Месса. Главное богослужение католической
церкви называется мессой. В православной
традиции ей соответствует литургия. Во
время мессы совершается одно из христианских
таинств - евхаристия (греч. "благодарение"):
хлеб и вино превращаются в Тело и Кровь
Христа. Таинство евхаристии установил.
Сам Иисус Христос на Тайной вечере (трапеза
Христа и двенадцати апостолов в ночь
накануне иудейского праздника Пасхи)
и заповедал его Церкви. Месса - это воспоминание
о страданиях, крестной смерти и воскресении
Сына Божьего.
Традиции музыкального сопровождения
мессы начали формироваться одновременно
с обрядами католической церкви - в середине
XI столетия. К XIII-XIV вв. сложились главные
песнопения. Они исполняются как церковным
хором, так и прихожанами; каждое звучит
в строго определённом месте службы.
Месса начинается с литургии слова - духовной
подготовки к таинству евхаристии. Прихожане
раскаиваются в грехах, слушают чтение
отрывков из Библии и поют псалмы. Цикл
обязательных песнопений открывает молитва
"Господи, помилуй!" ("Kyrie eleison").
Достаточно древняя по происхождению,
она поётся не на латинском, а на греческом
языке. "Господи, помилуй!" завершает
покаяние. Затем звучит гимн, прославляющий
Святую Троицу, - "Слава в вышних Богу"
("Gloria in excelsis Deo"), больше известный
по сокращённому названию "Слава"
("Gloria"). Латинский текст гимна складывался
очень долго - начиная с VI в., а первые его
строки взяты из Евангелия от Луки (хор
ангелов, возвещающих рождение Христа).
Третье песнопение - "Верую" ("Credo").
Все молящиеся торжественно исполняют
Символ Веры. Значение этого песнопения
особенно велико. Следуя за чтением Евангелия,
оно, во-первых, завершает первую часть
мессы (литургию слова), а во-вторых, "Верую"
- ответ общины Христу, Который обращается
к прихожанам через текст Священного Писания
и проповедь священника.
Ещё три песнопения связаны со второй
частью мессы - литургией евхаристии. Гимн
"Свят" ("Sanctus") посвящён Богу
Отцу. За гимном следует песнопение "Благословен"
("Benedictus"). Его основой стали возгласы
людей, радостно встречавших въезжавшего
в Иерусалим Христа: "Благословен грядущий
во имя Господне" (Евангелие от Иоанна).
Так перед молящимися проходит ещё одно
событие из жизни Иисуса - вход в Иерусалим,
ставший началом Его крестного пути. Именно
поэтому "Benedictus" звучит или непосредственно
перед евхаристией, или сразу после неё.
Совершая чудо евхаристии, Христос снова
жертвует Собой для спасения людей, и музыка
напоминает об этой жертве. Завершает
цикл обязательных песнопений покаянная
молитва "Агнец Божий" ("Agnus Dei").
Её цель - вызвать раскаяние, подготовить
человека к внутреннему преображению,
которое происходит во время причастия.
Обращение "Агнец Божий" восходит
к иудейской традиции резать ягнят накануне
Пасхи (пасхальная трапеза обязательно
включала мясо ягнёнка) и напоминает людям
о том, что перед ними Христос, уже принёсший
Себя в жертву.
Соединённые в рамках одной службы, песнопения
одновременно и показывают образ Божий
(прославление Святой Троицы - "Слава",
"Верую"; Христа - "Слава", "Верую",
"Благословен", "Агнец Божий"),
и рассказывают о тех чувствах, которые
испытывает человек перед лицом Бога.
В эпоху Возрождения мессы стали создавать
как единое многочастное произведение.
Начиная с XVIII в. месса превратилась в самостоятельный
жанр, не связанный непосредственно с
католическим богослужением. Так появились
мессы, предназначенные для большого хора,
симфонического оркестра и солистов. Они
были велики по объёму, поэтому исполнить
их во время службы не представлялось
возможным. Мессы писали не только музыканты
католики; например, к этому жанру обращался
композитор протестант Иоганн Себастьян
Бах.
