Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 17:56, курсовая работа
Под политикой организации, как правило, понимается система правил, в соответствии с которой действуют люди, входящие в организацию. Важнейшая составная часть стратегически ориентированной политики организации - ее кадровая политика, которая определяет философию и принципы, реализуемые руководством в отношении человеческих ресурсов. Цель кадровой политики - обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в соответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства и состоянием рынка труда.
Введение
Под политикой организации, как правило, понимается система правил, в соответствии с которой действуют люди, входящие в организацию. Важнейшая составная часть стратегически ориентированной политики организации - ее кадровая политика, которая определяет философию и принципы, реализуемые руководством в отношении человеческих ресурсов. Цель кадровой политики - обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в соответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства и состоянием рынка труда.
Термин "кадровая политика" может иметь широкое и узкое толкование.
В широком смысле это система осознанных и определенным образом сформулированных и закрепленных правил и норм, приводящих человеческий ресурс в соответствие с долговременной стратегией фирмы.
Нередко при широком понимании кадровой политики необходимо обращать внимание на особенности реализации властных полномочий и стиля руководства. Косвенно это находит свое отражение в философии организации, коллективном договоре и правилах внутреннего распорядка. Отсюда следует, что все мероприятия по работе с кадрами - отбор, составление штатного расписания, аттестация, обучение, продвижение -могут заранее планироваться и согласовываться со стратегическими целями и текущими задачами организации.
В узком смысле это набор конкретных правил, пожеланий и ограничений (зачастую неосознаваемых), реализующихся, как в процессе непосредственных взаимодействий между сотрудниками, так и во взаимоотношениях между работниками и организацией в целом.
В этом смысле, например, слова "кадровая политика нашей фирмы состоит в том, чтобы брать на работу людей только с высшим образованием", могут использоваться в качестве аргумента при решении конкретного кадрового вопроса.
1. Государственная кадровая политика и управление
персоналом
1.1. Государство и государственная кадровая политика
Как взаимосвязаны государственная кадровая политика и управление персоналом? В ответе на этот вопрос следует исходить из понимания роли государства как главного субъекта современной общенациональной кадровой политики, ведущей силы социального управления, кадрового обеспечения реформ, становления рыночной экономики и развития демократии. Это обусловлено тем, что государство:
- является политической
организацией многонационального
народа России, юридическим выражением
его воли, в том числе политической,
носителем суверенитета и
- при слабости
ныне формирующихся институтов
гражданского общества
- пока еще является главным собственником (ему принадлежат более 20% предприятий, особенно крупных, природные ресурсы, значительная часть земли и др.);
- выступает ведущим (крупнейшим) работодателем: в государственных и муниципальных организациях (предприятиях) работает 37-38% всех занятых в экономике, 17% - на предприятиях смешанной формы, где велика доля собственности государства.
Следовательно, государство имеет значительные возможности и ресурсы для определения стратегии и тактики формирования
(воспроизводства), развития и рационального использования кадрового потенциала, всех трудовых ресурсов страны.
Легитимное признание стратегии социально-экономического и политического развития России создает предпосылки для разработки концепции государственной кадровой политики в Российской Федерации, а также стратегии кадрового обеспечения государственной и муниципальной службы, отраженной в концепции государственной кадровой политики в государственной службе (кадровой политики в государственной службе).
Отсутствие государственной кадровой политики в Российской Федерации существенно тормозит решение кадровых проблем в обществе. В настоящее время уже сформировались важнейшие концептуальные идеи и отдельные блоки ГКП: в развитии общего и профессионального образования, в кадровом обеспечении государственной и муниципальной службы, в регулировании кадровых процессов в предпринимательской сфере. Другое дело, что кадровая политика (в том числе в сфере государственной службы) проводится непоследовательно, неэффективно; значительная часть профессионально подготовленных кадров используется нерационально, слабо вводится в действие мотивационный ресурс. Одной из причин такого положения является несформированность в организациях, в том числе в государственном управлении, эффективного механизма, призванного реализовывать кадровую стратегию субъекта управления. Таким механизмом выступает управление персоналом.
1.2. Соотношение государственной
кадровой политики и
Общеизвестно, что термин «управление персоналом» пришел к нам из-за рубежа, из сферы организации производства, главным образом из бизнеса, как система эффективного, рационального использования способностей человека, «человеческого ресурса» в организации.
В сфере бизнеса управление персоналом имеет свои отличия от управления персоналом в государственной службе. Несмотря на это, в управлении персоналом и в сфере бизнеса, и в сфере государственной и муниципальной службы больше того, что их объединяет.
Управление персоналом и в сфере бизнеса, и в государственном управлении является механизмом реализации кадровой политики субъекта управления.
В правовых государствах используемые в практике управления персоналом кадровые технологии имеют нормативные правовые основы применения.
Управление персоналом стало профессиональным видом деятельности, требующим высокопрофессиональных специалистов.
В государственной и муниципальной службе Российской Федерации в настоящее время активно формируется механизм реализации государственной кадровой политики, основной частью которого является управление персоналом государственной службы.
Управление персоналом государственной службы Российской Федерации - это система управленческого воздействия на работников государственных органов в целях наиболее эффективного использования их профессиональных и личностных способностей и возможностей.
