Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 23:54, курсовая работа
Цель исследования - рассмотреть становление избирательного права в России.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
рассмотреть историю становления избирательного права России во второй половине XIX – начале XX века;
проанализировать проблемы избирательного процесса в России на современном этапе;
в заключение сделать краткие выводы.
Введение………………………………………………………………...5
1.Избирательное право России в XIX-начале XX века………………6
2.Избирательное право России в 1905-1917 гг……………………….9
3.Избирательное право в советский период…………………………20
4.Избирательное право России на современном этапе………………28
Заключение……………………………………………………………..39
Библиографический список……………………………………………41
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Избирательное право России в XIX-начале XX века………………6
2.Избирательное право России в 1905-1917 гг……………………….9
3.Избирательное
право в советский период………………
4.Избирательное право России на современном этапе………………28
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………………41
ВВЕДЕНИЕ
В процессе развития любой страны избирательные права и процедуры занимают особое место. Россия не является исключением. На протяжении столетий она накапливала опыт демократического государственного устройства.
Современная избирательная система России формировалась в сложных условиях, что говорит об актуальности выбранной темы.
Цель исследования - рассмотреть становление избирательного права в России.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1.Избирательное право России в XIX – начале XX века
Реформы 1861 года стали крупнейшими событиями отечественной истории и дали мощный импульс формированию системы избирательного права в России и наделению избирательными правами широких слоев населения. Освобождение громадной массы крестьян от крепостной зависимости, упразднение вотчинной власти дворян, разрушение важнейших институтов феодального права - все это потребовало перемен в системе местного самоуправления. Эти предпосылки вызывали к жизни земскую (1864 г. ) и городскую (1870 г.) реформы, повлекшие за собой изменения в российском избирательном праве.
Начало земской реформе положил указ Александра II от 1 января 1864 года и «Положение о губернских и уездных земских учреждениях».1 В 34 губерниях России предстояло сформировать органы земского самоуправления сроком на три года. В выборах участвовали все сословия российского общества. В основу избирательной системы был положен принцип выборов по сословиям. Избиратели делились на три курии: местные землевладельцы, крестьянские общества и горожане - владельцы недвижимости, а также торговых и промышленных предприятий.
Выборы
уездных земских гласных
К участию в выборах допускались лица, достигшие 25 лет. Не могли участвовать в выборах иностранцы, лица, осужденные по приговору суда, находящиеся под следствием или судом. Избиратели могли голосовать по доверенности или уполномочию. Законодательство о выборах земских учреждений было достаточно сложным. Вскоре после его издания последовали разъяснения министерства внутренних дел о практике применения закона. Особенно это касалось определения цензов.
В 1870г. правительство
произвело реформу городского самоуправления,
которое к этому времени
Все избиратели в соответствии с размером уплачиваемых ими городских налогов, делились на три курии: крупных, средних и мелких налогоплательщиков; каждая курия платила треть городских налогов и избирала треть гласных. Голосование было тайным, каждый отдавал свой шар за того или иного кандидата. Допускалось и голосование по доверенности.
Гласным городской думы мог быть избран любой горожанин, имевший право голоса, если он изъявлял на то желание или был предложен кем-либо из избирателей. Избранными считались кандидаты, получившие на выборах более половины голосов, при этом число избирателей, присутствующих на собрании, должно было превышать число избранных гласных.
В 1892 году правительство пошло на изменение системы выборов в органы городского самоуправления: состав избирателей был ограничен повышением имущественного ценза, ликвидирована куриальная система выборов.
Несмотря на неравный и цензовый характер, а также ограничения, вносившиеся правительством в избирательное законодательство, выборы органов земского и городского самоуправления сыграли огромную роль в общественно-политической жизни России. Изменения, произошедшие в стране в результате реформ 60-70-х гг. XIX века способствовали зарождению в России элементов гражданского общества и складыванию правового самосознания.
Участие в выборах значительной части населения страны способствовало его приобщению к общественной деятельности, участию в местном управлении. Сама избирательная практика, атмосфера вокруг выборов свидетельствовали о глубоких сдвигах в сознании и социальной психологии российского обывателя. Земские и городские выборы, деятельность гласных - все это в немалой степени подготовило население России к последующему участию в думских выборах.
2.Избирательное право России в 1905-1917 гг.
В начале XX века в государственном устройстве и политической жизни России произошли значительные перемены. Революционные события 1905-1907 гг. заставили правящие круги пойти на существенное ограничение самодержавной власти. Впервые в истории России был создан общегосударственный представительный орган - Государственная дума. Население получило политические права, стала реальностью многопартийная система. Все это привело к изменениям в избирательном праве. В период первой русской революции сложилась система избирательного законодательства, определявшая порядок формирования Государственной думы и Государственного Совета. Существующее законодательство о выборах органов земского и городского самоуправления не претерпело изменений.