6.Творчество трубадуров,
Труверов (Франция), Мизингеров и Майстерзингеров.
Искусство трубадуров, зародившееся
в Провансе XII века, было, по существу, лишь
началом особого творческого движения,
характерного именно для своего времени
и почти целиком связанного с развитием
новых, светских форм художественного
творчества.
Многое благоприятствовало тогда в Провансе
раннему расцвету светской художественной
культуры: относительно меньшие разорения
и бедствия в прошлом, во время переселения
народов, старые ремесленные традиции
и сохранившиеся издавна торговые связи,
заметная эмансипация городов, усиление
светской власти и, в силу того, изменения
в быту высших слоев общества, высокое
развитие просвещения. Положительную
роль сыграли и так называемые «божьи
перемирия», то есть ограничение всякого
рода стычек среди населения, сдерживание
«воинственных», агрессивных намерений
и привычек рыцарства — ради мирного развития
городов, торговли, ремесла.
В таких исторических условиях складывалась
рыцарская культура позднего средневековья:
не одни лишь жестокие крестовые походы,
но и мирная жизнь в Южной Франции определили
новые свойства художественного мировосприятия
поэтов-музыкантов из среды рыцарства.
Однако то, что мы называем искусством
трубадуров, все-таки много шире по своему
историческому значению, чем достояние
одной лишь рыцарской культуры.
К сожалению, исторические сведения о
личностях трубадуров и труверов — и материалы
сохранившихся их произведений в большой
степени остаются взаимно не связанными.
Искусство трубадуров развивается в
пределах без малого двух столетий с конца
XI века. Во второй половине XII века известны
уже имена труверов как поэтов-музыкантов
на севере Франции, в Шампани, в Аррасе.
В XIII столетии деятельность труверов становится
более интенсивной, тогда как искусство
провансальских трубадуров завершает
свою историю. Труверы в известной мере
наследовали творческой традиции трубадуров,
но вместе с тем их произведения были явственнее
связаны не с рыцарской, а с городской
культурой своего времени. Впрочем, и в
среде трубадуров находились представители
различных общественных кругов. Так, первыми
трубадурами были: Гийом VII, граф Пуатье,
герцог Аквитанский (1071—1127) — и гасконец-бедняк
Маркабрюн. От первого из них едва сохранилась
всего одна мелодия (да и то не в оригинальной
редакции), из сорока с лишним произведений
второго всего четыре записаны с музыкой
(в их числе — песни крестоносцев и пастурель).
В дальнейшем среди трубадуров мы находим
самые различные имена, и они помогают
понять неоднородность этой художественной
среды: Джуафрэ Рюдель, граф Ангулемский
(с именем которого связана легенда о романтической
любви к далекой восточной принцессе из
Триполи), автор четырех сохранившихся
образцов любовной лирики.
Бернарт де Вентадорн, сын придворной истопницы, умный, образованный
и талантливый поэт-музыкант лирического
склада (ок. 1150—1195).
Бертран де Борн (ум. в 1196 году) — рыцарь, владелец замка,
политический интриган, известный в свое
время бесчисленными любовными похождениями,
а также военными пристрастиями, получившими
отражение в его поэзии.
Рамбаут де Вакейрас — сын бедного рыцаря, бывший одно время
жонглером; с его именем связан рассказ
о сочинении экспромтом (на мелодию сыгранной
жонглерами эстампиды) песни «Календа
мая», прославлявшей прекрасную даму в
духе рыцарского культа.
Пейре Видаль (ум. в 1205 году) — экспансивный, живой,
бойкий на язык, необычайно подвижный
трубадур, побывавший во многих странах.
Фольке Марсельский — из семьи богатого генуэзского купца
в Марселе, известный своими любовными
увлечениями и любовной лирикой, постригшийся
в монахи и ставший епископом в Тулузе.
