Формирование хоровой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 00:07, реферат

Краткое описание

ЦЕЛЬ данной работы - раскрыть особенности хоровой деятельности в процессе работы на уроках музыки.
ЗАДАЧИ: - раскрыть динамику формирования музыкальной культуры школьников на основе хоровой деятельности;
- обосновать особенности хорового пения - как вида музыкальной деятельности;
- разработать рекомендации по использованию репертуара.

Вложенные файлы: 1 файл

формирование хоровой культуры.doc

— 293.00 Кб (Скачать файл)

Достигнув определенных вершин, творческий коллектив ищет почву 
для своего развития в более сложном репертуаре. В этом смысле репертуар 
должен быть нацелен на перспективу, его постоянно надо в определенном 
смысле «одолевать». Здесь пред руководителем встает еще одна проблема, 
связанная с овладением современным репертуаром. Современные 
композиторы развивают свою технику хорового письма. Наряду с 
техническими приемами хоровых композиций развиваются и наши 
музыкальные представления, музыкально-образное мышление

совершенствуется  певческий аппарат. Всё это составляет закономерный процесс эволюции хорового пения как искусства исполнительского, в котором репертуар, является мощной движущей силой.

Одним из главных критериев  подбора репертуара является принцип доступности, поэтому при составлении репертуара обязательно следует учитывать количественный состав хора и его качественное состояние. Анализируя опыт мастеров хорового дела, как М. Ф. Заринской, Н.Д. Орлова, Е. М. Малинина и опираясь на свою практическую работу, утверждаем, что деятельность хорового коллектива должна строиться на основе знаний педагогов о возрастных особенностях, о природе и возможностях певческих голосов учащихся, с которым он работает. Так, при подборе репертуара хора, руководитель обязан знать наиболее удобные зоны певческих голосов, а

 

также   учитывать   максимальные   возможности   голосов   детей   младшего, среднего и старшего школьного возраста.

Следующий принцип, которым следует руководствоваться хормейстером при подборе репертуара, является постепенность усложнения репертуара. Исполнение сверхсложных произведений. Погоня за популярным репертуаром при отсутствии необходимых вокально-хоровых умений приводит к закреплению ошибок, воспитывает неправильные навыки.

Наряду с этим, в  репертуаре любого коллектива необходимо наличие произведений, представляющих собой определенную трудность для разучивания и исполнения в данном хоре (имеются в виду такие трудности, которые можно преодолеть в процессе работы). Более сложные произведения стимулируют деятельность хора. Коллектив, разучив сложное произведение в своем развитии ,.делает» шаг вперед». Этот принцип- принцип построения обучения на высоком уровне.

В репертуар  хора следует включать произведения трех уровней трудности:

  1. простые произведения;
  2. произведения средней сложности;

3. сложные      произведения,       стимулирующие       технический      и 
художественный рост коллектива.

Хоровой репертуар  должен быть интересным, многоплановым  по характеру, мелодике, ритму, темпу, стилю, гармонии. Нельзя забывать, что в хор дети приходят не только учиться хоровому пению, но и получать удовлетворение от хоровых занятий. В репертуар любого хорового коллектива необходимо включать народные песни, произведения классиков, современную музыку.

Многие школьные хоровые коллективы большую часть  своей рограммы исполняют с сопровождением. Аккомпанемент при разучивании и исполнении хорового произведения играет важную роль. Он поддерживает,

 

дополняет, украшает хоровое звучание, а в ряде случаев, когда сопровождение ведет самостоятельную партию, оно является одним из важных средств музыкальной выразительности. Сопровождение значительно облегчает исполнение, помогает хору не только выдерживать правильный темп, ритм, но и чисто интонировать. Поэтому на начальном этапе работы полезно петь произведения с сопровождением.

Вместе с  тем хормейстер должен ставить перед коллективом задачу овладения навыками хорового пения без сопровождения. Эта форма исполнения всегда составляла одну из ценнейших национальных особенностей русского хорового исполнительства.

Пение a cappella требует от хора высокой исполнительской культуры, технического мастерства. Оно оказывает сильное эмоционально-художественное воздействие не только на слушателей, но и на самих поющих. Возможности пения a cappella велики, о чем свидетельствует вся история русской хоровой культуры.

