Слушание музыки как способ развития образного мышления у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

целью исследования является: развитие образного мышления у детей младшего школьного возраста через слушание музыки.
Задачи исследования:
1) Изучить особенности младших школьников;
2) Изучить особенности наглядно-образного мышления в младшем школьном возрасте;
3) Ознакомиться с психолого-педагогической литературой, рассматривающей изучаемую проблему и пути ее решения;
4) Выявить методы и приемы, способствующие влиянию на развитие образного мышления у младших школьников;
5) Провести входящую диагностику, обработать полученные результаты;
6) Спланировать и провести практическую работу по развитию образного мышления у младших школьников через слушание музыки;
7) Провести заключительную диагностику, обработать и сравнить полученные результаты;
8) Сделать выводы о продуктивности проделанной работы;

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
1. Теоретическая часть…………………………………………………………..6
1.1. Психолого-педагогические особенности младших школьников…………………………………………………………….6
1.2. Особенности восприятия музыки младшими школьниками………11
1.3. Слушание музыки как один из видов музыкальной деятельности на уроке музыки в школе ……………………………………………….13
2. Образное мышление………………………………………………………….19
2.1. Особенности развития наглядно-образного мышления в младшем школьном возрасте………………………………………………........23
2.2. Методы и приемы активизации восприятия музыки на уроке…...28
3. Практическая часть………………………………………………………….34
3.1. Описание диагностической методики изучения уровня развития образного мышления ……………………………………………………………34
3.2. Анализ полученных данных…………………………………………36
3.3. Описание поэтапного хода исследования развития образного мышления средствами слушания музыки по методики Н. Басина, О. Суслова «С кисточкой и музыкой в ладошке»…………………………………………..37
3.4. Результаты проведения исследования, выводы и рекомендации…...37
Заключение……………………………………………………………………….44
Список используемой литературы……………………………………………...45

Вложенные файлы: 1 файл

Жакупова. Слушание музыки как способ развития образного мышления у младших школьников.doc

— 390.00 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки РФ

КГБОУ СПО «Красноярский педагогический

колледж № 1 им. М. Горького»

 

 

Выпускная квалификационная работа

по  методике музыкального образования

 

 Слушание музыки как способ развития образного мышления у  младших школьников

 

 

 

 

Выполнила: Жакупова Ирина Александровна студентка 4 курса отделения «Музыкальное образование»

Руководитель: Агапова Елена     Михайловна

                                  ВКР допущена к защите:                    

                                    Оценка ГАК:                                                                                        

2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………….3

  1. Теоретическая часть…………………………………………………………..6
    1. Психолого-педагогические особенности младших школьников…………………………………………………………….6
    2. Особенности восприятия музыки младшими школьниками………11
    3. Слушание музыки как один из видов музыкальной деятельности на уроке музыки в школе ……………………………………………….13
  2. Образное мышление………………………………………………………….19
    1. Особенности развития наглядно-образного мышления в младшем школьном возрасте………………………………………………........23

 

    1. Методы и приемы активизации восприятия музыки на уроке…...28

 

3. Практическая часть………………………………………………………….34

      3.1. Описание диагностической методики изучения уровня развития образного мышления ……………………………………………………………34

      3.2. Анализ полученных данных…………………………………………36

      3.3. Описание поэтапного хода исследования развития образного мышления средствами слушания музыки  по методики  Н. Басина, О. Суслова «С кисточкой и музыкой в ладошке»…………………………………………..37

     3.4. Результаты проведения исследования, выводы и рекомендации…...37

Заключение……………………………………………………………………….44

Список используемой литературы……………………………………………...45

Приложения……………………………………………………………………...50

 

 

 

 

Введение

       

В  современном  обществе слушание музыки, благодаря  широко развитой

концертной  деятельности, развитию многообразных  видов технических

средств, способных  воспроизводить музыку становится доступной  формой

общения с искусством широких слоев населения. Поток музыкальной

информации  практически безграничен. Тем важнее становится проблема

организации целенаправленного  слушания музыки, формирование и развитие

наглядно-образного мышление у младших школьников на уроке музыки.

Обманчиво впечатление, будто серьезная  музыка слушается сама по себе, без

определенных  усилий – эмоциональных,  волевых, интеллектуальных. И если

каждый понимает, что путь к чтению лежит через  специальное  научение, то

далеко не каждому  ясно, что такой же  путь ведет  к культуре  восприятия

музыки. Задача заключается именно в том, чтобы  процесс восприятия был

активным, творческим.

        Основы музыкальной культуры  школьника закладываются, прежде всего, на уроках музыки в школе. Именно здесь он может приобщиться к искусству, от которого, по словам Гёте, «расходятся пути по всем направлениям». (13) Годы жизни, когда ребёнок особенно чуток ко всему окружающему, решающие в его музыкальном и эстетическом развитии. 
       Детство является периодом наиболее благоприятным, сензитивным для становления музыкальности и музыкальных способностей. Упущение этого периода невосполнимо. Общение с музыкой, картинами великих художников, с литературными произведениями формирует творческую личность, создает благоприятные условия для развития эстетических эмоций, по выражению Л. Выготского, «умных» эмоций.(15) Ведь эмоциональная отзывчивость связана с эмоциями высшего порядка и лежит в основе эстетического сознания личности школьника. Музыка-искусство «интонируемого смысла» (Б. Асафьев), что и определяет богатство эмоционально-смыслового содержания музыкальных произведений. Благодаря музыке в ребёнке пробуждается представление о возвышенном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. (4) Музыка помогает школьникам познать мир, воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и помогает развивать образное мышление, любовь к жизни, внимание к другому человеку, природе.

        Так формируется полноценная личность, школьник способный чувствовать и сострадать. Влияние музыки на развитие личности огромно, поскольку она обладает специфическими возможностями воздействия на сферу чувств, внутренний мир человека. В настоящее время, благодаря достижениям технического прогресса, в повседневной жизни школьник постоянно окружен музыкой. Избыток всевозможной звуковой информации приучает его слух скользить по поверхности, слушать музыку, не вникая в неё, воспринимать её как фон. Для того чтобы школьник не потерялся в этом мире звуков, чтобы музыка стала для него значимой, приобрела  личный смысл, необходимо научить его воспринимать и понимать её образную и нравственную сущность.

       Восприятие музыки – процесс трудоемкий. Для развития способности к восприятию музыки нужны как внешние (звучащая музыка), так и внутренние (психологические) условия. Кроме того, требуется период накопления музыкального опыта. Такое накопление наиболее эффективно происходит в процессе активного участия в музыкальной деятельности – во время пения, игры на инструменте, слушания музыки. И чем раньше начать учить детей слушать и понимать музыку, сопереживать ей, тем быстрее ребенок  раскроется эмоционально.

         Анализ вида деятельности как слушание музыки в общеобразовательной школе и попадает в «поле нашего внимания»: выявление приемов и методов, способствующих развитию образного мышления через слушание музыки в соответствии с особенностями восприятия младших школьников. Все это обусловило актуальность данной работы. В связи с этим большое значение на уроке музыки отводится виду музыкальной деятельности, как «Слушание музыки» который ориентирован на музыкальное и интеллектуальное развитие младшего школьника.

          Таким образом, целью исследования является: развитие образного мышления у детей младшего школьного возраста через слушание музыки.

 

Задачи исследования:

1) Изучить особенности младших школьников;

2) Изучить особенности наглядно-образного мышления в младшем  школьном возрасте;

3) Ознакомиться с психолого-педагогической литературой, рассматривающей изучаемую проблему и пути ее решения;

4) Выявить методы и приемы, способствующие влиянию на развитие образного мышления у младших школьников;

5) Провести входящую диагностику, обработать полученные результаты;

6) Спланировать и провести практическую работу по развитию образного мышления у младших школьников через слушание музыки;

7) Провести заключительную диагностику, обработать и сравнить полученные результаты;

8) Сделать выводы о продуктивности проделанной работы;

 

Объектом исследования  является: процесс развития образного мышления у младших школьников.

 

Предметом исследования является: слушание музыки.

 

Гипотеза исследования: слушание музыки является одним из способов развития образного мышления у младших школьников.

 

Теоретическая и практическая значимость: материалы  исследования могут быть использованы учителями музыки младшего звена общеобразовательных и специальных школ, педагогами дополнительного образования, приоритетным направлением деятельности которых является оптимизация обучения и воспитания учащихся младших классов.

