Сказки с напевами в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 19:22, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: Определить в процессе экспериментального исследования педагогическую целесообразность использования сказок с напевами в музыкальной практике ДОУ
В соответствии с целью исследования, его объектом и предметом, были поставлены следующие задачи:
- осуществить теоретический анализ научной и методической литературы по теме исследования; проблеме использования сказок с напевами в художественном воспитании детей дошкольного возраста
- определить в процессе экспериментально-педагогической работы особенности организации, формы и методы педагогической работы со сказками с напевами на музыкальных занятиях в ДОУ
- разработать методические рекомендации для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ

Содержание

Введение ………………………………………………………… стр.2
Глава 1. Детский музыкальный фольклор
1.1. Детский и материнский фольклор……………………… стр.7
1.2. Значение сказки для всестороннего развития ребёнка…………………………………………………………….. стр.16
1.3. Сказки с напевами…………………………………………… стр.21
Глава 2. Сказки с напевами в музыкальной практике ДОУ……………………………………………………………
2.1. Организация и содержание педагогического эксперимента стр.26
2.2 . Педагогическая работа со сказкой с напевами с детьми дошкольного возраста…………………………………… стр.30
2.3 . Анализ и обобщение данных педагогического эксперимента стр.43
Глава 3. Методические рекомендации по использованию сказок с напевами в ДОУ…………………………………………… стр.47
Заключение …………………………………………………………… стр.51
Список литературы…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

111.docx

— 154.79 Кб (Скачать файл)

       Правило индивидуальности.

        Драматизация – это не просто пересказ   сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом.  Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, принося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком,  будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.

           Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на вопросы взрослого являются  необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого,  по по-своему.

           Правило всеобщего  участия.

           В драматизации участвуют  все дети. Если не хватает ролей  для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля  могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут  помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать  настроение главных героев.

            Правило свободы выбора.

           Каждая сказка проигрывается  неоднократно. Она повторяется (но это  будет каждый раз другая сказка –  смотреть правило индивидуальности) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.

            Правило помогающих вопросов.

           Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием  необходимо обсудить, «проговорить»  каждую роль.  В этом вам помогут  вопросы:

     - Что ты хочешь делать?

     - Что тебе мешает в этом?

     - Что поможет сделать это? 

     - Что чувствует твой персонаж?

     - Какой он?

     - О чем мечтает? 

     - Что он хочет сказать?

            Правило обратной  связи.

           После проигрывания сказки проходит ее обсуждение:

     - Какие чувства ты испытывал  во время спектакля? 

     - Чье поведение, чьи поступки  тебе понравились? Почему?

     -  Кто тебе больше всего помог  в игре?

     - Кого ты хочешь теперь сыграть?  Почему?

            Атрибутика к драматизациям.

     Атрибутика (элементы костюмов, маски, декорации) помогает детям погрузиться в  сказочный мир, лучше почувствовать  своих героев, передать их характер. Она создает определенное настроение, подготавливает маленьких артистов к восприятию и передаче изменений, происходящих по ходу сюжета. Атрибутика не должна быть сложной, дети изготавливают ее сами. Каждый персонаж имеет несколько масок, ведь в процессе развертывания сюжета эмоциональное состояние героев неоднократно меняется (страх, веселье, удивление, злость и т.д.) При создании маски важным оказывается не портретное сходство ее с персонажем (насколько точно, например, нарисован пятачок), а передача настроения героя и нашего отношения к нему.

            Постановка драматизации осуществляется  заблаговременно: распределяются  роли, заготавливаются необходимые  атрибуты и костюмы. Переход  к большей самостоятельности  детей осуществляется постепенно. Сначала при совместном рассказывании  сказки текст читает взрослый, дети выполняют соответствующие  сюжету действия и поют напев.  При повторной театрализации  сказки сказку целиком рассказывают  дети, педагог лишь направляет  действия детей.   Следует отметить, что перед детьми не ставилась  задача рассказывать сказку, точно  следуя тексту.  При отборе  сказок с напевами были учтены: соответствие сюжета и текста  сказки (словарного состава) возрасту  детей, уровень  развития речи, интонационная сложность напева, а также возможность образного  воплощения сюжета в процессе  драматизации сказки. Значения некоторых  слов (простонародных) объяснялись  детям в процессе ознакомления  со сказкой.  
 
