Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 14:57, реферат
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее – Концепция) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 21 июля 2006 года.
Цель разработки Концепции – определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления национальной безопасности и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (2008-2020 годах), укрепления позиций России в мировом сообществе.
модернизация кадровой политики российского сектора исследований и разработок, в том числе путем:
содействие расширению и ускорению использования в экономике результатов российских исследований и разработок, в том числе путем развития инструментов трансфера результатов исследований и разработок между гражданской и военной сферой.
Развитие инновационной инфраструктуры:
радикальное повышение эффективности созданной инновационной инфраструктуры (в частности, ОЭЗ, центров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов и технопарков и т.д.);
развитие финансовой инновационной инфраструктуры, формирование целостной системы поддержки инноваций на основе созданных институтов развития (Банка развития, РВК, региональных венчурных компаний, госкорпорации Роснанотех и т.п.). Предполагается создание с государственным участием фондов прямых инвестиций для повышения капитализации высокотехнологичных компаний, развитие венчурного финансирования, создание государственных, или частно-государственных фондов финансирования отдельных стадий развития инновационного бизнеса. Инновационная финансовая инфраструктура должна быть направлена на поддержку не только бизнеса на ранних стадиях, но и поддержку взросления инновационных компаний, их перехода в более тяжелую весовую категорию;
ускоренное развитие технического регулирования, как важнейшего инструмента стимулирования инновационного развития, путем:
развитие инструментов стимулирования взаимодействия научных, образовательных организаций и бизнеса в инновационной сфере, в том числе путем:
поддержка (в том числе финансовая, административная и инфраструктурная) формирования высокотехнологичных кластеров, продвижения продукции этих кластеров на внутреннем и мировых рынках.
Эффективная интеграция в глобальную инновационную систему:
поддержка вхождения российских предприятий как в секторах высоких технологий, так и в иных секторах в бизнес-альянсы, направленные на создание новых технологий и продуктов глобального уровня конкурентоспособности и предполагающих передачу российским участникам таких альянсов соответствующих технологий и компетенций;
содействие, в том числе путем создания соответствующих фондов с государственным участием, укрупнению, повышению капитализации национальных высокотехнологичных компаний, стимулирование их консолидации в целях создания глобальных высокотехнологичных игроков;
обеспечение участия России в глобальных технологических проектах, международных программах и исследовательских сетях для интеграции в мировое научно-технологическое пространство; разработка и реализация на основе долгосрочного технологического прогноза нескольких масштабных проектов в сфере развития отдельных технологий – национальных технологических инициатив;
интеграция российского сектора исследований и разработок в глобальную инновационную систему, развитие международного сотрудничества, обеспечение доступа российских ученых к исследовательской базе ведущих зарубежных научных центров;
принятие и реализация программы поддержки экспорта высокотехнологичной продукции, услуг, технологий; формирование инструментов поддержки создания и капитализации национальных высокотехнологичных брендов, компенсации расходов на зарубежное патентование и защиту прав интеллектуальной собственности за рубежом, усиление внимания к этой сфере внешнеэкономической деятельности со стороны посольств и торгпредств Российской Федерации;
поддержка покупки зарубежных активов – технологических доноров и центров подготовки персонала, в том числе инжиниринговых и проектных компаний;
развитие и поддержка программ академического обмена и стажировки российских студентов и преподавателей за рубежом и иностранных - в России, поддержка привлечения ученых мирового уровня для преподавательской деятельности в России;
вовлечение российских ученых, уехавших за рубеж, в развитие отечественной науки и технологий в том числе путем оплаты их участия в российских научных проектах, преподавательской деятельности.
Реализация системы технологических и научно-исследовательских инициатив (проектов), обеспечивающих прорывные позиции России в научно-технологической конкуренции на мировых рынках.
Необходимо определение и регулярное уточнение приоритетных направлений прикладной и фундаментальной науки, технологий и техники, формируемых на основе долгосрочных прогнозов технологического развития, включая технологический Форсайт. Такие приоритеты увязываются с задачами реализации конкурентных позиций российской экономики и требованиями национальной безопасности. Это позволит сформировать технологический профиль российской экономики, определяющий ее конкурентные преимущества по отношению к странам-лидерам - США, Китаю и Европе. Реализация приоритетов будет осуществляться как путем первоочередной поддержки фундаментальных и прикладных исследований в соответствующих областях, так и в рамках двух типов стратегических инновационных проектов12.
Первая группа таких проектов ориентирована на опережающее развитие научно-технического потенциала, обеспечивающего глобальную конкурентоспособность России в важнейших технологических областях. В период до 2020 года наибольшее влияние на уровень экономической конкурентоспособности и национальную безопасность будет оказывать прогресс в информационно-коммуникационных технологиях, нанотехнологиях, новых материалах и живых системах. При этом основной эффект будет достигаться на стыке указанных технологий в междисциплинарных областях.
