Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 20:33, курсовая работа
Задачи, в свою очередь, можно сформулировать следующим образом:
1) необходимо раскрыть роль и значение внеклассной музыкальной работы в процессе формирования нравственно – эстетических качеств личности путем изучения и анализа специальной и общепедагогической литературы;
2) на основе изученного материала рассмотреть многообразие видов, форм и методов внеклассной работы по музыкальному воспитанию школьников, их взаимосвязь.
Введение…………………………………………………………………………...стр.3
§1.Сущность и особенности внеклассной работы по музыке………………….стр.6
§2. Формы и виды внеклассной и внешкольной музыкально-воспитательной работы……………………………………………………………………………..стр.14
§3. Методика организации внеклассной музыкальной работы с детьми……..стр.26
Заключение………………………………………………………………………..стр.34
Список используемой литературы
Наиболее распространенной
формой внеклассной музыкально-
1. Предварительно проводится беседа. Формы ее могут быть разными — как со всем классом, так и индивидуально с каждым ребенком.
2. Прослушивание ребенка, которое не должно быть очень сложным. Ребенку предлагают спеть знакомую песню. Должны проверяться следующие качества: музыкально- слуховые представления, чувство ритма, эмоциональность, музыкальная память, наличие певческих данных поющего: чистота интонации, хороший диапазон, качество певческого голоса. Критерием оценки является «чистое» пение. Количественный состав детского хора может быть 24 — 30 человек. Руководитель хора должен хорошо знать психофизиологические особенности детей, бережно относиться к голосам. Основной задачей работы с детским хором является выработка у певческого коллектива навыков чистого интонирования, умения пения в ансамбле, художественно- выразительное исполнение. Вокально-хоровая работа оказывает огромное влияние и на оздоровление детей и развитие их интеллектуальных способностей.[20,стр.33]
Помимо технического мастерства успех хорового дела во многом определяется подбором репертуара для хора: обработки народных песен с сопровождением и без, сочинения русских и зарубежных композиторов, композиторов-песенников. Критериями выбора репертуара для хора являются: соответствие возможностям хора, доступность и понятность в силу возрастных особенностей; высокие художественные качества; небольшие формы, разнообразие жанровой и стилистической направленности.
Процесс разучивания произведений должен делиться на три основных этапа — эскизный, технологический и художественный. Естественным результатом работы является выступление хорового коллектива: в форме сольного или сводного концерта.[12, стр.165-166]
Школьная практика сегодняшнего дня выдвигает и ряд проблемных вопросов, связанных с вокально-хоровой работой: какова специфика начального периода (становления) вокальной деятельности? Какие методы и приемы необходимо выбрать для эффективной, результативной работы с детьми? Каковы условия успешного формирования музыкальных способностей? Важным моментом начального этапа вокально-хоровой работы является правильный выбор песенного репертуара. Очень часто неопытные вокалисты, еще не умея адекватно оценивать свое певческое мастерство, берутся за исполнение сложных в вокальном отношении песен.
Как же развивать способности ребенка, чтобы он, приобретя определенный багаж знаний и умений, мог с легкостью пользоваться им на протяжении всей жизни? Каковы условия успешного развития способностей ребенка? Одно из важных условий - формирование настойчивости, умения максимально сконцентрироваться на достижении цели. Способности развиваются успешнее, если заниматься на пределе своих возможностей и постепенно поднимать эту планку все выше и выше.
Другое условие - повышенная мотивация. Она обеспечивает более интенсивную, активную и самоорганизующую деятельность ребенка, направленную на достижение результата. И наоборот, отсутствие мотивации у ребенка или принуждение его к тому, чем он не хочет заниматься, может погасить его спонтанную активность и законсервировать способности. В процессе воспитания таланта также очень важна поддержка семьи и внимательное отношение педагога. Именно они должны выявить интересы ребенка, определить его склонности и способности, создать моральные и психологические условия для развития этих способностей. Вот некоторые правила для педагогов, которыми необходимо руководствоваться и в вокально-хоровых занятиях с детьми:
— называйте конкретные детали, которые понравились в творческой работе ребенка;
— выражайте удивление и восхищение тем, что делают дети;
— если ребенка что-то раздражает, то постарайтесь внести изменения в ход
и содержание занятий;
— в процессе каждого занятия находите что-то позитивное и отмечайте это вслух. [11,стр.68]
Управлять воспитательным процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но и информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам. [19, стр. 5]
Очень сильно проявляется творческая активность школьников в музыкальных инсценировках, театрализации сказок. Педагогу при этом необходимо владеть методикой хорового театра, иметь немалый опыт, который поможет сформировать и развивать интерес школьников к этому виду музыкальной деятельности. Из опыта работы преподавателя Н. В. Прилуцкой, школа № «Чтобы школьники проявляли живой интерес к музыке, целесообразно экстраполировать содержание, тематику занятий на внеурочное время. «Музыкальное путешествие» для группы продленного дня проходит в форме музыкальных игр (в игровых формах досуга дети испытывают особую потребность). Подвижные игры чередуются с несложными музыкальными заданиями, игрой в «оркестр», песнями, танцами, что вызывает у интерес к музыке и творческую активность.