В основе
избирательной системы, определенной
«Положением о выборах в
17 октября 1905 года был обнародован Манифест Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка». Вслед за публикацией Манифеста были изданы новые законодательные акты, составившие правовую базу деятельности Государственной думы: Указ «Об измени положения о выборах в Государственную думу» (11 декабря 1905 г.), Манифест «Об изменении Учреждения Государственного Совета и пересмотре «Учреждения Государственной думы» (20 февраля 1906 г.), а также новое «Учреждение Государственной думы» (Указ от 20 февраля 1906 г.).3
Избирательная система, установленная Указом от 11 декабря 1905 года была наиболее прогрессивной в российской истории до 1917 года. Новый закон декларировал снижение имущественного ценза, что давало возможность участвовать в выборах фабричным рабочим. По данной системе были проведены выборы в I-ю (февраль-март 1906 г.) и II-ю (январь-февраль 1907 г.) Государственные думы.
Новое избирательное законодательство вызвало широкие дискуссии в обществе. Одни называли его антидемократичным, считая, что выборы при этой системе не могут быть всеобщими и равными. Их оппоненты утверждали, что всеобщего и равного избирательного права вообще реально не существует, так как оно всюду ограничено многочисленными цензами (имущественным, возрастным, образовательным, оседлости), отстраняющими от участия в выборах лиц, не способных сделать свой выбор осознанно.
Первая избирательная кампания по выборам в Государственную думу показала, сколь разнообразны мнения о выборах. Наибольших успехов на выборах в I Государственную думу добилась конституционно-демократическая партия - ее фракция насчитывала 153 депутата. Весьма представительной была и крестьянская группа (трудовики) - 107 депутатов. Правые партии потерпели сокрушительное поражение, не проведя ни одного из своих кандидатов. Ожидания правительства получить управляемую Дум не оправдались. Не стала таковой и II-я Дума.
С весны 1907 года, когда революционное движение явно пошло на убыль, правительство приступило к разработке нового избирательного закона 3 июня 1907 года был обнародован манифест «О роспуске Государственной думы и времени созыва новой думы и об изменении порядка выборов в Государственную думу» и вместе с ним новое «Положение о выборах в Государственную думу».4 Этот документ содержал целый ряд более консервативных норм по сравнению с действовавшим до этого избирательным законом. Новые законодательные акты способствовали формированию более лояльного и управляемого состава парламента. Именно по этой системе избирались III и IV Государственные думы.
Деятельность
нового общероссийского
Государственная дума имела право принимать законы, отменять или изменять их, за исключением Основных Государственных Законов, право пересмотра которых принадлежало только императору. Проекты законов, одобренные Думой, поступали на обсуждение Государственного Совета. Принятые обеими палатами, они направлялись на утверждение императора. Законопроекты, не принятые Государственным Советом или Государственной думой, признавались отклоненными. Свод Основных Государственных Законов устанавливал равенство обеих палат в процессе законотворчества. В компетенцию Государственной думы входили законодательная деятельность, утверждение бюджета и контроль над его исполнением, установление налогов и повинностей.
Депутаты Думы имели право запроса к должностным лицам. На основании закона от 6 июля 1908 года депутатам Думы устанавливалось ежегодное казенное довольствие в размере 4 200 рублей. Оно выдавалось ежемесячно но 350 рублей. Каждому члену Государственного Совета полагалось суточное довольствие в размере 25 рублей.5
Для избрания депутатом требовалось личное согласие кандидата. Чиновники, состоявшие на государственных должностях и избранные в Думу, были обязаны оставить службу. Депутатами не могли быть избраны лица, не владеющие русским языком.
Остановимся на характеристике основных черт избирательного права Российской империи 1905-1907 гг. В нем отсутствовали такие принципы, как всеобщность и равенство. Выборы были косвенными, многоступенчатыми, имели классовый и цензовый характер. Законом устанавливался высокий возрастной ценз: к участию в выборах допускались мужчины, достигшие 25-летнего возраста. Женщины права голоса не получили. Кроме того, избирательных прав лишались военнослужащие, студенты, так называемые «бродячие инородцы» (т.е. народы, ведущие кочевой образ жизни), иностранные подданные.
Не допускались к выборам и осужденные за преступления, находящиеся под следствием или судом по обвинению в совершении преступления, недееспособные, лишенные духовного сана или звания, осужденные за уклонение от воинской повинности. Не могли участвовать в них должностные лица - губернаторы и вице-губернаторы, градоначальники и их помощники, а также служащие полиции.
Для участия в выборах устанавливался имущественный ценз, дополнительно не допускавший к ним некоторые слои общества, например, рабочих. Все лица, получившие избирательные права, были разделены на несколько курий, поставленных в неодинаковые условия.
«Положение» от 6 августа 1905 года устанавливало выборы двоякого рода - по городам и губерниям. 26 крупнейших городов Российской империи (Санкт-Петербург, Москва, Баку, Варшава, Вильно, Казань, Киев, Лодзь, Нижний Новгород, Тифлис, Тула, Ярославль и другие) выделялись в особые избирательные округа. Их население избирало депутатов Думы, минуя выборы на губернских съездах. В этих городах применялась двухступенчатая система, при которой избиратели, обладавшие цензом, должны были вначале делегировать выборщиков (160 в столицах, 80 - в других городах), а последние уже избирали самих членов Думы.
Другой,
более сложный порядок