Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 00:07, реферат
ЦЕЛЬ данной работы - раскрыть особенности хоровой деятельности в процессе работы на уроках музыки.
ЗАДАЧИ: - раскрыть динамику формирования музыкальной культуры школьников на основе хоровой деятельности;
- обосновать особенности хорового пения - как вида музыкальной деятельности;
- разработать рекомендации по использованию репертуара.
Достигнув определенных
вершин, творческий коллектив ищет
почву
для своего развития в более
сложном репертуаре. В этом смысле репертуар
должен быть нацелен на перспективу,
его постоянно надо в определенном
смысле «одолевать». Здесь пред руководителем
встает еще одна проблема,
связанная с овладением современным
репертуаром. Современные
композиторы развивают свою технику хорового
письма. Наряду с
техническими приемами хоровых композиций
развиваются и наши
музыкальные представления, муз
совершенствуется певческий аппарат. Всё это составляет закономерный процесс эволюции хорового пения как искусства исполнительского, в котором репертуар, является мощной движущей силой.
Одним из главных критериев подбора репертуара является принцип доступности, поэтому при составлении репертуара обязательно следует учитывать количественный состав хора и его качественное состояние. Анализируя опыт мастеров хорового дела, как М. Ф. Заринской, Н.Д. Орлова, Е. М. Малинина и опираясь на свою практическую работу, утверждаем, что деятельность хорового коллектива должна строиться на основе знаний педагогов о возрастных особенностях, о природе и возможностях певческих голосов учащихся, с которым он работает. Так, при подборе репертуара хора, руководитель обязан знать наиболее удобные зоны певческих голосов, а
также учитывать максимальные возможности голосов детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.
Следующий принцип,
которым следует
Наряду с этим, в репертуаре любого коллектива необходимо наличие произведений, представляющих собой определенную трудность для разучивания и исполнения в данном хоре (имеются в виду такие трудности, которые можно преодолеть в процессе работы). Более сложные произведения стимулируют деятельность хора. Коллектив, разучив сложное произведение в своем развитии ,.делает» шаг вперед». Этот принцип- принцип построения обучения на высоком уровне.
В репертуар хора следует включать произведения трех уровней трудности:
3. сложные произведения,
стимулирующие технический
и
художественный рост коллектива.
Хоровой репертуар должен быть интересным, многоплановым по характеру, мелодике, ритму, темпу, стилю, гармонии. Нельзя забывать, что в хор дети приходят не только учиться хоровому пению, но и получать удовлетворение от хоровых занятий. В репертуар любого хорового коллектива необходимо включать народные песни, произведения классиков, современную музыку.
Многие школьные хоровые коллективы большую часть своей рограммы исполняют с сопровождением. Аккомпанемент при разучивании и исполнении хорового произведения играет важную роль. Он поддерживает,
дополняет, украшает хоровое звучание, а в ряде случаев, когда сопровождение ведет самостоятельную партию, оно является одним из важных средств музыкальной выразительности. Сопровождение значительно облегчает исполнение, помогает хору не только выдерживать правильный темп, ритм, но и чисто интонировать. Поэтому на начальном этапе работы полезно петь произведения с сопровождением.
Вместе с тем хормейстер должен ставить перед коллективом задачу овладения навыками хорового пения без сопровождения. Эта форма исполнения всегда составляла одну из ценнейших национальных особенностей русского хорового исполнительства.
Пение a cappella требует от хора высокой исполнительской культуры, технического мастерства. Оно оказывает сильное эмоционально-художественное воздействие не только на слушателей, но и на самих поющих. Возможности пения a cappella велики, о чем свидетельствует вся история русской хоровой культуры.
Навыки пения без сопровождения приобрести не просто. Но именно оно в полной мере музыкально развивает певцов, так как в процессе многоголосного исполнения a cappella наиболее активно совершенствуется гармонический слух, чистота интонации, чувство лада, вокально-хоровая техника.
Репертуар должен быть разнообразным по тематике, жанрам, их стилистическим особенностям, формам строения, художественным средствам музыкального языка. Параллельная работа над музыкально-контрастными произведениями может обеспечить разностороннее вокально-исполнительское развитие участников хора.
Ставя перед собой задачу создать хор, следует прежде всего определить, что это будет за коллектив, какой контингент учащихся в возрастном и количественном отношении в нем будет. Важно определить сферу деятельности хора в общественной жизни хора.
Одно из важных средств вокального воспитания и развития заключается в том, что для разучивания берется не одно, а несколько контрастных произведений. Одновременная работа над быстрыми и медленными, кантиленными и «стаккатными» произведениями тренируют вокальный аппарат хористов, включает в хоровую работу творческое начало и сознательность.
В последнее время многие школьные хоры наряду с высокой классикой исполняют эстрадную музыку и даже произведения, включающие элементы джаза.
Выбор произведений
для детского хора-дело нелегкое. Рациональнее всего намечать к разучиванию
сразу нескольких сочинений, разноплановых
как по образному содержанию, так и по
своим вокально-хоровым трудностям, планировать
репертуар на полгода, год. Лишь в этом
случае можно с успешностью сочетать легкое
и сложное, песни на «злобу дня» и классические
сочинения, «случайные» произведения
и хоровые полотна, традиционно служащие
украшением репертуара любого детского
хора.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Передовой опыт обучения хоровому пению в школе основывается на единстве воспитательных и образовательных задач по отношению к репертуару и методам заботы. Идейная направленность, высокий уровень художественного мастерства, текстов и музыки, их единства, разнообразие тем и жанров, учет возрастных особенностей детей - таково применение принципа единства воспитания и обучения по отношению к репертуару.
Чем полнее и ярче восприятие содержания художественных образов разучиваемого произведения, тем продуктивнее, эмоциональнее работа над овладением слуховыми и певческими навыками и музыкальными понятиями. Для каждого возраста взаимодействие воспитательных и образовательных функций имеет свои особенности, анализа- с одной стороны, и овладения навыками, умениями и знаниями - с другой стороны. Взаимодействие воспитательных и образовательных функций в хоровых занятиях обязательна.
Все указанные принципы (единство воспитания и обучения, эмоционального и сознательного, технического и художественного), применяемые в хоровом обучении, дают настоящий эффект лишь в процессе взаимодействия и взаимовлияния.
Целенаправленное и целесообразное вокальное обучение - это актуальная проблема с детского возраста. Пение - своеобразное гимнастика, которое благотворно влияет на развитие растущего организма ребёнка. Всё это возможно при правильном певческом воспитании основанном на законах возрастной физиологии. Детский голос обладает необычайной хрупкостью и требует к себе бережного обращения.
Эффективность вокально-хоровой работы в школе будет зависеть от следующих педагогических условий:
Вокально-хоровая работа на уроках музыки в общеобразовательной школе важна не только для нормального развития и функционирования голосового аппарата ребёнка, но и для охраны детского голоса. И эта работа должна проводиться регулярно, ведь только систематические занятия дают качественно устойчивый результат. Хороший, здоровый, правильно поставленный детский голос — это конечная цель вокально-хоровой работы учителя музыки.
Традиции певческого воспитания детей в России огромный организационный, практический, методический и теоретический опыт хорового пения, накопленный в русской школе, должен составить основу подъёма хорового обучения в современной школе, и тем самым способствовать подъёму хоровой культуры в целом.