Развлекательно-познавательный вечер «Вокруг музыки» может быть направлен на изучение ряда доступных музыкальных произведений, знакомство с некоторыми искусствоведческими понятиями. Например, вместе с Незнайкой ребята узнают о воздействии музыки на человека, животных, растения, и что нужно для того, чтобы стать музыкантом. С помощью «Хранителя Муз» школьники пополнят свой багаж музыкальных знаний. На «Вечере весёлой песни» у школьников разовьётся исполнительское мастерство, сформируется музыкальный вкус, интерес. Форма — вечер-концерт — к примеру, знакомство с песенным творчеством В.Я. Шаинского. Музыкальный вечер «Говорун шоу» (по одноимённой ТВ передаче) для истинных знатоков и «говорунов». Участники импровизируют на заданные темы: Я очень люблю петь (танцевать); Мне нравится слушать музыку; Я слежу за творчеством своей любимой группы; Я очень хочу стать настоящим музыкантом и др. Ребята перечисляют музыкальные инструменты, исполнителей, композиторов, правильно составляют ритмические рисунки, правильно называют и записывают музыкальные термины.
Но основой школьной музыкальной работы всегда остаётся классическая, народная и современная серьёзная музыка. Познав суть высокого музыкального искусства, учащиеся смогут лучше разобраться и в многочисленных образцах поп-, рок-, и джазовой музыки. Именно поэтому целью программы «Поле чудес», посвящённой, к примеру, 200-летию со дня рождения М.И. Глинки, явилось повышение интереса и приобщение школьников к классическим образцам творчества родоначальника русской профессиональной музыки. Заранее были вывешены стенды с информацией о Глинке, составлены викторины, кроссворды, сказы из случаев творческой жизни композитора. В последние годы стало популярным «караоке» — любительское исполнение песен под фонограмму «минус голос» (минусовку). На конкурсной программе «Караоке для всех» участники активно исполняют вокальную музыку.
Такие задачи стоят и при подготовке и проведении внеклассного мероприятия «Музыкальный ринг». У нас это форма творческого вечера-встречи двух разножанровых коллективов: фольклорного национального ансамбля « Мощ-хот» и клуба любителей «Брейк-данса». Знакомство на вечере с разными музыкальными направлениями явилось средством пробуждения интереса учащихся к определённым эпохам, творчеству конкретного композитора, исполнителя. Задания и вопросы к участникам (от ведущего и зрителей) требовали творческого использования полученных знаний, развивали мышление, формировали интерес к музыке. Такие беседы, вечера укрепляют авторитет учителя. Школьники начинают воспринимать его, как специалиста, понимающего их интересы, готового к сотрудничеству, разрабатывающего методы музыкального воспитания с их помощью и участием. Конечно, необходим учёт способностей и склонностей, для этого используются разработанные тесты, анкеты, опросники.
С каждым годом наши мероприятия становятся более разнообразными и запоминающимися. Использую красочные грамоты и «открытки», яркое оформление, поощрительные призы, возможные техсредства. Содержание мероприятий недель музыки заинтересовывает школьников, формирует у них эстетический вкус, музыкальную культуру. Учить школьников способам приобщения к миру музыки (сначала сформировать интерес) — задача педагога музыканта, в каком бы классе ни работал. И каждый классный коллектив специфичен и система обучения для каждого своя. В зависимости от способностей класса степень обучения учащихся по музыке достигает 70-90%, а качество обучения — 70-100°. Проходит время, начинаешь вслушиваться в пение и толковые ответы тех, кто ещё недавно не мог ни петь, ни информативно ответить. Невозможной мировать интерес к музыке, приобщать школьников к ней, если тебе сим она не доставляет наслаждения. Трудно добиться от других чёткого выполнения музыкальных заданий и упражнений, если предварительно не показа жизненность и «нужность» того, чему ты их учишь» [10,стр.33]
Выводы:
1) Организация любой из формы внеклассного музыкального занятия должна осуществляться с учетом определенных методических рекомендаций.
