- сказки с напевами, отобранные в соответствии с возрастными возможностями детей (словарный запас, уровень развития логического, образного мышления и др.) доступны для восприятия и воспроизведения их детьми дошкольного возраста;
-
сказки с напевами вызывают
у детей интерес и желание
повторного прослушивания, а
- сюжеты сказок и напевы хорошо запоминаются детьми. При создании условий свободного пересказа сказок, у детей отмечаются творческие проявления: подражание героям сказки, желание напеть напев, рассказать сюжет сказки на свой лад.
-
сравнительный анализ данных
в начале и в конце
К концу года дети уже хорошо помнили героев сказок. Дети лучше запоминали героев сказки, могли дать более подробные их описания. Под эмоциональным воздействием сказок усилилось воображение детей и повысилась творческая инициатива детей.
-
практическая работа со
-
данные педагогического
-
данные педагогического
Подытоживая вышеизложенное, можно говорить о педагогической целесообразности использования сказок с напевами в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста. Их значимость в эстетическом, нравственном и общем развитии ребенка дошкольного возраста не вызывает сомнения.
Глава 3.
Методические рекомендации по использованию сказок с напевами в ДОУ
В качестве методических рекомендаций музыкальному руководителю и воспитателю предлагаем следующее:
1).
При отборе сказок для детей
разных возрастных групп
2).При
организации слушания сказок
с напевами использовать
3).Для
лучшего усвоения детьми
4).
В сказках с напевами
5).Творческий
подход музыкального
Правила, которые необходимо