Навыки пения без сопровождения приобрести не просто. Но именно оно в полной мере музыкально развивает певцов, так как в процессе многоголосного исполнения a cappella наиболее активно совершенствуется гармонический слух, чистота интонации, чувство лада, вокально-хоровая техника.

Репертуар должен быть разнообразным по тематике, жанрам, их стилистическим особенностям, формам строения, художественным средствам музыкального языка. Параллельная работа над музыкально-контрастными произведениями может обеспечить разностороннее вокально-исполнительское развитие участников хора.

Ставя перед  собой задачу создать хор, следует  прежде всего определить, что это будет за коллектив, какой контингент учащихся в возрастном и количественном отношении в нем будет. Важно определить сферу деятельности хора в общественной жизни хора.

 

Одно из важных средств вокального воспитания и  развития заключается в том, что для разучивания берется не одно, а несколько контрастных произведений. Одновременная работа над быстрыми и медленными, кантиленными и «стаккатными» произведениями тренируют вокальный аппарат хористов, включает в хоровую работу творческое начало и сознательность.

В последнее время  многие школьные хоры наряду с высокой  классикой исполняют эстрадную  музыку и даже произведения, включающие элементы джаза.

Выбор произведений для детского хора-дело нелегкое. Рациональнее всего намечать к разучиванию сразу нескольких сочинений, разноплановых как по образному содержанию, так и по своим вокально-хоровым трудностям, планировать репертуар на полгода, год. Лишь в этом случае можно с успешностью сочетать легкое и сложное, песни на «злобу дня» и классические сочинения, «случайные» произведения и хоровые полотна, традиционно служащие украшением репертуара любого детского хора.  

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Передовой опыт обучения хоровому пению в школе основывается на единстве воспитательных и образовательных задач по отношению к репертуару и методам заботы. Идейная направленность, высокий уровень художественного мастерства, текстов и музыки, их единства, разнообразие тем и жанров, учет возрастных особенностей детей - таково применение принципа единства воспитания и обучения по отношению к репертуару.

Чем полнее и ярче восприятие содержания художественных образов разучиваемого произведения, тем продуктивнее, эмоциональнее работа над овладением слуховыми и певческими навыками и музыкальными понятиями. Для каждого возраста взаимодействие воспитательных и образовательных функций имеет свои особенности, анализа- с одной стороны, и овладения навыками, умениями и знаниями - с другой стороны. Взаимодействие воспитательных и образовательных функций в хоровых занятиях обязательна.

Все указанные  принципы (единство воспитания и обучения, эмоционального и сознательного, технического и художественного), применяемые в хоровом обучении, дают настоящий эффект лишь в процессе взаимодействия и взаимовлияния.

Целенаправленное  и целесообразное вокальное обучение - это актуальная проблема с детского возраста. Пение - своеобразное гимнастика, которое благотворно влияет на развитие растущего организма ребёнка. Всё это возможно при правильном певческом воспитании основанном на законах возрастной физиологии. Детский голос обладает необычайной хрупкостью и требует к себе бережного обращения.

Эффективность вокально-хоровой работы в школе  будет зависеть от следующих педагогических условий:

  1. репертуара - как фактора плодотворной работы;
  2. сочетание индвидуальных и коллективных методов работы;
  3. интереса и увлеченности;
  4.  
  5. дисциплинированности;
  6. овладения новых методик.

Вокально-хоровая  работа на уроках музыки в общеобразовательной школе важна не только для нормального развития и функционирования голосового аппарата ребёнка, но и для охраны детского голоса. И эта работа должна проводиться регулярно, ведь только систематические занятия дают качественно устойчивый результат. Хороший, здоровый, правильно поставленный детский голос — это конечная цель вокально-хоровой работы учителя музыки.

Традиции  певческого воспитания детей в России огромный организационный, практический, методический и теоретический опыт хорового пения, накопленный в русской школе, должен составить основу подъёма хорового обучения в современной школе, и тем самым способствовать подъёму хоровой культуры в целом.


Информация о работе Формирование хоровой культуры