 
 

     Заключение.

                Теоретическое изучение сказок с напевами  - жанра детского музыкального фольклора, выявило самобытность и оригинальность этого жанра.

     Аналогично  традиционным детским сказкам они  содержат мораль, которая заключается  в том, что добро побеждает  зло, хитрый и жадный никогда не будет  счастливым, если ты помогаешь людям  – добро вернется к тебе сторицей и т.д.

          Помимо духовно-нравственного аспекта  сказки с напевами имеют несомненную  художественную ценность. Их язык –  яркий, сочный, колоритный, образы – рельефные, напевы – мелодичные и выразительные.

         Включать или не включать сказки  с напевами в музыкальную практику  детского сада?  - этот вопрос  стоял вначале педагогического  эксперимента. Его результаты дали  однозначный ответ – включать!

     Критерии, по которым оценивались особенности  восприятия  и воспроизведения  детьми сказок с напевами, отношение  дошкольников к сказкам выявили  наличие устойчивого интереса дошкольников к этому жанру детского фольклора, положительные эмоции детей в  процессе восприятия сказок, активность детей при их воспроизведении, а  также наличие творческих проявлений  в инсценировках и играх по мотивам сказок.

         Первый опыт систематизированного  педагогического изучения сказок  с напевами в дошкольном образовательном  учреждении свидетельствует о  педагогической целесообразности  включения сказок с напевами  в  различные формы организации  музыкальной деятельности дошкольников  – музыкальные занятия, развлечения,  повседневную жизнь детского  сада.

         Предложенные нами разнообразные  формы педагогической работы  со сказками с напевами могут  служить ориентиром для музыкальных  руководителей, воспитателей, которые  заинтересуются этим жанром и  будут использовать его в работе  с детьми дошкольного возраста.

         Полагаем, что  сказки с напевами  будут интересны и детям школьного  возраста. Их с успехом можно  включать в театрализации, народные  праздники, тематические вечера.

         Дальнейшее исследование проблемы  практического применения сказок  с напевами в музыкальном воспитании  дошкольников, получение более глубоких  и разносторонних данных об  особенностях их культивирования  в музыкальной практике ДОУ  будет способствовать распространению  практического и методического  опыта и популяризации сказок  с напевами в системе дошкольного  и дополнительного образования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

     1.  Актуальные  проблемы  художественного   воспитания  детей  дошкольного   и  школьного возраста: Сборник.  – М., 1983.

     2. Аникин В.П.  Детский фольклор  //  Аникин  В.П.,  Круглов Ю.Г.  Русское народное поэтическое творчество. – Л.: Просвещение, 1983. -  237с.

     3. Аникин В.П. Русские народные  пословицы,  поговорки,  загадки и детский фольклор. – М., 1957. -  240с.

     4. Асафьев Б.В. О народной музыке / Сост. И.  Земцовский,  А.Кунанбаева.  –   Л.: Музыка, 1987 - 296с.

     5. Бахтин М. От былины до считалки /Рассказы о фольклоре/.  – Л.:  Детская литература, 1982.

     6.   Василенко   В.А.   Детский   фольклор. Русское   народное   поэтическое   творчество. – М.: Педагогика, 1969.

     7. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.:  Просвещение 1968  – 415 с.

     8. Ветлугина Н.А.,  Кенеман  А.  Теория   и   методика   музыкального              воспитания в детском саду. – М., Просвещение, 1983; Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Ветлугиной Н.А. – Изд.  2-е – М., Просвещение, 1982 – 270 с.

     9. Дмитриева Н.А. Вопросы эстетического воспитания. – М., 1956.

     10. Комарова Т.С. Дети в мире творчества – М., 1995.

     11. Линькова Н.П. Игры, праздники и воспитание способностей – М., 1969. – 213 с.