Гираут де Борнейль — высоко ценимый современниками, учитель
трубадуров и менестрелей, автор прославленной
альбы (песни рассвета), о котором известно,
что летом он ходил от замка к замку вместе
с двумя жонглерами. Пользовался покровительством
Альфонса VIII, короля Кастилии.
Госельм Феди — сын буржуа, талантливый поэт и музыкант,
проигравший свое состояние в кости и
ставший жонглером.
Гираут Рикьер — из последних трубадуров, плодовитый
и умелый мастер (сохранилось 48 его мелодий),
однако не чуждый духовной тематики и
значительно усложнивший свое вокальное
письмо, удаляясь от песенности.
Еще более многообразна среда труверов,
в которой преобладают горожане (отнюдь
не титулованные), но встречаются и странствующие
рыцари (Жан де Бриен), и участники крестовых
походов (Гийом де Феррьер, Бушар де Марли),
и даже духовные лица. Конон де Бетюн, сын
графа, умный, инициативный крестоносец
(автор песен о крестовых походах), и бедняк-жонглер
Колен Мюзе (однако поэт образованный
и тонкий), Тибо, граф Шампани, король Наварры
(сохранилось 59 его мелодий), и Одефруа
ле Батар, из аррасских буржуа, — таков
круг поэтов-музыкантов, именуемых труверами.
К этому надо еще добавить, что среди
труверов XIII века выделился как крупнейший
представитель их искусства Адам де ла
Аль, который, однако, по существу уже не
был ограничен его рамками и традициями
ни в поэзии, ни в музыке.
Провансальские трубадуры, как известно,
обычно сотрудничали с жонглерами, которые
странствовали вместе с ними, исполняли
их песни или сопровождали их пение, как
бы соединяя одновременно обязанности
слуги и помощника. Между тем со временем
различие между трубадуром (или трувером)
и жонглером несколько стиралось
В музыкально-поэтическом искусстве
трубадуров выделилось несколько характерных
жанровых разновидностей стихотворения-песни: альба (песня-рассвета), пастурель, близкие ей
весенние reverdies, сирвента, chanson de toile
(вольный перевод — «песня прялки»), песни крестоносцев, песни-диалоги
(tenson и jeu-parti), плачи, танцевальные песни.
Это перечисление не является строгой
классификацией. Любовная лирика воплощается
и в альбах, и в пастурелях, и в «песнях
прялки», и в танцевальных песнях. Рыцарское
воспевание прекрасной дамы, идеал молчаливой
верности и прочие куртуазные мотивы отнюдь
не исчерпывают поэтического содержания
этой лирики.
Сирвента — обозначение не слишком четкое.
Во всяком случае это — не лирическая
песня. Звучащая от лица рыцаря, воина,
мужественного трубадура, она может быть
сатирической, обличительной, направленной
на целое сословие, на определенных современников
или события. Самостоятельного музыкального
облика сирвента у трубадуров не приобрела.
Плачи, которые создавались на смерть
кого-либо из прославленных современников
(например, Ричарда Львиное сердце), сохранились
с музыкой лишь в единичных образцах. Песни
крестоносцев создавали уже первые трубадуры
(Маркабрюн), а затем — главным образом
участники крестовых походов, среди них
Конон де Бетюн. Как можно судить на основании
материала специальных исследований,
искусство трубадуров в конечном счете
не изолировано ни от традиций прошлого,
ни от иных современных ему форм музыкально-поэтического
творчества. В «песнях прялки», с одной
стороны, в песнях-диалогах — с другой,
по всей вероятности, преломились давние
традиции народного искусства — в самой
жанровой разновидности их. Вместе с тем
в характере музыкального развертывания
некоторых песен «сквозной композиции»,
в их мелодических фразах справедливо
усматривают генетические черты сходства
с эпической речитацией, воспринятой трубадурами
от старинных «chansons de geste». Сопоставление
песен трубадуров и труверов с песенными
вставками поэмы «Roman de la Rose», написанной
(первая часть, ок.1225 года) Гийомом де Лоррисом,
показывает, что эти явления — одного
художественного круга.
