Эмоциональная отзывчивость на музыку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования – выявление эффективных путей развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-игровой деятельности. Предмет исследования – психолого-педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования – деятельность направленная на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий в детском саду. Гипотеза исследования: систематическое использование музыкально-игровых методик на занятиях в детском саду будет способствовать развитию музыкальных способностей детей в целом и эмоциональной отзывчивости в частности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ…………………………………………………………………....8
ГЛАВА 2. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ НА МУЗЫКУ. ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ…………………....19
2.1. Развитие способностей в музыкальной деятельности………………….31
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВЫХ МЕТОДИК………………………………………….36
3.1. Классификация музыкально-игровых методик………………………...37
3.2. Педагогические возможности и технологии музыкально-игровых методик на занятиях в детском саду……………………………………………..…42
ГЛАВА 4. ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВЫХ МЕТОДИК………………………………………….48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...53

Вложенные файлы: 1 файл

огл.введ.осн.закл.литер.docx

— 96.24 Кб (Скачать файл)

игры, развивающие музыкальный слух (звуковысотный, тембровый, динамический);

игры, развивающие чувство ритма;

игры, способствующие восприятию музыки посредством движений;

игры, синтезирующие различные виды детской музыкальной деятельности (пение, движение);

музыкально-игровые композиции.

Структура каждого из перечисленных разделов состоит из игровых движений, правил музыкального звучания и музыкально-игровых композиций. Таким образом, игры систематизируются внутри каждого раздела и в пособии в целом.

Разделение музыкальных игр по правилам звучания обусловливает развитие любознательности, воображения, фантазии ребенка. Восприятие музыки — составляющая основа этих игр — требует наблюдательности, сообразительности. Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает звуки по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, обращает внимание на связь различных видов музыкальной игры с характером музыки и определяет этот ее характер. Ребенок учится эстетически оценивать музыкальные произведения.

В процессе творческих музыкальных игр дети вовлекаются в деятельность, требующую фантазии: они оперируют звуками, комбинируют движения танца, ищут выразительные средства для передачи игровых образов, опираясь на имеющийся опыт, дети сами формируют ход музыкальной игры и поведения в ней персонажей. В результате они могут оценить свои действия.

Музыкально-игровые композиции представляют собой сочетание всех видов музыкально-игровой деятельности и элементов театрализации, что дает детям возможность соавторства, а следовательно, безграничного личностного развития.[6]

Определение понятия «музыкальный слух» 
и возможность его развития на материале музыкальных игр

Музыкальный слух является одной из основных музыкальных способностей и входит в понятие «музыкальность», т. е. музыкальный слух — один из важнейших компонентов музыкальности. В широком смысле он представляет собой сочетание звуковысотного, тембрового и динамического слуха.

Ведущую роль в восприятии музыкальных звуков играет их высота, которая ставит их в то или другое высотное положение по отношению друг к другу (выше — ниже, на одной высоте). Значит, музыкальный слух в узком смысле — это, прежде всего, звуковысотный слух (способность воспринимать и воспроизводить высоту музыкального звука), но приоритетная роль звуковысотного слуха не снижает значения тембрового (способность различать окраску звучания) и динамического слуха (способность различать силу звучания).

Развитость всех трех видов музыкального слуха позволяет воспринимать и воспроизводить музыку во всем объеме ее богатства оттенков и красоты.[6]

Музыкальные игры, развивающие звуковысотный слух

В данной теме представлена группа музыкальных игр, формирующих и развивающих у дошкольников музыкально-слуховые способности.

Воспитатель, используя музыкально-дидактические пособия в работе с детьми (при необходимости индивидуальный экземпляр должен быть у каждого ребенка), дает им комплексное (слуховое, зрительное, двигательное) представление о различной высоте музыкальных звуков и их взаимодействии.

Для того, чтобы добиться реальных результатов, воспитатель должен проводить эту работу регулярно, постепенно усложняя задания, поддерживая в детях эмоциональный интерес к познаниям.