     12. Литвин Э.С. К вопросу о детском фольклоре //Русский фольклор:  Материалы и исследования. – М.-Л.: АН СССР, 1958.

     13. Науменко Г. Русское народное детское музыкальное творчество. Москва. Советский композитор, 1988. – 192с.

     14. Науменко Г. Русские народные детские песни и сказки с напевами Москва. Центрполиграф, 2001. – 412с.

     . 15. Науменко Г.М. Дождик, дождик, перестань! Русское народное детское творчество. – М.: Сов композитор,1988 – 192с

       16. Науменко Г.М. Жаворонушки: Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры.Запись, нотация и составление Г.М. Науменко. Общая редакция С.И. Пушкиной. Всесоюзное издательство «Советский композитор».– М. Вып. I.– 1977,  - 190с

           17. Науменко Г.М. Золотой серпок. Русские народные сказки. Собрал и пересказал Г.М. Науменко. Рисунки Н. Трепенок. Издательство «Малыш».– М., 1994,– 80 с.: ил. Тираж 100000.

     18.. Покровский Д.В. Фольклор и музыкальное восприятие //  Восприятие  музыки   / Сост. В.Н. Максимов. – М.: Музыка, 1980.

     Электронный ресурс

     1.(gov.cap.ru/home/79/portrait/mold/.../glava5.htm) 
 

Приложение  №1

     Сказка  «Жадная лисичка»

     Лисичка ловка – цап, царап, утащила курочку  со двора, да огородами – задворками в лес понесла. Увидел петушок, кто  курочку уволок, залетел вперёд, сел на дубок и дразнит – поёт:

     Ах ты лиска – лиса,

     Что за дивья краса –

     Долгий  нос,

     Рыжий хвост.

     Услыхала  лисичка голосок, поглядела на дубок, остановилась, да так и тянется  петушка прибрать, да высоко, не достать. А петушок всё скок – перескок по веточкам внизок и дразнит – поёт:

     Ах ты лиска – лиса,

     Что за дивья краса –

     Долгий  нос,

     Рыжий хвост.

     Разозлилась лисичка, хочет схватить петушка, да ветка высока. Тут она приподнялась, подтянулась, а лапу послабила, курочка  и вырвалась, ко дружку на дубок вспрыгнулась. Петушок закричал: «Ах, ты лисища – хитрища, погубила тебя жаднища. Кри – ку –ку, кри – ку – ку, обманули мы лису!» 

     Приложение  №2

     Сказка  «Золотой серпок»

     Было  то в лето – от весны до осени. Стала матушка – рожь на колос метаться, в пору наливаться. Пришло времечко жать, серпы наточать. Пошёл заяц в железный торжок, купил золотой серпок. А лиса лубяной припасла. Принялся заяц золотым серпом свою полоску жать -  много нажал. Лиса лубяным только намяла – наваляла, ничего и не нажала. Увидела лиса зайцев серп, пришла и говорит:

       - Заюшка, серенький попрыгаюшка,  дай на денёк поработать серпок.

     Заяц  дал. Лиса и была такова: какой день жнёт, серпок не отдаёт.

     Забегал заяц туда – сюда, распустил слёзы  на белы берёзы. Встретил петуха и поведал  свою беду. Петух взялся помочь:

      - Ку – ка – ре – ку, ку – ка – ре – ку, я тебе помогу!

     Приходит  и поёт:

     Идёт  петух на пятах, тащит косу на плечах,

     Лису  посечёт,

     Зайцев  серп отберёт.

     Отдавай, лиса!

     Отдавай, кума!

     А лиса отвечает:

     Вот я тебя, петушищу,

     За  красную бородищу!

     Вот я тебя по коленам

     Еловым  – то поленом!

     Испугался петух и убежал. Забегал заяц туда – сюда, распустил слёзы на белы берёзы. На опушке встретил кукушку и поведал свою беду. Велела кукушка зайцу кричать да по берёзе дубинкой стучать. Сама полетела к лисе и говорит:

Информация о работе Сказки с напевами в детском саду