Баллада ведет свое происхождение от плясовых
песен с хором, и в основе ее структуры
тоже лежит определенная периодичность
и повторность, связанные с чередованием
соло и хора. Виреле примыкает к формам
рондо » баллады, но в отличие от рондо
его строфа начинается и заканчивается
одним и тем же рефреном (следующие строфы
начинаются без вступительного рефрена).
Так или иначе все эти структуры могут
быть названы рондальными в широком смысле,
ибо возвращение к одной из музыкальных
строк является их композиционным принципом.
Зарождение и быстрое развитие светского
музыкально-поэтического искусства трубадуров,
впервые систематически фиксированного
в целом, не может не изумлять историка:
даже в более поздние времена не появлялось
такое количество поэтов-музыкантов сразу,
в близких территориальных пределах, не
возникало такое множество произведений.
Искусство трубадуров послужило важным
соединительным звеном между первыми
в Западной Европе формами музыкально-поэтической
лирики, между музыкально-бытовой (отчасти
народно-бытовой) традицией и высокопрофессиональными
направлениями музыкального творчества
в XIII — XIV веках. Поздние представители
этого искусства сами уже тяготели к музыкальной
профессионализации, овладевали основами
нового музыкального мастерства.
В XII и особенно XIII веках воздействие
художественного примера трубадуров становится
ощутимым в ряде стран Западной Европы
— в различных центрах Италии, в Северной
Испании, в Германии. Помимо Адама де ла
Аль, в Италии (на севере, во Флоренции,
в Неаполе, в Палермо) бывали и другие французские
трубадуры, в том числе Рамбаут де Вакейрас,
Пейре Видаль, Госельм Феди. С начала XIII
века провансальские трубадуры и жонглеры
постоянно проникают в Северную Испанию.
При дворе в Барселоне, -при кастильском
дворе они пользуются большим успехом.
Уже Маркабрюн немало путешествовал по
Испании, работал при каталонском дворе
и стал ранее всего известен в стране своей
песней крестоносцев. К барселонским властителям
тяготели Пейре Видаль и Гираут де Борнейль
при дворе в Барселоне много лет находился
Гираут Рикьер. Даже в Венгрию проникало
искусство трубадуров: в самом конце XII
века при дворе венгерского короля оказался
тот же неутомимый Пейре Видаль, который
на этот раз был привлечен пышными свадебными
торжествами. Образцы искусства трубадуров
попадают в XII—.XIII веках в Германию, обращают
там на себя заинтересованное внимание;
тексты песен переводятся на немецкий
язык, даже напевы порой подтекстовываются
новыми словами. Развитие со второй половины
XII века (вплоть до самого начала XV) немецкого
миннезанга как художественного воплощения
местной рыцарской культуры делает вполне
понятным этот интерес к музыкально-поэтическому
искусству французских трубадуров — особенно
у ранних миннезингеров.
Искусство миннезингеров развилось почти столетием позже, чем
искусство трубадуров, в несколько иной
исторической обстановке, в стране, где
поначалу еще не было таких прочных основ
для сложения нового, чисто светского
мировосприятия. Для миннезанга известное
значение тоже имели народно-песенные
истоки (более ощутимые у одних его представителей,
малозаметные у других), но вместе с тем
у немецких поэтов-музыкантов яснее чувствовались
связи с духовной тематикой и церковной
мелодической традицией. Меньше, чем в
Провансе или Аррасе, сказывались в Германии
прямые влияния песни-пляски с ее живыми
ритмами на искусство рыцарского круга,
и последовательнее, чем во Франции, прославляли
миннезингеры любовь возвышенную, идеальную,
граничащую с культом Девы Марии.