Вторая группа инновационных проектов обеспечит технологическое перевооружение приоритетных отраслей экономики и развитие отдельных прорывных технологий. Первоочередные меры должны быть направлены на преодоление технологического отставания от зарубежных.
Приоритетными направлениями технологического развития, отраженными в перечне критических технологий и поддержанными действующими и перспективными федеральными целевыми программами, являются:
водородная энергетика и производство новых моторных топлив;
создание нового поколения ядерных реакторов и топливных элементов;
разработка новых конкурентоспособных энергетических установок (турбин, генераторов) и эффективных систем передачи энергии на большие расстояния;
разработка специальной техники, способной работать в Арктике и в экстремальных средах;
реализация «прорывных проектов» в авиации по созданию новых поколений авиационной техники и энергоэффективных двигателей (в т.ч. нового поколения газотурбинных двигателей), нового поколения ракетно-космической техники;
новые технологии обработки металлов;
развитие оптоэлектроники, микромеханики и новой архитектуры вычислительных средств;
развитие программного обеспечения и инжиниринговых услуг.
Формирование новой инновационной культуры в обществе и повышение статуса инноватора:
поддержка распространения лучших практик инноваций, в т.ч. управленческих и социальных;
активизация пропаганды роли инноваций для развития экономики и общества, в том числе путем:
В настоящее время сформировался состав высокотехнологичных секторов экономики, в которых Россия обладает, или претендует на создание в среднесрочной перспективе серьезных конкурентных преимуществ. На развитие этих секторов направлен ряд стратегий, долгосрочных (федеральных) государственных программ и комплексов мер, подкрепленных необходимыми финансовыми и организационными ресурсами.
Все эти сектора - авиационная и ракетно-космическая промышленность, судостроение, радиоэлектронная промышленность, атомный энергопромышленный комплекс, информационно-коммуникационные технологии, являются участниками жесткой глобальной конкуренции. Их модернизация невозможна без привлечения иностранных стратегических партнеров, иностранных технологий и компетенций, и в то же время в этих секторах Россия претендует на создание самостоятельных национальных компаний, которые могли бы играть активную роль не только на внутреннем, но и на глобальном рынке.
Авиационная промышленность и двигателестроение
Целью государственной политики в области развития авиационной промышленности и двигателестроения является создание высококонкурентной авиационной промышленности, возвращение ее на мировой рынок в качестве третьего производителя по объему гражданской продукции, достижение 10-15% уровня мирового рынка продаж гражданской авиационной техники на рубеже 2020-2025 годов.
Приоритетными направлениями развития авиационной промышленности станут следующие.
Первое - создание перспективного продуктового ряда авиационной техники и двигателей:
реализация «прорывных проектов» в гражданском авиастроении в кооперации с иностранными фирмами при сохранении за Россией функции системного интегратора. На первом этапе - реализация проектов создания «переходного продукта» (региональных пассажирских самолетов SSJ-100 и глубоко модернизированного Ту-204СМ), продолжение выпуска самолетов Ил-96, Ту-204 и другой готовой к серийному производству авиационной техники, а также освоение лицензионного производства Ан-148;
реализация проекта «истребитель пятого поколения», создание вертолетов нового поколения, реализация проектов создания перспективного учебно-тренировочного самолета и семейства беспилотных летательных аппаратов;
создание семейства военно-транспортных самолетов, отвечающих как требованиям нужд обороны, так и потребностям коммерческой эксплуатации;
развертывание производства авиационной техники малой авиации, развитие которой связано с реализацией национальных проектов и освоением труднодоступных районов;
создание авиационных двигателей нового поколения для «прорывных продуктов», вертолетов и малой авиации, модернизация моделей выпускаемых двигателей в соответствии с требованиями обеспечения конкурентоспособности авиационной техники.
Второе - обновление авиапромышленного комплекса: развитие производственного, конструкторского и научно-исследовательского потенциала, развитие системы подготовки и переподготовки отраслевых кадров, увеличение объема научных исследований, увеличение количества создаваемых новых технологий и ускорение их внедрения, внедрение и развитие новых технологий проектирования и производства авиатехники, расширение применения композиционных материалов в производстве авиационной техники, создание опытных самолетов и двигателей (демонстраторов новых технологий). Снижение трудоемкости серийно выпускаемой авиатехники в среднесрочной перспективе не менее чем в 1,3-1,6 раза.
Третье - поддержка продвижения российской авиатехники на рынки: развитие лизинга, распространение практики лизинга на поставки по военно-техническому сотрудничеству, кредитование экспортных поставок и упрощение таможенного режима, организация политико-дипломатической поддержки, поддержка систем обеспечения жизненного цикла продукции, совершенствование нормативной правовой базы с целью расширения участия в реализации перспективных авиационных проектов иностранных партнеров.
Информация о работе Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации