Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 17:27, курсовая работа
целью исследования является: развитие образного мышления у детей младшего школьного возраста через слушание музыки.
Задачи исследования:
1) Изучить особенности младших школьников;
2) Изучить особенности наглядно-образного мышления в младшем школьном возрасте;
3) Ознакомиться с психолого-педагогической литературой, рассматривающей изучаемую проблему и пути ее решения;
4) Выявить методы и приемы, способствующие влиянию на развитие образного мышления у младших школьников;
5) Провести входящую диагностику, обработать полученные результаты;
6) Спланировать и провести практическую работу по развитию образного мышления у младших школьников через слушание музыки;
7) Провести заключительную диагностику, обработать и сравнить полученные результаты;
8) Сделать выводы о продуктивности проделанной работы;
Введение ………………………………………………………………………….3
1. Теоретическая часть…………………………………………………………..6
1.1. Психолого-педагогические особенности младших школьников…………………………………………………………….6
1.2. Особенности восприятия музыки младшими школьниками………11
1.3. Слушание музыки как один из видов музыкальной деятельности на уроке музыки в школе ……………………………………………….13
2. Образное мышление………………………………………………………….19
2.1. Особенности развития наглядно-образного мышления в младшем школьном возрасте………………………………………………........23
2.2. Методы и приемы активизации восприятия музыки на уроке…...28
3. Практическая часть………………………………………………………….34
3.1. Описание диагностической методики изучения уровня развития образного мышления ……………………………………………………………34
3.2. Анализ полученных данных…………………………………………36
3.3. Описание поэтапного хода исследования развития образного мышления средствами слушания музыки по методики Н. Басина, О. Суслова «С кисточкой и музыкой в ладошке»…………………………………………..37
3.4. Результаты проведения исследования, выводы и рекомендации…...37
Заключение……………………………………………………………………….44
Список используемой литературы……………………………………………...45
Слушание:
1. «В Багатели ля минор» Л.В.Бетховен
Занятие 2
Тема: «Музыка и архитектура»
Опыт архитектуры
в организации реального
замечательные возможности «материалтзации» музыкального пространства.
Детям предлагается поиграть оригинальным простым конструктором,
представляющим собой систему из арок разного размера, сделанных из
жесткого картона. Но сначала придумываем историю про города. После
первого прослушивания первого произведения дети говорят, что это «Город
беспорядка». В музыки смятение, октавы в правой и левой руке как будто
наступают
друг на друга. После
пытаются договориться. Город, который они представляют, на сей раз,-
«порядочный» (такое забавное название ему дали дети), в нем «живут»
порядок и красота. Третье музыкальная тема построена на сопряжении
крайних регистров фортепиано, между которыми простирается огромное
пространство. Дети дают ему название «Город одиночества».
Слушание:
1.Прелюдия си минор №6, соч. 11 А. Скрябин
2. 12 соната 1часть – тема вариации Л.В.Бетховен
3. Третья музыкальная тема построена на сопряжении крайних регистров
фортепиано, между которыми простирается огромное пустое пространство.
Занятие 3
Тема: «Взаимодействие»
Взаимодействуя с пространством искусства – с музыкой, живописью,
литературой, Мы учимся понимать, чувствовать звук, цвет, слово, и, в
первую очередь, себя. Работая группой, учимся творчески взаимодействовать,
слушать друг друга и использовать идею каждого. Дети будут слушать совсем
небольшой музыкальный фрагмент, как бы микросюжет. Начинаем с
упражнения «звук в ладошку». Предлагаем детям поймать в ладошку звук и
почувствовать его. Дети удобно располагаются у фортепиано и готовят
ладошки. Затем это же упражнение выполняем на доске. По очереди для
каждого ребенка звучит один звук. Дети находят месторасположение своего
звука в плоскости доски по отношению к звучащим ранее звукам, выбирают
цвет мела для его изображения, решают, какого он будет размера и какой
формы. А теперь сыграем целиком эту историю нашими ладошками. Затем
дети изображают все это на листке бумаги. Фигурки на листке
выстраиваются в красивую композицию. Так рождается почти детективная
история о маленьком звуке и его почти похищении.
Слушание:
Занятие 4
Тема: «Театр, музыка и живопись»
Слушание:
(Приказ герцега, «Монтекки и Капулетти», «Танец Джульетты и Париса»).
Дети не знали сюжета «Ромео и Джульетта». Мы не раскрыли названия каждого музыкального номера. Сначала важно открыть, почувствовать самому. Тем интереснее и замечательнее то, как порой они приближаются к пониманию шекспировских смыслов в интерпретации Сергея Прокофьева.
«Приказ герцога», как вспышка, как все сметающий на своем пути взрыв. Это первое, что дети услышали, и первое, что они начинают рисовать. Но пространство музыки более сложное, там есть и тишина, есть далеко и близко. Просим найти место этой далекой тишины.
-Какого она цвета?
-Она приближается к нам, меняется, растет, становится громче?
Теперь надо поместить на листке бумаги и тишину, и взвыв, решить чего больше, как они взаимодействуют.
«Монтекки и Капулетти». Танец рыцарей - это сила, энергия, ритм. У каждого ребенка возник свой образ-метафора прокофьевской музыки. У каждого ребенка возникала своя ритмическая композиция.
«Таней Джульетты и Париса»
После прослушивания дети свои идеи воплощают в рисунке. Так, рисуя музыку Прокофьева, мы идем к Шекспиру. Теперь открытый детьми свой смысл встретится со смыслом драмы.
Итоговое тестирование.
Цель: выявить уровень развития образного мышления после проведения ряда занятий используя методику Н. Басина, О. Суслова «С кисточкой и музыкой в ладошке….»
Задачи:
При проведении итогового тестирования присутствовал весь класс 25 человек. Как и при первоначальном тестировании, школьникам был задан настрой на индивидуальную работу. Строгий регламент времени 10 минут.
Результаты можно представить в виде диаграммы (см. рисунок 2)
Итоговая диагностика
Рис. 2. Развитие образного мышления в 3 «Г» классе
Из диаграммы видно, что 33% детей относиться к низкому уровню, 37% относятся к высокому уровню, 33% детей относятся к среднему уровню. Проанализировав результаты итогового тестирования, и сравнив его с результатами входного, получаем следующее:
Сравнительный анализ результатов
Рис. 3. Развитие образного мышления в 3 «Г» классе
Заключение к главе 3
Результаты практической работы показали, что после проведения рада занятий по методике Н. Басина, О. Суслова «С кисточкой и музыкой в ладошке….» уровень развития образного мышления стал выше на 9%.
Заключение
Рассмотренный методический материал позволяет сделать вывод о том, что разобраться в обилии звучащей музыки школьнику чрезвычайно трудно. Чтобы по-настоящему понять ее, нужно тонко слышать изменения свойств звуков и их сочетаний, осознавать выраженные в музыке мысли и чувства восприятия.
Использование
учителем на уроке самых
Методы и приемы развития образного мышления, могут быть самыми различными - главное - будить детское внимание и воображение, способствовать зарождению любви к музыке и ее пониманию и осмыслению.
Уроки музыки в
общеобразовательной школе
Список используемой литературы
Информация о работе Слушание музыки как способ развития образного мышления у младших школьников