Для преодоления трудностей в данных музыкальных играх необходимо обращаться к детскому жизненному и музыкальному опыту, что как нельзя лучше помогают сделать беседы и диалоги с детьми (их можно использовать на всех этапах работы над игрой).

Наконец, данная группа игр развивает творческие способности детей, предлагая им сочинять песенки на 5 звуках на заданный воспитателем текст.

[Приложение А]

Музыкальные игры, развивающие тембровый слух

Приступая к работе над данной группой музыкальных игр, воспитатель в качестве подготовительного этапа может использовать целый ряд бесед о различных тембрах (как вокальных, так и инструментальных). Например, это могут быть беседы о сольном или хоровом пении, об инструментах симфонического или народного оркестра. Огромную пользу может принести знакомство с симфонической сказкой С. Прокофьева «Петя и волк».

В независимости от темы беседы воспитатель должен иллюстрировать ее как музыкальными, так и изобразительными примерами, демонстрирующими особенности того или иного инструмента. Это дает возможность ребенку соединять тембровую окрашенность инструмента с его внешним обликом, что является залогом качественного музыкально-слухового развития и способствует успешной музыкально-игровой деятельности детей.

Развитие тембрового слуха посредством данного вида игр не представляет для детей никаких трудностей. Эти игры, развивая музыкальный слух, дают детям представление о тембровом разнообразии и его значении в музыке.

Для того, чтобы эти представления были у детей прочными и качественными, воспитатель может предложить им после музыкальной игры нарисовать тот или иной инструмент в цвете, осознанно уводя детей от любой конкретики и сюжетности. [Приложение Б]

Музыкальные игры, развивающие динамический слух

Работа над данной группой музыкальных игр проходит легко и просто, т. к. не содержит в себе трудностей для детского восприятия. Эти музыкальные игры необходимы для расширения у детей музыкально-звуковых представлений и обогащения их музыкального опыта.

Единственное условие, которое всегда должен выполнять воспитатель в работе над этим видом музыкальных игр, — обязательная связь динамического разнообразия с настроением и характером музыкальных образов (например, «громко» выражается радость, праздничность, веселье, «тихо» — нежность, убаюкивание, грусть), т. к. само по себе динамическое разнообразие не представляет никакой ценности для формирования музыкальных представлений ребенка. Иначе говоря, если воспитатель приучает детей связывать динамику с настроением и образами в музыке, то они научатся ее воспринимать именно как средство музыкальной выразительности. [Приложение В]

 

Игры, развивающие музыкальную память

Представленный в этой теме вид музыкальных игр является заключающим и как бы итоговым в данном разделе, т. к. дает воспитателю возможность выяснить, насколько дети смогли усвоить пройденный музыкально-игровой материал, а также уровень развития их музыкальных способностей. Очень важно, что дети в данных музыкальных играх имеют возможность вернуться к знакомому материалу в новом качестве, что развивает их музыкальную память. Это облегчает им задачу в игре и увеличивает удовольствие от нее. [Приложение Г]

Таким образом, данная модель может выступить в качестве основы развития эмоциональной отзывчивости на музыку детей дошкольного возраста, в процессе музыкально-игровой деятельности с использованием всех видов детского музыкального творчества, основанного на лучших традициях национальной и общечеловеческой духовности и культуры.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ НА МУЗЫКУ. ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.

 

Широкие возможности  музыкального искусства передавать тончайшие нюансы человеческих чувств, их смену, взаимопереходы определяют специфику музыкального содержания.

Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и обучения. Другим важным теоретическим аспектом проблемы, от которого существенно зависит практика музыкального воспитания, является определение содержания понятий музыкальные способности, музыкальность, музыкальная одаренность. От того, что принимается за основу содержания этих понятий, в большой степени зависят  и направление педагогических воздействий, диагностика музыкальных способностей и т.д.

На разных исторических этапах становления музыкальной психологии и педагогики (зарубежной и отечественной), также и в настоящее время в разработке теоретических, а, следовательно, и практических аспектов проблемы развития музыкальных способностей существуют различные подходы, имеются разночтения в определении важнейших понятий.