В этом управленческом процессе решаются многие практические задачи формирования и востребованности потенциала кадров конкретного государственного органа, начиная с практики их поиска и отбора на службу, обеспечения профессионального развития и карьерного роста служащих, стимулирования качества и эффективности их труда, создания системы их правовой и социальной защиты и кончая уходом человека со службы с
сохранением определенных социальных привилегий. Соотношение государственной кадровой политики и управления персоналом в государственной службе представлено в табл. 1.
Таблица 1
Соотношение государственной кадровой политики и управления персоналом в государственной службе
Государственная кадровая политика |
Управление персоналом |
По уровню | |
Это стратегия формирования, развития и востребованности потенциала государственного управления (на общегосударственном уровне) |
Это механизм реализации ГКП в рамках конкретного органа власти; это своего рода технологический уровень реализации кадровой политики на первичном, низовом уровне государственного управления |
По содержанию | |
Это комплексный и стратегический подход к кадровому обеспечению государственной службы (включая профессиональные, социально-экономические, государственно-политические, правовые и другие аспекты), к развитию кадрового потенциала государства |
Это прежде всего управление формированием, развитием и использовать профессионально-личностных способностей конкретного коллектива работающих с учетом потребностей данной организации |
По функциональному назначению и субъектам управления | |
ГКП - результат управленческой и правотворческой деятельности государства как главного субъекта управления (высших органов всех ветвей власти) |
Это компонент и механизм реализации ГКП, составная часть управления государственной службой; субъекты управления персоналом - руководство государственного органа, его внутренних структур, в том числе кадровая служба
|
Правовое закрепление | |
Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, других высших органов власти |
Нормативно-правовые акты (приказы положения, распоряжения) руководств министерства, ведомства, данной организации в рамках и на основе федерального и регионального законотворчества |
1.3. Кадровый менеджмент и государственная служба
В последнее время управление персоналом в системе государственной службы иногда отождествляют с управлением «человеческими ресурсами», с «кадровым менеджментом». Вряд ли это оправданно, поскольку эти термины отражают различные аспекты работы с кадрами.
Термин «кадровый менеджмент», отражающий
систему работы с персоналом, зародился
в производственно-
На наш взгляд, возможности использования кадрового менеджмента, прежде всего таких технологий, как кадровый маркетинг, кадровый контроллинг и др., в системе государственного управления крайне ограниченны. Их применение возможно лишь в сфере оказания государством социальных услуг населению, а также в целях сравнительной оценки труда служащего на рынке труда. Это обусловлено рядом обстоятельств.
Во-первых, сфера государственной и муниципальной службы строго регламентирована законами и другими нормативными актами; здесь власть, полномочия ее органов, должности, да и сам труд государственного служащего не могут быть товаром и предметом купли-продажи. Во-вторых, для государства государственный и муниципальный служащий - это не только средство, инструмент достижения целей, реализации функций государственных органов, но и творческая личность, гражданин, которому необходимо обеспечить условия существования и дать гарантии всестороннего развития.
В-третьих, действия государственных и муниципальных служащих как носителей властно-управленческих полномочий имеют юридические последствия, за которые несут ответственность не только они сами, но и государственный орган, государство в целом. Государственная служба регулируется нормами публичного (конституционного, административного и др.) права и лишь в отдельных случаях - частного права (гражданского, трудового и др.), когда служащий выступает не как государственный служащий, а как индивидуум, гражданин.
Поэтому вряд ли обоснованно переносить управленческие и кадровые технологии из коммерческой сферы в государственную, а управленческие решения, должности, государственные услуги превращать в предмет купли-продажи. Все это может стать теоретическим оправданием «коммерциализации» государственного аппарата, его коррумпированности, а в конечном счете привести к «приватизации власти».
В отличие от управления персоналом в предпринимательских структурах управление персоналом в системе государственной службы Российской Федерации происходит в рамках единой системы власти и государственного управления, во имя достижения общей цели, на основе единых правовых, организационных и функциональных принципов.
Управление персоналом государственного органа, будучи самостоятельно функционирующей системой, является составной частью системы управления государственной службой как важнейшего механизма государственного управления.
Отсюда и логика понимания назначения и содержания деятельности основных субъектов управления персоналом - руководства государственного органа как главного субъекта и кадровой службы этого органа как функционально-профессиональной управленческой службы. Ведь именно руководство государственного органа как главный субъект управления персоналом определяет кадровую политику в данной организации и обеспечивает функционирование механизма ее реализации.
Итак, управление персоналом включает в себя решение многих задач организации и функционирования государственной службы России и выступает наиболее действенным механизмом реализации государственной кадровой политики в государственном управлении.
2. Стратегия кадрового
обеспечения государственной
2.1. Характеристика стратегии кадрового обеспечения
В управлении персоналом государственной службы прежде всего важно наметить цели и приоритеты кадрового обеспечения этого социально-правового института - главного мобилизующего и организующего фактора становления системы управления персоналом в государственных органах. При этом необходимо учесть стратегию и принципы формирования и развития системы государственной службы Российской Федерации как единой и целостной общегосударственной системы, на базе и в рамках единой государственной кадровой политики Российской Федерации. Без этого не может быть целостной российской государственности.
Это единство должно быть в главном - в базовых основаниях системы государственной службы Российской Федерации при многообразии кадрового обеспечения, но учитывать региональные и ведомственные различия, специфику ее видов. Поэтому необходим дифференцированный подход к кадровому обеспечению государственного управления в зависимости от уровня (федерального, регионального, муниципального), типа и вида государственной службы, типологии должностей.
Информация о работе Государственная кадровая политика и управление персоналом