 

 

 

  1. Теоретическая часть
    1. Психолого-педагогические особенности младших школьников

 

        Младший школьный возраст – это важный  период детства, ведущей, в которой становится учебная деятельность. С момента поступления ребенка в школу она начинает опосредствовать всю систему его отношений. Один из ее парадоксов состоит в следующем: будучи общественной по своему смыслу, содержанию и форме, а ее продукты есть продукты индивидуального усвоении.

     В  процессе учебной деятельности  ребенок усваивает знания и  умения, выработанные человечеством. Но ребенок их не измеряет. Что же тогда он делает? Оказывается, что предметом изменения в учебной деятельности является сам ее субъект. Конечно, субъект изменятся в  любой другой деятельности, но нигде больше не остается специальным предметом изменения.

     Вторая  особенности – приобретение ребенком  умения подчинять свою работу  на различных занятиях массе  обязательных для всех правил  как общественно выработанной  системе. Подчинение правилам  формулирует у ребенка умения  регулировать свое поведение и тем самым более высокие формы произвольного управления им. (31,79)

     Учебная  деятельность имеет следующие  структуры: 1)учебные задачи,

2)учебные действия, 3) действие контроля, 4) действие  оценки. Эта деятельность связана,  прежде всего, с условием младшими школьниками теоретических знаний, то есть таких, в которых раскрываются основные отношения изучаемого учебного предмета. При решении учебных задач дети овладевают общими способами ориентации в таких отношениях. Учебные действия направлены на усвоение детьми именно данных способов.

     Основным  новообразованием младшего школьного  возраста является отвлеченное  словесно – логическое и рассуждающее  мышление, возникновение которого  существенно перестраивает в другие познавательные процессы детей; так, память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающий. (31,56)

     Периодизация  основывается на выделении возрастных  особенностей. Возрастными особенностями  называются характерные для определенного  периода жизни анатомно-физиологические и психические качества. Поскольку биологическое и духовное развитие человека тесно связано между собой, то соответствующие возрасту изменения наступают и в психической сфере.

     У  учеников младших классов развиваются  элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.). Возникают коллективные связи, формируется общественное мнение. Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности.

      Восприятие младших школьников  отличается неустойчивостью и  неорганизованностью, но в то  же время остротой и свежестью,  «созерцательной любознательностью". Младший школьник может путать  цифры 9 и 6,мягкий и твердый знаки с буквой "р", но в то же время с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Малая дифференцированностью восприятия, слабость анализа при восприятии отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Опираясь на нее, опытные учителя постепенно приучают школьников целенаправленно слушать и смотреть, развивают наблюдательность. Первую ступень школы ребенок завершает тем, что восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.

      Внимание  младших школьников непроизвольно,  недостаточно устойчиво, ограничено  по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения.

       Память  в этот период имеет преимущественно  наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий. Однако ученики начальной школы не умеют распоряжаться своей памятью и подчинить ее задачам обучения. Немалых усилий стоит учителям выработка умений самоконтроля при разучивании, навыков самопроверки, знаний рациональной организации учебного труда.

       Податливость  и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к  подражанию, огромный авторитет,  которым пользуется учитель, создают  благоприятные предпосылки для формирования высокоморальной личности.

      Основы  нравственного поведения закладываются  именно в начальной школе, ее  роль в процессе социализации  личности огромна.

       Младший школьный возраст характеризуется интенсивным интеллектуальным развитием. В данный период происходит интеллектуализация всех психических процессов и осознание ребенком собственных изменений, которые происходят в ходе учебной деятельности. Наиболее существенные изменения происходят, как считал Л.С. Выготский, в сфере мышления. Развитие мышления становится доминирующей функцией в развитии личности младших школьников, определяющей работу всех других функций сознания.

      В результате «обслуживающие мышление» функции интеллектуализируются и становятся произвольными. Мышление младшего школьника характеризуется активным поиском связей и отношений между разными событиями, явлениями, вещами, предметами. Оно заметно отличается от мышления дошкольников. Для дошкольников характерна непроизвольность, малая управляемость, они чаще задумываются над тем, что им интересно.

Информация о работе Слушание музыки как способ развития образного мышления у младших школьников