Б.М. Теплов в своих работах дал глубокий, всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он сравнивал точки зрения психологов, представлявших самые различные направления в психологии, и излагал свой взгляд на проблему.

Б.М. Теплов четко определил свою позицию в вопросе о врожденности музыкальных способностей. Опираясь на работы выдающегося физиолога И.П. Павлова, он признавал врожденными свойства нервной системы человека, но не рассматривал их только как наследственные (ведь они могут формироваться в период внутриутробного развития ребенка и в течение ряда лет после рождения). Врожденные свойства нервной системы Б.М. Теплов отделяет от психических свойств человека. Он подчеркивает, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей.

Способности Б.М. Теплов определяет как индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо одной деятельности или многих. Они не сводятся к наличию навыков, умений или знаний, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения [4].

Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие "музыкальность".

Музыкальность, как пишет Б.М. Теплов, это комплекс способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, но в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности [4].

Кроме музыкальности, включающей в себя комплекс специальных, именно музыкальных, способностей Б.М. Теплов указывает на наличие у человека более общих способностей, проявляющихся в музыкальной деятельности (но не только в ней). Это творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы и т.д. Качественное сочетание общих и специальных способностей образует более широкое по сравнению с музыкальностью понятие музыкальная одаренность.

Б.М. Теплов подчеркивает, что каждый человек обладает своеобразным сочетанием способностей – общих и специальных. Особенности психики человека предполагают возможность широкой компенсации одних свойств другими. Поэтому музыкальность не сводится к одной способности: "Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости  от наличия и степени развития других способностей" [4].

У каждого человека имеется оригинальное сочетание способностей, определяющее успех протекания той или иной деятельности.

"Проблема  музыкальности, – подчеркивает Б.М. Теплов,– это проблема, прежде  всего, качественная, а не количественная" [4]. У всякого нормального человека есть некоторая музыкальность. Основное, что должно интересовать педагога, не вопрос о том, насколько музыкален тот или другой ученик, а вопрос о том, какова его музыкальность и каковы,следовательно, должны быть пути ее развития.

Таким образом, Б.М. Теплов признает врожденными некоторые особенности, предрасположения человека, задатки. Сами же способности всегда являются результатом развития. Способность по самому своему существу есть понятие динамическое. Она существует только в движении, только в развитии [4]. Способности зависят от врожденных задатков, но и развиваются в процессе воспитания и обучения.

Важным выводом, сделанным Б.М. Тепловым, является признание динамичности, развиваемости способностей. "Не в том дело, – пишет ученый, – что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности" [4].

Поэтому при диагностике способностей бессмысленны какие-либо испытания, тесты, не зависящие от практики, обученности, развития.

Итак, Б.М. Теплов определяет музыкальность как комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного ее осуществления.

Для того чтобы выделить комплекс способностей, составляющих понятие музыкальность, важно определить специфику содержания музыки (и, следовательно, качества, необходимые для его восприятия), а также черты отличия музыкальных звуков от других звуков, встречающихся в  жизни (и, следовательно, качества, необходимые для их различения и воспроизведения).

Отвечая на первый вопрос (о специфике содержания музыки),               Б.М. Теплов полемизирует с представителем немецкой эстетики Э.Гансликом, отстаивающим взгляд на музыкальное искусство как на искусство, которое не может выражать никакого содержания. Музыкальные звуки, по Ганслику, могут лишь отвечать эстетическим потребностям человека.

Б.М. Теплов противопоставляет этому точку зрения на музыку как искусство, имеющее различные возможности отражения жизненного содержания, передачи жизненных явлений, внутреннего мира человека.

Выделяя две функции музыки – изобразительную и выразительную, Б.М.Теплов отмечает, что программно-изобразительная музыка, имеющая конкретные, "зримые" прообразы (звукоподражания, явления природы, пространственные представления – приближение, удаление и т.д.), определенное название или литературный текст, сюжет, передавая конкретные жизненные явления, при этом всегда выражает определенное эмоциональное содержание, эмоциональное состояние.

Информация о работе Эмоциональная отзывчивость на музыку