2) Организуя внеклассную работу по музыке, следует помнить, что: все виды музыкальных внеклассных занятий должны быть направлены на нравственно – эстетическое воспитание школьников, формирование их музыкальных вкусов и интересов;
3) Успех всей разнообразной работы по музыкальному воспитанию определяется тем, насколько ребята овладевают различными видами музыкальной деятельности и испытывают потребность в ней.
4) Наиболее интересными для детей формами внеклассной музыкальной деятельности являются такие, как музыкальные игры, развлекательно – познавательные вечера, творческие вечера-встречи, любительское исполнение песен под караоке, концерты классической музыки.
Роль внеклассной работы по музыке определяется следующими положениями:
1.Внеклассная работа формирует и развивает личность ребёнка, является одним из условий его музыкально – эстетического развития.
2. Она способствуют расширению кругозора учащихся, получению ими новых и закреплению старых знаний, развитию музыкальных способностей. На внеклассных занятиях развивается серьезное и вдумчивое отношение к музыке, дополняются и расширяются знания о композиторах, их творчестве, о произведениях, не включенных в школьные программы.
3. Вместе с тем внеклассная музыкальная работа выполняет и свою воспитательную функцию. Она развивает творческую инициативу ребят, приучает их к коллективной деятельности.
4. Формы и виды музыкальной внеклассной работы очень разнообразны: это массовые формы – хоровой кружок, кружок ритмики, танцев, музыкальный и кукольный театры, фольклорный ансамбль, вокально-инструментальные ансамбли, школьные праздники, тематические занятия в группах продленного дня; и индивидуальные – к ним относятся кружки индивидуального обучения игре на инструменте. Школьник может выбирать любой понравившийся ему кружок.
5. Наиболее эффективными являются следующие методы работы:
- необходимо соблюдать основные принципы организации внеклассной музыкальной деятельности детей: преемственность, планомерность, последовательность, систематичность и увлеченность;
- разнообразить содержание внеклассных мероприятий, что бы поддерживать интерес детей;
- мероприятия должны быть запоминающимися.
- учитывать возрастные особенности детей и музыкальный уровень их развития, подбирать соответствующие формы проведения внеклассных занятий, доступный музыкальный и литературный материал.
- проводить беседы и опросы, чтобы узнать о музыкальных предпочтениях школьников.
Рассмотрев музыкальную деятельность школы № мы увидели, что дети предпочитают следующие формы внеклассных музыкальных занятий: музыкальные игры, развлекательно – познавательные вечера, творческие вечера – встречи, любительское исполнение песен под караоке, концерты классической музыки, музыкально-досуговые вечера.
1. Алиев Ю. Б. Настольная книга учителя музыки. – М., Владос, 2000
2 Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: «Просвещение», 1983
3.Апраксина О. А. Из истории музыкального воспитания.- М., Просвещение, 1990
4. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Теория музыкального образования. – М., Академия, 2004
5. Арчажникова Л. Г. Профессия – учитель музыки: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1984.
6. Безбородова Л. А., Алиев Ю. Б. Методика преподавания музыки. – М., Академия, 2002
7. Горский В.А., Тимофеев А. А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. — М.: Просвещение, 2010.
8. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. — М.: «Академия», 1998.
9. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. – М.: ВЛАДОС, 2000
10. Журнал «Музыка в школе» №4, 2007
11 .Журнал «Музыка в школе» №6, 2009
12. Ильина Е.Р. Музыкально-педагогический практикум. М.: «Альма-матер» 2008
13. Карцева С. А. Музыкальная фонотека в школе. – М., Просвещение, 1976
14.. Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2002
15.Музыкальное образование в школе. /Под ред. Школяр, 2001
16. Музыкальное воспитание в школе. /Сост. Апраксина О. А., выпуск 16. – М.: «Музыка», 1988
17.Осеннева М. С., Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М., «Академия», 2001
Информация о работе Формы и методы внеклассной работы по музыке в школе